Рабочая образовательная программа воспитателя средней группы
рабочая программа (средняя группа)

Саликаева Татьяна Александровна

Рабочая  образовательная программа

воспитателя средней группы (4-5 лет),

составленная на базе утвержденной

образовательной программы развития ДОУ

на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx76.24 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

Согласовано на педсовете №1 от 30.08.22 г.                                                               Утверждено:

                                                                                              Зам.директора по УВР

                                                                                                              __________

Рабочая  образовательная программа

воспитателя средней группы (4-5 лет),

составленная на базе утвержденной

образовательной программы развития ДОУ

на 2022-2023 учебный год

Составила:  Саликаева Т.А.

2022-23 уч.г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

2

1.1.1

Цели и задачи Программы

2

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

4

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

14

2.1

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.

14

2.1.1

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

14

2.1.2

Содержание образовательной области «Познавательное развитие».

15

2.1.3

Содержание образовательной области «Речевое развитие».

15

2.1.4

Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

16

2.1.5

Содержание образовательной области «Физическое развитие».

17

2.2

Взаимодействие взрослых с детьми.

18

2.3

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

19

2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

24

2.5.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

26

2.6.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

29

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

33

3.1

Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка.

33

3.2

Организация развивающей предметно – пространственной среды.

36

3.3

Материально – техническое обеспечение Программы.

41

3.4

Планирование образовательной деятельности.

43

3.5

Режим дня и распорядок.

57

3.6

Список литературы.

62

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
  1. Пояснительная записка.

        Целевой раздел рабочей программы средней группы «Непоседы» МАОУ Прогимназия №108 (далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

        Содержательный раздел Программы включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

        Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, а также особенности организации образовательной деятельности.

        Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.

Срок реализации Программы – 1 год.

Форма обучения воспитанников - очная.

Рабочая программа группы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Устав МАОУ Прогимназия №108 г.Улан - Удэ
  • Образовательная Программа дошкольного образования  МАОУ Прогимназия №108 г.Улан - Удэ
  • Примерной основной образовательной Программы дошкольного образования «Мозаика» (далее — Программа, Программа «Мозаика»)
  • Годовой план воспитательно-образовательной работы МАОУ Прогимназия №108 г.Улан - Удэ
  • Общие сведения о группе.

   В средней группе на начало учебного года 26 детей, из них:  мальчиков и  девочки. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы.

  1. Цели и задачи Программы.

Цель Программы:

  • расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа направлена на реализацию следующих задач:

  • обеспечить условия здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщить детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
  • развивать интерес и мотивацию детей к познанию мира и творчеству;
  • реализовывать вариативные образовательные программы;
  • соблюдать права ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса;
  • обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • обеспечивать целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

  1. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы.

Основными принципами к формированию и реализации Программы являются следующие:

  1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
  2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
  3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
  4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

            особенностями и склонностями.

  1. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
  2. Вариативность организации дошкольного образования.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  4. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами.
  5. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

        Методические подходы к формированию Программы.

Программа разработана на основе культурно-исторического и системно- деятельностного подхода, являющихся методологией ФГОС ДО.

  1. Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы разрабатывались в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. Основоположник культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.
  2. Системно-деятельностный подход вырос из культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Суть этого подхода заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В данной Программе  разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников опирается на классические исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).

Концептуальную основу Программы составляют идеи:

  • антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);
  • теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);
  • гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);
  • личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);
  • фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);
  • реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).

Программа основывается:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Национально-образовательная стратегия «Наша Новая школа»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г. N 26 г.).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

        1.1.3. Возрастные особенности развития детей среднего возраста.

Возрастная характеристика детей 4-5 лет (средняя группа).

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребёнка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии.

Мышление

В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети понимают, что такое план комнаты, могут рассказать, что изображено на плане — части комнаты. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку.

        Способ познания

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

На пятом году жизни ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности взрослый).

Восприятие

В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребёнок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем

пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Речь

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка четырёх лет становится вопрос «почему?».

Память

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Внимание

К пяти годам внимание становится всё более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.

Воображение

Продолжает и активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будут способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Отношения со сверстниками

Ребёнок развивается, становится физически более выносливым. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наличие конфликтов

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4—5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Игровая деятельность

В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.

  1. Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров ФГОС ДО).

ФГОС ДО (раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.6) определяет в общем виде целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослы и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

На основе данных целевых ориентиров в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Основанием подобной дифференциации целевых ориентиров является научно-методический анализ психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования (Л.А. Венгер, А.П. Усова, Н.А. Ветлугина, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.Я. Михайленко, О.С. Ушакова, Л.А. Парамонова, Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко, К.В. Тарасова, С.Л. Новосёлова, Э.И. Леонгард и др.).

Программой предусмотрено право самостоятельного выбора ДОУ инструментов педагогической психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Качества

Динамика формирования интегративных качеств

Физические качества

  • Соответствует антропометрическим показателям возраста
  • Проявляет самостоятельность при одевании и раздевании
  • Выполняет гигиенические процедуры
  • Соблюдает правила поведения в обществе
  • Проявляет активность в освоении сложных упражнений
  • Проявляет инициативу в подвижных играх и физических упражнениях
  • В играх соблюдает правила и ролевое соподчинение
  • Выполняет простейшие танцевальные движения

Интеллектуальные качества

  • Проявляет интерес, любопытство и активность ко всему новому
  • Стремиться установить взаимосвязь между предметами окружающего мира
  • Наблюдает за окружающей действительностью, делает выводы
  • Обращается к взрослому, сверстнику за информацией
  • Проявляет самостоятельность в подвижных играх
  • Включается в выполнение трудовых процессов, соотнося их со своими возможностями
  • Проявляет активность в трудовой деятельности в соответствии с гендерной ролью
  • Проявляет интерес к процессу чтения, героям и причинам их поступков
  • Рассматривает иллюстрации к текстам
  • Участвует в обсуждении будущего продукта деятельности
  • Принимает замечания, предложения взрослого, направленные на совершенствование созданного продукта
  • Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними
  • Анализирует действия и поступки, управляет своим поведением
  • Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты
  • Участвует в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях
  • Действует по инструкции взрослого
  • Следует показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.п.

Личностные качества

  • Проявляет интерес к сверстникам, реагирует на их эмоциональное состояние
  • Проявляет заинтересованность в сотрудничестве со взрослых
  • Задаёт вопросы, выражает словами свою просьбу, желания
  • Проявляет способность эмоционально откликаться на произведения искусства
  • Обращается к взрослому с просьбой почитать, поиграть
  • Проявляет сочувствие, сопереживание, радость
  • Оказывает помощь сверстникам и взрослым
  • Разделяет игровые и реальные взаимодействия
  • Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в игре, сюжете спектакля, в процессе чтения художественного произведения
  • Проявляет интерес к социальной стороне действительности, задаёт вопросы о себе, родителях, о том, что было, когда он сам ещё не родился, и т.п.
  • Выполняет индивидуальные и коллективные поручения
  • Способен договорится о совместных действиях, работает в паре, группе
  • Взаимодействует со сверстниками в музыкальной деятельности
  • Регулирует своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами
  • Доводит начатое дело до конца
  • Сосредоточенно действует в течение 15-20 мин

Показатели развития детей в соответствии с возрастом.

средний дошкольный возраст

Образовательные области

и направления организации

жизнедеятельности детей

Показатели развития ребёнка

Социально-коммуникативное развитие

Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами, и правилами поведения в социуме

  • Самопознание
  • Знает о том, что за организмом необходимо ухаживать, чтобы быть здоровым.
  • Устанавливает связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.
  • Понимает некоторые свои состояния, желания (скучно, грустно, весело, интересно).
  • Соблюдает правила культуры поведения (здоровается, прощается, не вмешивается в разговор взрослых, вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу).
  • Идентифицирует свои действия с действиями других детей («Я так же быстро бегаю, как Женя»).
  • Мир, в котором я живу
  • Знает название родного города, села, детского сада, своей группы.
  • Проявляет самостоятельность в выборе игры и развитии замысла.
  • Выполняет правила игры.
  • Распределяет роли, выполняет игровые действия, поступает в соответствии с игровым замыслом.
  • Ответственно относится к порученному заданию (доводит начатое до конца, стремится сделать хорошо).
  • Создаёт игровое детское общество на основах партнёрства и уважительного отношения играющих друг к другу.
  • Самостоятельно создаёт предметно-ролевую среду, используя полифункциональный материал, модули, игрушки-заместители.
  • В театрализованных играх использует образные игрушки, бибабо и др.

Овладение элементарной

трудовой деятельностью

  • Владеет навыками самообслуживания, оказывает помощь сверстникам (одеваться, раздеваться, складывать вещи, убирать игрушки, приводить в порядок рабочее место).
  • Принимает участие в общих делах — готовит сюрпризы для именинников, украшает группу к празднику, принимает участие в уборке группы или участка.
  • Интересуется трудом взрослых, его содержанием.
  • Трудится и играет вместе с другими детьми

Овладение основами собственной

безопасности и безопасности окружающего

мира

  • Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду и на улице, транспорте.
  • Понимает опасность общения с незнакомым человеком.
  • Понимает, что своё имя, фамилию, адрес нужно сообщать не всегда и не всем, а в случае необходимости (если ребёнок потерялся).
  • Чётко знает предметы, которыми детям пользоваться запрещено (спички, зажигалки, газовые и электрические плиты, утюги и др.).
  • Понимает, что животные, даже те, которые живут в их доме, могут быть злыми и агрессивными, поэтому животных обижать и злить нельзя.
  • Называет все сигналы светофора и рассказывает об их значении.
  • Знает, что такое тротуар, для кого предназначен, что такое проезжая часть, для чего предназначена.
  • Знает, где можно переходить проезжую часть.
  • Узнаёт разные виды транспорта, умеет классифицировать городской транспорт

Познавательное развитие

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью.

Развитие интересов детей,

любознательности и познавательной

мотивации.

Развитие воображения и

творческой активности.

Формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира

Сенсорное развитие

  • Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы (круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), объёмные фигуры (куб, шар, полушар, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр, полуцилиндр).
  • Различает девять цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный, белый), их светлые и тёмные оттенки.
  • Различает параметры величины, использует их для сравнения объектов.

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Использует предметы в соответствии с их назначением.
  • Экспериментирует с цветом, формой, величиной, получает новые цвета путём смешивания красок.
  • Включается в наблюдения, в проведение опытов.

Конструирование

  • Конструирует из строительного материала по собственному замыслу.
  • Создаёт простейшие постройки для игры из конструктора.
  • Проявляет творчество по созданию поделок из природного материала.

Мир живой и неживой природы

  • Сравнивает предметы и явления природы по заданным свойствам.
  • Осознанно относится к растениям и животным, осуществляет уход (под руководством взрослого или самостоятельно) за растениями уголка природы, огорода, цветника.
  • Выделяет самостоятельно основания для сравнения живых объектов.
  • Использует графические модели (календарь природы) для установления причинно-следственных зависимостей в природе (заяц приспосабливается к зиме, меняя окраску).
  • Отражает в речи результаты наблюдений, сравнений.
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
  • Считает до 5 (количественный счёт), отвечает на вопрос «Сколько?».
  • Сравнивает количество предметов на основе счёта, а также путём соотнесения предметов двух групп (составления пар).
  • Сравнивает два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения.
  • Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба.
  • Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе; двигается в нужном направлении по сигналу.
  • Определяет части суток.

Речевое развитие

Овладение речью как

средством общения и

культуры

  • Выделяет первый звук в слове.
  • Умеет производить звуковой анализ односложного трёх звукового слова.
  • Составляет описательные рассказы (по игрушке), сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
  • Эмоционально откликается на образное содержание литературных и фольклорных произведений.
  • Проявляет инициативность, активность в общении

Обогащение активного

словаря в процессе восприятия художественной

литературы

  • Называет любимую сказку, читает наизусть стихотворение, считалку.
  • Рассматривает иллюстрированные издания детских книг.
  • Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
  • При рассказывании сказки дополнять её собственными историями, выдерживая авторский сюжет.
  • Придумывает условные обозначения к событиям истории

Художественно-эстетическое развитие

Развитие детей в процессе

овладения изобразитель-

ной деятельностью

  • Выделяет выразительные свойства дымковской и филимоновской игрушки, проявляет интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании

  • Изображает предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др.
  • Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием.
  • Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке

  • Создаёт образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию.
  • Использует всё многообразие усвоенных приёмов.

В аппликации и конструировании

  • Правильно держит ножницы и режет ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник).
  • Вырезает круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы.
  • Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
  • Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию

Развитие детей в процессе

овладения музыкальной

деятельностью

  • Может эмоционально отзываться на музыку различного характера в речевом, двигательном, инструментальном, изобразительном и других выражениях.
  • Ориентируется в выборе деятельности для творческого самовыражения (пение, игра, танец и т.д.).
  • Знает и называет музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, бубенцы, треугольник, ложки, металлофон, ксилофон, маракас, трещотка, рубель).
  • Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение в парах и по одному.
  • Использует во всех видах деятельности «звучащие жесты» (цокание языком, хлопки в ладоши, шлепки по коленям, притопы ногами), ритмические и шумовые инструменты (колокольчик, треугольник, барабан, ложки, ксилофон, штабшпили, шаркунки) в качестве ритмизации или сопровождения.
  • Может петь протяжно, чётко произносить слова

Развитие детей в процессе

овладения театрализован-

ной деятельностью

  • Имеет представление о театре как ярком зрелищном искусстве.
  • Имеет первоначальные навыки перевоплощения через освоение образов растительного, животного и предметного мира

Физическое развитие

Овладение двигательной

деятельностью

  • Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног.
  • Бегает, соблюдая правильную технику движений.
  • Лазает по гимнастической стенке, выполняет переход на гимнастической лестнице с пролёта на пролёт вправо и влево.
  • Ползает разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками.
  • Прыгает на высоту и с высоты.
  • Принимает правильное исходное положение при метании. Метает предметы разными способами обеими руками. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз подряд. Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
  • Строится в колонну, в круг, шеренгу, выполняет повороты на месте.
  • Катается на двухколёсном велосипеде.
  • Самостоятельно скользит по ледяной дорожке.
  • Ходит на лыжах скользящим шагом, умеет подниматься на горку лесенкой и выполнять повороты в движении.
  • Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
  • Развиты физические качества (скорость, гибкость, выносливость, сила, координация), улучшен индивидуальный результат в конце учебного года.
  • Решает простые шахматные задачи

Овладение элементарными нормами и правилами

здорового образа жизни

  • Соблюдает элементарные правила гигиены.
  • Полощет рот питьевой водой после приёма пищи.
  • Следит за опрятностью одежды и обуви.
  • Различает, что вредно, а что полезно для здоровья.

Оценка индивидуального развития детей.

        Согласно пункта 3.2.3. Стандарта «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики.

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания оценки.

В процессе педагогической диагностики исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

        Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

        При необходимости используется психологическая диагностика развития детей

(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги психологи).

        Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».

Периодичность педагогической диагностики (мониторинга) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержаниемониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

В системе педагогической диагностики (мониторинга) используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Итоговые результаты (интегративные качества) отражаются в портрете выпускника, в котором фиксируются качества и степень их сформированности.

Для выделения содержания педагогической диагностики (мониторинга) результаты, на достижение которых направлена Программа, соотносятся с теми качествами, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Педагогическая диагностика (мониторинг) достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется два раза в год (декабрь–май).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

2.1.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

«Безопасность».

        Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формировать у детей представления об опасных формах поведения при встрече с незнакомыми людьми, с объектами природы;
  • обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии, домашнего адреса, имени родителей);
  • познакомить детей с тем, какую опасность несут огонь и вода;
  • учить детей основам безопасного поведения на улицах города;
  • доводить до сознания родителей значимость положительного примера в их поведении.

При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности.

Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных х группахс большим или меньшим наполнением, и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.

«Социализация».

Цель: Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • формировать бережное отношение к своей семье, к детскому саду, к родному городу (селу);
  • содействовать становлению индивидуальности ребёнка, его «Я»;
  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру;
  • создавать условия для формирования уверенности в себе, в своих возможностях;
  • формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав;
  • способствовать пониманию того, что вкусы и желания людей бывают разные;
  • содействовать оказанию помощи сверстникам;
  • формировать чувство ответственности за общее дело, данное слово;
  • содействовать формированию умения находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

«Труд».

Цель: Формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2.1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

2.1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие».

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  • обогащать и активизировать словарь (понимание значения, точности словоупотребления в активной речи);
  • совершенствовать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать умение составлять рассказы (о себе, событиях своей жизни, по картине, об игрушке).

«Чтение художественной литературы».

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • использовать художественную литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребёнка;
  • развивать способность детей слушать произведения разных жанров и тематики (сказка, рассказ, стихотворение, формы поэтического фольклора);
  • привлекать детей к совместному с воспитателем пересказыванию знакомых произведений, полной или частичной драматизации;
  • способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение детских книг в семье.

«Коммуникация».

Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

  • развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать;
  • продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства; формировать образные представления;
  • обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, скульптура малых форм, декоративно-прикладное искусство) как основе развития творчества;
  • способствовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев произведений изобразительного искусства и вызывать чувство сопричастности к ним;
  • продолжать формировать умения создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации;
  • учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей;
  • учить выделять средства выразительности;
  • формировать представление о театре как ярком, зрелищном искусстве, где посещение театра и просмотр спектаклей становится основным условием развития личности в этом направлении;
  • развивать способность использовать различные виды искусства для создания художественного образа и умения перевоплощаться.

«Художественное творчество».

Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству

«Музыка».

Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству.
  • развитие музыкальности детей;
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку
  • развивать слушательские, певческие навыки, сопровождать своё «пение звучащими жестами», использовать простейшие ритмические инструменты (бубны, клавесы,, колокольчики и т. д.);
  • развивать ритмичность и выразительность движений.

2.1.5.  Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие».

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

«Физическое культура».

Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • закреплять умения в основных видах движений и обогащать двигательный опыт ребёнка;
  • развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др.;
  • формировать общие координационные способности;
  • развивать адаптационные и функциональные возможности дошкольников за счёт всестороннего воздействия физических упражнений и естественных сил природы на развитие основных органов и систем их организма;
  • развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение концентрировать внимание, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

«Здоровье».

Цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
  • закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения;
  • продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье;
  • развивать умение осознать и сформулировать свои ощущения, переживания, потребности, желания.

Дети среднего возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены:

  • самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены, и насухо их вытирать;
  • пользоваться индивидуальным полотенцем;
  • расчёской;
  • стаканом для полоскания рта;
  • следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
  • быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми.

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. В процессе приобретения общих культурных умений взрослый выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Педагог участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная) являются организующими компонентами в условиях реализации комплексного подхода в образовательном процессе. Для инициирования совместной деятельности с детьми воспитатель использует тематические содержания, отражающие сезонные изменения, событийную жизнь страны, родного города, детского сада.

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ.

Средний дошкольный возраст (4-5лет)

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей

Социально – коммуникативное развитие

  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Индивидуальная работа
  • Трудовые поручения
  • Игры-ряжения
  • Работа в книжном уголке
  • Общение младших и старших детей
  • Сюжетно – ролевые игры

Познавательное развитие

  • Игры-занятия
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
  • Игры
  • Досуги
  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • Игры - занятия
  • Чтение
  • Дидактические игры
  • Беседы
  • Ситуации общения
  • Работа в книжном уголке
  • Игры
  • Инсценирование

Художественно-эстетическое развитие

  • ОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
  • Эстетика быта
  • Экскурсии на участке
  • Музыкально-художественные досуги
  • Совместное творчество детей и взрослых
  • Индивидуальная работа

Физическое развитие

  • Прием детей на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры (умывание)
  • Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание, воздушные ванны, Физкультминутки на занятиях
  • Занятие физической культурой
  • Двигательная активность на прогулке
  • Бодрящая гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне, коррегирующая гимнастика)
  • Физкультурные досуги, игры, развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Детский сад работает в условиях 12 часового пребывания, в режиме 5-дневной рабочей недели.

                Общий объем обязательной части Программы для группы дошкольного возраста – 80%.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

В планы ДОУ включены пять направлений (образовательные области), обеспечивающие – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Реализация планов предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Необходимыми требованиями при составлении учебного плана является соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки.

  Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее 50% общего времени занятий.

Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов групп и родителей (законных представителей). Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных, на основе сходства проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок (2 - 5 месяцев), предусмотренный разработанной программой психологической коррекции. Занятия педагога-психолога направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации.

        Особенности организации образовательного процесса(климатические, демографические, национально - культурные и другие).

  1. Климатические особенности: Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
  • холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм;  
  • летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.  
  1. Обучение и воспитание   в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ).
  2. Организация образовательной среды, направленной на обеспечение краеведческого образования, осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности  Республики Бурятия, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.
  3. Уровень образованности воспитанников, отражающий основные образовательные достижения детей, определяется с учетом последовательности приобщения ребенка к социальному опыту по следующим составляющим возможного результата дошкольного образования:
  • деятельностно-коммуникативная (уровень развития навыка эффективного применения освоенных способов, умений в продуктивных видах деятельности и области отношений с другими);
  • предметно-информационная (степень владения информацией, раскрывающей особенности ближайшего природного и социального окружения);
  • ценностно-ориентационная (степень соответствия индивидуальных ориентаций принятым нормам и правилам жизнедеятельности).

Принципы организации образовательного процесса:

  1. Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника (ценность жизни и здоровья, здоровьесберегающие технологии).
  2. Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (развивающий, личностный, деятельностный подход).
  3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка (индивидуальный, личностный, деятельностный подход)
  4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению (личностный подход, здоровьесберегающие технологии).

Принципы организации образовательного процесса соотносятся с ценностно-целевыми ориентирами, подходами в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Структура образовательного процесса:

  • организованная образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в семье.

Организованная образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию.

Формы организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет - подгрупповые, фронтальные. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564). Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа.  Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей 5-го года жизни - не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Используемые формы, методы, приемы при реализации Программы:

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры (в том числе с дидактической направленностью);
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из определенных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых;
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование; проблемные ситуации и т.д.
  • оформление тематических выставок (детского творчества, из истории вещей и др.);
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на тему прочитанного или просмотренного произведения;
  • двигательная деятельность - игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики и др.) занятия, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, туристические прогулки, досуги, праздники, соревнования. Ежедневно в общем объеме образовательной деятельности по реализации всех образовательных областей педагогами планируются и решаются также задачи, направленные на реализацию вариативной части Программы, что находит отражение в календарно-тематическом планировании основных видов деятельности (ООД, самостоятельная деятельность, и взаимодействие с родителями).

Содержание регионального компонента

Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами города и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы. Предпочтение отдаётся культурно–досуговой деятельности.

Региональный компонент предусматривает:

  • содержание данного раздела программы ДОУ на местном материале о городе Улан - Удэ, Республики Бурятия с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой родине.
  • приобщение ребёнка к национально - культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей города Улан - Удэ, Республики Бурятия , приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков.

Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

  • элементарное представление о родном городе (название, символика);
  • воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
  • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе, селе);
  • формирование элементарных представлений о животном и растительном мире родного края.

      Принципы работы:

  • Системность и непрерывность;
  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых;
  • Свобода индивидуального личностного развития;
  • Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка;
  • Принцип регионализации (учет специфики региона).

     Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

  • Ознакомление с экологической ситуацией в Республике Бурятия, с природными факторами, опасными для человека, и способами поведения в них.
  • ознакомление с народами, населяющими Республику Бурятия (русские и др.), их национальными праздниками, традициями и обычаями; формирование представлений об этнической принадлежности, толерантного отношения к людям разных национальностей; воспитание чувства гордости за достижения уроженцев Бурятии, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.
  • формирование первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
  • ознакомление с пословицами и поговорками о труде, с производством  Бурятии, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родном городе.

Познавательное развитие

Ознакомление с природой:

  • беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, передвижные выставки музеев по ознакомлению с животным и растительным миром, с народными приметами
  • сбор гербариев, коллекций
  • опытническая и экспериментальная работа - проектная деятельность

Ознакомление с окружающим (ознакомление с ближайшим окружением):

  • экскурсия по ознакомлению с достопримечательностями микрорайона;
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Город мой родной», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица», «Мой любимый уголок в городе»
  • ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей государства.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • организация этнографического уголка в группе;
  • просмотр старых фотографий;

Духовность и культура Республики Бурятия:

  • беседы по ознакомлению с православными традициями,
  • проведение детских фольклорных праздников по православному календарю,
  • празднование всех государственных и региональных праздников, День города

Речевое развитие

  • Игры-инсценировки
  • драматизация народных сказок, произведений писателей и поэтов
  • показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый)
  • оформление уголков ряжения (предметы бурятского и русского костюма)
  • чтение биографических рассказов о родном городе и знаменитых людях  родного города.
  • выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэтов.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность:

  • слушание и пение произведений о Ю.А.Гагарине: «А мы хотим космонавтами стать», «Звездный вальс», «О Гагарине» сл. Соколова М.В., муз. Деменкова Л.В.
  • музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно-бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический), песенное искусство.
  • музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов Республики Бурятия. Слушание музыки М.И.Глинки, М.Исаковский «Летят перелетные птицы».
  • проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния.
  • ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, гусли, рожок, домра, жалейка, цимбалы, бубен.
  • использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; грампластинок, музыкальных инструментов, портретов бурятских композиторов.
  • оформление музыкального уголка.

Художественное творчество

  • беседы об изобразительном искусстве Бурятии.
  • беседы, компьютерные мини - презентации о творчестве художников, скульпторов.
  • рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов.
  • художественно-продуктивная деятельность.

Физическое развитие

  • Беседы о Олимпиаде, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах
  • беседы о спортсменах – чемпионах Бурятии.
  • беседы о видах спорта, просмотр мультфильмом спортивной тематики.
  • широкое использование национальных, народных игр, «игр Гагарина».
  • проведение спортивных праздников, развлечение, эстафет, соревнований, мини-Олимпиад.
  • беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»,
  • проектная деятельность, акции.
  • опыты и экспериментирование,
  • устройство в группе уголка здоровья, здорового питания.

Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: города Улан-Удэ, Республики Бурятия активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми:

  • в  организованную образовательную деятельность;
  • в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;
  • в самостоятельную деятельность детей;
  • в совместную деятельность с родителями воспитанников;
  • в работу с социумом.

        2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

        Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

        При проведении организованной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический приём, форма проведения, способ решения и т.д.                                      

        Ежедневно педагоги планируют и организовывают игры: подвижные, дидактические, настольно-печатные, театрализованные, сюжетно-ролевые.                                                              

        Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям, возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

        Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.        

        В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

  • делают выбор;
  • активно играют;
  • используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
  • работают все вместе и заботятся друг о друге;
  • отвечают за свои поступки.

        Принципы работы с детьми:

  • уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
  • обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
  • использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
  • обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
  • использование цикличности и проектной организации содержания образования;
  • создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
  • широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
  • широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
  • обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
  • выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
  • формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

        Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

        Педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, и дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

                Демонстрация детям своего уважения:

  • Всегда называйте детей по имени.
  • Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
  • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
  • Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
  • Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
  • Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
  • Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
  • Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.

        2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.

        Основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО: самостоятельность, инициативность, творчество. Инициативность - качество воспитанника, направленное на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

        Принципы педагогического воздействия и взаимодействия:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования (становится субъектом образования);
  • содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;
  • создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности:
  • создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недирективная помощь детям.

        Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность:

  • общение;
  • игра;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность; - продуктивная деятельность;
  • коммуникативная и др.

        Чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.

        В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно. Таким образом, для инициативной личности характерно:

  • произвольность поведения;
  • самостоятельность;
  • развитая эмоционально-волевая сфера;
  • активность в различных видах деятельности;
  • стремление к самореализации;
  • общительность;
  • творческий подход к деятельности;
  • высокий уровень умственных способностей;
  • общая познавательная активность.

        Условия, способствующие развитию детской инициативы:

  • Педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности.
  • Воспитание ребенка в условиях развивающего общения и обучения.
  • Полноценное развитие с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка.

        Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку:

  • доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе;
  • постоянное одобрение и развитие инициативности;
  • предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по- своему;
  • создание условий для самоутверждения ребенка.        

        Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:

  • 4-5 лет - познавательная деятельность;

        Способы поддержки детского инициирования:

  • создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе деятельности по интересам;
  • выбор ребенком сотоварищей (сотворцов);
  • обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
  • стремление ребенка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках схемах, постройках и т.д.).

Приемы поддержки проявлений инициативы с целью активизации детей

при освоении новой игры

  • Организация совместного поиска направлений развития игры;
  • Определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместного с ребенком ,взятого из приложения к игре);
  • Уточнение целей и правил игры (если в этом есть необходимость);
  • Реализация хода игры;
  • Оценка результата (соотнесение задуманного с полученным).

Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач

  • Гипотезы, предложения, мнение, советы.
  • Ассоциации, аналогии.
  • Преобразование способов поиска, задач, результата.
  • Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма».
  • Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций.
  • Догадка (инсайт, озарение): О чем надо догадаться? Что отгадать?
  • Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг).
  • Приемы мнемотехники.

        Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений):

  • ТРИЗ (РТВ): инверсия (наоборот), хорошо-плохо, наоборот (противоположности).
  • Элементы режиссерской, ролевой игры.
  • Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка,которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОО, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности,в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Требования к развитию и поддержке игровой деятельности:

  • избегать представления об игре как регламентируемом процессе «коллективной проработки знаний»;
  • не подчинять игру строго дидактическим задачам;
  • содействовать «проживанию» ребёнком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;
  • предоставлять выбор игрового оборудования;
  • способствовать отражению событий в игре;
  • изучать и переносить семейный опыт различных видов игр(подвижных, настольных и др.) в группу;
  • поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;
  • руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.

Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Структура события:

  • подготовка к событию,
  • непосредственное событие (кульминация),
  • отражение впечатлений о событии в продуктивной деятельности детей и общении.

Лента событий:

  • события основные (календарные праздники: Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и др.);
  • значимые события социальной и культурной жизни страны имира;
  • события региональные (праздники — даты области, мероприятия);
  • события муниципальные: городские, сельские (праздник урожая, День города и т.п.);
  • события ДОО (день рождения детского сада, дни рождения педагогов, экскурсии, приезд театра и т.п.);
  • события личные (дни рождения детей, их близких, проведение отпуска, мероприятия выходного дня и т.п.).

 2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Семья для ребёнка дошкольного возраста — жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Родительская любовь обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, психологический комфорт и жизненную опору. Данная программа ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьёй.

Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций.

Эффективными методами работы с родителями являются активные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты проявляют инициативу и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС)

Рабочая учебная программа  воспитателя  средней группы «Гномики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.( По ФГОС)...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Птенчики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. По ФГОС

Рабочая учебная программа  воспитателя  средней группы «Птенчики» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. По ФГОС...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2015 по 30 августа 2016 г. По ФГОС

Рабочая учебная программавоспитателя средней группы «Звёздочки»срок реализации программы: с 1 сентября 2015 по 30 августа 2016 г.По ФГОС...

Рабочая учебная программа воспитателя средней группы «Пчелка» срок реализации программы: с 1 сентября 2013 по 30 августа 2014 г.

Рабочая учебная программа воспитателя  средней группы «Пчелка»срок реализации программы: с 1 сентября 2013 по 30 августа 2014 г....

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...