Адаптация
статья (младшая группа)
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, другие – не соглашаются идти в детский сад. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация в детском саду | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация в детском саду
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность
2. Цели и задачи процесса адаптации
3. Особенности условий адаптации
4. Результаты и выводы
1. Актуальность
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, другие – не соглашаются идти в детский сад. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?
Конечно, для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время для меня было заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, я столкнулась с тем, что все ребята очень разные по своим умениям, уровню физического и психологического развития. Кто – то очень плохо говорил, не ел самостоятельно, кто- то боялся детей и прибывал в постоянной тоске по маме. Некоторые дети умели всё, но не были часто в коллективе, поэтому могли ударить или толкнуть тех, кто приближался в их личное пространство. Некоторые из них были ослабленные, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Малыши по-разному привыкали к детскому саду.
Поэтому первая встреча (1го сентября) должна была пройти запоминающей, что бы ребята снова захотели идти в группу, без плача и боязни. Как это и проходит у меня на практике.
1 сентября ребят я встречала с воздушными шариками и веселой музыкой, что очень радовало их и в то же время отвлекало не вспоминав о родителях.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.
Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Новизна проявляется в том, что, систематизировав теоретические знания по вопросам адаптации, подкрепив их практическим опытом и опытом народной педагогики, сформировалась оптимальная система работы.
2. Цели и задачи процесса адаптации.
Актуальность проблемы адаптации на современном этапе определила выбор цели моей работы : создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
-изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей к ДОУ.
- организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей и программой ДОУ.
- создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются :
- создание предметно-развивающей среды в группе,
- методы и приемы первого контакта взрослых с детьми,
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации,
- индивидуальный подход к ребенку,
-учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста,
- контроль над физическим состоянием ребенка,
- работа с родителями.
3. Особенности условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
1. Формы и способы адаптации детей.
Переступив порог детского сада, ребенок попадает в общество равных себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Мне предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям – к сверстникам и взрослым.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как :
- элементы телесной терапии (обнять, погладить, похвалить);
- знакомила малыша и родителей с группой, с расположением и назначением комнат;
- показывала развивающую среду, игровые зоны;
- временно сохраняла «вредные» привычки ребенка (пустышка, бутылка);
- предлагала родителям принести в группу любимую игрушку малыша;
- устанавливала правильные взаимоотношения со сверстниками;
-для поддержания и развития благоприятной атмосферы группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, использую ритуалы: торжественную встречу детей под названием «Утро радостных встреч», взяв ребенка за руку и похваливая какая же на тебе красивая рубашечка или платьице. ежедневно «Утреннее приветствие», с включением веселых детских песенок.
- проводила веселую зарядку «А ну ка, вставайка», «Зарядка с мистером крабсом», «Игротанец».
- проводила совместные игры на сближение, например «Каравай», «Карусель», «Как тебя зовут», «Давайте познакомимся»;
- создавала игровые ситуации, например «Поиграл – дай сверстнику», «Покажем Петрушке, как правильно одеваться, мыть ручки и т. д.);
-при первом знакомстве с родителями моих воспитанников я рассказывала им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку, так же организовывала посещение семей на дому.
2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.
Свою работу начала с создания условий в группе. Позаботилась об оформлении, создала необходимый уют, обеспечила игры детей пособиями, игрушками, организовала игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.
Постаралась организовать и предметно – развивающую среду. Чтобы дети могли найти себе занятие по душе, помещение группы я разделила на игровые зоны:
- первая зона «Центр развивающих игр». Сюда вошли игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д.
- вторая зона «Игровая». Она разделена на две секции: уголок для девочек, уголок для мальчиков. Здесь находятся разнообразные игрушки: куклы, мебель, посуда, машинки, игровые модули.
- третья зона «Театральная». Здесь находятся маски животных, костюмы для ряженья, пальчиковый и кукольный театр. Детям очень нравится театрализованная деятельность.
- четвертая зона «Зона двигательной активности». Это дорожка здоровья, массажные коврики, игровые и двигательные модули, спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д.) , нетрадиционное оборудование (игры изготовленные своими руками).
- пятая зона «Музыкальная». Здесь присутствуют детские погремушки, бубны, дудки, детские музыкальные инструменты.
- шестая зона «Конструирование». Здесь находится большое количество строительного материала, различные виды конструкторов.
- седьмая зона «Уголок для чтения». Здесь расположены разнообразные книги со сказками, картинками, детскими стихами.
- восьмая зона «Уголок для творчества». Это карандаши, краски, раскраски, трафареты для рисования, пластилин.
Многообразие созданных игровых зон способствует познанию детьми целостной картины окружающего мира. В данный момент я работаю над созданием «Зелёной зоны».
В приемной оформлен красочный стенд «Для вас, родители!». Информация с советами по воспитанию, предстоящие праздники, задачи и цели нашей работы меняются каждую неделю. Очень важно приобщать родителей к совместному творчеству и участию в жизни детского сада. Необходимо, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Главное условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
На работу прихожу только с хорошим настроением, т.к. от этого зависит настроение детей. Ведь на какое – то время я заменяю ребенку маму, поэтому, как у мамы, у меня должны быть ласковые глаза и добрые руки.
Хорошее настроение поддерживает в течение всего дня спокойную обстановку, и помогает почувствовать ребенку, что его здесь любят и ждут.
В первые дни пребывания детей в детском саду, все режимные моменты провожу не спеша, с использованием художественного слова. Песенки, потешки, прибаутки помогают, когда успокаиваю малыша, во время утренней гимнастики, умывания, кормления, одевания, укладывания спать. Не предъявляю к детям непосильных для них требований. Обязательным считаю применение принципа постепенности. Поэтому, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не тороплю их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется.
Встреча детей в первый день происходила с воздушными шариками и веселой детской музыкой, что на практике показало хорошее настроение детишек. Знакомила с игрушками и группой. Необходимо сформировать чувство уверенности, сознание того, что в детском саду им будет хорошо и интересно. Для этого старалась с ребятами устанавливать такие отношения, чтобы я для него стала близким человеком – «второй мамой». В результате детки охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит меня, обращается ко мне за помощью.
В течение 1 – 2 недель адаптации ребенка я внимательно слежу за его самочувствием. С этой целью мной ведется «Лист адаптации». В нем отражается динамика изменения поведения, характер сна, аппетита, общения малыша со взрослыми и сверстниками, игровая деятельность. Я учитываю то, что в процессе привыкания, в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие ребенка, а затем – аппетит, в последнюю очередь – сон. Проявления детей индивидуальны, поэтому, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей, некоторым детям предлагаю пообедать в группе, а к дневному сну возвращаться домой.
Большое внимание уделяю обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Не у всех это получается, некоторые до сих пор могут намыливать руки, пока не остановишь. Но фундамент в гигиеническом воспитании, конечно, заложен.
Дети раннего возраста подвержены частыми инфекционными заболеваниями. Поэтому большое внимание в нашей группе уделено оздоровлению и здоровье - сберегающему фактору.
Каждый новый день начинается с утренней гимнастики, чаще в танцевальной и игровой форме. Мы используем упражнения на дыхание «Пузырь», «Воздушный шарик», и т. д., различные физминутки. В данный момент большинство детей из группы чётко и с движениями воспроизводят физминутки.
Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому мы устраиваем конкурс «чистых тарелок», приводим примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки, песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».
В период адаптации ежедневно провожу подвижные («Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Мы топаем ногами» и др.) и хороводные игры («Пузырь», «Каравай» «Заинька, топни ножкой» и др.), в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Эти игры помогают сблизить детей. Для маленьких детей важна возможность приятного контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры стараюсь обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт со мной. Игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются в них и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А мне эти занятия помогают завоевать симпатии детей и их доверие. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс. Как показывает практика, очень скоро все малыши, без исключения, с интересом занимаются на этих занятиях.
Готовлю подборку специальных занятий без конечного результата. Постепенно подготавливая ребят к бедующим занятиям. Так как непосредственная образовательная деятельность включает в себя много предварительной и индивидуальной работы (наблюдения, эксперименты, дидактические игры, беседы и т. д.) и работу для закрепления нового материала и обрабатывания техник и приёмов.
Так же в это время такие занятия помогают ребенку справиться с напряженной стрессовой ситуацией в период привыкания: лепим тесто с разными формочками и при этом читаю сказку, рисуем красками. Когда провожу такие внеплановые занятия, я наблюдаю за ребятами, кто из них может пользоваться кисточками, тестом. Такие занятия имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным их значением является успокаивающее расслабляющее действие. Лучшее лекарство от стресса – смех. Поэтому, в своей работе использую различные игры-забавы, говорящих зверят, театрализованную деятельность.
Для этого в группе есть пальчиковые, настольные и кукольные театры (с использованием персонажей из самых знакомых детям сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»). С этой же целью использую игры с резиновыми мячиками, мыльными пузырями. В создании положительного эмоционального фона мне помогают пособия: «Веселый зонтик» и «Волшебный обруч». Если ребенку захочется отдохнуть от коллектива сверстников и побыть одному, продумываю место для уединения. Для этого в группе есть раскладная палатка. Я предлагаю ребенку побыть в нем, тем самым снимаю напряжение у малыша, предотвращая негативные проявления. В группе имеется большой подбор игрушек (куклы, машины, детские коляски, горка, качели), которые помогают детям справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Все игрушки размещены так, чтобы ребенок мог подойти и взять понравившуюся игрушку.
Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе. Это утренний приём, прогулки и вечернее прощание с детьми.
Прогулка в детском саду занимает большой отрезок времени и физически, и эмоционально. Это замечательный период в режиме дня, в который можно включить практически все образовательные области развития ребенка. Происходит интеграция образовательных областей. После прогулки решаются многие проблемы с питанием. Дети охотно берут ложки и самостоятельно съедают большую часть порции. Затем плавно переходим к умыванию, высаживанию и сну. Правильный режим очень важен для развития детей и прогулка занимает в этом огромное значение.
Прогулка начинается с знакомством с нашей площадкой, с песочницей, с игрушками и т.д.
В песочнице рассматриваем выносные игрушки, выбираем по цветам лопатки, определяем “Какой песок?”, “мокрый”, “сыпучий”, совместная игра: делаем куличики, печем кексы.
Наблюдаем за цветами на клумбах, разноцветными листьями на деревьях.
Играем в различные игры «Воробышки и автомобиль», «Солнышко» и т.д.
Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Поэтому я старюсь уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна использовала мягкие игрушки, ставлю колыбельные песенки. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование таких методов позволило улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей. Когда ребенок просыпается, подхожу и порадуюсь вместе с ним, что он проснулся, помогаю ему окончательно проснуться. Важно показать ребенку, что его пробуждение встречено с радостью.
Следующая ступень - гимнастика пробуждения. В группе имеются специальные дорожки, которые благоприятно влияют на кровообращение стопы ребенка.
4. Результаты и выводы.
Период адаптации условно разделяют на три уровня:
1 уровень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).
2 уровень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сначала плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются с взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).
3 уровень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
В конце сентября я проводила анкетирование родителей, цель которого была ответить на главный вопрос: как прошла адаптация ребенка к ДОУ, попутно выявляла все «плюсы» и «минусы» своей работы.
Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ.
Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 2 человек показали именно такой уровень, у 3 человек наблюдался средний уровень, лишь у 10 детей уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Почти никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в большинстве своем, 5 человек ощущают себя комфортно. У 10 человек отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Лишь один ребенок остался на низком уровне эмоционального благополучия. Степень адаптации в основном легкая и средняя.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что проделанная мной работа является успешной, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а созданные условия – благополучными. Следует отметить, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты и облегчает привыкание ребенка к новым условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...