Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
методическая разработка (старшая группа)

Ленбаум Инна Борисовна
В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Работа с блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

Основная цель использования блоков Дьенеша – развить у детей логическое мышление, научить их решать логические задачи.  

Задачи:  

  1. Образовательные:  
  • формировать у детей базисные математические представления:

познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом;

  •   мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных

 навыков алгоритмической культуры мышления;

  •   формировать способность производить действия в уме;
  •   формировать  умения следовать устным инструкциям, читать

схемы, овладение навыками моделирования.

  1. Развивающие:  
  • развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию), а также логические операции «не», «и», «или»;

  • развивать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания,

     воображения;

  • к принятию собственных решений, опираясь на

    свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности;

  •  развивать  основы творческого мышления;
  • развивать  эмоционально – волевую сферу;
  •  развивать  коммуникативные навыки.
  1. Воспитательные:
  •  повышать интерес детей к математике;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
  •  воспитывать нравственно – волевые качества личности.

Первый этап 

Знакомство с блоками Дьенеша.

Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками: рассматривать их, обследовать, использовать по своему усмотрению, конструировать различные постройки. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Можно предложить  следующие задания:

 - найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

- найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);

 - найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

- назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине). После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

Второй этап 

В процессе различных действий с блоками выявляем, как дети умеют абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер).  

Например.  

 Выложите перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд. Затем дети овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, при этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей детей.

Если у детей хорошо усвоены три свойства — это цвет, форма, размер; добавляем четвертое свойство толщину.

Третий этап 

После усвоения всех четырех свойств, вводим условные обозначения свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Другими словами, кодируем информацию.  Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

Четвертый этап 

Вводятся карточки с отрицанием свойств: не синий, не круглый, не толстый и т.д. Карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:

  • от умения оперировать тремя свойствами дети постепенно переходят к

умению оперировать четырьмя свойствами;

  •  от умения работать с двумя карточками-символами свойств предмета

(или отрицания свойств) дети постепенно переходят к умению работать с 3-4 карточками-символами;

  • от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к

заданиям второй, третьей и четвертой групп .

           С чего начать?

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.

 Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности.   Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом.

И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует   предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.  

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит, круглой или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит, синий или желтый; не большой, значит, маленький и т.д.).          

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Методика работы не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуации совместной игровой деятельности, форму диалога взрослого с ребенком. Сочетание игровой и практической деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций прослеживается в играх с блоками, дети помогают строить домики для  Трех поросят, помогают  Золушке построить дорожку до дома, восстановить планету инопланетянам и т.д. Блоки повышают интерес детей к занятиям и способствуют общему интеллектуальному развитию.

Формы организации детской деятельности:

- развивающие игры;

 - творческие задания;

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

 - самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

 - постановка и разрешение проблемных ситуаций;

 - сюжетная подача материала.

 

Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:

В разделе « Количество и счет»:

 - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше;

 -в упражнениях, на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел.

Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

В разделе « Величина»:

 - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине

( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз. Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким . В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения. На этом этапе   применяются такие игры:

«Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы».

 В разделе «Форма»:

 блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.

Полезны игры: «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру» (цвету).

В разделе «Ориентировка в пространстве»:  

- ребёнок воспринимает направления (вверху, внизу, справа, слева, между, над), пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок не может представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея представления о его форме, цвете, размере. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, педагог дает задание:

-  взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую - круглый

желтый;

- расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество).

В разделе «Ориентировка на плоскости»:

 обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно предложить задания:

-  слева положить пять тонких фигур, а справа - толстых на один больше и др..

Предлагаемые игры: «Посели жильцов в домики», «Найди клад»,

«Помоги Буратино найти  ключик», «Положи большие фигуры слева, маленькие справа», «Назови какая фигура находится в левом верхнем углу?». .

В разделе «Формирования целостного восприятия образа предмета»

Мы знаем, что у детей с ЗПР формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным, что отрицательно сказывается на освоении ребёнком окружающего мира.

Поэтому необходимо использовать такие игры, как: «Выложи такой же предмет», (путём наложения и выкладывания рядом), «Составь изображение», «Художники», «Повтори узор».

С помощью таких игр дети учатся воспринимать предмет как целое, они способны выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. Варианты заданий могут быть разнообразными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание Сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988г.

2.  Панова Е.Н., Дидактические игры – занятия в ДОУ.  Воронеж 2007г,

3. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издательство «Детство-пресс», 2000

4. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Издательство ООО «Корвет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША»

Для вас родители«Игры и упражнения с Блоками Дьенеша»...

Консультация для родителей "Игры и упражнения с Блоками Дьенеша"

Консультация для родителей "Игры и упражнения с Блоками Дьенеша"...

Консультация для родителей "Игры и упражнения с блоками Дьенеша для детей от 2 лет"

В данной консультации описываются игры и упражнения для игры с детьми  с блоками Дьенеша в помощь родителям...

«Игры и упражнения с Блоками Дьенеша»

Консультация для родителей...

Рекомендации для родителей:Игры и упражнения с Блоками Дьенеша

Научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.                                    ...

Игры и упражнения с блоками Дьенеша

Данные игры обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности, подобранные и разработанные на основе принципа интеграции....

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

Картотека игр и упражнений с подробным описанием....