Консультация для воспитателей "Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
консультация

Колкунова Евгения Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям и муыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._tehnologii.docx17.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.  К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.  Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?  

Принципы и технологии восприятия музыки:  

• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений;

• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе;  

• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности;  

• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы;  

• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности;  

• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском

Саду;  

• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие;  

• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей;  

• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания;  

• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.;  

• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.  

Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;  

2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;  

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.  

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя.

1. организация развивающей среды в группе.  

2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения.  

3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).  

Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать музыкальный  центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.  После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.  На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике.  

Вводная часть.  

Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей.  

Основная часть.

Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном.  

Заключительная часть.

 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании).  

Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях.  Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный ру...