Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
Основная цель использования блоков Дьенеша – развить у детей логическое мышление, научить их решать логические задачи.
Задачи:
- Образовательные:
- формировать у детей базисные математические представления:
познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом;
- мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных
навыков алгоритмической культуры мышления;
- формировать способность производить действия в уме;
- формировать умения следовать устным инструкциям, читать
схемы, овладение навыками моделирования.
- Развивающие:
- развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию), а также логические операции «не», «и», «или»;
- развивать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания,
воображения;
- к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности;
- развивать основы творческого мышления;
- развивать эмоционально – волевую сферу;
- развивать коммуникативные навыки.
- Воспитательные:
- повышать интерес детей к математике;
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
- воспитывать нравственно – волевые качества личности.
Первый этап
Знакомство с блоками Дьенеша.
Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками: рассматривать их, обследовать, использовать по своему усмотрению, конструировать различные постройки. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Можно предложить следующие задания:
- найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
- найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
- найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
- назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине). После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
Второй этап
В процессе различных действий с блоками выявляем, как дети умеют абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер).
Например.
Выложите перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд. Затем дети овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, при этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей детей.
Если у детей хорошо усвоены три свойства — это цвет, форма, размер; добавляем четвертое свойство толщину.
Третий этап
После усвоения всех четырех свойств, вводим условные обозначения свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Другими словами, кодируем информацию. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
Четвертый этап
Вводятся карточки с отрицанием свойств: не синий, не круглый, не толстый и т.д. Карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:
- от умения оперировать тремя свойствами дети постепенно переходят к
умению оперировать четырьмя свойствами;
- от умения работать с двумя карточками-символами свойств предмета
(или отрицания свойств) дети постепенно переходят к умению работать с 3-4 карточками-символами;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к
заданиям второй, третьей и четвертой групп .
С чего начать?
Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом.
И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).
Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит, круглой или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит, синий или желтый; не большой, значит, маленький и т.д.).
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Методика работы не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуации совместной игровой деятельности, форму диалога взрослого с ребенком. Сочетание игровой и практической деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций прослеживается в играх с блоками, дети помогают строить домики для Трех поросят, помогают Золушке построить дорожку до дома, восстановить планету инопланетянам и т.д. Блоки повышают интерес детей к занятиям и способствуют общему интеллектуальному развитию.
Формы организации детской деятельности:
- развивающие игры;
- творческие задания;
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- сюжетная подача материала.
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
В разделе « Количество и счет»:
- в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше;
-в упражнениях, на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел.
Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе « Величина»:
- сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине
( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз. Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким . В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения. На этом этапе применяются такие игры:
«Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы».
В разделе «Форма»:
блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.
Полезны игры: «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру» (цвету).
В разделе «Ориентировка в пространстве»:
- ребёнок воспринимает направления (вверху, внизу, справа, слева, между, над), пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок не может представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея представления о его форме, цвете, размере. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, педагог дает задание:
- взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую - круглый
желтый;
- расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество).
В разделе «Ориентировка на плоскости»:
обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно предложить задания:
- слева положить пять тонких фигур, а справа - толстых на один больше и др..
Предлагаемые игры: «Посели жильцов в домики», «Найди клад»,
«Помоги Буратино найти ключик», «Положи большие фигуры слева, маленькие справа», «Назови какая фигура находится в левом верхнем углу?». .
В разделе «Формирования целостного восприятия образа предмета»
Мы знаем, что у детей с ЗПР формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным, что отрицательно сказывается на освоении ребёнком окружающего мира.
Поэтому необходимо использовать такие игры, как: «Выложи такой же предмет», (путём наложения и выкладывания рядом), «Составь изображение», «Художники», «Повтори узор».
С помощью таких игр дети учатся воспринимать предмет как целое, они способны выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. Варианты заданий могут быть разнообразными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание Сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988г.
2. Панова Е.Н., Дидактические игры – занятия в ДОУ. Воронеж 2007г,
3. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издательство «Детство-пресс», 2000
4. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Издательство ООО «Корвет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША»
Для вас родители«Игры и упражнения с Блоками Дьенеша»...
Консультация для родителей "Игры и упражнения с Блоками Дьенеша"
Консультация для родителей "Игры и упражнения с Блоками Дьенеша"...
Консультация для родителей "Игры и упражнения с блоками Дьенеша для детей от 2 лет"
В данной консультации описываются игры и упражнения для игры с детьми с блоками Дьенеша в помощь родителям...
«Игры и упражнения с Блоками Дьенеша»
Консультация для родителей...
Рекомендации для родителей:Игры и упражнения с Блоками Дьенеша
Научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам. ...
Игры и упражнения с блоками Дьенеша
Данные игры обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности, подобранные и разработанные на основе принципа интеграции....
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
Картотека игр и упражнений с подробным описанием....