УК Матэ-плсю"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность дошкольного математического образования обусловлена необходимостью модернизации его на всех уровнях. Это подтверждается результатами научных исследований, доказывающих, что причину низких результатов по математике учащихся, которые по завершению 9 классов не в состоянии справиться даже с простейшими математическими задачами, следует искать на самых ранних ступенях образования – в дошкольном возрасте.
В этот период закладываются основные личностные качества и способности ребенка, определяющие свободное владение им языка элементарной математики, в основе которого лежит развитие речи, адекватная самооценка и уверенность в себе. В раннем и предшкольном возрасте закладываются такие понятия и представления, как понятие числа, представление о множестве, пространственные и временные отношения, служащие основой для основных математических понятий и действий.
Таким образом, успех итоговых результатов математического образования находится в тесной связи с качеством математического образования на самых ранних этапах, что подчеркивает актуальность реализации комплексной программы «Мате: плюс», направленной на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, которая обеспечивает преемственность с системой начального общего образования.
Инновация деятельности обусловлена выбором для реализации в образовательной деятельности детского сада программы развития математического образования «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Предлагаемая Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования.
Данная программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования и является преемственной программой развития математического образования для детей от 4 до 7 лет.
В процессе работы создаются условия для освоения детьми математических понятий, представлений и действий в контексте ситуаций повседневной жизни, и, напротив, для освоения разнообразных форм деятельности, понятий, представлений и образов в других образовательных областях посредством специальных математических занятий.
Работа с детьми в ходе этой деятельности строится на основе принципов дифференцированного обучения в соответствии с результатами педагогического мониторинга за индивидуальным развитием каждого ребенка. В результате работы инновационной площадки у всех участников инновационной деятельности формируется устойчивое понимание того, что «нет неспособных к математике детей», а формирование математических компетенций происходит по индивидуальным траекториям.
Виды деятельности по данной программе раскрыты в методических рекомендациях, которые входят в Учебно-методический комплекс «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Учебно-методический комплекс «Мате: плюс. Математика в детском саду» – это целостный научно-обоснованный комплекс, включающий в себя методические, учебные, развивающие пособия, диагностические и игровые материалы для развития математического образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность на уровне дошкольного образования. Учебные и методические материалы комплекса сочетают в себе лучшие образцы российской традиционной системы математического образования, получившие международное признание.
Особое внимание уделяется тем элементам математической деятельности педагога, которые поддерживают мотивацию позитивного отношения детей разных категорий к математике.
В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы по инновационной деятельности: приобретён учебно – методический комплект «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Математическому развитию в дошкольном детстве уделялось внимание всегда, во всех программах дошкольного образования присутствовал раздел «ФЭМП» (формирование элементарных математических представлений) или «РЭМП» (развитие элементарных математических представлений), который ставил задачи перед педагогами и они их решали на занятиях, больше похожих на школьные уроки. Чему мы всегда учили?:
- Ориентировка в пространстве
- Форма
- Количество и счет
- Ориентировка во времени
- Величина
Это традиционные разделы и на протяжении многих лет педагоги на занятиях решали задачи математического развития, используя традиционные методы и приёмы, которые представляли собой, как правило, механическое манипулирование с числами, работу в специальных тетрадях и т.д. Но сегодня математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться только развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.
Основные подходы программы «Мате: плюс»:
Сопровождение освоения математического содержания на ранних ступенях образования позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
Индивидуальный характер освоения детьми математического содержания.
Взаимосвязь математического содержания с другими разделами, особенно с социально-коммуникативным и речевым развитием
Использование ситуаций повседневной жизни для математического развития, осуществляя при этом речевое сопровождение
Развитие способности применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни, в том числе в других образовательных областях
Программа основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования.
«Математика в любое время!» - таков девиз этой программы. Иными словами, всё то время, которое дети проводят в дошкольной организации нужно использовать для развития основных математических способностей, причем основой учебного процесса должна быть игра. «Дети есть дети, и они любят делать то, что делали все дети раньше: они осваивают мир через игру!»
Приоритетные задачи программы
Задачи:
Пробуждать любопытство и стремление к постановке новых и более глубоких вопросов, а также интерес к взаимосвязям в этом мире, которые ребенок может воспринимать и передавать, в том числе описывать словами количественные и качественные отношения, понимать и оценивать их;
вызывать радость в процессе освоения нового, когда ребенку разрешается сделать ошибки, найти ее и исправить;
побуждать детей к настойчивым и сконцентрированным действиям;
развивать творческий потенциал и фантазию, когда создаются условия для реализации собственных идей, побуждать детей следовать правилам, созданным самостоятельно, и помочь им в развитии способностей сравнивать;
классифицировать, конкретизировать и абстрагировать;
поддерживать языковое развитие, когда от детей требуется описывать объекты окружающего мира, объяснять пространственные и количественные отношения, различать норму и особенности, аргументировать, используя слова «и», «или», «не», «ни один», «все», «больше, чем / меньше, чем», «столько же..., сколько и...», понимая их значение;
стимулировать развитие мышления и памяти, и в особенности способностей, необходимых для математического мышления, таких как ориентирование в пространстве и пространственное восприятие;
развивать добросовестность и самостоятельность, когда дети выполняют элементарные техники, такие как отметить, обвести, нарисовать по шаблону, раскрасить.
«Мате: плюс. Математика в детском саду» — это полный комплекс материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников по всем разделам математического содержания.
В комплект входят:
Материалы для взрослых:
методические рекомендации,
таблицы наблюдений,
карточки для педагога (картотека игр),
материалы для распечатки на CD.
Материалы для детей:
рабочие и диагностические тетради,
игровые материалы,
карточки для детей (иллюстрированная картотека игр).
Отличительная особенность программы:
Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений. Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.
Разделы:
1.Пространство и форма (зелёный цвет)
2.Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)
3. Величины и измерения (красный цвет)
4.Данные, частота, вероятность (голубой цвет)
5.Множества, числа, операции (жёлтый цвет)
Под руководством воспитателя игровые задания проводятся в повседневной жизни индивидуально, по подгруппам.
Материалы учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» имеет, на наш взгляд, ряд положительных сторон:
- игровая форма заданий и отличные игровые материалы, которые гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий
- большой выбор игр и их вариантов, что открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода, и кроме того, побуждает и ребенка и педагога к придумыванию собственных игр
- построение материала по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект
- тщательно проработанная система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий
- продуманная система диагностики и наблюдений за развитием, позволяющая реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку