Политическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал

Филиппова Юлия Ивановна

Информация для воспитателей о важности политического воспитания дошкольников

Методики, применяемые в воспитании патриота

Скачать:


Предварительный просмотр:

На столе карандаши и листы бумаги. Нужно нарисовать рисунок на тему «Мы гордимся своей малой Родиной – п.г.т. Южно-Курильск».

1 СЛАЙД Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратила своей значимости.

2 СЛАЙД В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

3 СЛАЙД В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:

4 СЛАЙД

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ; Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

5 СЛАЙД. Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду

развитие интереса к русским традициям и промыслам

формирование элементарных знаний о правах человека

расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в дошкольном образовании по ряду причин, в числе которых:

особенности дошкольного возраста

многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире

отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

На сегодняшний день ни одна из программ дошкольного образования не даёт возможности в полном объёме решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных подходов и технологий.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний.

7 СЛАЙД. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это тогда, когда воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают их лучшие черты и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.д.

С этой целью воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками.

Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей, дает им уверенность и смысл.

Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в детский сад (участвуют в озеленении участка, в оформлении помещений к праздникам).

Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать укреплению дружбы и чувству собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение закладывают родители, формирующие у детей такие чувства. Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице, или сделают видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотрят фильм и расскажут об этой улице.

Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному селу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивном компоненте: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности.

8 СЛАЙД. Название страны закрепляем с детьми в играх («Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка»), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности.

Рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это помогает решать поставленную задачу. 9 СЛАЙД. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают, где и когда они могут их увидеть.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие растут деревья.

Главная цель этих занятий — пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой.

СЛАЙД 10. Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). СЛАЙД 11. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которым присущи какие-то определенные качества или умения, привлечь детей к их деятельности.

СЛАЙД 12. Патриотизм— это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включается в годовой план: приобщать воспитанников к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, формирование у них российской гражданственности. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о просторах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Для воспитания юных патриотов в своей работе можно использовать разные технологии, формы, методы и приемы. Но, шагая в ногу со временем, нужно учитывать современные требования и тенденции, внедряя инновационные приёмы, которые позволяют добиться положительных результатов.

Для начала, я предлагаю Вам поиграть: выбрать по одному предмету из предложенного набора картинок, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.

1. Игра «Символы России»

(Педагоги выбирают)

Педагог: Поместим их вместе, а ведь такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. Но матрёшку мы ещё можем себе позволить купить.

Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.

Игра «Угадай право».

Инструкция: Уважаемые педагоги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.

1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу) для первой команды. Какое право обозначено в данной песне? - право на отдых.

2. Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

3. (Буквы разные писать)- право на образование.

4.(Песенка Айболита)- право на медицину.

5.(Песенка разбойников)- право на защиту.

6. (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.

Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РК и помогает детям закрепить знания о своих правах.

3 «Мудрые мысли»

1. Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

2. Родная земля – золотая колыбель.

3. Любовь к родителям — основа всех добродетелей

4. Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

Рисунок на тему: «Мы гордимся своей Родиной! Мы патриоты своей страны!»

Всё живое и неживое на нашей Земле чем-нибудь гордится. Вот ёжик –он гордится своими иголками, лисица своим пышным хвостом, дерево – своей красивой кроной, стол – гордится тем, что за ним собирается семья, пьют чай, беседуют о хорошем. А вот мы люди, народ России, почему мы гордимся своей страной? Сейчас я попрошу каждого педагога продемонстрировать свой рисунок и защитить его.

Надеюсь, что подобранные мною игры помогли вам задуматься над темой: «Я люблю свою Родину!» Хотелось бы закончить наш мастер – класс «Золотым правилом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание детей в ДОУ п одготовила: Филиппова Ю.И.

Слайд 2

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Слайд 3

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ; Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Слайд 4

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ; «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р

Слайд 5

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. 2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому воспитание уважения к труду. 3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. 4. Формирование элементарных знаний о правах человека расширение представлений о городах России. 5. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). 6. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. 7. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 8. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Слайд 6

Сложности патриотического воспитания дошкольников: 1. особенности дошкольного возраста; 2. многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире; 3. отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Слайд 7

дом д етский сад

Слайд 8

«Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка» «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте»

Слайд 10

Айвазовский И.К. Чайковский П.И . Менделеев Д.И.

Слайд 11

А. Корзухин «Воскресный день» А. Шишкин «Богатырь в поле»

Слайд 12

«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства» К.Д. Ушинский

Слайд 18

Семейного Родине очага Любовь у Зарождается к Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Слайд 19

колыбель Родная – золотая земля Родная земля – золотая колыбель.

Слайд 20

добродетелей Любовь к основа всех родителям — Любовь к родителям — основа всех добродетелей

Слайд 21

Запомнивший ч еловек сам Мудрых благоразумным слова становится Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...