Проект "Масленица"
проект

Гарнева Мария Леонидовна

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx500.98 КБ

Предварительный просмотр:

1518691603_3.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №26 "Кораблик"

Старший дошкольный возраст

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей. Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровье сберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Цель проекта:

Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица. Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

План работы для воспитателя:

  • Сбор информации об истории праздника.
  • Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний».
  • Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
  • Организовать для родителей выставку детских работ.
  • Организовать фотоальбом «Ой блины, блины, блины».
  • Выставка работ родителей и детей «Масленица»

Формы организации:

  • Беседа, общение.
  • Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
  • Моделирование.
  • Слушание и разучивание фольклорных произведений.
  • Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
  • Интегрированная НОД.
  • Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

  • Беседа: «Что такое Масленица».
  • Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
  • Рисование пластилином «Украшение сарафана и рубахи».
  • Лепка из пластилина «На праздничном столе».
  • Совместное изготовление куклы Масленицы.
  • Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
  • Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».
  • Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

  • Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы.
  • Консультация для родителей: «Масленица широкая».
  • Привлечь родителей к приготовлению блинов дома, вместе с детьми и организовать фотовыставки в группе.
  • Порекомендовать посетить городское массовое Масленичные гуляния.

Ожидаемый результат:

  • Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица.
  • Получение представлений о народных играх, обрядах.
  • Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы.
  • Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

  • Создать условия для формирования интереса к празднику.
  • Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
  • Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
  • Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
  • Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
  • Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

  • Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
  • Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
  • Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

  • Организовать для родителей выставку детских работ.
  • Организовать фотовыставку «Ой блины, блины, блины», кукла «Масленица».
  • Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
  • Итоговое мероприятие.  Массовое гуляние «Проводы Масленицы» в детском саду с  играми, с пением, забавами.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Цель

Формы организации образовательной деятельности по областям и  в режимных моментах

Расширение знаний о народном празднике Масленицы; развитие интерес к русской народной культуре.

  1. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».
  2. Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».
  3. Просмотр презентация «Масленица идет».
  4. Лепка из пластилина «На праздничном столе».
  5. Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.

Ознакомление с  историей русского костюма; жанрами народного фольклора, играми с характерными для них  обрядами.

  1. Рассматривание иллюстраций « Русские народные костюмы».
  2. Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги».
  1. Дидактические игры: «Составь костюм», «Придумай узор для платка»; сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин», «Салон красоты»
  2. Рисование пластилином «Украшение сарафана и рубахи».
  3. Домашнее задание для родителей и детей: изготовление народной обрядовой куклы «Веснянка».

Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору,

русского народа.

  1. Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников: К. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы»;  В. Суриков «Взятие снежного города»; С. Соловьёва «Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве»  и т.д.
  2. Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
  3. Совместное изготовление куклы Масленицы.
  4. Домашнее задание для родителей и детей: семейные вечерние  посиделки «Мы за чаем не скучаем»; изготовление листовки с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников.

Развитие познавательного

интереса к русской культуре, традициям, обычаям проведения народного гуляния.

  1. Рассматривание картины С. Кожина «Масленица. Проводы»; К. Крыжановского  «Масленица. Прощеный день в крестьянской семье»; А. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы».
  2. Беседа «Февралю – помашем, Марту – «здравствуй» скажем».
  3. Проведение семейного конкурса «Лучший рецепт блинов и их изготовление».
  4. Домашнее задание: посетить городское массовое гуляние.