Программа дополнительного образования "Развивайка" для детей старшей группы
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования "Развивайка" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_razvivayka_dop.docx | 56.89 КБ |
2020_razvivayka_dop.pdf | 528.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от « »___2020г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» В.А.Кузнецова Приказ №_____от « » ___ 2020г |
Рабочая программа дополнительного образования «Развивайка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Автор:
воспитатель старшей группы «Ручеёк»
Радговская Елена Николаевна
Содержание
Содержание | 2 | |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 5 |
1.3. | Содержание программы | 5 |
1.4. | Планируемые результаты | 7 |
II. | Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1. | Условия реализации программы | 8 |
2.2. | Формы аттестации | 18 |
2.3. | Оценочные материалы | 19 |
2.4. | Методические материалы | 19 |
2.5. | Список литературы | 22 |
Раздел №1
«Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Развивайка» разработана в соответствии с общей образовательной программой (далее – ООП) МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-педагогической направленности.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Детский сад реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой. Программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивайка», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игра «Танграм», «Коломбово яйцо» лабиринты, головоломки и т.д.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о цвете, величине, форме, множестве пространстве и времени.
- Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формировать умения планировать свои действия и осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.
Развивающие:
- Развивать у дошкольников интерес к логическим играм.
- Развивать желание активно познавать и производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать с учётом избирательности и предпочтения детей.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Закрепление детьми математической терминологии.
Воспитательные:
- Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
- Воспитывать умение работать индивидуально и в команде.
- Воспитывать коммуникативные качества.
1.3 Содержание программы
Содержание программы кружка состоит из трех блоков:
- Развиваем вычислительные навыки
- Развиваем геометрические представления
- Развиваем пространственные и временные отношения
Каждый из блоков включает в себя по 20 занятий.
Количество занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятия: старшая группа -30 минут.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно-образного мышления и переходом к словесно-логическому. Судить об особенностях наглядно-образного мышления детей можно на основе тех мыслительных средств, которые они используют при решении задач.
Кроме того, готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Ребенок, интеллектуально готовый к школьному обучению, способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать перцептивный образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Также дошкольнику оказывается доступной задача точно воспроизвести на листе бумаги пространственные отношения между элементами одного сложного объекта или совокупностями объектов. Например, он может нарисовать группу точечных объектов, что необходимо для развития письма. Не случайно это задание входит во многие тесты готовности ребенка к школе. В этом возрасте ребенок свободно запоминает список из 10 слов и произвольно воспроизводит его. Кроме того, он в состоянии совершить мысленное преобразование образа предмета (например, может представить, что получится, если разрезать лист бумаги пополам). Такие преобразования важны для усвоения различных математических отношений. Интеллектуально готовый к школе ребенок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления. Он без затруднений определяет длительность, последовательность и скорость наступления событий (например, правильно определяет, какая из двух машин едет быстрее).
Организация работы
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Кружковая работа организуется в группе, во второй половине дня, 1 раз в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
1.4 Планируемые результаты.
Планируемый результат работы: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
К концу обучения дети должны уметь:
∙ Проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
∙ Освоить простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
∙ Воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоить приемы наложения и приложения. Проявлять интерес к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов).
∙ Освоить слова, обозначающие свойства и отношения предметов.
∙ Развить память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, обогатить свой словарь
Раздел № 2
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Кружковая работа организуется в группе, во второй половине дня, 1 раз в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
1 блок «Развиваем вычислительные навыки»
Месяц | Тема занятия | Задачи | Материал |
Октябрь | Занятие №1 «Волшебные палочки» | Познакомить детей с эталонами цвета: красным, синим, желтым, белым, черным; развивать умение детей выделять отдельные палочки из группы и составлять группу из отдельных палочек. Развивать внимание, память, расширять словарь за счет прилагательных (красный, желтый, синий, белый, черный). | Пособие «Палочки Кюизенера» |
Занятие №2 «Волшебный сундучок» | Продолжить осваивание эталонов цвета и их название. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №3 «Разноцветные дорожки» | Продолжать учить детей различать и группировать палочки по цвету, называть цвет (белая, голубая, розовая) и величину (длинная, короткая); развивать зрительный глазомер. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №4 «Поезд» | Развивать представления о цвете, умении называть цвета, представления о длине (длинный, короткий), умение сравнивать палочки по длине, используя прием наложения. Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. | Пособие «Палочки Кюизенера», карточки с цифрами | |
ноябрь | Занятие №5 «Игра - путешествие» | Развивать представления о квадрате. Учить составлять квадрат на основе подбора палочек одинакового цвета. Развивать умение соотносить предметы по величине и цвету. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые по цвету и длине, большой квадрат, маленький квадрат. | Пособие «Палочки Кюизенера» |
Занятие №6 «Путешествие в страну Профессора Математики» | Развивать умение детей ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление, внимание, память. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №7 «Забор для гномов» | Формировать представления о высоте палочек, умение сравнивать палочки по высоте и длине. Познакомить с понятиями: высокий, низкий. Развивать зрительный глазомер. Расширять словарь за счет введения прилагательных (высокий, низкий). | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №8 Игра «Строительство домов» | Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Пособие «Палочки Кюизенера», | |
Занятие №9 «Елочка» | Упражнять в умении выкладывать рисунок по образцу, в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее - короче, развивать представления об эталонах цвета. Развивать умение отгадывать загадки. | Пособие «Палочки Кюизенера», карты - схемы | |
Занятие №10 Игра «Число 3» | Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №11 «Разложи по цвету» | Закрепить знания эталонов цвета и их название, развивать представления о признаках палочек – палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. | Пособие «Палочки Кюизенера» Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце» | |
Декабрь | Занятие №12 «Город геометрических фигур» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить моделировать по словесной инструкции и решать ее самостоятельно, упражнять в конструировании фигур из палочек, закрепить умение называть цвета палочек, величину, геометрические фигуры (квадрат, треугольник). | Пособие «Палочки Кюизенера» |
Занятие №13 Игра «Бусы» | Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №14 «Построим домик для матрешки» | Познакомить с образованием и составом чисел в пределах 10 и цифрами. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления. Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения. | Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце», пособие «Палочки Кюизенера». | |
Занятие №15 Игра «Число 4» | Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №16 «Скворечник» | Формировать и закреплять умения детей составлять, решать и делать рисунки и схемы к задачам на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить представления детей о длине (самая длинная, короче, самая короткая), поупражнять в назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и других). | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №17 Игра «Число 5» | Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №18 Игра «Слоненок» | Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №19 Игра «Сколько?» | Развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства. | Логические фигуры |
2 блок «Развиваем геометрические представления»
Месяц | Тема занятия | Задачи | Материал |
Январь | Занятие №1 Игра «Найди пару» | Знакомить с символами свойств, развитие зрительной памяти. | Карточки с символами фигур |
Занятие №2 «Украсим елку бусами» | Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. Формировать умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета. | Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур | |
Занятие №3 «Угощение для медвежат» | Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам. Формировать понимание слов: «разные», «одинаковые». Подведение к пониманию отрицания свойств. | 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша | |
Занятие №4 Дидактическая игра Чудесный мешочек» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. | Мешочек, набор блоков Дьенеша. | |
Занятие №5 «Художники» | Развивать умения анализировать форму предметов. Формировать умения сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции) | «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков | |
Занятие №6 «Найди не такую» | Продолжать знакомить с логическими блоками. | набор блоков Дьенеша. | |
Занятие №7 «Магазин» | Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор. | Товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры. | |
Февраль | Занятие №8 «Продолжи ряд» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление | Набор блоков Дьенеша |
Занятие №9 «Второй ряд»
| Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. | Набор логических блоков Дьенеша. | |
Занятие 10 Игра конструктор «Колумбово яйцо» | Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей. | Алгоритм №1, №2, блоки | |
Занятие №11 Игра конструктор «Колумбово яйцо» | Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей. | Алгоритм №3, №4, блоки | |
Занятие № 12 «Логический поезд» | Развивать способность к логическим действиям и операциям. Формировать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Совершенствовать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. | Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный). На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12. 4 вагона. Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами. Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур. | |
Занятие №13 «Игра с двумя обручами» | Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». | 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша. | |
Занятие №14 «Мозаика цифр» | Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Формировать умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности | 48 карточек с изображением символов и примеров;12 числовых карточек. Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина);15 предметных карточек; блоки Дьенеша | |
Занятие № 15 «Найди нужный блок» | Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию. | Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств. | |
Март | Занятие №16 «Волшебное дерево» | Формировать умение выбирать фигуру по блок – схеме. Развивать логическое мышление. | Схема- дерево, блоки, схемы блоков. |
Занятие №17 Игра «Танграм» | Развивать устойчивость внимания, закреплять представлений о геометрических фигурах | Комплект из геометрических фигур | |
Занятие №18 Игра «Танграм» | Развивать устойчивость внимания, закреплять представлений о геометрических фигурах | Комплект из геометрических фигур | |
Занятие №19 «Угадай, какую фигуру я загадал» | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию | Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств | |
Занятие №20 Игра «Этажи» | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. | Набор блоков. |
3 блок. «Развиваем пространственные и временные представления»
Месяц | Тема занятия | Задачи | Материал |
Март | Занятие №1 «История Муравьишки» | Знакомить детей с историей Муравьишки, нацеливать детей на оказание ему помощи, развивать пространственные представления детей. | Карточки с заданиями, лабиринты, демонстрационный материал – сюжетные картинки к истории. |
Занятие №2 «Умные клеточки». | Развивать сообразительность, ориентацию на листе бумаги в клетку, умение выполнять определенные действия на листе бумаги в клетку под диктовку педагога. | Листы бумаги в клетку, простой карандаш, ластик, карточки с конечным результатом. | |
Занятие №3 «Рисуем по клеточкам» «Узор» | Учить детей рисовать по клеткам простой узор. | Листы в клеточку, простой карандаш. | |
Апрель | Занятие №4 «Грибной пирог» | Формировать математические представления детей, умение видеть порядок слоев пирога и рассказать процесс его приготовления, пространственных и временных представлений детей | Игра «Разложи начинку из грибов на пирог», чтение стихов о грибах. |
Занятие №5 «Математический планшет» | Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т. д). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус. Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. | Математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. | |
Занятие №6 Игра «Танграм» | Способствовать формированию внимательности, упорства в достижении цели, способствовать творческому поиску чего – то нового. | Комплект из геометрических фигур. | |
Занятие №7 «Заколдованный лес» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение слушать и слышать инструкцию, двигаться в том направлении, куда ведет команда, выполнять задания, приводящих к конечной цели | Подвижная игра «Левее–правее», рабочие листы, Цветные карандаши, сюрприз – клад. | |
Занятие №8 «Математический планшет» Игра «Узор по образцу» | Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу. | Математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Схемы. | |
Занятие №9 «Составим узор» | Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. | Кубики Никитина | |
Занятие №10 Моделирование из кубиков по заданным схемам | Развивать произвольность (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей. | Кубики Никитина | |
Занятие №11 Игра «Танграм» | Способствовать формированию внимательности, упорства в достижении цели, способствовать творческому поиску чего – то нового. | Комплект из геометрических фигур. | |
Занятие №12 «Математический планшет» Игра «Цифры играют в прятки» | Закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка. | математический планшет, схемы цифр. | |
Май | Занятие №13 Игра конструктор «Колумбово яйцо» | Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей. | Конструктор, схемы 5-9 |
Занятие №14 Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем» | Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Развитие внимания, мышления, воображения. | Круги Эйлера, геометрические фигуры | |
Занятие №15 Игра «Твой любимый цветок» | Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего. | Пособие «Палочки Кюизенера» | |
Занятие №16 «Строим дом» | Закреплять умения детей готовить чертеж дома. Развивать логическое мышление | Тетради в клетку и карандаши | |
Занятие №17 «Заколдованный лес» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение слушать и слышать инструкцию, двигаться в том направлении, куда ведет команда, выполнять задания, приводящих к конечной цели | Подвижная игра «Левее–правее», рабочие листы, Цветные карандаши, сюрприз – клад. | |
Занятие №18 «Математические задачи в стихах» | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10 | ||
Занятие №19 Моделирование из кубиков по заданным схемам | Развивать произвольность (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей. | Кубики Никитина, схемы | |
Занятие №20 Моделирование из кубиков по заданным схемам | Развивать произвольность (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей. | Кубики Никитина |
2.2 Формы аттестации
Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме:
- мониторинга - скрытого тестирования, контрольных срезов знаний по разделам программы. Для отслеживания результатов создаются диагностические таблицы.
- наблюдения.
- личных бесед с детьми и их родителями.
- анализа продуктов деятельности детей.
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не сравнения его с другими детьми.
В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам относят такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения. Эти интегративные качества развития ребёнка отслеживаются путем наблюдения.
2.3 Оценочные материалы
Основой для выявления освоения программного материала воспитанниками служит методическое пособие З.А.Михайловой и И.Н.Чеплашкиной «Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений».
Специфика контрольных заданий заключается в применении игровых приемов контроля. Выполнению каждого задания предшествует его естественная мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Уровень сформированности умений, навыков и информированности определяется как низкий, средний и высокий, что соответствует обозначенному проценту выполнения предложенных заданий: низкий – <50%, средний – 51 - 69%; высокий – 70 - 100%.
Высокий уровень - 70-100%.баллов
Ребёнок владеет учебным материалом в соответствии с требованиями программы, применяет знания на практике не только в типовой ситуации. Ребёнок активен, инициативен, способен выполнять практическую работу преимущественно самостоятельно, для него характерна и творческая деятельность.
Средний уровень - 51-69% баллов
Ребёнок владеет основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, но для его практической деятельности характерен в основном репродуктивный уровень. Усвоенные знания он применяет в типовых ситуациях.
Низкий уровень -50% и ниже баллов
Ребёнок не усвоил материал учебной программы в полном объеме. Он владеет основными знаниями и умениями, но применение их на практике вызывает у него затруднения.
2.4 Методические материалы
Перечень методических материалов
Логические блоки Дьенеша.
Набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают мыслительными умениями анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие.
Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.
Еще один нюанс – ребенок начинает после занятий легко ориентироваться в дробях. Привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок, счетных палочек) приучает к дискретности числового мира и привыкнуть потом к тому, что один – это две половинки, или четыре четверти сложно. На палочках Кюизенера это объясняется легко и доступно.
Головоломки и лабиринты.
Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Головоломка «Танграм» представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.
Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
Кубики Никитина.
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. Задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
2.5 Список литературы.
1. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
2. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
6. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
7. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
8. Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
9. Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
10. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
11. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
12. Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
13. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
14. З.А.Михайловой и И.Н.Чеплашкиной «Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений». Детство-Пресс, 2008г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»
Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».
Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП«Всезнайка»....