«Сотрудничество семьи и детского сада по развитию исследовательской деятельности детей»
консультация (младшая группа)

           Взаимоотношения детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сотрудничество семьи и детского сада по развитию исследовательской деятельности детей»

Подготовила

Воспитатель

Панченко Людмила Витальевна

           Взаимоотношения детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

          Для того чтобы взрослые могли оказать детям своевременную и грамотную помощь в процессе их развития, необходимы теоретические знания и практические советы специалистов. В этом случае сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка.

    Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского экспериментирования.

   Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.

   Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.

   Профессор Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущий вид деятельности – именно экспериментирование. Исходной же формой последнего является манипулирование, которое возникает чаще всего уже в 3-3,5 месяца и затем развивается в трех направлениях: игра, труд и непосредственно экспериментирование.

   Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы.

В дошкольном учреждении для этого создаются:

  1. Уголок природы с растительными и животными объектами и инструментарием для ухаживания за ними, календарем природы и погоды, дневниками наблюдений;
  2. Зона экспериментирования, в которой можно найти различный материал и инструмент для опытов по плавучести, сыпучести, горючести, прозрачности, намагничивания;
  3. Наборы для демонстрации человеческих способностей.

    Многие настольные игры способствуют развитию и тренировке экспериментаторских способностей: «Как хлеб в дом пришёл», «Как росло яблоко», «Вершки и корешки», «Сосчитай на ощупь», «С чьей ветки детки, «Времена года» и т.д. И наконец, эксперименты, которые педагог проводит на занятии, дают ответы на многие детские вопросы, возникающие в ходе реализации образовательной программы.

     Родителям необходимо предоставлять возможность рассмотреть организованные в группах зоны, познакомиться с настольными развивающими играми, побывать на занятиях и изучить используемые методики. Педагогам необходимо делиться опытом: консультировать индивидуально, демонстрировать литературу, обсуждать проблемы и положительные моменты за круглым столом.

          Мотивация родителей, их заинтересованность в организации экспериментальной деятельности будут только благотворны в развитии детских наклонностей. Повышение уровня грамотности родителей, знание ими содержания и видов деятельности позволят более эффективно содействовать работе педагогов.

      Использование экспериментирования в образовательном процессе дошкольного учреждения и помощь со стороны родителей в совершенствовании экспериментальных наклонностей детей дают замечательные результаты:

  1. Мыслительные процессы ребёнка активизируются в связи с необходимостью совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
  2. Внимание и наблюдательность приобретают целенаправленный характер.
  3. При выдвижении гипотез, высказывании суждений, умозаключений и выводов стимулируется развитие речи.
  4. Эмоциональная сфера ребёнка получает положительный заряд в результате освоения нового знания путём совершения маленького чуда – опыта, эксперимента.
  5. Развиваются творческие способности детей, формируются новые трудовые навыки и укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

   Таким образом, детское экспериментирование благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка.

   Итак, чтобы достичь наилучшего результата в развитии дошкольников, непременно должно присутствовать сотрудничество педагогов и семьи. Оно образует следующую логическую цепочку: положительная мотивация на экспериментирование усиливает интерес родителей к этому виду деятельности, возникает осознание необходимости теоретических знаний, которые открывают содержание, направления и виды возможной работы с детьми. Такое объединение усилий родителей и дошкольного учреждения позволяет использовать экспериментирование как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для педагогов "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения....

Доклад на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для педагогов «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...