Консультация для педагогов Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)

Шайдуллина Гульфия Габдулахатовна

            Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью.          

           Многие из нас слышали о том, насколько важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, которая напрямую связана с уровнем его речи. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в XIX веке Марией Монтессори. Такая взаимосвязь изучалась и была подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых: И.М.Сеченовым, И.П. Павловым, М. А. Леонтьевым, А.Р.Лурия.В настоящее время исследователи Л.В.Фомина, Е.И. Есенина, М.М. Кольцова, Л.А.Панащенко и другие доказывали, что развитию мелкой моторики пальцев рук положительно влияют на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии детей установили, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой зоной. Именно эта величина проекции кисти и ее близость к речевой зоне опосредованно влияет на развитие активной речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с. Кневичи

Артемовского городского округа

Консультация для педагогов

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.

 

                                                                         Подготовила: Шайдуллтна Г.Г.

                                       Воспитатель первой категории

2020 г.

            Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью.          

           Многие из нас слышали о том, насколько важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, которая напрямую связана с уровнем его речи. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в XIX веке Марией Монтессори. Такая взаимосвязь изучалась и была подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых: И.М.Сеченовым, И.П. Павловым, М. А. Леонтьевым, А.Р.Лурия.В настоящее время исследователи Л.В.Фомина, Е.И. Есенина, М.М. Кольцова, Л.А.Панащенко и другие доказывали, что развитию мелкой моторики пальцев рук положительно влияют на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии детей установили, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой зоной. Именно эта величина проекции кисти и ее близость к речевой зоне опосредованно влияет на развитие активной речи ребенка. 

              Мы работаем с детьми четвертого года жизни. Оценивая в начале года речевое развитие детей, мы обратили внимание на то, что у детей 17% низкого уровня. Дети понимали речь взрослого, но говорили не четко, предложения простые, грамматически построены не верно. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию речи.

           Поскольку игра продолжает являться ведущим видом деятельности, а речь продолжает выступать необходимым условием развития этого сложного вида деятельности, — вопрос о подборе методов и приемов развития речи приобретает особую актуальность.

Цель: Формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделили основные задачи:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Для решения задач мы пересмотрели игры, пособия, постарались создать условия, в которых каждый ребенок смог проявить свои эмоции, чувства, желания.

            Для развития мелкой моторики использовали: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, пуговицы разного цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки; выкладывание.Анализ различных пособий по развитию мелкой моторики позволил систематизировать игры, направленные на развитие мелкой моторики, которые были включены в пальчиковую гимнастику для детей:

  • игры манипуляции («Ладушки-ладушки»). Эти упражнения дети выполняли самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ; сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья;
  • пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Дети поочередно соединяли пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляли по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г;
  • пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) («Помоем руки под горячей струей воды» -- движение, как при мытье рук);
  • театр в руке, позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение («Бабочка», выпрямленными пальцами делать быстрые движения).

             Этапы проведения пальчиковой гимнастики:

1.Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений -- сжать пальцы в кулак, разжать.

 2.Затем детям предлагаются сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки.

3.Упражнения, которые требуют высокой умственной активности детей.

           Пальчиковая гимнастика включали в режим дня. Например, ее  проводили утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально во время утренней гимнастики. А также перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (маленький мячик с шипами, кубик и др.) детям предлагалось «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок» очень эффективна пальчиковая гимнастика на физкультминутках (три-четыре упражнения). На занятиях при заучивании стихотворений. Перед обедом, когда дети ожидали приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели... (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

      На прогулке при плюсовой температуре после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагали с помощью пальцев рук изобразить: дом, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

Изображаем паучков:

«Паучки ползет, ползет, паутинку он плетет».

Изображаем солнышко:

«Утро красное пришло

солнце ясное взошло

стали лучики светить

малых деток веселить.

Прилетели тучки

спрятались лучики».

Пальчики разгибаются по одному, а потом сжимаются в кулачок.

          Один раз в неделю проводили комплексные игровые занятия. Увлекательным и занимательным вариантов пальчиковых игр является маленький кукольный театр. Сейчас в детских магазинах можно найти готовые наборы пальчиковых кукол: это могут быть и животные, и люди, и даже персонажи сказок, например, сказки про репку. Мы смастерили свой собственный пальчиковый театр, связали из клубочков сказочных персонажей (зайца, медведя, лису, мышку и так далее).

Пальчиковый театр использовали для развлечений. Рассказывали сказки и приглашали заниматься разной деятельностью. Это способствовало развитию усидчивости. Если ребенок будет заинтересован в игре, то он с радостью будет выполнять поставленные перед ним цели.

        Наши родители заинтересовались пальчиковыми играми. Мы с логопедом провели клуб содружество «Пальчиками играем, речь развиваем». Родителей познакомили с разными видами игр, провели мастер-класс, родители поделились своим опытом. Самые активные сделали несколько красочных пособий «Найди, что спрятано», «Помоги Машеньке», «Путешествие по сказкам».

    Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

    К концу года анализ речевого развития показал, что уровень речевого развития повысился:

              Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Литература:

1.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения.-М.:Сфера,2010.

2.Борисенко М.Г. Наши пальчики играют.Развитие мелкой моторики.-СПб.: Паритет.2002

3.Гордеева Т.В.Мссаж и пальчиковая гимнастика с предметами.-М.: Книголюб,2008.

4.Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику рук.-СПб.:Литера,2008.

5.Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2008

6.Косинова Е.М. Гимнастика для пальцев. М.:Библиотека Ильи Резника, Олма-Пресс,2002.

7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие 2-е изд,доп.-М.: Сфера 2017.

8.Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.

9.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.-СПб.: ООО «Издательский дом «Кристалл»,2000.

10.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.-М.: АСТ,2000

11.Первые шаги в мир. Игровые сеансы для детей 2-3 лет. Методическое пособие/ Под ред.Н.В.Микляевой.-М.: ТЦ Сфера,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...

"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...

Консультация для педагогов Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.

         Многие из нас слышали о том, насколько важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, которая напрямую связана с уровнем его речи. Зависимость между развитием ...

Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованны...