Родительское собрание в средней группе " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
методическая разработка (средняя группа)
Родительское собрание в средней группе " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobranie_v_sr.gr_.docx | 138.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад№58 города Белово»Солнышко» комбинированного вида
Конспект родительского собрания
в средней группе
на тему
«Развитие речи детей
в условиях семьи и детского сада»
Воспитатели:
Коробейникова О.А.
Пяткова Е. М.
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.
3. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей.
4. Воспитывать культуру общения.
5. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Предварительная работа:
- Приглашение родителей на собрание.
- Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь? »
Организационная работа:
- Оформление выставки методической литературы по теме собрания.
Ход собрания
1. Вступительная часть.
(Родители рассаживаются полукругом).
Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
2. Основная часть.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу:
«Мой ребёнок начал говорить …»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.
Игра «Вопрос – ответ»
Воспитатель:А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
(Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей. )
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
(Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
(В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
(Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)
Ознакомление с результатами экспресс-интервью
«Для чего нам нужна речь?»
Воспитатель:Накануне собрания вам было предложено ответить на вопрос «Для чего нам нужна речь?».
Были получены такие ответы:
• общаться друг с другом;
• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
• оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;
• рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Воспитатель:Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Воспитатель:Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?(Предложить высказаться родителям)
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Анализ речи детей группы. (результаты даются в обобщённом виде)
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.
Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
- загадать загадку и найти отгадку;
- поискать приметы времени года;
- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например:
«С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!»
- Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
- Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
- Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
- Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
Воспитатель:Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко? ».
-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
- Загадайте загадки по сказкам.
(Родителям предлагается отгадать загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку.
(Родители придумывают и рассказывают сказку, например, «Колобок»).
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
(Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт.
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем,
(Развернуть ладони параллельно друг другу)
В тот домик приглашаем.
(Изобразить крышу дома)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок - цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро - быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга»(показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу:
«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкает.
Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С».
Чистоговорки:
Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
«да-да-да - в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша - принесли домой ерша»
«ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа - есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу - я на солнышке лежу». ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например, с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
-Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
•Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
3. Заключительная часть. Подведение итогов собрания.
Воспитатель:А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен /должна…
Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку зелёным шариком.
(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов).
Памятка для родителей
«Развиваем речь ребёнка дома
с помощью игр»
Уважаемые родители!
Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
«Слова мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться).
«Подскажи словечко»
Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...
Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить ...
Родительское собрание в младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. ...
Родительское собрание во 2 младшей группе: « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Родительское собрание во 2 младшей группе:« Развитие речи детей в условиях семьии детского сада»...
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание в разновозрастной группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....