Проект "Масленица"
проект
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 500.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №26 "Кораблик"
Старший дошкольный возраст
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей. Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровье сберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:
Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица. Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Вид проекта: групповой, игровой, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
План работы для воспитателя:
- Сбор информации об истории праздника.
- Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний».
- Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
- Организовать для родителей выставку детских работ.
- Организовать фотоальбом «Ой блины, блины, блины».
- Выставка работ родителей и детей «Масленица»
Формы организации:
- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.
- Консультации.
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Беседа: «Что такое Масленица».
- Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
- Рисование пластилином «Украшение сарафана и рубахи».
- Лепка из пластилина «На праздничном столе».
- Совместное изготовление куклы Масленицы.
- Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
- Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».
- Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
Работа с родителями:
- Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы.
- Консультация для родителей: «Масленица широкая».
- Привлечь родителей к приготовлению блинов дома, вместе с детьми и организовать фотовыставки в группе.
- Порекомендовать посетить городское массовое Масленичные гуляния.
Ожидаемый результат:
- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица.
- Получение представлений о народных играх, обрядах.
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы.
- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
- Создать условия для формирования интереса к празднику.
- Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
- Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
- Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
- Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
- Организовать для родителей выставку детских работ.
- Организовать фотовыставку «Ой блины, блины, блины», кукла «Масленица».
- Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
- Итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Проводы Масленицы» в детском саду с играми, с пением, забавами.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Цель | Формы организации образовательной деятельности по областям и в режимных моментах |
Расширение знаний о народном празднике Масленицы; развитие интерес к русской народной культуре. |
|
Ознакомление с историей русского костюма; жанрами народного фольклора, играми с характерными для них обрядами. |
|
Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору, русского народа. |
|
Развитие познавательного интереса к русской культуре, традициям, обычаям проведения народного гуляния. |
|