"Как рассказать детям о Великой Отечественной войне"
консультация

Консультация для воспитателей  и  родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx178.07 КБ

Предварительный просмотр:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?

Консультация для воспитателей  и  родителей

Подготовила воспитатель по ИЗО Очирова В.Э.

https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image001.jpghttps://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image002.jpg

 

Приближается самый трогательный и патриотический праздник – День памяти и почестей. Все дальше от нас уходит эта дата – 9 мая 1945 года.

Какие найти слова, чтобы рассказать нашим детям о Великой Отечественной войне?

Как донести суть происходившего грамотно и вызвать у детей чувство гордости, сострадания, патриотизма?

Наверное, в первую очередь следует задать себе несколько вопросов:

- для чего мы это делаем?

- достаточно ли мы знаем, чтобы грамотно донести до наших детей суть войны

Первый  способ – говорите об этом с ребенком«Почта России» объявляет о начале акции «Благодарность земляков» - Газета Иркутск

Второй способ – просмотр передать по телевизору совместно с детьми.

Лучше посмотреть старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, они несут в себе доброту, веру в Победу, раскрывают характер людей, отдавших свою жизнь за спасение Родины. Это такие фильмы, как «Офицеры», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Всадники», «Аты-баты, шли солдаты».

https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image006.jpg

                            https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image004.jpg

Обязательно посмотрите военные парады, концерты военных песен.

Все это вызовет чувство гордости за своих предков, и стремление быть достойными их.

Третий  способ – общение с ветеранами.

Ребенку всегда лучше слушать рассказы очевидцев. К тому же пожилые люди зачастую легче находят контакт с детьми, нежели родители. Они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о войне.

Четвертый  способ – расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории величайшего героизма солдат на этой войне, в красках опишите, как плакали матери и жены, провожая мужей и сыновей на войну. Почитайте литературу, найдите информацию в Интернете. Герои, живущие в веках, всегда будут интересны ребенку. Главное преподнести это с нужной стороны.

https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image007.jpg

                             

Пятый  способ – делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну.

Ребенку легче будет понять сверстника, он для них ближе.  

Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями,

в то время были обычными ребятами.

https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image008.jpg

 

Шестой  способ – договоритесь с педагогами детского сада о том, что перед 9 мая они будут проводить утренник на тему Войны.

Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той военной жизни самому.  К тому же наличие единомышленников и зрителей всегда сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху. Готовьтесь к этому мероприятию вместе с ребенком – учите стихи, читайте их с выражением, слушайте песни военных лет.

Седьмой  способ – посещение памятных мест.

Мемориал, павшим героям в Гражданской и Великой Отечественной Войне, памятник «Танк», «Вечный огонь», аллея Славы, – увековеченная память о войне и яркий наглядный пример. Посетите эти места вместе с ребенком, возложите цветы к Вечному огню, внимательно рассмотрите надписи на каменных плитах. Посещение этих место обойдется вам совсем недорого, но их польза в деле воспитания ребенка неоценима.

По прошествии времени поблекли краски этого страшного четырехлетия, именуемого Второй Мировой Войной. Но еще в наших силах сохранить главное, высочайшую благодарность павшим, не вернувшимся – память о них.

Нам нужно помнить о тех, кто отвоевал для нас синее небо и яркое солнце ценой своих жизней. Нам нужно учить помнить и наших детей. Чтобы они, идя по длинной дороге к своему светлому будущему, умели останавливаться, оборачиваться в пути. Чтобы в их душах и сердцах всегда оставалось место почтения, не только в этот день.

 https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image009.jpghttps://investbro.ru/wp-content/uploads/2019/12/1-118.jpg

 

 Приложение:

 Рекомендуемый  список  книг  для  чтения:

- Алексеев С. П. «Богатырские фамилии»

- Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»

- Алексеев С. П. «Рассказы о полководцах»

- Балакаев А.Г. «Три рисунка»

- Браун Ж. «Юта Бондаревская»

- Воронкова Л. Ф. «Девочка из города»

- Драгунский В. Ю. «Арбузный переулок»

- Кассиль Л. А. «Дорогие мои мальчишки»

- Кассиль Л. А. «Огнеопасный груз»

- Кассиль Л. А. «Рассказ об отсутствующем»

- Кассиль Л. А. «Твои защитники»

- Кассиль Л. А. «У классной доски»

- Кассиль Л. А. «Черемыш – брат героя»

- Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. «Володя Дубинин»

- Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына»

- Катаев В. «Сын полка»

- Корольков Ю. «Валя Котик»

- Корольков Ю. «Зина Портнова»

- Корольков Ю. «Лёня Голиков»

- Корольков Ю. «Марат Казей»

- Лавренев Б. «Разведчик Вихров»

- Митяев А. «Гвардии медвежонок»

- Митяев А. «Иван и фрицы»

- Митяев А. «Куриная слепота»

- Митяев А. «Лошади»

- Митяев А. «Мешок овсянки»

- Митяев А. «Носов и Назе»

- Митяев А. «Отпуск на четыре часа»

- Митяев А. «Серьги для ослика»

- Митяев А. «Теплый «язык»

- Митяев А. «Тимофей  Беспраздничный»

- Митяев А. «Треугольное письмо»

- Митяев А. «Шестой – неполный»

- Надеждина Н. А. «Партизанка Лара»

- Осеева В. А. «Васек Трубачев и его товарищи»

- Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»

- Симонов К. «Сын артиллериста»                                            

- Соколовский А. А. «Валерий Волков»

- Суворина Е. И. «Витя Коробков»

- Туричин И. «Крайний случай»

- Яковлев Ю. Я. «Как Серёжа на войну ходил» 

- Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова»  

- Яковлев Ю. Я. «Где стояла батарея» и т.д.                                

Методические рекомендации по обсуждению прочитанного произведения

А.Г.Балакаев «Три рисунка»

От чьёго имени ведётся повествование?

– О каких дорогих его сердцу рисунках говорит рассказчик?

– Расскажите, как познакомились наши герои.

– Как Бадма старался подружиться с Борей?

– Расскажите о встрече Бори с ещё одним хорошим человеком – тётей Феней.

– Почему Боря решился петь на станции?

– Какой случай даёт нам увидеть в Боре хорошего, отзывчивого человека?

– Расскажите о дружбе Бори и маленькой русской девочки.

– Мог ли Боря не спасти русскую девочку из-под колёс поезда?

– Что было изображено на трёх рисунках? О чём мечтал Боря?

Медицинское задание. Рассказ из книги Алексеева С. П. «Богатырские  фамилии»

Вопросы по произведению:

Действительно ли медицинским было Галино задание?

Важное ли дело делала Галя?

Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?

Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

 

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве.  Глава из книги Воронковой Л.Ф. «Девочка из города»

Вопросы по произведению:

Знаете ли вы, кто такие беженцы?

Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?

Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?

Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?

Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Кассиль Л. А. «Рассказ об отсутствующем»

Вопросы по произведению:

Зачем мальчик следил за фашистами?

Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?

Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?

Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?

Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?

Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров героев?

Какие еще произведения о подвигах детей во время Великой Отечественной войны вы знаете?

Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Кассиль Л. А. «У классной доски»

Вопросы по произведению:

Для чего во дворе школы была вырыта траншея?

Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?

Что хотели от ребят фашисты?

Кто такие партизаны?

Почему именно к детям обратились фашисты?

Как вела себя Ксения Андреевна?

А ребята?

Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?

Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?

Какой момент вам показался самым напряжённым?

Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

Какие черты характера присущи главным героям рассказа?

Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?

Как мирное население помогало красноармейцам?

Митяев А. «Мешок овсянки»

Вопросы по произведению:

Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?

Почему все-таки отдали мешок?

Почему рыжий, не поделился овсянкой с голодными солдатами?

Почему санитар не ел овсянку сам?

Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?

Как собаки помогают людям в мирное время?

Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Митяев А. «Серьги для ослика»

Вопросы по произведению:

Как ослик появился у бойцов?

Как ослик помогал солдатам?

Что случилось с Яшей?

Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?

Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?

Можно ли назвать ослика героем? Почему?

Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?

Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?

Яковлев Ю. Я. «Где стояла батарея»

Вопросы по произведению:

Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?

Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?

Нужно ли хранить память об этих событиях?

Какая фраза рассказа является ключевой?

Что имел в виду автор?

Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?

Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова»

Вопросы по произведению:

Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?

Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?

За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?

Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?

Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?

Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?

Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

 

Рекомендуемый список фильмов для просмотра с детьми

- «Небесный  тихоход»

- «Сын полка»

- «Мальчишки»

- «Освобождение»

- «В бой идут одни старики»

- «А зори здесь тихие»

- «Журавли»

- «Максим Перепелица»

- «Офицеры»

- «Иваново детство»

- «Два бойца»

- «Они сражались за родину»

- «Судьба человека»

- «Отец солдата»

- «Звезда»

- «Аты-баты, шли солдаты»

- «Пятерка отважных»

- «Соленая река детства»

- «Василий Теркин»

- «Васек Трубачев и его команда» и т.д.

Рекомендуемый  список  стихотворений  для  чтения  и   заучивания

- Барто А. «В дни войны»

- Берестов В. «Мужчина»

- Карпров И. «Мальчики»

- Михалков С. «Детский ботинок, Десятилетний человек»

- Маршак С. «Не» и «Ни»

- Благинина Е. «Шинель»

- Берестов В. «Мужчина»

- Степанов В. «Приходят к дедушке друзья»

- Сурков А. «Красоту, что дарит нам природа...»

- Маршак С. «Мальчик из села Поповки»

- Косовицкий В. «Будущий мужчина»

- Садовский М. «Все мы моряки»

- Грошева И. «Будущим защитникам»

- Леонид К. «Сын лётчика»

- Александрова Е. «Будущим защитникам Отечества»

- Маршалова Т. «День Победы»

- Иванова Н. «Говорит Москва!»

- Асеева И. «День победы»

Рекомендуемый  список  песен  для  прослушивания

- «Вставай, страна огромная» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

- «Одинокая гармонь» (муз.Б. Мокроусова)

- «Весна 45 года» (сл. А. Пахмутовой, муз. Е. Долмотовского)

- «День победы» (муз. Д. Тухманов, сл. Г. Харитонова)

- «Хотят ли русские войны» (сл. Евтушенко Е., муз. Колмановский Э.)

- «Журавли» (сл.Гамзатов Р., муз. Френкель Я.)

- «Обелиск» (сл. Изместьева С., муз. Зонова Р.)

- «Катюша» (сл. Исаковского М., муз. БлантераМ.)

- «Прощание Славянки» (сл. Лазарев В., муз. Агапкин В.)

- «Вечер на рейде» (сл. Чуркина А, муз., Соловьёва-Седого В.)

- «Синий платочек» (сл. Галицкого Я., муз. Петерсбурского Е.)

- «Темная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского)

- «Дорога на Берлин» (сл. Е. Долматовского, муз.М. Фрадкина)

- «Три танкиста» (сл. Б. Ласкина, муз. Дан.иДм. Покрасс)

- «Россия» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз.Н. Богословского) и т.д

Региональный компонент

Приложение:

А.Г.Балакаев  «Три  рисунка»    

Давид Кугультинов «Ночью в окопе» отрывок, перевод Ю.Вронского

Лежим. Не пропадем авось.

Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

Весенний черный ветер.

А обувь – мокрая. Она

Дрожь вызывает в теле.

Как лед, винтовка холодна,

Аж  руки онемели.

Лежат солдаты на войне,

Их снег с водою топит.

Они не в дыме, не в огне –

Они в степи, в окопе….

*********************************https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image009.jpg

Михаил Хонинов «Песня победы», перевод И. Романова

Над рейхстагом гордо реет

Стяг простреленный багряный.

Замолчали батареи,

Затянулись наши раны.

Здравствуй, отчий кров любимый!

Принимай с победой сына.

Я вернулся невредимый,

Чтоб в сады одеть долины.

*********************************

Михаил  Хонинов  Стихотворение «До последней атаки», перевод А. Грекова

В дни войны, когда Гитлера танки

Шли стеной, все сжигая дотла,

Мне родная земля помогла

Уцелеть до последней атаки.

Потому и сегодня я в силе

И покоя душе не прошу,

Мои корни в земле, я дышу

Чистым воздухом милой России.

********************************https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image009.jpg

Михаил  Хонинов  «Исповедь калмыка», перевод Н. Поливина

Но... чу!

Труба гремит...

Медали на груди

Позвякивают глухо,

Спешу на зов трубы,

Спешу на гром копыт:

Я в битве и певец,

И воин, твердый духом.

***************************

ТОВИН  СУМНА  НYКД   (Следы войны)

Тɵвкнүнǝ  җилмүд  тогтвчн,

Товин  сумдын  хаhрлтсар

Теегтм  үлдсн  нүкдин

Түмн  амнь  харллдна.

 

Баатр  үрдүдтǝ  теегин

Билрлт  уга  тодлвртнь

Баhршго  күчр  ɵвдкүрин

Дааврта  зɵвүр  мет

Дǝǝнǝ  бǝǝдл  хадhлгдна.    Эльдшə  Эрднь

**************************************

110-ГЧ ХАЛЬМГ ДИВИЗЬ (110-я  Калмыцкая Кавалерийская Дивизия)

Зунын  hаң  халунд

Зун  арвдгч  дивизь.

Хортнас  Тɵрскǝн  харсад,

Халун  hалднь  орла.

 

Дɵчн  хойрдгч  җил

Теңг  hолын  кɵвǝд

Тɵмр, күн, мɵрд

Тооснд,  утанд  хутхлдв.

 

Танкарн,  товарн  дǝǝсн  хаhад,

Теңгрǝс  самолетнь  бомбсан  хайҗ.

Һалас  халун  hацата  хальмгуд               Хатуһа  Николай

*********************************************https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image009.jpg

YYРТӘН  (Другу)

Эндр – Диилврин  Ɵдр.

Эргнд  цуhар  кɵлснǝ:

Теңгрт  күрм  ɵндр

Тɵвкнүнǝ  Туг  делснǝ.

 

Yүрм,  наар,  суулдый,

Yүрсг  эцкнрǝн  тодлый –

Кɵк  теңгсин  заhсчнриг,

Кɵлсǝд  оддг  «хармудыг»:

 

Тɵрскнь  ǝǝмшглǝ  харhла,

Теңгсин  заhсчнр  адhла.

Хǝǝвǝн,  чисǝн  хайсн,             Бембин  Тимофей

**********************************************

САЛДСИН   БЕЕЛӘ   (Солдатские  рукавицы)

Бүкл  дɵрвн  җилдǝн

Би  дǝǝни  кɵлд

Уйн,  баахн  насндан

Урмдҗ  дɵңгǝн  күрглǝв.

 

Цу г күргсн  ачасм

Салдсин  беелǝс  сангдна,

Шумрин  герлд  ширтн

Сɵɵни  дуусн  гүрлǝв.

 

Гүрǝ  деернь  урлдҗ,

Һундлын  нульмсн  дусла,

Толhа  болhинь  батлҗ,

Дурин  седклм  асла.     Саңһҗин  Бося

***********************************https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image009.jpg

МАНА ДИИЛВР      (Наша Победа)

Товин  айңh  ǝрллǝ,

Тɵвкнҗ  hазр  ǝмрлǝ.

Цуста  дǝн  чиллǝ,

Цуг  ǝмтǝ  дүркрлǝ.

Хортыг  бидн  диилсн.

Хɵн  сарин  йисн –

Дүмбр  сетрǝ  ɵдр,

Дүүвр,  ǝмдрл,  күдр.            Бадм – Хаалһин   Иван

********************************************

Песня « Катюша»  на  калмыцком  языке

Улан  альмн, кедмн  гүрмлә

Уняртад  һолыг  будн  бүрклә

Эрг  деер  Катюша  һарла      /2д

Эрчм  чагчм  эргд  һарсн-ла    /2д

             ***********

Тиигәд  эн  деер  һарла

Теегин  һәрдин  тускар  дуулла

Дуран  өгсн  иньгин  тускар        /2д

Дурлҗ  бичгиг  хадһлсн  болна       /2д

               ***********

Күүкнә  еңнсн  сәәхн  дун

Күңкл  нарна  ардас  нис

Меҗә  бәәх- бәәх  цергчд    /2д

Катюшас  менд  белглҗ  кел  /2д              Дмитрий Шараев  

https://documents.infourok.ru/5aa59eb8-8e8d-4e63-90d8-4174af6b4716/0/image009.jpg

О войне, естественно, нельзя рассказать ребенку за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Пусть ваши дети знают и помнят о тех горестных годах и о людях, отдавших свои жизни ради мирного неба над их головами. Ведь человек, не помнящий прошлого, не имеет и будущего.

 Много лет назад ваши дедушки и прадедушки отстояли мир. Они воевали за ваше будущее, за то, чтобы вы выросли счастливыми людьми. Так будьте достойны памяти  павших героев! Будьте добрыми, честными и трудолюбивыми.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

Конспект. Беседа для детей старшего возраста "Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

Немецкие войска вероломно напали на наши границы. Началась Великая Отечественная война. На защиту страны встал весь народ. Песня "Священная война" поддерживала боевой дух наших солдат. Одними из самых...

«Великие песни Великой войны»

Цели: 1. Пробудить у старших дошкольников интерес к песням Великой Отечественной войны, к истории их создания.  2. Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с вой...

Тематическое развлечение-беседа "Великая Победа великого народа""

Развлечение для старших дошкольников с использованием видеоматериалов к празднованию Дня Победы....

Великая война и Великая Победа.

Цель проекта: 1. Донести до детей значение Победы Советского народа в                Великой Отечественной войне.2. Акти...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...