Консультация для родителей «Инновационные здоровьесберегающие технологии. Мозжечковая стимуляция»
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные здоровьесберегающие технологии. Мозжечковая стимуляция
Подготовила:
учитель-логопед ДОУ Баландина И.А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России, резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения речевого развития детей, развития эмоционально-волевой сферы. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: трудности в усвоении учебного материала, сложности адаптированности в детском коллективе.
Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий.
Одним из инновационных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция.
Не смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».
Основными задачами взрослого при использовании метода мозжечковой стимуляции являются: обеспечение безопасности ребенка; правильный подбор упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; выбор и поддержание определенного темпа закрепления навыков; выработка у ребенка навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми; повышение самооценки ребенка.
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека.
Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.
Зачем детям мозжечковая стимуляция? Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Мозжечковая стимулиляция улучшает: - уровень концентрации внимания; - все виды памяти; - развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения, математические и логические способности; - анализ и синтез информации; - способность к планированию; - работу эмоционально-волевой сферы.
Метод мозжечковой стимуляции — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции
Это прежде всего дети с:
нарушением внимания;
гиперактивностью, поведенческие расстройства;
нарушение осанки;
нарушениями работы вестибулярного аппарата;
проблемами с обучением;
нарушениями устной и письменной речи;
нарушениями координации движений и моторной неловкости;
дисграфии;
дислексии;
диспраксия;
нарушениями аутического спектра;
зпр, зрр, ммд, сдвг.
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:
улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения;
улучшение зрительно-моторной координации;
улучшение мануальных и графо-моторных функций;
повышение общего уровня интеллекта;
быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления);
повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом).
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 30 лет назад американский доктор Френком Бильгоу. Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу. Это доска на круглой основе, напоминающая конструкцию детской качалки с желобами в виде лабиринта и мячиком Занятия на балансировочной доске включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Данные упражнения подходят для детей с ОВЗ от 4 лет.
Как эффективнее заниматься по данной методике
С помощью этого комплекса упражнений (балансируя на доске, отбивать и ловить мяч, попасть мячом в цель и др.) происходит стимуляция мозжечкового отдела головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизируются моторные и речевые центры. Это способствует развитию координации, общей моторики, коррекции нарушений речи ребенка, формированию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Занятия назначаются детям с нарушениями координации движений, нарушениями внимания, гиперактивностью, нарушениями аутистического спектра, нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением учебными навыками.
Смысл в том, чтобы задействовать и руки, и ноги, добиваться координации их действия, для чего необходимо удерживать равновесие и стараться выполнять самые сложные упражнения.
Занятия, посвященные мозжечковой стимуляции, должны длится не менее 15 минут, продолжительность курсовых тренировок 12 занятий; 15 занятий по 3 раза в неделю. Средняя продолжительность занятия составляет 30 - 45 мин. Противопоказаний к использованию нет. Занятия можно проводить без ограничений по возрасту, начиная с 3-х лет.
Результаты занятий с использованием балансировочного комплекса:
совершенствование межполушарного взаимодействия;
стабилизация работы вестибулярной системы;
развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
совершенствование зрительно-моторной координации;
интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
расширение зрительно-оптического поля;
развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
улучшение саморегуляции и контроля;
стимуляция психоречевого развития;
личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
развитие аудированной и импрессивной речи;
развитие письменной речи;
оптимизирование навыков чтения.
Таким образом, данная технология может стать серьезным подспорьем в логопедической практике, у детей будет наблюдаться положительная динамика в развитии речевых способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Современные здоровьесберегающие технологии"
Дается краткое описание здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать дома....
Консультация для родителей «Современные здоровьесберегающие технологи в ДОУ»
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: • приобщение детей к физической культуре • использование...
Консультация для родителей " Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Тема: «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста»
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого чело...
Комплекс консультаций для родителей по здоровьесберегающим технологиям
Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учр...
Консультация для родителей «Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...