Краткосрочный проект "Мордовский национальный костюм"
проект (подготовительная группа)

Горнычева Ольга Павловна

Изучение родного края и его культуру начинаем с малых лет, с детского сада. Мы живем в Мордовии. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи мордовского народа.

Особое место в культуре  занимает мордовский национальный костюм. Он очень красив, многодетален, своеобразен, самобытен. История костюма очень древняя, каждый его элемент несет свой смысл, который складывался по крупицам из века в век.  В нем нашли отражение идеалы прекрасного, мировоззренческие принципы и этические нормы одного из больших финно-угорских народов России, формировавшиеся в течение веков. 

Изучая костюм, мы прививаем детям любовь к родному краю и его самобытной культуре, гордость за то, что мы живет в богатом традициями крае.

Поэтому и стоит важная задача – пробудить интерес к изучению мордовского национального костюма, вызвать у детей интерес к искусству мордовского народа,  научить понимать и оценивать красоту мордовских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyi_proekt_-_mordovskii_natzionalnyi_kostum.docx882.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Мордовский национальный костюм»

Актуальность: 

 Изучение родного края и его культуру начинаем с малых лет, с детского сада. Мы живем в Мордовии. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи мордовского народа. Особое место в культуре  занимает мордовский национальный костюм. Он очень красив, многодетален, своеобразен, самобытен. История костюма очень древняя, каждый его элемент несет свой смысл, который складывался по крупицам из века в век.  В нем нашли отражение идеалы прекрасного, мировоззренческие принципы и этические нормы одного из больших финно-угорских народов России, формировавшиеся в течение веков.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Мордовский национальный костюм - это выдающееся явление художественной культуры человечества. Но вместе с тем, его детальному изучению дошкольниками уделяется недостаточно времени, поэтому эта тема вызвала интерес. Изучая костюм, мы прививаем детям любовь к родному краю и его самобытной культуре, гордость за то, что мы живет в богатом традициями крае.

Поэтому и стоит важная задача – пробудить интерес к изучению мордовского национального костюма, вызвать у детей интерес к искусству мордовского народа,  научить понимать и оценивать красоту мордовских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами национального костюма мордовского народа.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с национальным костюмом мордовского народа.

2. Сформировать у детей знания и представления о названиях деталей мордовского костюма. Подвести детей к понятию, что мордовский костюм является частью художественной культуры мордовского народа.

3. Воспитывать у детей уважение и чувство гордости к культуре своего народа, познавательный интерес к родному краю.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации: две недели.

Участники проекта: воспитатель, дети  и их родители.

Необходимые материалы: национальные мордовские костюмы, элементы народной вышивки, репродукции картин мордовских художников.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать особенности национальной культуры мордвы, ее традиций, элементы национального костюма, орнамента вышивки.

Дети должны иметь представление о характерных особенностях изделий национальной культуры; о сочетании и расположении узоров; о материалах и способах изготовления мордовского костюма.

Предполагаемый продукт проекта:

Этапы реализации проекта:

     1  этап – предварительный: 

  1. Определение цели и задач.
  2. Подбор и анализ литературы.
  3. Подбор иллюстративного материала.

  1. этап – основной (практический):
  1. Беседа « Мы в Мордовии живем»
  2. Рассматривание национального мордовского костюма.
  3. Экскурсия в мини музей ДОУ
  4. Просмотр презентаций
  5. Дидактические игры
  6. Чтение мордовский народных сказок
  7. Рисование «Поясное украшение (сёкане)»»
  8. Прослушивание композиций
  9. Консультации для родителей

        3 этап – заключительный:

Выставка рисунков детей

Литература: 

  1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.
  2. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982г
  3. Мордовский народный костюм. Альбом
    Т.П. Прокина, М.И. Сурина. Саранск, 1990

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

  • Беседа «Мы в Мордовии живем»
  • Беседа «Мордовский национальный костюм»
  • Фотоотчёт экскурсии мини музей ДОУ
  • Презентация «Мордовский национальный костюм»
  • Мордовские народные сказки
  • Картотека дидактических игр
  • Конспект занятия по рисованию «Поясное украшение (сёкане)
  • Картотека мордовского музыкального фольклора и музыки композиторов Мордовии
  • Консультации для родителей

Беседа «Мы в Мордовии живем»

Программное содержание:

Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска; продолжать закреплять знания о быте, одежде и национальной кухне мордвы. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней. Продолжать учить работать со схемами.

Формировать правила безопасной жизнедеятельности.

Развивать мышление, внимание, речь, память.

Воспитывать любовь к родному городу, положительное отношение к культурному наследию мордовского народа.

Ход беседы:

Воспитатель: 

В России средь берёзовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили, за моря!

Воспитатель: О чём это стихотворение?

Дети: Стихотворение о Мордовии.

Воспитатель: С чем сравнивается Мордовия?

Дети: С песней матери.

Воспитатель: Да, и что Мордовия является частицей нашей большой многонациональной России, где у каждого гражданина есть права. Одно из прав право на жильё. Мы можем выбрать себе место для проживания, решить, где нам жить в городе или деревне.

Воспитатель: А вы знаете, чем отличается город от деревни?

Дети: В городах большие многоэтажные дома, в деревне маленькие одноэтажные.

Дети: В городах много улиц, дорог по которым ездят машины, троллейбусы, автобусы, а в деревне только машины и их мало.

Дети: в городах есть заводы, фабрики, парки, театры, музеи, а в деревне этого нет…

Воспитатель: А Саранск это город или деревня?

Дети: Саранск – город.

Воспитатель: Правильно. Саранск – город. У него есть свои символы: флаг, герб.

Воспитатель: Саранск большой и красивый город, где много улиц, проспектов, площадей. У каждого есть своё название. У каждого дома есть свой номер. Квартиры тоже различаются по номерам. Благодаря этому человек может точно обозначить своё место на Земле, где он живёт. Это обозначение называется адресом.

Воспитатель: А вы знаете свой адрес? (Дети называют свои адреса).

Воспитатель: Назовите адрес нашего детского сада. Для чего нужно знать свой адрес? Ко всем ли людям можно обратиться за помощью?

Воспитатель: А сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно слушайте, если заметите ошибку, то исправьте.

1. Столица республики Мордовия город Краснослабодск. (Саранск).

2. Самая большая площадь в Саранске Советская.

3. Кукольные спектакли проходят в музыкально-драматическом театре. (В кукольном театре).

4. Памятник погибшим воинам находится на советской площади. (На площади Победы).

5. Саранск самый крупный город в Мордовии.

Воспитатель: О каком городе мы с вами говорили? (О Саранске). Когда-то давно Саранск был крепостью, а потом уездным городом. И жизнь наших прабабушек и прадедушек была совсем другой, ни как у нас. Хотите узнать, как они жили? Тогда давайте пойдём в хранительнице народных традиций, она расскажет нам.

 Шумбрачи, эйкакшт!

Шумбрачи, инжеть!

Сейчас мы поговорим с вами о том, как раньше люди жили в нашем крае.

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши прабабушки, и прадедушки жили в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по эрзянски-веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля,

Что этому народу жизнь дала.

-Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.

• Человек без Родины, что птица без гнезда.

• Родная земля - родная мать.

• Каждый дом своего хозяина имеет.

• Куда иголка туда и нитка.

Мордовские деревни были небольшими, всего в несколько домов. Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

- А вы знаете мордовскую народную игру «Горшочки»? (да). А давайте поиграем!

-А вы знаете, как нужно играть, чтобы игра приносила радость, а не синяки и обиды?

Правила игры: Дети делятся на пары, один из пары горшочек, другой хозяин, тот,  кто остался без пары, покупатель. Покупатель выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:

-Продашь свой горшок.

Хозяин отвечает: Продам

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: вейке (один, кавто (два, колмо (три) чийть (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и  хозяин, а другой становится покупателем.

Воспитатель:  В мордовской старинной избе большое место  занимала печь. Она кормила, спасала от холода, избавляла от болезни (хвори). А сколько сказок было рассказано на печи! Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса»!

Детей в семье было много. Кроме сказок они любили слушать колыбельные песни.

Воспитатель: Ребята,  давайте мы тоже споём колыбельную песню:

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Воспитатель: Вечером зажигались лучины. Это было первым средством освещения избы. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой, для того чтобы пепел не падал на стол и не случился пожар.

На смену лучине пришла свеча. Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину. Керосиновые лампы изобрели позднее, когда появился керосин. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и по улице.

-Вечерами мужчины плели из лыка лапти, подшивали валенки. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: вышивали, вязали, шили, делали из ниток кукол своим младшим сёстрам.

Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее в сундуках (Эрямо парь).

В середине избы стоял стол. Посуда  изготавливалась из глины, дерева, реже из металла. В глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда.

- А какая самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины

Воспитатель:  Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовят из теста с добавлением пшена и гречки. Пекли блины толстыми и пышными.

Воспитатель: А закончить нашу беседу мне хочется такими словами:

Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная родина светлой мечты,

Не сыщешь нигде в мире края красивей.

Об этом всегда помню я, помни ты.

Беседа «Мордовский национальный костюм»

Цель: Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

Задачи: Расширить и углубить знания о Республике Мордовия, воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.

Развивать диалогическую речь : учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, правильно отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарь детей (мордва, мордовский, национальный, костюм, рубаха, передник, набедренное украшение, нагрудное украшение, шапочка-венок).

Знакомить детей с мордовским национальным костюмом, ввести рисование элементов – «крест», «ромб», «полосы», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей. Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

Материал и оборудование:  кукла в национальном костюме, элементы мордовского и других орнаментов, аудиозапись мордовской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы сейчас вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Страна, в которой мы живем, называется – Россия!

Воспитатель: А как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется – Мордовия!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, поздороваемся с ними!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой костюм на кукле?

Дети: Это мордовский костюм.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! А какие национальные костюмы вы еще знаете?

Дети: Татарский, русский.

Воспитатель: Хорошо ребята, молодцы! А как вы догадались, что на это мордовский костюм?

Дети: По рисунку – крест, ромб, полосы. Это мы видим на переднике, на набедренном украшении, на головном уборе, на рубахе.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мордовский костюм очень красивый. Он яркий, разноцветный, с разными украшениями.

Воспитатель: Вот о мордовском национальном костюме мы сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение.

Есть край наш мордовский –

Он самый красивый.

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда? А как вы думаете, о чём оно?

Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?

Дети: Потому, что здесь живет народ – мордва.

Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?

Дети: Это – русские, татары, чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм, в который одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.  Наша гостья одета в мордовский национальный костюм. Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.

Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски – панар, рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по мордовски – икельга паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, которые украшали: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски – паця-коня.

Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха – Панар.

Передник – Икельга паця.

Набедренное украшение – Пулай.

Нагрудное украшение – Сюлгамо.

Шапочка-венок – Паця-коня.

Воспитатель: Ребята, мордва – народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Танец под мордовкую мелодию).

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы, возвращая мне клубок, называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).

Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы с куклой Машей очень вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх. А гостям мы скажем до свидания.

Фотоотчёт экскурсии в мини музей ДОУ

Цель: Познакомить детей с мордовской национальной культурой, бытом домашней утварью мордвы, с народным костюмом; воспитывать любовь к родному краю.

20230209_16271720230209_162723

Мордовская народная сказка «Медведь и лиса»

http://xn--80aemcfjckzbis8msb.xn--p1ai/cache/83/83965570c93f4e6df82e6b4e14412bf0.jpg

На русском языке:

Однажды Медведь пришёл к Лисе и говорит:

— Тётушка Лиса, давай посеем пшеницу.

— Давай!

Посеяли. Когда пшеница поспела, Медведь пришёл к Лисе и говорит:

— Тётушка Лиса, а тетушка Лиса! Ты верхушку или низок возьмёшь?

Лиса говорит:

— Я уж верхушку возьму.

— А я низок возьму… Давай теперь пироги испечём.

Напекли они пирогов. Когда пироги испеклись, принялись они их есть. Пироги у Лисы лучше. Медведь рассердился:

— Ну, теперь давай репку посеем.

Посеяли. Когда репка поспела, Лиса Медведю сказала:

— Дедушка, а дедушка! Ты теперь что возьмёшь?

— Не обманешь меня теперь: я себе верхушку возьму!

— А мне хорош и низок…

— Тётушка Лиса, давай теперь пироги испечём.

— Давай!

Напекли они пирогов. У Лисы пироги опять лучше. Медведь и ещё пуще прежнего рассердился:

— Погоди, — говорит, — я съем тебя!

Медведь говорит Лисе:

— Я больно проголодался.

— И я тоже проголодалась.

Медведь говорит:

— У кого голос тонок, того и съедим.

Лиса начала петь тонко, а медведь разинул рот, прищурил глаза и давай реветь. Лиса от куста к кусту и убежала. А когда Медведь напелся досыта, открыл свои глаза, а Лисы уже нет.

На эрзянском языке: «Овто маро ривезь»

Весть овто сась ривезнень да корты: дай, ривезь патяй, видьтянокъ товзюро.

— Давай. Видьсть сынь. Кода товзюрось кенерсь, овто сась ривезнень и мери: ривезь патяй, а ривезь патяй, тонъ прякшке, эл’ алкске саятъ? Ривезь мери: монъ ужъ прякшке саянъ: монень ладна.

— Монъ ин’ алкске саянъ... Ней дай, прякатъ паньдянокъ. Сынь прякатъ паньсть. Кода писть прякатне, сьшь кармасть ярсамо. Ривезень пряканзо седе ётъ. Овто кежiявсь: ну, давай ней, репснэ видьтянокъ. Сынь видьсть.

Кода репствэ кенерсть, ривезь мери овтонень: покштяй, а покштяй! тонъ мезе саятъ?

— Ней монь а манясамакъ: монъ верькске саянъ! Монень ино паро алкскесь какъ...

— Ривезь патяй, ней давай, прякатъ паньдянокъ. Давай! Паньсть сынь прякатъ. Ривезень пряканзо таго седе ётъ. Овт’ икеленде якъ пекъ кежiявсь: аштекъ, мери, монъ сонзо сэвса. Овто ривезнень мери: монь пекемъ пекъ вачсь.

— Монь гакъ вачсь. Овто мери: кинь човине вальгеезэ, сень сэвсынек. Ривезь кармась морамо човинестэ; овто кургонзо автизе, сельмензэ конинзе да давай рангамо. Ривезь куйсто куйсъ да оргодсь. Кода овтовь морамозо явась, сонъ сельмензэ панжинзе, ривезь ужъ арась.

Мордовская народная сказка «Свинка»

http://xn--80aemcfjckzbis8msb.xn--p1ai/cache/b1/b13a1869752bf6576c715c9f967247dc.jpg

Собралась свинка со своими двенадцатью поросятами на базар желудей. Смотрит, а навстречу ей идёт волк. Говорит он свинке:

— Свинка, дружок, куда идёшь?

— Иду на базар желудей.

— А меня возьмёшь?

— По дороге широкий овраг, ты через него не перепрыгнешь.

— Ты с двенадцатью поросятами пройдёшь, а я с пустой головой и подавно пройду.

— Пошли, если хочешь, — ответила свинка.

Идут они дальше, а навстречу им идёт козочка.

— Свинка, дружок, куда идёшь с друзьями?

— Идём на базар.

— А меня возьмёте?

— Эх, по дороге большой овраг есть, ты через него не перепрыгнешь.

— Ты с двенадцатью поросятами пройдёшь, а я с пустой головой и подавно пройду.

— Ну, иди и ты.

Идут они дальше, а навстречу им идёт медведь.

— Свинка, дружок, куда идёшь с друзьями?

— Мы идём на базар.

— А меня возьмёте?

— Возьмём, только по дороге овраг широкий есть, ты через него не перепрыгнешь.

— Ты с двенадцатью поросятами пройдёшь, а я с пустой головой подавно пройду.

Идут они дальше, а навстречу им лиса.

— Свинка, дружок, куда идёте?

— На базар желудей.

— А меня возьмёте?

— Пошли, но там широкий овраг есть, ты через него не перепрыгнешь.

— Ты с двенадцатью поросятами пройдёшь, а я с пустой головой и подавно пройду.

Дошли до края того оврага, через который всем перепрыгнуть нужно.

— Ну, волк, прыгай!

Попятился, попятился волк, да как прыгнул и ушёл вниз головой в овраг.

— Теперь ты прыгай, коза!

Попятилась, попятилась коза, да как прыгнула и тоже ушла за волком в овраг.

Медведь и лиса хотели пройти, но тоже в овраг провалились.

Свинка потихоньку прошла через овраг и дошла до базара желудей. Походила она по базару, поела-попила и домой вернулась.

Медведь нашёл в овраге улей, разломал его, хотел мёду поесть. А пчёл много, не может медведь медком полакомиться. Взял он тогда улей и окунул три раза в воде.

Коза спрашивает медведя:

— Медведь, дружок, что ты кушаешь?

— Мёд.

— А нас угостишь?

— Угощу.

Пошёл медведь по оврагу и ещё один улей нашёл.

— Вот я и вам мёд принёс.

Открыл медведь крышку улья, а оттуда вылетели пчёлы и стали всех зверей жалить: и лису, и волка, и медведя. Стали все прыгать в воду, но пчёлы и в воде жалили им носы.

Рассердился медведь, взял улей и наполнил его водой. Пчёлы погибли, а он сломал улей и накормил всех мёдом.

Наелись все досыта, стало весело зверям. А потом спать легли. Одна козочка спать не хотела. Посмотрела она в улей и нашла в нём немного мёда. «Как бы над медведем подшутить?», — подумала козочка. Наскребла она из улья остаток мёда и намазала под хвостом у медведя. Прилетели пчёлы, учуяли запах мёда и налетели на него. Прыгнул медведь спросонок и от злости стал других зверей на части рвать. Разорвал всех и один в овраге остался.

На эрзянском языке: «Тувоня»

Срхкась тувонясь кемгафтува пурхцканзон мархта церянянь базару, ваны: каршезонза сай врьгаз, и сон корхтай тувоняти:

— Тувоня ялгай, ков молят?

— Молян церянянь базару.

— А монь сявсамак?

— Тоса-тоса ули пяк кели лотка, и сияне тон аф ётават.

— Тонь кемгафтува пурхцце, и то ётават, а мон шава прязень мархта ёфси ётаван.

— Аде, кда молят, — отвечась тувонясь. Мольсть, мольсть и ваныхть: каршезост сай сяваня.

— Тувоня ялгай, ков молят ялгатнень мархта?

— Мольхтяма базару.

— А монь сявсамасть?

— Эх, тоса пяк оцю лотка ули, и тон сияне аф ётават.

— Тонь кемгафтува пурхцце, и то ётават, а мон шава прязень мархта ёфси ётаван.

— Ну, аде тонга.

Мольсть, мольсть и ваныхть: каршезост сай офта.

— Тувоня ялгай, ков молят ялгатнень мархта?

— Минь мольхтяма базару.

— А монь сявсамасть?

Сяфтядязь, но аньцек ули пяк кели лотка, и тон турксканза аф ётават.

— Тонь кемгафтува пурхцце, и то ётават, а мон шава прязень мархта ёфси ётан.

Молихть и ваныхть: сай каршезост келазь.

— Тувоня ялгай, ков мольхтяда?

— Церянянь базару.

— А монь сявсамасть?

— Аде, но аньцек тоса-тоса ули пяк кели лотка, и тон вельфканза аф комотеват.

— Тонь кемгафтува пурхцце, и то ётават, а мон шава прязень мархта ёфси комотян.

Пачкодсть ся лоткть трвас, конань туркс эряви сембонди комотемс.

— Ну, врьгаз, комотть ина!

Потась, потась врьгазсь... Кодак комоти — и тусь алубрят лоткти.

— Тяни тон комотть, сява!

Потась, потась казась и кодак кармась комотема, сявок тусь врьгазть мельге.

Офтсь да келазсь ёрасть ётамс, но сембе сяка алу ваясть.

— Тувонясь савор, савор ётась лоткть туркс и пачкодсь церянянь базару. Сон якась базарть келес, симондсь-ярхцсесь и мекивок ётась лоткть туркс куду.

— Офтсь лотка потмаксста мусь нешке кудня, синнезе и кармась ярхцама медьта. Инголи изь ярхцав сяс, меc пяк ламоль мешта. Сявозе офтсь нешке куднять и колмоксть чёпафтозе ведти. Сявась кизефнесы офтть:

— Офта ялгай, мезьда ярхцат?

— Медьта.

— Минь андсамасть?

— Анттядязь.

Тусь офтсь лоткть кувалмова, аф ламос мольсь, тага фкя нешке кудня мусь.

— Вага тейнтьке кандонь медь.

Офтсь сявозе нешке куднять лангаксонц и ёрдазе бокти.

Кодак ёрдазе, лисендсть мешне и давай пупсемс сембонь: и келазнек, и врьгазнек, и казанек, и офтонек.

Няйсазь, аф тефт — и сембе комотнесть ведти, но ведьсовок нярьснон эса пупсесть мешне.

Кяжиясь офтсь, сявозе нешке куднять и пяшкодезе ведьта. Мешнень ламосна кулсесть. Сяда меле нешке куднять синнезе и андозень сембонь медьта.

Ярхцасть топодемс и кармасть шутендама.

Сяда меле мадсть сембе ваймама. Казанять удомац изь са. Сон варжакстсь нешке куднять потмос, тоса нинге ули аф лама медня. Офтсь пяк кемоста матодовсь. Сяванясь ламос арьсекшнесь, мезе ба тиемс офтть мархта, но курокста ашезь арьсев мезевок. Кргазе нешке куднять потмаксста потмаксста лядыкс медть и ушедсь офтть пулалонц вадендема. Мешне марязь медь шинеть и сембе цямбафтсть офтти. Комотсь удома вастста офтсь и кяжень пачк давай ялганзон эса сязендемс.

Сязендезень сембонь и ськамонза лядсь лоткть потмос.

Картотека дидактических игр

для приобщения детей дошкольного возраста

к культуре мордовского народа

1. «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2.«Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о мордовских народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых мордовских народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей мордовских народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

3.«Найди лишнее»

Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Материал: 4-5 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно – любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок кто правильно ответит получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

4. «Разрезные картинки»

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемые в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу играющие собирают из частей изображение, какого – либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

5.«Собери восьмиконечную звезду»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять восьмиконечную звезду способом аппликации по мотивам мордовского орнамента. Поддерживать интерес к народной культуре.

Материал: элементы восьмиконечной звезды из бумаги (картона).

Игровые правила: дети должны собрать восьмиконечную звезду, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил восьмиконечную звезду.

6.«Путешествие по городу»

Дидактические задачи: развивать любовь к родной земле, чувство гордости принадлежностью к этому народу; развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность.

Материал: карточки с изображением достопримечательностей родного города.

Игровые правила: дети по очереди берут изображение достопримечательности города и рассказывают о нем.

7.«Мордовские узоры»

Дидактические задачи: упражнять в умении составлять индивидуальный орнамент на основе знаний о мордовском узоре; использовать поверхности различных форм и различные цветовые сочетания; развивать творческое мышление, фантазию и эстетическое восприятие; способствовать развитию самостоятельности и инициативности; воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству мордовского народа.

Материал: Игра состоит из раскладных подносов различной формы и элементов мордовского орнамента: «ступеньки»«спираль»«крест»«галочка»«звезда»«ромб»«квадрат»«круг»«треугольник»«квадрат с продлённой стороной». Элементы имеют четыре основных цвета – красный, чёрный, жёлтый и зелёный. Все детали игры выполнены из белого и цветного картона.

Игровые правила: дети украшают поднос по собственному замыслу, соблюдая структуру построения мордовского национального орнамента и основные принципы расположения узора на плоскости.

Конспект занятия по рисованию «Поясное украшение (сёкане)»

Цель: продолжать учить передавать колорит росписи; развивать художественный вкус и творческую инициативу; умение изображать элементы узора на бумаге.

Задачи: расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа; формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления; знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать  интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей. Обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор). Воспитывать у детей познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии; воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре.

Программное содержание:

Познакомить детей с национальным народным мордовским костюмом. Закрепить элементы национального мордовского узора на изделиях. Уметь составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Совершенствовать навыки работы с акварелью, уметь рисовать концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение доводить работу до конца.

Материалы и оборудование: изображения мордовского национального костюма, поясного украшения, презентация на тему: «Мордовская национальная одежда»,  гуашь, кисти, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитатель:

Мой край родной, мордовская земля

Люблю твои широкие поля,

Люблю твоих нарядов красоту,

Язык твой, и обрядов простоту.

Воспитатель: О каком крае говорится в этом стихотворении?

-В какой республике мы живем?

-В каком городе мы живем?  (Ответы детей: Родной край, Мордовия, Саранск)

У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у нас свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву.И сегодня мы с вами поговорим о мордовской вышивке (мордовском орнаменте).

Воспитатель:  Где и на каких предметах можно увидеть мордовский орнамент?

Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).

И сегодня я покажу вам как выглядят мордовские национальные костюмы.

Женская рубаха на мордовском языке называется «панар», ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный атрибут костюма. По-мордовски пояс «пулай». А передник, на мордовском языке называется «руця». Головной убор вышит и украшен блестками, его называют по-мордовски «панго».

Воспитатель: Какие элементы мордовского орнамента вы видите на костюме? (ответы детей). Какие цвета использовали мастерицы для вышивки  мордовского узора? (ответы детей)

Мордовскую национальную одежду и изделия, вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры». На фабрике ежегодно разрабатываются новые модели одежды, в которых используются народные традиции декоративно-прикладного искусства.

Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов – все это вызывает у нас большой интерес к народному костюму.

Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. Но для того, чтобы так искусно сделать вышивку потрудились и художники.

Вначале художник задумал и нарисовал рисунок на бумаге, подобрав при этом нужный цвет и правильность чередования мордовского орнамента, а затем мастерицы сделали мордовскую вышивку на изделии.

И вот сегодня я вам предлагаю на время стать художниками и пройти в нашу творческую мастерскую.

Воспитатель: Давайте, ребята, еще раз вспомним знакомые элементы мордовского узора (это «галочки», «крестики», «ступенька», «восьмиконечная звезда», «заборчик», «ромб», «квадрат с удлиненными сторонами»).

Молодцы! Значит, сегодня мы будем рисовать поясное украшение (сёкане).

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»        

Дождь по лужам звонко скачет, (пальчики «здороваются», начиная с больших, потом указательные, средние, безымянные)

Целый день сегодня плачет, («здороваются» мизинцы, безымянные, средние, указательные)

Наклонил цветы и травы, (пальчики «здороваются», начиная с больших, потом указательные, средние, безымянные)

Стали полными канавы. («здороваются» мизинцы, безымянные, средние, указательные)

Намочил он всё подряд. (ритмичные хлопки ладонями по столу)

Ну-ка, дождь, полей ребят! (беспорядочные удары пальцами по столу)

Воспитатель: Сейчас мы с вами закрепим рисование отдельных элементов в воздухе (дети вместе с воспитателем показывают изображения). А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками).

Воспитатель: По окончанию занятия предлагается детям пройти посмотреть свои работы и товарищей. Сделать анализ.

Вопросы:

- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие;

- Какие цвета используются при выполнении  мордовских орнаментов

Воспитатель: Ребята, а вы оказывается художники, все ваши изделия словно ожили.

Засияли на листах

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

Воспитатель: Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся друг другу и подарим всем наши улыбки.

Картотека мордовского музыкального фольклора и музыки композиторов Мордовии:

  • Полянка. Н.Кошелева, Сл. А.Норкина
  • Земля мордовская. А.Аверкин, Ст. П.Черняева
  • У могилы неизвестного солдата. Н.Кошелева, Ст. М.Уездина
  • Тютю-балю. Л.Кирюков, Ст. Ф.Атянина
  • Закличка дождя. Н.Бояркин
  • Нюрямонь мора. Матцема Моро (Колыбельная). Н.Кошелева
  • Нюрямонь мороня. Н.Кошелева. Ст. П.Родькина
  • (М) Роман Аксясь (Романова Аксинья)
  • Пряха. Н.Бояркин
  • Песня. Н.Бояркин
  • Колдунаватнень моросна. Колдунаватнень морост (Хор колдуний). Н. Кошелева
  • Марш на мордовские темы. Л.И.Воинов
  • (Э) Авкай, молян, мон вирев (Матушка, пойду я в лес)
  • Даря баба (Бабушка Дарья). Ген.Сураев-Королев, Ст. А.Анисимовой, перевод А.Пудина
  • Мотыльки. М.Волков
  • Протяжная. М.Волков
  • Лайме порась. Н.Кошелева, Ст. И.Девина

Композиции Л.И.Воинова:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DjIaTkDKPIk8&4&0

Консультации для родителей

Консультация для родителей

«Национальный мордовский костюм»

https://duts3.ru/uploads/posts/2020-10/1602406446_img3-1.jpg

Нет краше Мордовочки нашей.

Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения.

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.

Мы представляем современный детский мокшанский костюм. Он состоит из платья, фартука, кокошника и сапог.

Платья (сарафан) начали шить в ХХ в. в домашних условиях из фабричных тканей, данное платье сшито из порчи. Платья в основном прямого, простого, широкого кроя, не облегает ни грудь, ни бёдра. Воланы, рюши в одежде мордовок отсутствуют. В этих платьях ничто не сковывает движений - удобно и не жарко в летний день. Платье на кокетке, рукава длинные с обшлагами, присборенные на плечах. Шейный вырез круглый, иногда делается невысокий стоячий воротник. Прямой разрез на груди застегивается на 1-2 пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю холщовую рубаху, а затем стали носить и без неё. На платье плотная вышивка из разноцветных полос, особое внимание уделяется груди, подолу платья и края рукавов. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствуют своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого - названия мордовского орнамента : «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звёздочки».

К концу ХIХ века в традиционный костюм мокшанок вошёл передник (сапоня) и присутствует в костюме и по сегодняшний день. По форме, покрою и цвету передник с нагрудником должен отличаться от платья. Ткань фабричная с вышитыми на нём позументом. Передники молодых обильно украшены полосками разноцветной ткани, лентами, позументом, кружевом и т. д.

Особая роль в праздничном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. В нашем наряде он называется кокошник и так как он детский, то не закрывает волосы в отличии от женщин. Кокошник украшен также плотной вышивкой из разноцветных ленточек, кружева и т. д.

Праздничном видом обуви являются чёрные кожаные сапоги со сборами и острыми носами (кемот). Их сшили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Наши сапоги сшиты из коровьей кожи. Чтобы было не жарко и комфортнее ноги обвёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдоньпракста, которыми обвёртывали ступни; верхними портянками (лангапракста) оборачивали икры. На сегодняшний день мокшанки предпочитают свободную обувь.

Доминирующий цвет наряда мокшанок - красный. Как и у русских, у мордвы «красный» означает красивый. Второй цвет – зелёный. Цвет природы. Красный с зелёным – традиционное сочетание. На нашем костюме розовое вышитое платье с подвязанным зелённым передником.

Мокшанки любят различные украшения в виде бус (крганят) в несколько слоёв и разных цветов.

В таком праздничном наряде мокшанки ходят на свадьбы, день рождения, на различные диаспоры, которые проходят по всей России, выезжают с концертами художественной самодеятельности, на различные «Играй гармонь», на праздники и т. д.

Консультация для родителей

"Воспитание дошкольников на основе

мордовской национальной культуры"

          В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, края.
   Дошкольный период является самым благоприятным для погружения ребенка в истоки национальной культуры, традиции, национальные особенности своей национальной среды.
   Одной из главных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед  родителями и воспитателем, является воспитание чувства гордости, и любви к Родине.
   Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Как жили мордва?
Как отдыхали и работали?
Как они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Какие праздники отмечали?
Что передавали своим детям, внукам и правнукам?
Как сохранить мордовские игры, обычаи и традиции мордовского народа?
Знакомство с:

  •  мордовским фольклором;
  • мордовской литературой;
  • родной природой;
  • мордовским искусством;
  • мордовским народным творчеством;
  • мордовскими народными играми.


   Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с культурой, произведениями устного народного творчества, речью, не только русского, но и мордовского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.
   Большая работа  по воспитанию детей на основе мордовской национальной культуры проводится в ДОУ.
  Самые первые занятия мы посвящаем  мордовской матрешке. Перед собой ставим следующие цели: познакомить с историей создания матрешек, особенностями росписи, приобщать к декоративно- прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.
   В нашем детском саду организован мини -музей  «Родной край». В  мини-музее выставлены подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальный костюм, старинную посуду, предметы труда, украшения.
Все эти предметы старины вызывают у воспитанников неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
  Дети не только видят все эти предметы, но и узнают их названия на мордовском языке, могут сами попробовать пользоваться ими.
В работе с дошкольниками широко использую неповторимый игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве.     Участие детей в народных играх позволяет через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Родители могут вместе с детьми посетить краеведческий музей им.И.Д. Воронина, музей им. С. Эрьзи.
  Родителям совместно с детьми сделать куклы из соломы, ниток, тряпочек и другого подручного материала. Одежду кукол  можно украсить элементами национального узора.
 Регулярно в нашем саду проходят выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в создании которых также активное участие принимают родители.
  Возрождение культурного наследия нашей республики невозможно представить без знания символики своей малой Родины. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с гимном, флагом и гербом Мордовии. Что мы и делаем на занятиях.
   И как итог работы мы постоянно проводим национальные праздники, где дети могут близко соприкоснуться с обрядами, традициями, которые проводили наши предки. Понять смысл и значение национального праздника.
  Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции нашего народа, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою  Родину, свой народ и все что связано с Мордовской культурой.

Отчёт по краткосрочному проекту «Мордовский национальный костюм»

Рализацию проекта я начала  с беседы «Мы в Мордовии живем». В ходе этой беседы  с детьми мы рассматривали карту России, где дети увидели какое маленькое место занимает Мордовия. Поговорили о достопримечательностях и символах Мордовии. Так же в ходе беседы мы говорили о национальностях, проживающих  в Мордовии. Большое внимание уделили такой национальности как мордва (мокша и эрзя).

Ещё одна  беседа была непосредственно о мордовском национальном костюме и его особенностях и элементах.

Следующим шагом была экскурсия в мини-музей детского сада. В музее рассматривали быт и домашнюю утварь мордовского народа. Рассмотрели наряды мордовского народа, вышивку. Детям было интересно потрогать вышивку, задавали вопросы о том, как делали вышивку, почему она расположена по-разному.

 При просмотре презентации обсуждали отдельные элементы женского и мужского костюмов, отмечали разницу  и украшение головных уборов эрзянок и мокшанок. Рассмотрели рубахи, обратили внимание на вышивку, как по-разному украшают рубахи вышивкой, какой цвет используется больше.

 Цель чтения фольклора мордовского народа: развитие эмоционально- ценностного отношения к мордовским народным сказкам.

 При прочтении мордовских народных сказок обсудили с  детьми, чему учит сказка.

Дидактические игры позволили закрепить знания детей о национальных символах, достопримечательностях, о мордовском узоре. Они позволяют поддерживать интерес к народной культуре.

А прослушивание мордовского музыкального фольклора развивает интерес к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, воспитывает музыкальный вкус. Главная цель этого вида деятельности - научить ребёнка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Посредством слушания музыки у детей развивается, обогащается слуховое восприятие, повышается культура слушания, прививается вкус к хорошей музыке.

И итоговым занятием была выставка рисунков «Поясное украшение (сёкане)». Основной целью занятия было закрепить знания о национальных цветах и узорах на элементах национального костюма.

В начале проекта дети очень мало знали о своем крае, о культуре мордовского народа, о национальных костюмах. К концу проекта  заметила, что дети подтянулись в своих знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Татарский национальный костюм». Краткосрочный проект

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению ег...

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Русский национальный костюм»

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе«Русский национальный костюм» Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развиваетс...

краткосрочный проект . Тема проекта: Адыгейский национальный костюм.

Изучить литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомиться с мужским, женским и детским национальным костюмом. Узнать назначение и особенности адыгейского национального костюма....

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Куклы в национальных костюмах»

Актуальность проекта    Кукла известна с глубокой древности. Где бы ни селился человек, кукла- неизменный его спутник.    Она проста, но в этой простате таится загадка ка...

Краткосрочный педагогический проект в старшей группе «Мини-музей «Дружба народов». Куклы в национальных костюмах»

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа....