Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителя"
консультация

Тихонова Татьяна Вячеславовна

Консультация включает в себя обширную тему взаимодействия воспитателя с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация совместной работы педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хотелось бы затронуть особо важную как для воспитателей, так и для родителей тему взаимодействия и организации совместной работы педагогов и родителей.

Всем известно, что детство, это уникальный период в жизни человека, поскольку именно в это время происходит формирование здоровья и становление личности. В самом начале жизненного пути рядом с маленьким и беззаботным малышом находятся очень важные в его жизни люди – это родители. И только благодаря их любви, заботе и поддержке он растет и развивается, у малыша возникает чувство доверия к людям, окружающим его, и к миру в целом. На определенном этапе жизненного пути ребенка ведут в детский сад и там его окружают новые люди, которых он ранее не знал.

Родители и воспитатели должны объединиться для обеспечения малышу эмоционального комфорта, для создания интересной и содержательной жизни, а детский сад, в свою очередь, должен способствовать его развитию, умению общаться с другими детьми, помочь подготовиться к школе. И тогда можно с твердой уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка пойдет ему на благо.

Активное участие мам и пап, бабушек и дедушек в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет им взглянуть на мир глазами ребенка, относиться к малышу как к личности, понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми, радоваться его личному росту. Кроме этого, родителям необходимо знать положительные и отрицательные стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке, также быть готовыми к совместному переживанию его побед и неудач. Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью работы воспитателя с родителями является: вовлечение их в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания детей, установление доверительных и партнерских отношений.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников.  Родителям не всегда хватает времени для общения с педагогом, а также есть и категории трудных родителей. В данной ситуации педагогам нужно увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в организации совместной работы воспитателя с родителями воспитанников нужно постоянно работать.

В первую очередь хочется сказать, что из-за возникшей ситуации с коронавирусом, мы перестали в системе, как это должно быть, проводить родительские собрания определенной тематики, заранее спланированные педагогами. Но новое время диктует нам новые правила и дает новые возможности, такие как групповые чаты в различных мессенджерах. Педагоги нашего сада используют эти возможности.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные воспитатели должны много делать для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги должны сохранить все лучшее и проверенное временем, а с другой — искать и стремится внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным образовательным учреждением необходимо вести сразу по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление (анкетирование, тестирование родителей и др.);

2. Познавательное направление (беседы, консультации);

3. Наглядно – информационное направление (через родительские уголки, папки-передвижки и прочее);

4. Досуговое направление (праздники, развлечения).

Реалии современности делают необходимым активное использование индивидуальных бесед с родителями, которые должны проводится ежедневно утром или вечером. В основном эта индивидуальная работа. В системе обновлять информационные уголки для родителей. Содержание предложенной информации определяется темой недели работы с детьми в детском саду. Так же наглядную информацию должны содержать папки-передвижки по теме сезона, теме недели, чтению художественной литературы и др. Необходимо и использование выставок детского творчества; объявлений и рекомендаций.

Родители нуждаются в помощи детского сада и организовать данную помощь можно с помощью посещения родительских клубов по вопросам воспитания и развития дошкольников. Вся работа с родителями должна быть тщательно спланирована воспитателями в календарном плане воспитательно-образовательной работы, с учетом запросов родителей, тематики недели в детском саду и необходимости осветить какие-либо вопросы.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но мы должны отметить, что ведущая роль в организации общения с родителями – конечно принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров и единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Итак, работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

А сейчас я предлагаю вам провести «Деловую игру».

Итак, первое заданиепредлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  3. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.).
  4. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)
  5. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

Следующее задание: Мне нужны пять педагогов. Сейчас вы вытяните полоски с написанными видами эмоций и вы должны их изобразить, а мы определим какую же вы эмоцию нам показали (применять можно и мимику, и жесты, и какие –либо словесные выражения).

Стыд Обида Грусть Радость Удивление

Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

Ангелина Владимировна: мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада; мне хотелось бы послушать ваше мнение и как бы вы поступили в данной ситуации.

Наталья Викторовна: мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

Любовь Степановна: мама приходит к воспитателю за советом : у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

Следующее задание: Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Сейчас, я хотела бы раздать вам небольшие памятки по теме : «Общение воспитателя с родителями воспитанников» и закончить на этом свое выступление, спасибо вам за внимание!

• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

• Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

• Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Стыд

Обида

Грусть

Радость

Удивление

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность

  1. Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.
  2. Нужно использовать различные виды деятельности.
  3. Уделять время для совместных дискуссий с семьями.
  4. Создавать разные клубы (по интересам).
  5. Стараться внимательно слушать.
  6. Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность

1.        Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.

2.        Нужно использовать различные виды деятельности.

3.        Уделять время для совместных дискуссий с семьями.

4.        Создавать разные клубы (по интересам).

5.        Стараться внимательно слушать.

6.        Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность

1.        Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.

2.        Нужно использовать различные виды деятельности.

3.        Уделять время для совместных дискуссий с семьями.

4.        Создавать разные клубы (по интересам).

5.        Стараться внимательно слушать.

6.        Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность

1.        Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.

2.        Нужно использовать различные виды деятельности.

3.        Уделять время для совместных дискуссий с семьями.

4.        Создавать разные клубы (по интересам).

5.        Стараться внимательно слушать.

6.        Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность

1.        Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.

2.        Нужно использовать различные виды деятельности.

3.        Уделять время для совместных дискуссий с семьями.

4.        Создавать разные клубы (по интересам).

5.        Стараться внимательно слушать.

6.        Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»

Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...

Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями».

Консультация для воспитателей   Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы  «Взаимодействие воспитателей с родителями»....

Консультации хореографа для воспитателей и родителей ДОУ

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естест...

Консультация для работы воспитателя с родителями.

Консультация для работы воспитателя с родителями....

Консультация для воспитателей Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника

Среди широкого круга проблем, связанных с формированием у детей навыков безопасного поведения особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников....