Презентация «Дидактические игры для формирования детского лексикона»
презентация к уроку (старшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕ
Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
При наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.
Это подчеркивает важность проблемы усовершенствования условий развития речи и словаря старших дошкольников с помощью дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_formirovaniya_detskogo_leksikona.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕ Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. При наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре. Это подчеркивает важность проблемы усовершенствования условий развития речи и словаря старших дошкольников с помощью дидактических игр.
Разработка рациональной методики обучения речевой коммуникации В работах А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии мы находим наиболее адекватную современным представлениям о языке «принципиальную структуру» модели порождения речи, последовательно включающую в себя
этап внешнего (фонационного) оформления речи этап замысла, плана (создание внутренней, смысловой программы) этап мотивации высказывания этап реализации плана ( лексикограмматическое развертывание высказывания)
Достойное место в практике обучения должны занимать разнообразные игровые приемы , проблемные ситуации, предполагающие решение несложных мыслительных задач, анализ увлекательных лингвистических парадоксов (языковых головоломок) — всего того, что позволяет благодаря наличию мотива включать обучающихся в активную речевую деятельность.
Разработка рациональной методики обучения речевой коммуникации Мотивационный процесс имеет стадийный характер. Исходной стадией его организации следует считать формирование потребности ( первичного доминирующего мотива), которая возникает как цель. Следующий шаг в организации мотива – начало активной поисковой деятельности, связан с созданием мотивационной установки , способной изменять направленность речевого поведения говорящего, оказывать решающее влияние на его детерминацию. Для того чтобы быть мотивированным к речевому поведению, ребенку необходима уверенность в существовании непосредственной связи между реализуемым поведением и его последствиями. Если же последствия поведения оказываются негативными для говорящего, он перестает испытывать интенцию, намерение к выполнению речевого действия исчезает, мотивационный поиск заметно ослабевает либо вовсе исчезает. Завершающая фаза формирования мотивационного процесса связана с выбором цели и принятием решения , следствием чего является целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с правилами языкового поведения.
Решаемые педагогом / воспитателем задачи определяются, исходя из особенностей словаря детей. Выделяются следующие задачи словарной работы: обогащение словаря , т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов; уточнение словаря , т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений); активизация словаря , т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; устранение нелитературных слов , перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Основные задачи речевого развития Развитие звуковой культуры речи; - формирование грамматического строя речи; - обогащение словарного запаса; - развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.
Методы обогащения словаря наблюдения, обзорные экскурсии, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактические игры с предметами, игрушками, картинками, показ видео-, кинофильмов, разного рода театров. чтение рассказов и стихов познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактические игры. методы непосредственного обогащения словаря опосредованные методы К приемам словарной работы относятся : речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приемы привлечения внимания детей к слову, включение слова в предложения, показ его сочетаний с другими словами.
Дидактическая игра – средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и лексические упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Игры и упражнения, направленные на: Название игры Звукоподражание Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия Выделение и обозначение признаков предмета Соотношение предметов с разными характеристиками Ознакомление с противоположностями Закрепление представления об обобщающих словах Образование форм род. падежа мн. числа существительных Подбор глаголов «Чей это голос?», «Кто как говорит» «Угадай игрушку», «Про кого я говорю» «Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино», «Какая кукла» «Назови одним словом» «Чего не стало?», «Прятки» «Кто, что умеет делать?», «Где что можно делать? », «Закончи предложение», «Оркестр», «Добавь слово», «Кто назовёт больше действий» По сказкам: « Заюшкина избушка», «Теремок», « Маша и медведь» …
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности ). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».
Игры и упражнения, направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи «Найди первый звук», «Как слово звучит», « Громко-шепотом », «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) «Кто больше слов скажет» «Кто заблудился?», «Кого можно гладить», «Шишка», «Ручка-ножка», «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт», «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника»
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников и младших школьников Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
Подвижные игры в речевом развитии Во время игры педагог стремится к расширению объёма понимания речи детей, словарного речевого запаса, к подражательной деятельности. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек , стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр
Предметно-развивающая среда в группе
Предметно-развивающая среда в группе В пустых стенах ребенок не заговорит… Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство , воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность
Основные виды дидактических игр
Спасибо за внимание! Уважаемые родители Игры, дидактические упражнения на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны по форме и наполнение их содержанием зависит только от Вашей фантазии и желания работать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Дидактическая игра-средство формирования здорового образа жизни"
презентация о формировании здорового образа жизни у дошкольников...
Презентация "Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений в средней группе"
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познав...
Презентация "Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для дошкольного возраста"
quot;Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для дошкольного возраста" разнообразие игр....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...
Презентация. Дидактическая игра по формированию основ безопасности "Опасно-неопасно".Старший дошкольный возраст. МДОУ"Детский сад № 98 "Сказка", г.Петрозаводск .Воспитатели: Анфимова Е.И.,Сухова А.В.
Дидактическая игра по формированию основ безопасности.Старший дошкольный возраст. Аннотация: Ребенок каждый день попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растерять...
«Дидактические игры для формирования детского лексикона»
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННОЙ ТЕМЕРазвитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. Согласно Федеральным государственным ...