План по самообразованию
материал
План по самообразованию на тему "Формирование основ безопасноти жизнедеятельности у дошкольников через познавательную активность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
План по самообразованию
Воспитателя Кувандыковой Манат Елемесовны
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности
дошкольников через познавательную активность»
на 2022-2025гг.
г.Нижневартовск
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»
Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательной деятельности;
- создать условия для поддержания познавательной активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к поступкам и мерам безопасности через познавательную активность;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе изучения темы, делать выводы основываясь на личном опыте;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- оформить в ДОУ кабинеты по теме «Безопасность», в каждой возрастной группе уголки «ПДД» и «Пожарная безопасность»;
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Этапы работы:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Изучить статьи в интернете.
- Подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Составить перспективный план работы с детьми.
- Составить перспективный план работы с родителями.
Актуальность
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Список используемой литературы:
- Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 144 с.
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников, Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова. М.: Мозаика Синтез, 2018г.
- Сборник дидактических игр Л.Ю.Павлова, М.: Мозаика Синтез ,2017г.
Другие источники:
- Интернет ресурс, опыт других педагогов, семинары.
План работы по самообразованию
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки исполнения |
Подготовительный (сбор информации по теме) | Анализ психолого-педагогической литературы по теме самообразования. | В течение 2022-2023 учебного года |
Организационно-диагностический | 1. Изучение особенностей познавательной активности как средства формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. 2. Диагностика оснащения предметно-пространственной среды, дидактического материала для использования в формировании понятия «безопасность» у детей дошкольного возраста. | 2022-2023уч.г. |
Результативный | 1. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах 2. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в природе. 3. Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности. 3. Разработка и пополнение картотек дидактических игр по формированию основ безопасности жизнедеятельности (в сотрудничестве с педагогами, творческой инициативной группой «Безопасность»). 4. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр по данной тематике. 5. Обобщение и распространение опыта. | В течение всего времени |
Заключительный | Подведение итогов по проделанной работе | В конце каждого учебного года |
Перспективный план на 2022-2025 уч.годы по теме
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности
дошкольников через познавательную активность»
Период | Формы работы | Практические выходы |
Октябрь –ноябрь 2022 | Работа с детьми -Мониторинг по образовательной области «Формирование основ безопасности» и приоритетным направлениям. -Проведение НОД и режимных моментов. -Выявление у детей уровня знаний об основах безопасности на дорогах. -Исследование эффективности использования игровых приемов в процессе формирования представлений об основах безопасности на дорогах. Изготовление макета проезжей части. Работа с родителями -Знакомство с работой ДОУ по данному направлению. -Разработка рекомендаций по изучению правил дорожного движения в домашних условиях. | Знакомство и анализ документации. Перспективный план работы с детьми и родителями. Мониторинг по теме. Обогащение развивающей среды. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. Обогащение предметно-пространственной среды. Консультации для родителей по теме «Безопасность на дорогах». Привлечение в обогащение предметно-пространственной среды по данной тематике. |
Декабрь 2022 | Работа с детьми Беседа на тему «Дорожные знаки», «История светофора», «Дорога- не место для игр». Д/и «Дорожные знаки», «Поставь знак». Подвижная игра «Светофор», «Пешеход-водитель». С/р игра «Регулировщик». Чтение детской литературы С. Михалков «Дядя Степа». Работа с родителями Консультации для родителей «Не ваш ли ребенок на проезжей части?» Подборка литературы для совместного прочтения с детьми. | Демонстрационный материал по теме «Дорожные знаки», «Светофор», «Безопасность на дороге». Чтение детской литературы по теме. Папка-передвижка «Безопасность на дороге». Выставка литературы |
Январь 2023 | Работа с детьми Беседа на тему «Опасные профессии» (полицейский, сотрудник ГИБДД, регулировщик). Беседа на тему «Правила поведения в транспорте», «Безопасность зимой на дорогах». Д/и «Что не так», «Бывает- не бывает». С/р игра «Полиция». Обогащение предметно-пространственной среды. Работа с родителями Беседа с родителями на тему «Безопасность игр зимой». Консультация «Светоотражающие элементы -ребенок в безопасности». | Презентация на тему «Опасные профессии», Картотека д/и, чтение детской литературы, изготовление совместно с детьми атрибутов для игры. Консультации «Игры зимой». Памятка для родителей «Безопасность на дороге в темное время суток». Привлечение к участию в акции «Безопасность на дороге». |
Февраль-март 2023 | Использование современных технологий по закреплению знаний детьми по теме «Безопасность на дороге». Мониторинг детей Выставка рисунков «Безопасность на дороге» Беседа по теме «Я знаю, что можно, а то нельзя» Чтение загадок, стихов. С/р игра «На дороге», «Опасный водитель». Организация уголка дорожной безопасности в группе Организация дороги безопасности на территории детского сада. Работа с родителями Консультация «Что почитать ребенку», «Организация совместных игр дома». Изготовление макета «Безопасность на дорогах поселка Шпалозавода» | Демонстрационный материал по теме, Выставка рисунка Обогащение предметно-пространственной среды Книги из серии «Почитайте детям». Подборка литературы для чтения детям. Картотека игр на дому. Привлечение к изготовлению макета. |
Апрель- май 2023 | Работа с детьми Мониторинг уровня знаний детей по теме «Безопасность в природе». Беседа «Мы в лесу гости», «Не навреди животным», «Опасные растения», «Явления неживой природы». Д/и «Можно- нельзя». С/р игра «Прогулка в парке». Путешествие по экологической тропе на территории детского сада. Работа с родителями Консультация родителям «О чем можно рассказать ребенку на прогулке», «Этот удивительный мир». Подборка литературы для домашнего чтения «Писатели детям о природе». Закрепление знаний и умений в играх. | Мониторинг знаний Подборка литературы и демонстрационного материала по теме «Безопасность в природе». Презентация «Правила поведения в природе». Организация экологической тропы. Консультация для родителей, выставка книг для совместного прочтения с детьми. |
Сентябрь- Октябрь 2023 | Работа с детьми Мониторинг знаний по основам безопасности в природе Викторина «Я знаю как себя вести в природе». Беседа «Грибы-съедобные и несъедобные», «Красная книга». Загадки про растения и грибы. Чтение детской литературы. Проект «Красная книга нашего края» С/р игра «Поход в лес». Моделирование ситуации «Если потерялся в лесу» Работа с родителями Консультация «Что рассказать детям о грибах», «Опасность рядом». Проект «Красная книга нашего края» | Ведение календаря наблюдения за природой и погодой. Пополнение картотеки опытно-экспериментальной деятельности. Изготовление поделок из природного материала. Консультация «Что рассказать детям о грибах», «Опасность рядом», подборка литературы для совместного прочтения. Привлечение к работе над проектом. |
Ноябрь 2023 | Работа с детьми Закрепление знаний по темам «Безопасность на дороге» и «Безопасность в природе». Мониторинг знаний по теме «Основы безопасности собственной жизнедеятельности». Беседа «Мой адрес и мой дом», «Если дома один». Д/и «Если дома один». Памятка «Правила поведения в группе», «Правила безопасности дома и на улице». Чтение книги «Правила безопасного поведения». Раскраски по теме. Моделирование ситуации «Кто там за дверью». Работа с родителями Консультация «Что должен знать ребенок о безопасности дома», «Опасные прохожие» | Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями, Выставка детских рисунков. Памятки в группе. Модернизация уголка безопасности в группе. Консультации, беседы. |
Декабрь- Январь 2024 | Работа с детьми Беседа «Электроприборы в быту», «Где прячется ток», «Осторожно! Лед», «Зимние забавы», «Первая помощь при ударе током». Рассматривание демонстрационного материала по теме «Безопасность зимой», «Электроприборы». Чтение детской литературы по теме. С/р игра «Один дома». Работа с родителями Консультация «Зимние забавы», «Первая помощь при ушибах». Беседа «Что должен знать ребенок о безопасности зимой». | Демонстрационный материал по теме, пополнение картотеки с/р игр, обогащение словарного запаса детей. Консультация и беседы с родителями. |
Февраль- Март 2024 | Работа с детьми Беседа «Службы спасения», «Опасные профессии» (пожарный, спасатель, медицинский работник). Чтение С. Маршак «Конь – огонь», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок). Рассматривание картинок на тему «Опасный огонь», «Правила пользования огнем». С/р игра «Пожарный спешит на помощь». «Первая помощь при ожогах» Выставка детских работ «Опасная профессия». Обогащение предметно-пространственной среды «Пожарный уголок». Работа с родителями Консультация «Спички детям не игрушка», «Службы спасения». Изготовление пожарного уголка. | Подборка демонстрационного материала, Презентация «Опасные профессии», «Безопасность дома», Выставка детских работ. Изготовление атрибутов для с/р игры «Пожарный». Подборка детской литературы. Консультации, папка-передвижка «Службы спасения», привлечение к изготовлению уголка безопасности. |
Апрель- Май 2024 | Работа с детьми Закрепление правил безопасности жизнедеятельности вблизи водоемов. Беседа «Весенние паводки», «Ледоход». Моделирование ситуации «На тонком льду» Викторина «Мы знаем, что можно, а что нельзя» Мониторинг знаний детей по основам безопасности. Фотовыставка «Я за безопасность» Анализ, оформление результатов мониторинга Работа с родителями Консультации «Тонкий лед», участие в оформление фотовыставки. | Подборка материала для викторины, демонстрационный материал «Безопасность в близи водоемов», оформление фотовыставки. Консультации для родителей, привлечение к участию в фотоотчете. |
Личный перспективный план по теме самообразования на 2022-2025 уч. год
Период | Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь- октябрь | 1. Планирование работы с детьми на новый учебный год. 2. Поиск источников информации по теме. | 1. Создание плана работы. 2. Сбор демонстрационного материала, картотек игр по безопасности (совместно с родителями). |
В течение всего времени | 1. Изучение литературы, работа с документами по данной теме. 2. Изучение исследований других педагогов с использованием сети интернет. | 1. Подбор литературы по теме самообразования. 2. Обсуждение, обмен опытом по теме. |
Ноябрь 2022 – Апрель 2023 | 1. Разработка и пополнение картотеки дидактических игр по теме. 2. Подбор материала. Работа с методической литературой. Работа над развивающей средой группы. Оформление уголка группы. | 1. Индивидуальные беседы о значении безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников; о средствах формирования представлений ОБЖ; о необходимости развивать познавательный интерес у дошкольников. |
Ноябрь 2022 | 1. Создание макета проезжей части. Подборка демонстрационного материала по теме «Безопасность на дороге». 2. Диагностика знаний детей по теме «Безопасность на дороге». 3.Подготовка презентации «Опасные профессии». | 1. Поиск информации в открытых источниках, обмен опытом с коллегами. 2. Обогащение среды группы. |
Декабрь 2022 Январь 2023 | 1.Составление картотеки зимних игр на прогулке. 2. Оценка уровня знаний детей о безопасности на дорогах и вовремя прогулок зимой. 3.Подборка детской литературы по теме «Безопасность». | 1. Изучение литературы и статей в интернете для составления картотеки зимних игр. 2. Обогащение среды группы по теме «Безопасность». |
Февраль Март 2023 | 1. Организация уголка безопасность на дороге в группе и на территории детского сада. 2.Создание макета «Безопасность на дорогах поселка Шпалозавод». | 1. Проведение дидактических игр с дошкольниками. 2. Привлечение родителей к созданию макета. |
Апрель Май 2023 | 1. Обогащение предметно-пространственной среды группы по теме «Безопасность в природе». 2. Повышение уровня мотивации у детей к познавательному интересу через игры, чтение литературы, викторины. Использовать в работе инновационные подходы к преподнесению материала. | 1. Презентация «Поведение в природе», 2. Подборка консультационного материала для родителей. |
Сентябрь- Октябрь 2023 | 1. Мониторинг знаний детей по безопасности на дорогах и в природе. 2. Использование метода проектов в подходе к теме «Красная книга нашего края» с привлечением детей и родителей. 3.Подборка литературы для совместного прочтения. | Диагностика по изученному материалу по теме «Безопасность в природе». Написание плана проекта «Красная книга нашего края». Привлечение родителей к участию в проекте. |
Ноябрь 2023- Февраль 2024 | Подборка материала по теме «Основы собственной безопасности», закрепление темы проведением викторины, привлечение детей к созданию тематических раскрасок. Пополнение группы атрибутами для игры и памятками. | Организация вставки рисунков Подборка консультационного материала для родителей. |
Март 2024 | Привлечение родителей к созданию атрибутов для уголка безопасности по теме «С огнем не шутят!», Подготовка материала к викторине по закреплению знаний по ОБЖ. Мониторинг знаний детей. Составление отчета по проделанной работе. Выбор темы по самообразованию на следующий учебный год. | Работа с родителя по привлечению к помощи организации предметно-пространственной среды группы. Мониторинг знаний детей по теме «Основы безопасности жизнедеятельности». Создание плана работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...