Публикации
статья (младшая группа)

Гусева Анита Георгиевна

Как развивать речь ребенка от 2 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как развивается речь ребенка второго года жизни»

В копилку родителей детей раннего возраста


В первой половине второго годажизни у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.

К 1г. 6мес. дети много лепечут, сопровождая
лепетом свою деятельность. Постепенно лепет усложняется по своему
звуковому составу, появляется и увеличивается запас произносимых
ребенком слов. Для детей этого возраста характерно употребление
простых, односложных слов (на, дай) и слов с повторяющимися
одинаковыми слогами (мама, папа и др.). Словарный запас достигает к
1 г. 6 мес. 30—40 слов, но может быть значительно шире.
В семье необходимо учить детей первого полугодия второго года жизни понимать имена родителей и детей; слова, обозначающие названия знакомых предметов — игрушек, одежды, обуви, частей тела, некоторых продуктов питания, блюд, посуды, мебели, животных; слова, обозначающие действия (например: дай, покажи, принеси, положи, упал, есть, пить, сядь, встань, спать, гулять), а также слова: да, нет, нельзя, можно и т. д.

В одинаковых условиях у одних детей понимание речиразвивается несколько раньше, а у других – несколько позже. Результатом развития понимания многих из указанных слов является то, что ребенок начинает правильно выполнять простые поручения
родителей (дай мяч: покажи, где у собачки нос, глаза, хвост; принеси
башенку; положи кубик на стол), указывать и показывать тот или иной
предмет в натуре и на картинках (собаку, кошку, петуха, различные
игрушки), понимать несложные сюжеты инсценировок, показываемых
воспитателем. Он проявляет активное отношение к демонстрируемым
воспитателем последовательным действиям с предметами (например, в
процессе показа того, как кукла идет, потом падает, ушибается и плачет,
ребенок внимательно слушает, смотрит, издает возгласы, иногда
произносит слова и вслед за воспитателем производит отдельные
действия).

 В таких условиях к 1 г. 6 мес. он начинает произносить
облегченные слова «ав-ав». «мяу», «ку-ку», «му-му», «га-га», «топ-топ», «бай-бай», «ля-ля», «бах», «аи-аи», «куп-куп», «би-би», «ду-ду», «тук-тук» и др., обозначающие знакомые предметы, и постепенно заменять их общепринятыми: собака, кошка, петушок, корова, гусь, уточка, машина. Своевременная замена облегченных слов общеупотребительными происходит быстрее, если взрослые специально учат этому ребенка. При систематической работе по развитию речи с детьми первой половины второго года жизни словарный запас у них после 1 г. 6 мес. Значительно возрастает, хотя произношение остается еще несовершенным. Тем не менее уже на этом этапе необходимо не только давать ребенку соответствующие образцы слов, но и стараться обращать его внимание на то, как надо произносить то или иное слово правильно. Ни в коем случае не следует в разговоре с детьми пользоваться словами с искаженным звучанием или несовершенными «детскими», так как это отрицательно сказывается на развитии не только фонетической, но и смысловой стороны речи детей.

Учитывая, что малышу в возрасте 1 г.— 1 г. 4 мес. еще очень трудно овладеть словами, обозначающими названия предметов, родители
могут при назывании предмета обычным словом употреблять
одновременно и облегченные слова, обозначающие действия этого
предмета (часы тикают «тик-так», собачка лает «ав-ав», кукла топает
сапожками «топ-топ»). Дети легко и быстро усваивают подобные слова.
Вместе с тем не следует закреплять в речи детей облегченные слова,
необходимо своевременно учить их овладевать общеупотребительными
названиями предметов и действий.
Если родители будут систематически обращать внимание ребенка на правильное произношение звуков, то к двум годам малыш может овладеть большинством звуков русского языка.

В первой половине второго года жизни у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.

Для детей трудны следующие звуки, как ж, з, ч, ш, щ, р. Эти звуки они обычно заменяют на другие, более доступные в произношении.
Овладение правильным произношением указанных звуков будет
происходить в течение третьего-четвертого года жизни ребенка.
Во второй половине второго года жизни у ребенка происходит
дальнейшее развитие понимания речи окружающих. Малыш начинает
легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по значению (машина, игрушка и др.), малознакомые ему слова, а также отдельные фразы, которые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их взрослым. Особенно быстро растет запас употребляемых слов, увеличиваясь к двум годам до 300 и более. Дети начинают использовать в своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и синтаксис. Двух- и трехсловные предложения к концу второго года жизни ребенка сменяются четырех- и пятисловными. К этому времени речь становится для детей основным средством общения со взрослыми. На основе развития подражания и памяти малыши научаются повторять короткие стихи. Легкое усвоение
незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса. Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные
предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (где? когда? почему?). Происходит интенсивное овладение грамматическим
строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не
только со взрослыми, но и с детьми. Для формирования активной речи во втором полугодии второго года жизни необходимо дальнейшее развитие у ребенка способности подражательно произносить не только знакомые, но и незнакомые слова. При систематическом проведении занятий по развитию речи и побуждении детей употреблять то или иное слово в быту, в игре способность подражания у детей во второй половине второго года развивается настолько, что на повторных занятиях они начинают произносить почти все слова, которые употребляет в ходе занятий воспитатель. В отдельных случаях, малыши дополняют сказанное родителями словами, усвоенными ранее, к примеру, мама обращается к кукле со словами: «Катя, ешь суп», на что ребенок добавляет: «С хлебом»).

О том, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, формирование которой способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Самое простое упражнение – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме присказки «Сорока – ворона», можно использовать и различные упражнения для развития мелкой моторики («разноцветные прищепки», «котёнок», «прищепки на верёвке», «сухой аквариум», упражнения с грецким орехом, упражнения с волчками, упражнение «резиночка», игры с бусинками, игры «мозайка», игры – шнуровки и т. д)

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в результате
систематической работы по развитию речи у ребенка формируется
речевой слух и совершенствуется деятельность речедвигательного
аппарата. Это дает ему возможность произносить услышанные слова.
Повторяя за близкими то или иное незнакомое слово, дети могут еще
и не знать его смыслового содержания. Поэтому родителям необходимо раскрывать содержание слов, чтобы ребенок мог в дальнейшем правильно их употреблять.

На протяжении 2 года у ребенка развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления, а также понимать речь взрослого на более высоком уровне, воспринимая его пояснения, требования, объяснения.

Постепенно речь ребенка становится важнейшим средством познания, познания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...