«Характеристика здоровье сберегающей деятельности воспитателя» из опыта работы
статья

Марина Анатольевна Цыганова

«Характеристика здоровье сберегающей деятельности воспитателя» из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Характеристика здоровье сберегающей деятельности воспитателя» из опыта работы

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребёнка, который затем шагает вверх по ступеням образования.

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Работая с детьми 17 лет, я вижу, что с каждым годом ухудшается состояние здоровья детей в дошкольном возрасте. В нашем ДОУ мы пытаемся постоянно отвечать себе, своему коллективу на вопрос: “Как нужно решать проблему здоровья ребенка?”. На педсоветах, консультациях, мы анализируем свою работу, делимся опытом, учимся друг у друга. И точно знаем, что большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной, практической работы воспитателей, т.е. связано с нашей профессиональной деятельностью.

Я работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Мои воспитанники отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Поэтому сохранение и укрепление здоровья особенно важны для них.

Свою работу строю в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований, примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с ТНР под ред. проф. Л. В. Лопатиной.

Цель используемых мною здоровьесберегающих технологий – обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Поставив цель, определила следующие задачи:

-подобрать и систематизировать материал по физкультурно-здоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

-разработать развивающую среду для проведения занятий с детьми;

-разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей;

-воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

-установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

-формировать личность ребенка;

-воспитать привычки личной гигиены;

- закаливать ребенка и его двигательную активность;

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, следующие:

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики – по рекомендациям учителя – логопеда;

Утренняя гимнастика;

Гимнастика для глаз,

Гимнастика дыхательная;

Гимнастика ортопедическая;

Динамические паузы - способствуют снижению утомляемости у детей между двумя занятиями. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Включаю элементы гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики;

Физкультминутки;

Подвижные и спортивные игры- являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года; игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки» и т. д.;

Релаксация - способствует снятию напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Провожу обычно на ковре, предварительно проветрив помещение. Особенно эффективна данная процедура после праздников, физкультурных и музыкальных занятий. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей;

Точечный массаж и самомассаж кистей рук;

Песочная терапия - детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов.  Она полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики. Я использую только элементы песочной терапии.

Психогимнастика - мимические этюды, релаксацию. Для наших детей они является лучшим средством эмоционального тренинга. Дети с удовольствием демонстрируют различные эмоции. А уж «корчить рожицы» перед зеркалом, наивысшее удовольствие даже у тех детей, кто совсем не хотел заниматься.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является важной составляющей (в зависимости от времени года).

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Я стараюсь использовать, внедрять как можно больше отдельных методов, технологий, заботясь о здоровье детей:

  • достаточное освещение;
  • мебель по росту;

Руководствуюсь комплексным подходом, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна.

Большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих результатов:

- повышение уровня физического развития детей.

- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).

- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе.

        В заключении хочется сказать ...Любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей, это — благо. Результатом и наградой будет осознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье наших детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе ФЭМП" - консультация для воспитателей (из опыта работы)

На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию...

Консультация для воспитателей (из опыта работы) «Использование динамических пауз и физкультминуток в организованной образовательной деятельности с детьми средней группы»

В работе представлен практический и теоритический материал по использованию динамических пауз и физкультминуток в средней группе....

использование здоровье сберегающих технологий воспитателем ДОУ

Одним из условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы считаю использование здоровье сберегающих технологий во всех видах деятельности воспитательно-образовательного процесса. ...

Сообщение для воспитателей из опыта работы «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

Этот материал актуален для воспитателей углубленно работающих по методике  обучения детей изодразительной деятельности...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...