Особенности взаимосвязи депрессивных состояний и эмоционального выгорания у педагогов с различными копинг-стратегиями Особенности проживания пубертатного периода интровертированными подростками.
методическая разработка

В жизни каждый человек проходит через кризис переходного возраста — время полового созревания. В этот непростой отрезок жизни подросток сталкивается со множеством проблем.  На этом этапе развития их сложно понять, не зная особенности возрастного созревания детей.

Важный шаг на пути взросления, сложный жизненный отрезок, переходный возраст — так можно охарактеризовать пубертатный период.

Девочки приобретают более женственные формы, мальчики постепенно превращаются в юношей, обретают чисто мужские черты.

Итогом полового созревания со всеми его биологическими преобразованиями и изменениями психоэмоционального поведения становится наступление половой зрелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная публикация72.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимосвязи депрессивных состояний и эмоционального выгорания у педагогов с различными копинг-стратегиями

Особенности проживания пубертатного периода интровертированными подростками.

Тихонова А. В.,

Магистрант 2 курса (магистратура) Академии педагогики и психологии ЮФУ

Научный руководитель – к.с.н., доцент Наумекно М.В.

В жизни каждый человек проходит через кризис переходного возраста — время полового созревания. В этот непростой отрезок жизни подросток сталкивается со множеством проблем.  На этом этапе развития их сложно понять, не зная особенности возрастного созревания детей.

Важный шаг на пути взросления, сложный жизненный отрезок, переходный возраст — так можно охарактеризовать пубертатный период.

Девочки приобретают более женственные формы, мальчики постепенно превращаются в юношей, обретают чисто мужские черты.

Итогом полового созревания со всеми его биологическими преобразованиями и изменениями психоэмоционального поведения становится наступление половой зрелости.

В среднем пубертатный период у девочек длится с 9 до 14 лет, мальчики начинают взрослеть позже — с 11 до 16 лет.

Но четких рамок полового созревания нет, бывает более раннее или позднее наступление пубертатного периода. Зависит это от наследственных факторов, этнической принадлежности, веса ребенка, питания, конституции. Можно предположить, что особо остро период полового созревания и связанных с ним кризисных явлений проявляется у ли с интровертированным типом личности.

«Типичным для интроверта состоянием является то, что он устремлён в себя. Все самое значимое в его жизни происходит у него внутри» [1]. Это не значит, что он не замечает окружающего мира, просто ему он уделяет куда меньше своего внимания, чем внутреннему миру. И даже перенося взор во внешний мир, он на все смотрит через призму себя самого. Это не эгоцентризм, а скорее обособленность, замкнутость на себя самого. Его мир — это мир его переживаний, чувств и мыслей. Туда он уходит, чтобы восстановить силы после столкновения с внешней реальностью.

В своем лучшем проявлении, интроверты — уравновешенные спокойные люди, которые смотрят вглубь вещей, а не скачут по верхам, как это делают экстраверты. В худшем проявлении, интроверты оторваны от действительности и не придают важности окружающему миру. Интроверты — хорошие стратеги. Они видят ситуацию глубже, дальше и глобальнее [2].

Для изучения количественного соотношения типов личности подростков был использован тест-опросник К.Г. Юнга  «Выявление типа личности: экстраверт, интроверт, амбивет», для изучения симптомов выраженности кризиса подросткового возраста интровертированными подростками использован опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков и родителей), а при помощи анкеты для выявления задач развития в подростковый период (Василенко В.Е., Дмитриева Д.Ю.) исследовали значимые задачи развития в подростковом возрасте интровертированных подростков.

В ходе исследования было установлено что симптомы выраженности подросткового кризиса у интровертированных подростков менее проявлены в показателе реакции эмансипации -  поведенческая эмансипация, реакции группирования и реакции гиперкомпенсации, по сравнению с исследуемыми подростками других типов личности.

Рисунок 1. Симптомы выраженности переходного кризиса по данным подростков с различными типами личности.

            Выявлены значимые различия в представлении родителей исследуемых подростков, в частности подростков интровертов. Так по наблюдению родителей подростков интровертов, наиболее заметна выраженность реакции имитации, реакции эмансипации-нормативная эмансипация, интерес к внутреннему миру.  Наименее проявленными у интровертированных подростков по оценкам родителей реакция имитации – эмоциональная эмансипация и поведенческая эмансипация.

Рисунок 2. Симптомы выраженности переходного кризиса по данным родителей подростков с различными типами личности.

Зафиксированы существенные отличия в представлении значимости решения задач развития, характерных для подросткового возраста.  В понимании подростков интровертов задачи, связанные с формированием идентичности, личностным самоопределением имеют более высокий уровень значимости, по сравнению с представлением о значимости данной задачи развития в пубертатный период подростков экстравертов и амбиретов. Аналогичная степень важности решения данной задачи развития лично для подростков интровертов.

Рисунок 3. Представление значимости задач развития в подростковый период подростками с различного типа личности.

               Исходя из полученных результатов можно заключить, что во всех исследованных показателях, характерных кризису пубертатного периода в рамках данной работы у респондентов интровертов присутствуют факторы, выраженные в разной степени, причем отличные от представителей подростков экстравертов и амбивертов.

             Результаты исследования позволяют психологам образовательных учреждений, педагогам и родителям подростков интровертов оптимизировать процесс взаимодействия с подростками, открывается доступ к пониманию особенностей переживания подростками интровертами кризиса пубертатного периода.

Список литературы:

1. Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность. М.: АСТ, 2000.- 92 с.

2. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М.: Просвещение, 1987.- 223-224 с.

3.Лэйни М. Непобедимый интроверт. — М.: Издательство: Эксмо, 2003.- 54.

4.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Знание, 1987.- 132-134 с.

5. Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики», М.1999

6. Юнг К.Г. "Психологические типы". СПб. "Ювента", 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...

Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»             Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...