Особенности изучения региональной культуры с детьми в провинциальном детском саду.
статья (старшая группа)
В условиях духовного возрождения современного общества отмечается довольно глубокий интерес к истокам и освоению культуры, обусловленной спецификой конкретного региона, а также особенностями провинциальной среды, города, пространства.
Современные термины «провинциальная среда», «провинциальный город», «провинциальное пространство» в общем смысле обозначают некий периферийный район или районный центр конкретной местности либо немногочисленный по количеству проживающего в нем населения город, который достаточно далеко расположен от столицы и отличается от мегаполиса страны отсутствием активной и бурной жизни. Проживающий в данном регионе народ бережно относится к сохранению своих традиций, которые олицетворяют культуру маленькой провинции [2, с. 10–11].
Для реализации опытно-экспериментальной части исследования был спроектирован и разработан долгосрочный проект «Мой край – Мордовия!», включающий в свое содержание работу по изучению дошкольниками региональных особенностей культуры мордовского края, а также знакомство с различными видами и произведениями национального искусства, обеспечивающее приобретение в той или иной мере знаний и представлений дошкольников о культуре своего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях духовного возрождения современного общества отмечается довольно глубокий интерес к истокам и освоению культуры, обусловленной спецификой конкретного региона, а также особенностями провинциальной среды, города, пространства.
Современные термины «провинциальная среда», «провинциальный город», «провинциальное пространство» в общем смысле обозначают некий периферийный район или районный центр конкретной местности либо немногочисленный по количеству проживающего в нем населения город, который достаточно далеко расположен от столицы и отличается от мегаполиса страны отсутствием активной и бурной жизни. Проживающий в данном регионе народ бережно относится к сохранению своих традиций, которые олицетворяют культуру маленькой провинции [2, с. 10–11].
Зачастую провинциальный город рассматривают как захудалый населенный пункт с разрушенными зданиями, беспорядочными посадками и разбитыми дорогами. Однако не следует критично оценивать удаленную от центра страны провинцию. Многие из них являются образцом эффективного развития [2, с. 23–24].
Своеобразие системы дошкольного образования, обусловленной свойствами и специфическими особенностями провинциальной среды, определяет деятельность дошкольных образовательных организаций и в Республике Мордовия.
Действенным средством в работе со старшими дошкольниками по формированию представлений о региональной культуре становится проектная деятельность.
Для реализации опытно-экспериментальной части исследования был спроектирован и разработан долгосрочный проект «Мой край – Мордовия!», включающий в свое содержание работу по изучению дошкольниками региональных особенностей культуры мордовского края, а также знакомство с различными видами и произведениями национального искусства, обеспечивающее приобретение в той или иной мере знаний и представлений дошкольников о культуре своего региона.
Основной задачей всей опытно-экспериментальной работы являлась задача формирования системы знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о региональной культуре родного края посредством изучения различных видов национального искусства, а также интеграция различных видов мордовского декоративно-прикладного искусства (вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, деревянная игрушка и др.).
Интеллектуально-познавательная деятельность, связанная с реализацией проекта, предусматривала разнообразную активность ребенка по ходу выполнения заданий проекта. Проектная деятельность обогащала дошкольников знаниями и представлениями о культуре региона, в котором они проживают, стимулировала их познавательную активность, учила осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.
Предложенная в рамках реализации проекта тематика и содержание различных видов деятельности с дошкольниками может меняться, варьироваться и дополняться с учетом специфики конкретного региона.
Цикл мероприятий проекта рассчитан на календарный год, что позволяет существенно облегчить работу педагога по изучению региональной культуры в старшем дошкольном возрасте. Нами предпринята попытка отразить в цикле мероприятий проекта разнообразные виды детской деятельности, способствующие глубокому изучению культуры своего провинциального региона, представленной многочисленными произведениями национального искусства, а также разнообразными знаниями о мордовском крае.
Еженедельно реализуя с дошкольниками мероприятия проекта, мы стремились заполнить их свободное время содержательной и полезной информацией, которая имела образовательные и развивающие цели. Дошкольникам предлагалось поиграть в мордовские игры, почитать литературно-художественные произведения и сказки мордовских авторов; рисовать, лепить, конструировать мордовский орнамент, изучая его элементы и цветовое сочетание.
Мероприятия проекта охватывали все многообразие мира национального искусства Мордовии. Детям рассказывали о декоративно-прикладном искусстве, промыслах и ремеслах, художниках и композиторах, национальной символике и мордовском костюме. С детьми разучивались произведения мордовского фольклора, рассматривалась природа родного края, его архитектурные постройки и достопримечательности. Дошкольников знакомили с выдающимися людьми родного города, села. Им рассказывали о происхождении и быте мордовского народа, его прошлой жизни, традициях, национальных героях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду."
Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей...
Особенности занятий по физической культуре с детьми ОВЗ в детском саду.
Основные задачи занятий по физической культуре с детьми ОВЗ - коррекция и профилактика осанки, плоскостопия....
Консультация для педагогов ДОУ: «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду».
Консультация для педагогов ДОУ: «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду»....
«Особенности занятий физической культурой с детьми ОВЗ в детском саду».
Проведение занятий физической культурой с детьми ОВЗ...
Статья «Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду».
Статья будет интересна для педагогов работающих с детьми с ОВЗ...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Особенности занятий физической культуры с детьми с ОВЗ в детском саду».
Доклад на педагогическом совете по теме: «Особенности занятий физической культуры с детьми с ОВЗ в детском саду»....