«Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО»
проект (старшая группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Пояснительная записка

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. 

Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Данная работа направлена на изучение и внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников. Основной целью здесь преследуется – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

На основании изучения документов и официального сайта ДОО, можно сказать, что взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в МБДОУ осуществляется в соответствии с поставленными перед детским садом задачами и на основании изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте принципов.

Но есть ряд проблем, которые требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

XVII межрегиональный конкурс педагогов,

Родителей – организаторов и руководителей (менеджеров)

Исследовательских работ учащихся и студентов «Педагог-исследователь»

 «Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО»

Автор: Иваненкова А.В.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №52

«Аленький цветочек», г. Смоленск

2023 г.

Пояснительная записка

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. 

Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Данная работа направлена на изучение и внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников. Основной целью здесь преследуется – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

На основании изучения документов и официального сайта ДОО, можно сказать, что взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в МБДОУ осуществляется в соответствии с поставленными перед детским садом задачами и на основании изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте принципов.

Но есть ряд проблем, которые требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Актуальность

Актуальность темы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Цель: Изучение нетрадиционных методов работы с  родителями воспитанников,  создание условий для внедрения инновационных форм работы в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

  • Разработать и реализовать перспективный план работы с родителями;
  • Создать условия для объединения семьи и дошкольного учреждения в воспитании и  обучении детей.
  • Организовать практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Срок реализации:  1 год.

Ожидаемые результаты:

  • разработка и внедрение системы, обобщение и распространение опыта работы с семьей;
  •  сформировано умение        моделировать        взаимодействие        с        семьей, через использование        нетрадиционных         форм        и        методов работы;
  • повышение качества воспитательно - образовательного процесса.

Этапы реализации: Этап I «Организационный» (1 месяц) :

  • создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации плана.
  • подбор и изучение методической литературы по теме;
  • планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
  • разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Этап II «Практический» (7месяцев)

Цель: реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Этап III «Аналитический» (1 месяц)

Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи. Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Основной этап.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Сентябрь

Неделя №1

Цель: Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей.

Активные формы работы: Совместная подготовка к учебному году.

Индивидуальная работа: Беседы по адаптации, советы специалистов по адаптации, родительское собрание «В семейном кругу».

Наглядная информация: «Режим дня», «Сетка организованной деятельности», «Советы психолога, логопеда»,«Визитка», «Учите и читайте вместе с нами», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», и т. Д.

Неделя №2

Цель: Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий.

Активные формы работы: Родительское собрание:

1. «Приятно познакомиться!»

2.«Самообслуживание в жизни ребёнка» (Родительский клуб)

Индивидуальная работа: Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы), Вопросник: «Мой ребёнок, какой он!?»

Наглядная информация: Информационный плакат (для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома). «Как воспитывать самостоятельность?!», «Я сам!», «Алгоритм одевания, умывания!».

Неделя №3

Цель: Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе.

Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото!

Активные формы работы: Фотовыставка «Будем знакомы!» с рассказом о семье.

Наглядная информация: Организация фотовыставки.

Октябрь

Неделя №1

Цель: Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.

Активные формы работы: День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Индивидуальная работа: Беседа «Совместный труд», Развешивание кормушек для зимующих птиц.

Наглядная информация: «Способы изготовления кормушек», стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой» «Мы любим природу!» (Приметы, признаки осени)

Неделя №2

Цель: Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы.

Активные формы работы: Консультация «Девиз группы «Теремок»: выполнение желаний детей, родителей, педагогов!»

Индивидуальная работа: Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!».

Наглядная информация: Советы психолога: «Кризис 4 лет», логопеда: «Артикуляционная гимнастика», воспитателей: «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!», т. Д.

Неделя №3

Цель: Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье.

Активные формы работы: Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!».

Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.

Наглядная информация: Сбор фотографий в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!».

Неделя №4

Цель: Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Активные формы работы: Выставка в рубрике «Осенние фантазии»

Индивидуальная работа: Советы, предложения.

Наглядная информация: Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома, тема: «Рисуем вместе!», папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте.

Ноябрь

Неделя №1

Цель: Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика заболеваемости.

Активные формы работы: Совместная подготовка группы к зиме (подборка мед. Советов, и т. Д.)

Индивидуальная работа: Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.

Наглядная информация: «Как беречь здоровье!», «Профилактика гриппа!», папка с советами родителей друг другу на медицинскую тему

Неделя №2

Цель: Выяснить в какие развивающие игры играют дома и как. Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фоторепортажей.

Активные формы работы: Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!».

Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.

Наглядная информация: Фотовыставка. Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Играем дома!».

Неделя №3

Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.

Активные формы работы: Консультация – практикум «Роль игры в семье и детском саду!».

Индивидуальная работа: Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающие игры

Наглядная информация: Сбор – отчёт домашних развивающих игр, выставка групповых настольно – развивающих игр, в соответствии с возрастом, программой, оформлением. Организация пункта обмена играми для игры дома!

Неделя №4

Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры

Активные формы работы: Проект «Играя – развиваемся».

Индивидуальная работа: Помощь – совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.

Наглядная информация: «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!», «Рекомендации по привлечению детей в игру!» (игровые действия).

Декабрь

Неделя №1

Цель: Фото отчёт о проделанной по проекту работе, успехах детей. Познакомить родителей с активностью детей в дидактических играх.

Активные формы работы: Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем!»

Индивидуальная работа: Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями в детском саду, обмен играми.

Наглядная информация: Организация фотовыставки, перечень – рекомендация: «Умные игры» для дома!

Неделя №2

Цель: Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность.

Активные формы работы: Фото общение «Движение – это жизнь!».

Индивидуальная работа: Беседы, советы, рекомендации, советы по оформлению семейного фото.

Наглядная информация: Сбор фотографий с рассказами «Осторожно – грипп!», «Если дома больной!», «Меры предупреждения и лечения гриппа!», «Массажи», «Закаливание».

Неделя №3

Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности изготовить игрушки и украсить группу к празднику.

Активные формы работы: Конкурс самоделок «Новогодние игрушки своими руками ».

Индивидуальная работа: Приобретение и изготовление в группу украшений. Советы по изготовлению родителей с детьми игрушек – самоделок.

Наглядная информация: «Какие бывают снежинки!», «Творческий подход к делу!», благодарности. Выставка поделок.

Неделя №4

Цель: Получить эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Активные формы работы: Совместно проведённый праздник Зимы!

Индивидуальная работа: Предложения участия, чтения стихов, советы по костюмам. Изготовление подарков с детьми для родителей.

Наглядная информация: «Как дарить подарки!», «Чтобы было всем весело!», «Новогодние костюмы»

Январь

Неделя №1

Цель: Воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями.

Активные формы работы: Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!».

Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.

Наглядная информация: Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» («Зимние развлечения»).

Неделя №2

Цель: Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками, оздоровление.

Активные формы работы: День добрых дел «Снежные постройки!».

Индивидуальная работа: Советы по изготовлению построек, горки, использование орудий труда, договорённость о сборе родителей.

Наглядная информация: «Каким бывает снеговик!?», «Лепим из снега!», «Пословицы и поговорки о зиме», «Зимние стихи»

Неделя №3

Цель: Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице.

Активные формы работы: Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!».

Индивидуальная работа: Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером.

Наглядная информация: Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!)

Неделя №4

Цель: Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, эффективных приёмах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.

Активные формы работы: Родительское собрание: «Речь дошкольника».

Индивидуальная работа: Беседы и советы по теме. Анкета: «Что и как читаем дома?», «Музыкальный киоск» (пение и обыгрывание дама песенок со звукоподражанием, и т. Д. по программе).

Наглядная информация: «Читаем всей семьёй!», «Воспитание художественной литературой!», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи!», «Характеристика речи ребёнка 4-5 лет».

Февраль

Неделя №1

Цель: Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Активные формы работы: ИЗО выставка в рубрике «Домашние зарисовки».

Индивидуальная работа: Советы по работе с нетрадиционными материалами, показ образцов, оформлению

Наглядная информация: Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка».

Неделя №2

Цель: Привлечь мам и детей к оформлению выставки – поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

Активные формы работы: Фотогазета «Самый лучший папа мой!».

Индивидуальная работа: Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап.

Наглядная информация: Организация фотовыставки с рассказами о папах! (Оформление детскими рисунками)

Неделя №3

Цель: Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарём. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей.

Активные формы работы: Консультация – практикум «Физкультура – ура!»

Индивидуальная работа: Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование «Дружите ли Вы с физкультурой!»

Наглядная информация: «Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома!», «Массажи», «Бережём здоровье детей вместе!», «Игры с мячом!».

Неделя №4

Цель: Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Активные формы работы: Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!».

Индивидуальная работа: Рекомендации по спортивной одежде, разучиванию с детьми стихов, отработке упражнений с мячом.

Наглядная информация: Приглашение от детей и воспитателей на развлечение.

Март

Неделя №1

Цель: Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

Активные формы работы: Организация фотогазеты « От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме!».

Индивидуальная работа: Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам.

Наглядная информация: Организация фотовыставки с рассказами о мамах!

Неделя №2

Цель: Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Активные формы работы: Совместно проведённый весенний праздник.

Индивидуальная работа: Заучивание стихов, советы по оздоровлению.

Наглядная информация: «Весенние стихи», «Музыка в помощи иммунитету!», «Как уберечься от ОРЗ!».

Неделя №3

Цель: Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций.

Активные формы работы: Родительский клуб с участием воспитателей «Способы разрешения конфликтных ситуаций».

Индивидуальная работа: Советы специалиста, обмен мнениями, решение проблемных ситуаций в группе.

Наглядная информация: Приглашение на беседу «Наказание и поощрение!» «Согласие между родителями – это важно!», «Как решить спор!».

Неделя №4

Цель: Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Активные формы работы: Совместное создание в группе огорода

Индивидуальная работа: Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Наглядная информация: «Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!», «Стихи о растениях», фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!».

Апрель

Неделя №1

Цель: Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.

Активные формы работы: Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»

Индивидуальная работа: Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах

Наглядная информация: Оформление выставки рисунков – игр, данных воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах.

Неделя №2

Цель: Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности.

Активные формы работы: День именинника

Индивидуальная работа: Сбор фото, оформление группы родителями, приобретение подарков, рекомендации по прохождению развлечения, подбор стихов о детях.

Наглядная информация: Приглашение – объявление, поздравления, фото детей «Как я вырос!» (со стихами).

Неделя №3

Цель: Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.

Активные формы работы: День добрых дел «Выносной материал».

Индивидуальная работа: Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по использованию.

Наглядная информация: «Новая жизнь бросового материала», «Что нам нужно на улицу!», «Спортинвентарь».

Неделя №4

Цель: Привлечь родителей к воспитанию детей, научить управлять детским коллективом, выполнять с ними задания, доводить дело до конца, воспитывать уверенность в себе.

Активные формы работы: «День самоуправления!»

Индивидуальная работа: Консультации родителям по проведению ими занятий, зарядок, прогулки. Подготовка материала к занятиям.

Наглядная информация: Фоторепортаж «Наши успехи в дни самоуправления!», выставки продуктивной деятельности с занятий.

Май

Неделя №1

Цель: Привлечь родителей к участию в дне памяти 70-летия участников в ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных

Активные формы работы: Организация выставки – поздравления к Дню Победы!

Индивидуальная работа: Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений.

Наглядная информация: Выставка «Звезда памяти», информационные файлы «Мои родные защищали Родину!».

Неделя №2

Цель: Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.

Активные формы работы: Родительское собрание «Успехи нашей группы!»

Индивидуальная работа: Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде, анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей, понятна, важна была ли информация, новые мероприятия в план).

Наглядная информация: «Летний сан бюллетень»

Неделя №3

Цель: Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Активные формы работы: Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» (воспитатели, медработник).

Индивидуальная работа: Советы, предложения, рекомендации врача.

Наглядная информация: Информационная папка «Прогулка – это важно!», «Активный отдых, это как?!», «Игры на природе!»

Неделя №4

Цель: Привлечь родителей к подготовке группы к летнему периоду работы, дать информацию о лучших местах отдыха в городе.

Активные формы работы: Подготовка участка к летнему периоду.

Индивидуальная работа: Советы по оформлению фоторепортажа, покраска предметов участка, клумбы, песок.

Наглядная информация: Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!».

3

Заключительный этап.

Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме.

Презентация на педсовете ДОУ.

Основные риски от внедрения проекта:

  • Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
  • Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.

Предупреждение рисков:

  • Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.
  • Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
  • Опора на помощь родительского комитета.
  • Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

  • изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
  • рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
  • положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться:

  • анкетирование и беседы с родителями;
  • наблюдение за детьми;
  • анализ продуктов деятельности (поделки).

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Список литературы:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

2.  Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.

4.  Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

5. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

6. Давыдова, О.И.  «Компетентностный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями» О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

7. Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

Изучение статей, конспектов  по самообразованию и проектной деятельности  на интернет сайте: http://www.maam.ru, http://vospitateljam.ru, http://dohcolonoc.ru

Приложение

Родительское собрание в нетрадиционной форме

«В семейном кругу».

Целипоиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей;

 повышение педагогической культуры родителей.

План проведения:

1. Вступительное слово

2. Круглый стол

3. Конкурсы

4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход собрания.

1. Подготовительный этап.

• Оформить рекомендации для воспитателей «Праздник с родителями»

• Провести анкетирование «Ваши впечатления от праздников»

• Дать родителям задание: составить родословную, принести семейные фотографии.

2. Этап проведения круглого стола.

Воспитатель: Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент.- Экзюпери, «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей. Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.

Как вы считаете, нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка? (родители высказывают свое мнение)

Мама воспитанника:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – не то, что для нас это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события в нашей жизни до другого.

Воспитатель: «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», как писал К. Ушинский. А как по – вашему, уважаемые родители, праздники  помогают в воспитании ребенка?

 (высказывание родителей) .

Мама воспитанника:

Ум у ребенка развивают загадки, викторины, познавательные игры. В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы свих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту?

Папа воспитанника:

И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Воспитатель:

А как быть, если праздник, например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать? ». Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол с взрослыми детей? В каких случаях нет?

(высказывания родителей)

Как это не странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешается в них. Ребенок скажет или сделает что – ни будь смешное – всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

О каком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

Если вдруг приходят гости

В дом на праздничный пирог,

Мама с папой просят Костю:

«Спой, пожалуйста, сынок! »

Начинает Костя мяться,

Дуться, хныкать и сопеть.

И не трудно догадаться:

Мальчуган не хочет петь.

«Пой! – настаивает мама, —

Только стой на стуле прямо! »

Папа шепчет: «Константин,

Спой куплетик! Хоть один! »

От досады и от злости

Все кипит в груди у Кости.

Он, кряхтя, на стул встает,

С отвращением поет.

А поен он, как не странно,

Серенаду Дон – Жуана,

Что запомнилась ему

Неизвестно почему.

Гости хлопают в ладоши:

«Ах, певец какой хороший! »

Кто – то просит: «Ты, малыш,

Лучше спой «Шумел камыш… »

За столом смеются гости,

И никто не скажет: «Бросьте!

Перестаньте приставать,

Малышу пора в кровать».

Воспитатель: А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие дети. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что – то рассказывать. Когда это выпадает им сделать при игре или фанту. Помните, пожалуйста, об этом.

В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? (обмен опытом)

Нужно ли дарить их в праздники? Какие?

 (высказывания родителей)

Подарки должны быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, детскими песенками. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, дисков с музыкой или мультфильмами. Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей.

3. Конкурсы.

Работа со словом «Семья»

- Я называю слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.

Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» (родители приводят  слова-ассоциации)

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? (Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков на доске)

Конкурс «Моя родословная»

Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные образы получились.

Среди рисунков выбираются наиболее полные и оригинально оформленные родословные.

Конкурс «Юмористический»

Сейчас нам предстоит услышать смешные истории из жизни родителей и их детей. Послушаем ваши рассказы.

4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.

А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка. Вот такая ситуация: Встретились две дамы, разговорились.

- У моего сына через 2 дня день рождения, — делилась радостно одна из них.

- Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наделаю, музыка будет. Пусть празднуют.

- И все? – поинтересовалась собеседница.

- А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?

Представьте, что такой разговор состоялся между вами и вашей приятельницей. И она спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье? (обмен опытом)

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

1. Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене или двери рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

2. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумать вместе с ребенком, как пригласить гостей, — это могут быть пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

3. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее придумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты.

От того, как мы, взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами.            От нашей выдумки, фантазии зависит успех. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и одиноким.

Награждение родителей благодарственными письмами за принятия активного участие в жизни ребёнка.

Спасибо за внимание!

Приложение

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Нам важно знать ваше мнение о нашей работе. Просим вас ответить на вопросы анкеты:

 1. В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада?

А) в любой.

Б) ни в какой.

В) присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях,

Г) материальная помощь.

 Д) выполнять советы педагогов.

2. Как вам удобно получать информацию от воспитателя о ребенке?

А) в личной беседе

Б) звонком по телефону или по сети интернет

В) я сама о своем ребенке все знаю

Г) затрудняюсь ответить

 3. Чему персонал может научиться у родителей?

А) узнать об индивидуальных особенностях ребенка.

Б) о положительном семейном опыте

В) воспитатели должны сам все знать.

Г) затрудняюсь ответить

4. Чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?

А) общению с детьми.

Б) терпению, выдержке.

В) пониманию детей.

Г) затрудняюсь ответить

5. Что вы думаете о качестве взаимодействия детского сада с родителями?

А) проводится хорошая работа.

Б) неплохая работа.

В) все родители заняты, поэтому с ними работать почти невозможно.

 Г) плохая работа.

6.Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка?

 А) Много об этом читал, знаю многое.

Б) Мало что знаю об этом.

В) Не знаю ничего.

7. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что является причиной перегрузки для нервной системы ребенка?

 А) Да, знаю.

Б) Знаю, но хотелось бы знать больше.

В) Не знаю ничего.

8. Нужен ли вам совет или информация как оказать ребенку разумную помощь в его развитии?

А) Да, он необходим

Б) Нет.

9.Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

А) Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

Б) Да, но не только они.

В) Нет, это неверно.

10. Как вам удобнее получать информацию и советы о воспитании детей? (можно несколько ответов)  

А) в личной беседе с воспитателем и специалистами

Б) в сети интернет

В) информационные стенды в детском саду

Г) буклеты или информационные листовки

Д) через книги, журналы

Е) на родительских собраниях.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»

В презентации раскрываются  современные методы работы с семьями воспитанников...

Самообразование педагога. "Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО

quot;...Я чувствую себя в праве сказать:да здравствует самообразование во всех областях!....Только те  знания прочны и ценны, которые вы добылисами, побуждаемые собственной страстью.Всякое знани...