проект "Какой он - мир общения"
проект (средняя группа)
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kakoy_on_-_mir_obshcheniya.docx | 517.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – Детский сад 11»
Проект
«Какой он - мир общения»
педагог – психолог : Монид Л.Е.
г. Зима, 2021 г
Проект
«Волшебный мир общения»
Паспорт проекта
Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Веркасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013) и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Тип проекта: творческий- игровой, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 года.
Актуальность проблемы: Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, и др.)
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Миссия проекта: Повысить уровень развития коммуникативных навыков общения
Проблема: анализ ситуации в группе показал, что в детском коллективе
присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Цель проекта: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность
Задачи проекта:
Для детей:
- Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами
человеческого общения;
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.
- Создавать условия для обогащения предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами по теме проекта
Для педагогов:
- Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения
проектной деятельности.
- Пополнить развивающую среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
Создавать условия для организации детско-родительского сотрудничества в разных видах деятельности.
Основные направления реализации проекта:
- Социально-нравственное развитие.
- Развитие продуктивной деятельности.
- Познавательно-исследовательское развитие.
- Приобщение к художественной литературе.
Вид проекта: Информационный, практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Продукт проекта
- Выставка рисунков «Город волшебных слов»
- Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости»,
«Стихотворения на тему: «Этикет общения».
Прогнозируемые результаты Дети должны знать:
- речевые формулы этикета; общения;
- способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
- нравственные качества людей, их поступков;
- взаимосвязь людей в обществе.
Дети должны уметь:
- осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;
- отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;
- строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;
- соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;
- контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;
- самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;
- владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;
- активно проявлять творчество в процессе общения.
Практическая значимость проекта:
Практические материалы данного проекта могут быть использованы для развития детей в детском саду и семье.
Этапы осуществления проекта
Этапы работы | Мероприятия | Сроки, |
1-й этап Подготовительный Диагностический | Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения; | Сентябрь- ноябрь |
Подборка диагностического инструментария для диагностики эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей; | сентябрь - ноябрь | |
Диагностика родителей; Диагностика детей; | Сентябрь- ноябрь | |
Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков общения у детей | Сентябрь- ноябрь | |
2-й этап Основной | Реализация проекта Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, круглые столы) | Декабрь - март |
Формирование коммуникативных навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через: Образовательную деятельность; Беседы; Игровая деятельность, активизирующая общение; Обыгрывание проблемных ситуаций; Экскурсии; Чтение художественной литературы; | Декабрь- март |
3-этап Заключительный | Подведение итогов по реализации проекта Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости» Оформление отчетной документации: Проект «Волшебный мир общения», информация на сайте. | Апрель - май |
Комплексно - тематический план реализации проекта
№ п / п | ТЕМА | Цель и Содержание работы с детьми | Формы работы | срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | «Встреча с другом» | Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника | 1Беседа «Мои мысли»; 2.Упражнения на преодоление замкнутости, скованности «Путаница», «Котята» ; Игровая ситуация «Ко мне приехал друг» 3 Чтение рассказа Осеевой «Отомстила» 4.Просмотр и обсуждение электр. презентации «Как вести себя с друзьями и родственниками» | Сентябрь |
2 | «Добро и зло» | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и зло, показать ,каким эмоциональным состоянием они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам , пантомимике. | 1.Игровая ситуация «Два волшебника: добрый и злой» 2.Беседа о добрых и злых людях
«Добрый и злой». | октябрь |
3 | «Наше настроение» | Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчив ость настроения; учить детей понимать настроение другого человека |
дидактическая игра для развития мимики. | ноябрь |
4 | «Хорошо ли быть злым?» | Продолжить знакомство с полярными понятиями «доб ро» - «зло» ; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей ,знакомых ,побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способом снятия напряжения ,связанного с чувством злости . |
семицветик».
3Разыгрывание ситуации «Разними дерущихся мальчиков», «Помирись с другом, которого ты обидел» 4.Игра «связующая нить 5 «Лепим сказку» 6 чтение сказки: И. Пивоваров «Вежливый ослик» | декабрь |
5 | «Я и окружающи е» | Способствовать развитию осознанного отношения к социальным нормам поведения; побуждать детей совершать добрые дела, поступки к сверстникам и окружающим людям; | 1 Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Старик сажал яблони» 2Д/игры «Плохие поступки: хорошие поступки», « Окажи внимание другому» 3 С/игра «Детский сад» 4.Игры: «Прорви круг», Поводырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик» | январь |
6 | «Правила дружбы» | Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре. | 1. Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда» 2Чтение рассказа Волгина Т. «Два друга» 3. Повторение пословиц о дружбе 4Дидактическая игра «Оцени поступок»; 5 Игра «Жизнь в лесу» | февраль |
7 | «Поговорим о доброте» | Обобщить представления детей о доброте и эмоционал ьных состояниях ,которые соответствуют этому понятию ,вызвать стремление совершать добрые поступки ; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я». | 1.Беседа – рассуждения «Помоги волшебнику» 2.Чтение басни Л.Н.Толстого «Два товарища,чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова),чтение сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), 3 Беседа по пословицам о добре,
, «Хорошо-плохо». | Март |
8 | «Музыка волшебных слов» | Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.
доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого |
«Волшебные слова»
«Приветствие»
4Дидактическая игра «Вспомни слово» 5 Составление творческих рассказов: «Город вежливости», | апрель |
9 | Итоговое мероприяти е | Выставка рисунков «Город волшебных слов» Альбом «пословицы и поговорки о добре и вежливости » | май |
Содержание работы с родителями
Направление работы | Содержание |
Информационно-рекламная деятельность | Оформление: памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»; рекомендаций «Пожелание родителям», «Информационный калейдоскоп», картотеки коммуникативных игр, мини – библиотека по заданной теме |
Индивидуальные и групповые консультации | Консультации «Как научить вежливости», «Ребёнок- зеркало семьи», «Фантазия-лучшее средство от скуки», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Хорошие и дурные манеры», «Чему способствуют игры детей?»,«История детской агрессивности» «Правила поведения в процессе общения с детьми |
Совместная деятельность детского сада и семьи | Рекомендации для выполнения заданий дома: чтение художественной литературы, повторение стихотворений, оформление пословиц, совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта; посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты. Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду. Оформление материала по проекту. |
Сотрудничество с родителями | Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. |
Приложение №1
Беседа
“Нет друга – ищи, нашел – береги
Программное содержание: Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость.
Познакомить детей с качествами, помогающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым. Реализация проекта «Учим стихи».
Материал: Конверт с письмом, мнемотаблица, Фотографии, мяч, новая игрушка, 4-е тарелки, 2-стакана (1-н с водой), 2-а стакана (1-н с шариками). Магнитофон, листы бумаги с нарисованным деревом (без корней).
Ход:
Здороваются с присутствующими.
- А как можно по-разному поздороваться со своим другом? (здороваются)
- Сегодня утром я получила…Что? (письмо). Как вы думаете от кого?
- Это письмо от моей подруги. Она живет в другом городе – Иркутске. Посмотрите вот на этой фотографии я со своими подругами, познакомились мы в детском саду. Сначала мы были девочками, девушками, мамами, а теперь мы уже и бабушки, но дружим до сих пор. (Показываю фотографии своих друзей со времен детского сада, рассказываю о своих друзьях, сроках дружбы).
-Хотели бы вы так дружить? Поднимите руки, у кого есть друзья?
Сегодня с вами мы поговорим о том, что такое дружба и что нужно для того, чтобы быть настоящим другом.
- Садитесь на ковер. Назовите мне своих друзей в группе среди мальчиков и девочек.
- А сколько у тебя друзей мальчиков? (девочек?), кого больше, меньше? (4- 5детей)
-Я рада, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя.
Послушайте стихотворение: (Степа Гр.)
«Мой Дружок»
Мы с Ромою дружком Не разлей вода живем.
Мы не спорим, не деремся, Мы друзьями с ним зовемся.
Объезжаем с ним мустанга И охотимся за львом, Вместе поднимаем штангу, Не скучаем мы вдвоем.
На космической ракете К марсу смело, мы летим, Там живут, конечно, дети,
Их увидеть мы хотим.
Мой дружок – герой отважный, За меня он бился дважды
С псом свирепым во дворе, Угрожавшим детворе.
Пусть Роме только пять,
Пусть он путает слова И почти не говорит,
Верность дружбе он хранит!
- Как вы думаете, мальчики, о которых говорится в стихотворении, умеют дружить? Почему вы так решили?
- Расскажите о своем друге (подруге), предлагаю мнемотаблицу (составление рассказов о своем друге по плану, предложенному воспитателем)
( - Кто твой друг?
- Расскажите, как вы подружились со своим другом?
-В какие игры вы играете со своим другом?
-Что тебе нравится в твоем друге?) – 4-5 детей
Упражнение «Добрые люди»: дети стоят в кругу, а воспитатель поочередно бросает каждому из них мяч, называет какого либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Пример: Моя сестра играет со мной и помогает мне.
- Игра «Дрозд» (игра в парах) (Садятся на ковер)
-Знаете ли вы, что главное в дружбе - хранить секреты и помогать друг другу и даже, если поссорились, не выдавать секрет.
-Свои секреты можно рассказывать? Кому? (Маме, папе, брату…)
-Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стеклышки (красные, зеленые, желтые), смотрела на солнце и говорила, что я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в группе. Надо мной все смеялись, говорили, что я врушка, а я горько-горько плакала. Ведь я была не врушка, а фантазерка, любила мечтать.
А вот девочка был болтушкой? Почему?
-А кто из вас умеет хранить секреты?
-Вас можно назвать надежным, верным другом?
-А каким надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья? Подруги?
-А внешне, каким должен быть друг? (аккуратным, чистоплотным…)
-А в отношениях? (скромным, добрым, верным…)
-А как интереснее жить? С друзьями или нет?
-Кому легче пережить беду? Тем, у кого друзья или тем, у кого нет друзей?
-Кто хотел бы учиться в школе вместе? С кем?
-Сидеть за одной партой?
Что бы вы выбрали для себя:
«Что бы друзья, друг делали все для вас?»
«Чтобы я умел хранить секрет друзей и помогать им?»
«Чтобы меня считали надежным, верным другом?»
-А бывает, что друзья ссорятся?
Игра «Помири друга»:
Двое хотят играть одной игрушкой – помири их. Твой друг обижен – попробуй помириться с ним.
Игра «Посидим в тишине»:
- А теперь представьте, что ваш друг Ваня заболел, его нельзя будить, а вам необходимо выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки, перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими шариками и т. п.
- Напоминаю детям следующее:
-Нужно всегда помогать друг другу и делиться тем, что сам имеешь.
-Друзья познаются в беде.
-Друзья не обижаются друг на друга.
Ваня выздоровел, и я предлагаю вам порадоваться за него (физ. минутка – танец под музыку)
Беседа на тему «вежливые слова»
Цель: Закреплять умение употреблять в речи слова благодарности и вежливые слова.
Задачи:
-воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей
-развивать память; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе
-помогать детям осваивать формулы словесной вежливости, продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.
Ход
Чтение стихотворения О. Дриза «Добрые слова». Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем, идущим на работу, – Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром», – я кричу.
«Добрый день», – кричу я вслед Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер» – так встречают Всех, домой спешащих к чаю.
- Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (О вежливых словах, вежливости, доброте.)
- Я вам сегодня предлагаю превратиться в маленьких волшебников и отправиться в страну Вежливости. Но сначала нам необходимо вспомнить все вежливые слова, которые мы знаем. (Ответы детей.)
Сегодня мы с вами поговорим о вежливых и «волшебных» словах
- Ребята, а вы знаете, что
означает слово «здравствуйте»? Слово «здравствуйте» очень древнее, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс,
желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте»означает «Будь здоров». Приветствовать можно по – разному. Как можно приветствовать? (привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки,
рукопожатием) А слово «привет» можно всем говорить? (только
другу).Очень хорошо, если, приветствуя человека, вы улыбнетесь, посмотрите в глаза и назовете по имени.
Воспитатель: Ребята, а какие вежливые слова вы говорите, когда разговариваете с друзьями, со знакомыми, с мамой, с папой, с бабушкой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. А теперь послушайте и попытайтесь отгадать загадки о вежливых словах:
1.Старшим людям не грубите И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите Не «привет»,
а… (Здравствуйте) 2.Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало, И оно-то как на грех, Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят,
Если вас благодарят. (Спасибо) 3.Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ Каждый говорит… (Привет)
- «Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: «добрый …. день»!
- Как похоже слово «царствуй»
На приветливое … «здравствуй».
- Друг другу на прощание Мы скажем … «до свидания».
- Когда виноваты, сказать спешите:
«Прошу Вас, пожалуйста,. извините»
- В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше не … перебивай!»
- До чего ж оно красиво,
Слово доброе … «спасибо».
Воспитатель: «Приветствие».
- Ребята, послушайте, я сейчас назову два приветствия, а вы мне скажите, какое вам большое всего понравилось.
- Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: «Здравствуй».
- К девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Катюша».
- Какое приветствие вам больше понравилось?
- Почему?
- Улучшает настроение?
- Оказывается, наши имена – тоже вежливые слова. А почему? Вот сейчас мы поиграем в игру и сами это почувствуем.
4. Игра «Назови ласково».
Дети встают в круг, каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, и дети говорят друг другу фразы типа: «Настенька, ты
умница!» или «Лерочка, какая ты сегодня нарядная».
- Что вы сейчас чувствовали, когда стояли в центре круга?
(От «волшебных»вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.)
Физкультминутка «Вежливый зайчик».
На заре зайчишка встал.
- С добрым утром,- всем сказал, (поклониться вперёд) Солнышку и кочкам, (поклоны вправо- влево) Маленьким цветочкам.
Маме и братишкам, Елочке и шишкам.
Ветру, небу, облакам, (машут руками) Разноцветным мотылькам.
На дорожку вышел, (ходьба на месте) А навстречу мыши!
- Здравствуйте, сестрёнки! – (поклониться) Говорит он звонко.
- Здравствуйте, лисята, (повороты в стороны)
- Здравствуйте, лосята!
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями, С рыбками, стрекозами, Белками и козами.
Вдруг навстречу страшный волк, (изображают волка) Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал, (изображают испуганного зайчика) Хвостик маленький поджал.
А потом закрыл глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал. Даже волк его не съел,
Улыбнулся, подобрел. (улыбнуться и поклониться) Говорит ему в ответ:
- И тебе, косой, привет!
- Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
- Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!»
Итог занятия:
- Мы сегодня много говорили о вежливых словах. Давайте еще раз скажем, что такое «вежливые слова» и когда мы их произносим. И вы, надеюсь, всегда будете их употреблять.
Беседа на тему «О дружбе»
Цель: Формировать умение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым. Формировать умение оценивать поступки сказочных героев.
Познакомить с пословицей о дружбе. Формировать представление детей о дружбе.
Материал: песня о дружбе, плоскостные фигурки и картинки из сказки «Кот, петух и лиса».
Ход деятельности:
Ребята, я сегодня принесла для вас необыкновенную песенку. Послушайте её.
- О чём эта песенка? (о дружбе)
- Подумайте и скажите, что значит жить дружно, дружить?
- А кому нужно уступать игрушки? (друзьям)
- А у вас есть друзья?
- В., у тебя кто друг?
- А ты ему уступаешь игрушки?
- Значит он для тебя кто? (друг)
- Так ребята, кто такие друзья? (воспитатель обобщает ответы детей)
- Ребята, сколько друзей можно иметь?
- А что лучше, когда один друг или много?
- А ты Л., как думаешь?
- А ты как думаешь ?
- А можно, чтобы все дети в группе были друзьями?
- Как ты думаешь?
(воспитатель обобщает ответы детей)
- Ребята, для чего мы ходим в детский сад (встречаться с друзьями, играть и т. д.)
- А взрослые и дети могут быть друзьями?
(я играю с вами, даю игрушки, гуляю, занимаюсь с вами, значит я ваш друг?) Раз я ваш друг, то хочу с вами поиграть.
Игра.
«Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Посмотрите ребята, кто это к нам пришёл.
- Скажите, из какой сказки эти герои? (сказка «Кот, Петух и Лиса»)
- Назовите их.
- Кто спасал петуха от лисы?
- Так кого из этих героев можно назвать друзьями?
- А петуха и лису можно назвать друзьями?
- Почему?
- Как ты думаешь?
- А ты как думаешь?
(правильно ребята, лиса всё время пыталась обмануть петуха, унести к себе в нору. А так друзья не поступают.)
Вот даже среди животных есть друзья.
Послушайте, какая в народе есть пословица. «Друзья познаются в беде».
- Что значит эта пословица? (воспитатель объясняет)
- Вы хотели бы иметь таких друзей, как лиса?
- Почему?
- А таких как кот?
- Почему?
Так вот ребята, будьте такими же хорошими и верными друзьями, как кот. Слушанье песенок о дружбе.
«Вместе весело шагать по просторам», «Улыбка», «Песенка о дружбе» и другие песенки из мультфильмов.
Цель и задачи: Формировать умение слушать песенки аудио, понимать текст песен. Вызывать радостные эмоции, продолжать формировать представление детей о дружбе.
Приложение №2
Картотека Дидактических игр
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Ход игры: дети по сигналу начинают двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
- Один хлопок – здороваемся за руку;
- Два хлопка – здороваемся плечиками;
- Три хлопка – здороваемся спинками.
«Буря»
Цель: снижение негативных эмоций между участниками.
Эта игра помогает детям сплотиться, почувствовать то, что чувствуют другие участники; вызывает ощущение, как после бури, которая прошла, и никто не пострадал.
Ход игры: Все собрались, можно начинать. Потрите ладони, извлекая звук, похожий на начинающийся дождь. Участники вслед за вами должны повторять это движение.
Затем щелкаете пальцами, демонстрируя, что дождь усиливается. Участники повторяют за вами.
Дождь льет все сильнее и сильнее – похлопываете ладонями по коленям. К нему присоединяется гром, который создается потопыванием ног.
И, наконец, наступает пик бури – все вместе сильно топают ногами. После этого буря начинает стихать, и нужно каждое действие проделать в обратном порядке: топот ног, похлопыванием ладонями по коленям, щелканьем пальцев и, в завершение, потирание рук.
Сообщите, что буря прошла, и вы можете продолжить играть.
«Волшебные очки»
Цель: Расширять круг хороших качеств своих товарищей.
Ход игры: Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы
каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».
Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Волшебный стул»
Ход игры: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
«Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
«Назови друга ласково»
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
«Пирамида любви»
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, А все потому, что мы умеем любить сами и любимы».
Дидактическая игра «Волшебные слова»
Цель: воспитывать культуру общения умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Задачи:
-Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
-Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;
- Развивать диалоговую форму речи.
Ход:
(Звучит музыка, дети заходят в группу) Воспитатель: Все мы в группе как семья Рады все и ты, и я,
Очень любим вместе быть С добрым утром говорить. (садятся на стульчики).
Воспитатель:
Ребята, послушайте интересную сказку
«В одной маленькой стране жили люди, которые ни с кем не здоровались. Все ходили хмурыми, а над домами висели серые тучи. Но однажды приехал туда Клоун (слайд 2).Он был веселым и всегда смеялся. А самое главное, он всем желал здоровья и говорил: «Здравствуйте». Клоун решил научить людей говорить вежливые слова, но вот горе… он забыл все вежливые слова.» Воспитатель: Ребята, поможем Клоуну и людям маленькой страны.
Поиграем в игру, которая называется «Волшебные слова». Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй! Собрались ребята в круг Слева друг и справа друг.
Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы, и на правильный ответ вы получите разноцветные сердечки с волшебными словами для сундучка.
-Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?
- А когда видите взрослых?
-Когда вы хотите что-то попросить?
- Что нужно сказать, когда вам что-то подарили?
- Утром, когда просыпаетесь?
-Вечером, когда вы ложитесь спать?
- А еще как можно сказать?
- Если вы кого-то обидели?
- А еще как можно сказать?
- Что вы говорите, когда прощаетесь?
-Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы знаете. Сложим сердечки с волшебными словами, которые вы назвали, в сундучок. А этот волшебный сундучок мы сейчас отправим Клоуну.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Клоун получил наш сундучок с
вежливыми словами. Он научил всех говорить волшебные слова, и люди стали добрее и ласковее. И теперь над страной светит яркое солнце. Мы тоже всегда будем вежливыми!
А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»? Вежливо, с улыбкой.
Рефлексия: «Улыбка»
Дарите друг другу тепло и улыбки! Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды. Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
-Давайте улыбнемся друг другу
Дидактическая игра «волшебный мешочек» с эмоциями Цель: Учить принимать настроение другого человека;
Познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное на строение детей, обогащение словарного запаса.
Материал: мешочек, кубики с изображением различных оттенков настроений.
Ход игры: из волшебного мешочка дети по очереди достают кубики и показывают мимикой, что изображено на кубике.
Картотека мирилок
Консультация для родителей
«Как научить вежливости»
Какой ребенок придется вам больше по душе? Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал "до свидания", или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание запульнул ваш мяч в лужу?
Вы наверняка скажете, что первый ребенок - воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.
Совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым - комфортно находиться с ним рядом.
Итак, вежливость – очень важная нравственная и поведенческая черта личности.
Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения. Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.
Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».
Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, из которых вырастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность.
Вежливая семья.
Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитаны, доброжелательны к ребёнку, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.
Если ребёнок постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста", "спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет
неотъемлемой чертой его личности.
Вежливые слова и поступки.
Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.
Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.
Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек – конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.
Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой – грубит, не слушается,
разбрасывает игрушки, ест руками.
И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия,
«очерчивать» рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто
«набрал в рот воды». Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.
С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам ребёнок уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап – «ябедничества». Ребёнок начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается!»,
«Он не сказал «спасибо!»», «Он ломает чужую машинку!».
И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании – что хорошо, а что плохо.
Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее впечатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны.
Уроки вежливости.
Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.
Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить
соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.
Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г.Остера).
«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды.
- Проследите, чтобы стол, за который садится ребёнок, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).
- Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)
- Приучайте ребёнка, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
-Учите ребёнка правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
- Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
- В конце трапезы - обязательно благодарим за еду.
«Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки.
- Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
- После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место.
- Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.
«Милая мамочка» или общение с взрослыми.
- Побуждайте ребёнка выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
- Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).
- Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т.д.
- Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля.) и вежливыми словами.
«Дружные ребятки» или общение с детьми.
- Побуждайте ребёнка проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть, извиняться и т.д.)
- Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени.
- Приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе - в играх- хороводах, играх-имитациях.
Консультация для родителей
« Дети и родители: как мы разговариваем»
Появление ребенка в семье – праздник для всех. Мы с трепетом ждем рождение малыша, гадаем, на кого он будет похож, строим планы на будущее – кем он станет. Мы радуемся , что малыш здоров ,весел, радуемся его первым шагам и словам – мы любим его. И очень важно, как мы разговариваем с детьми.
Одна из главных задач родителей – помочь детям в развитии социальных навыков. Умение говорить, слушать, пользоваться языком - относится к числу вещей, которые ребенок постигает очень рано. И прежде, чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. Ведь насколько бы легче жилось человеку, если бы он уже с рождения умел правильно общаться, умел бы слушать и слышать, правильно высказывать свое отношение. Но к сожалению, от рождения не заложены эти навыки и способности. Поэтому задача родителей – научить ребенка общаться, т. е. грамотно выстраивать отношения с окружающими.
Большинство взрослых убеждены, что своим детям они внушают только правильные, полезные и спасительные мысли. Согласимся с ними, что все на самом деле обстоит так, но маленький человек, как и впрочем, большинство взрослых чутко реагируют не только на то, что вы ему говорите, но и вне меньшей степени на то, как говорите. Каждый раз, когда случается беседовать с молодыми родителями о стиле их общения с детьми, о допустимости и недопустимости тех или иных разговоров, кто- нибудь непременно скажет: «Так она (он) еще ничего не понимает! Ей (ему) только полтора годика». Конечно, в полтора- два, да и в три годика ребенок и на самом деле очень многого понять не может, это справедливо. Но малыш почти все чувствует. Да он не понимает причины, ссоры между родителями, но все это его беспокоит, пугает,
настораживает. Поэтому при ребенке нельзя повышать голос, кричать. Мы абсолютно уверены: главное – сказать ребенку. Не доходит? Повторить! И очень удивляемся, почему наши правильные, даже мудрые слова дети «не слышат».
Виним их, а зря. Ведь все объясняется просто. В просторечии говорят так : «В одно ухо влетает, в другое – вылетает». Так кто виноват : взрослые или дети?
Необходимо хорошо усвоить то, что говорить надо меньше. А вот показывать, привлекать к участию в совместной деятельности, нужно больше. Любое дело нужно превратить в игру. Подражать копировать ребенку и легче и радостней, чем подчиняться взрослой логике. И нельзя говорить: «Ты мой
маленький». Для ребенка это оскорбление: он хочет видеть себя большим. Родители должны спокойно разговаривать с ребенком. В общении с ребенком необходим о дать понять, что самое главное – это он и ваша семья. Многим родителям кажется, что все, что делает малыш – рисует, размышляет, сочиняет стихи – это пока неважно т. к. несовершенно и незначительно. На самом деле все дела, слова и поступки ребенка точно также важны, как и слова и поступки взрослых. Тогда будет доверие между ребенком и взрослыми. Дети могут многого не понимать, но очень хорошо чувствуют эмоции и потому могут удивить своими советами. Взрослые, советуясь, формируют у детей способность выражать свою точку зрения. Очень важны откровенность и доверие.
В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему выработать положительную самооценку. Родители служат для детей образцом для подражания. Взрослым необходимо научить детей общаться, необходимо развивать речь детей т. к. в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и
быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Основными задачами взрослых являются:
- научить детей понимать речь;
- расширять словарный запас;
- знакомить с обобщающими понятиями
- формировать практические навыки словообразования.
- учить передавать свои впечатления об увиденном и услышанном, событиях окружающей действительности.
Развитие связной речи - один из наиболее сложных разделов. Необходимо научить детей широко воспринимать действительность, составлять развернутые произвольные, логичные высказывания.
Памятка для родителей Ребенок-зеркало семьи
«Поступки родителей — это самый убедительный пример для детей»
В наше время очень много говорится о культурном и
нравственном воспитании детей - разрабатываются различные учебные программы, открываются большое количество центров, домов творчества. Но всё это хороший дополнительный ресурс к главному - воспитательному процессу ребёнка в семье.
Так как же воспитать здоровое и высоконравственное поколение? С чего следует начать? Прежде всего, нужно понимать, что общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей. А крепкие кирпичики – это крепкий дом. Семья для ребенка – это целый мир. От поведения родителей в семье напрямую зависит не только поведение ребенка в обществе, но и становление его как личности. Мать и отец – первые и главные воспитатели в жизни любого ребенка, они учат его понимать людей и ценить жизнь. Они передают детям лучшее.
Очень важно, как родители ведут себя с ребенком – насколько внимательны, добры к нему, отзывчивы. Если родители проявляют достаточно внимания к своему ребенку, проявляют любовь, то ребенок растет в основном доброжелательным и впоследствии своё счастливое детство старается сделать и для своего ребёнка. Обмануть ребенка не удастся, он продолжит перенимать все, что есть тайного и явного у его родителей.
Потому главное, что мы можем сделать для наших детей - это заняться воспитанием самих себя или проще говоря самосовершенствованием. Мы можем научиться быть внимательными и отзывчивыми друг к другу, переставив акцент с
собственной личности на людей, которые находятся рядом. Быть более внимательными к своим родителям, ведь пройдёт совсем немного времени, и ваши дети также будут поступать с вами.
- Мы можем научиться говорить правду, пусть и кажется, что это сложно.
- Мы можем научиться замечать и исправлять свои ошибки, прощать и просить прощения, если мы в чем-то были не правы.
- Мы можем сменить собственное упрямство, недоверие и претензии на понимание, поддержку и взаимопомощь.
И если мы действительно любим и заботимся о своих детях, то будем стремиться измениться в лучшую сторону. По крайне мере, наше старание тоже будет скопировано детьми в их поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей
В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены игры для детей подготовительной группы детского сада, с...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
Легкое общение: игры на развитие навыков общения
Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...
Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».
Реферат по психологии на тему: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....