Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
консультация (подготовительная группа)
“Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению”. (Ф.Бекон)
В семье и в ДОУ художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.
Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети с интересом слушают и, порой, запоминают отрывки из сказок; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»
ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001 г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19, e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru Тел/факс: (495) 733-52-56 |
Консультация для родителей
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами художественной литературы.
Подготовила: воспитатель Бусарова О.С.
“Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению”. (Ф.Бекон)
В семье и в ДОУ художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.
Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети с интересом слушают и, порой, запоминают отрывки из сказок; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках.
Актуальное значение в настоящее время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них мудрости, поучительности!
Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.
Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.
Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.
Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.
Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К.И. Чуковского имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.
Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!
Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и порядка.
С большим удовольствием дети слушают сказки и инсценируют их (“Кошкин дом”, “Теремок”, “12 месяцев”). На основе прочитанных произведений дети устраивают сюжетно-ролевые игры: “Почта”, “Зоопарк”, “Цирк”. С удовольствием рисуют своих любимых героев, дают им характеристику, творчески придумывают другие приключения героев.
Так как С. Я. Маршак писал обо всём на свете, считаем, что его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.
“Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас.
А сердце умным будет”.
Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.
Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”).
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка. Показанный Михалковым героизм труда воспитывает нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига.
Никак не обойтись без книг Л.Н. Толстого в дошкольном детстве. Так как классик русской литературы – Л.Н. Толстой является первым учителем для детворы, поэтому его рассказы, басни, сказки очень поучительны. Дети это понимают и осознают. Рассказы для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются. Рассказы Толстого заставляют подумать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Каждая басня, сказка и рассказ имеют мораль, вывод, который делают сами дети.
По басням и сказкам Толстого дети знакомятся с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека. Л.Н. Толстой знакомит детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.
Знания о литературных произведениях закрепляются в дидактических играх: “Чьи это вещи?”, “Помоги героям встретиться в одной сказке”. Любят дети участвовать в литературных викторинах; здесь они активны, изо всех сил стараются быть победителями.
Отличные знания показывают дошкольники в дидактических и словесных играх: “Из какой сказки герой?”, “Кто так сказал?”, “Кто отправил эти телеграммы?”.
Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.
Такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее.
Надеемся, что поколение, выросшее на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова передаст “эстафету” любимых книг своим детям.
Рекомендации для педагогов и родителей
- Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
- Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
- Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
- Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
- Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....
Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма; заложить важнейшие черты характера: любовь к ближнему, порядочность, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нра...
Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной форм...
Консультация. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотиз...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких мора...
Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содер...