Проект на тему «Золотой родник. Калмыцкие народные подвижные игры»
проект (средняя группа)
Проект на тему «Золотой родник. Калмыцкие народные подвижные игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.3_proekt_zolotoy_rodnik.docx | 49.56 КБ |
3.3prezentatsiya_zol_rodnik.pptx | 2.65 МБ |
3.3slaydy_zol_rodnik.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Золотой родник. Калмыцкие народные подвижные игры»
Воспитатель Басхамжаева Надежда Бадма – Халгаевна
МКДОУ Детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика Калмыкия
Пояснительная записка
В Республике Калмыкия уже несколько лет действует программа по возрождению родного языка, принят специальный закон о поддержке калмыцкого языка. Это кропотливая, ежедневная, пошаговая работа для реализации мер, которые направлены на поддержку калмыцкого языка, которая затронула и методику преподавания в детских садах, школах, и пропаганду калмыцкого языка, и системный подход к обучению калмыцкого языка от ясельного возраста до вузовского образования. Ни для кого не секрет, что раннее обучение родному языку — залог успеха возрождения, сохранения и развития родного языка. Культура, язык, национальные традиции — это должно стать объединяющей национальной идеей.
Данный проект предусматривает приобщение наших воспитанников к своим истокам, к национальной культуре через народную игру. Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Развивая интерес к народным играм, развиваем творческие способности, совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально - положительную основу для развития чувства любви к Родине. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. В калмыцких национальных играх нашли свое отражение разные стороны жизни народа: быт, традиции, обычаи, религия, трудовые занятия и т.д. Детские игры большей частью представляют собой подражание реальной жизни кочевника - скотовода. Существует множество различных игр, связанных с миром животных, где дети знакомятся с повадками «братьев меньших», приучались оберегать их, любить и ценить. В калмыцких подвижных играх используются бег, прыжки, подскоки, метания и другие движения, в которых участвуют наиболее крупные группы мышц ног, спины, живота. Тем самым укрепляется двигательная система ребенка. В народных калмыцких играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. У детей и людей молодого и среднего возраста особой любовью пользовалась игра в альчики (астрагалы). Это наиболее древний вид игры, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Калмыки всегда с особым почтением относились к альчикам, хранили их в специальных мешочках. Их выкрашивали в разные цвета. Одно из растений, использовавшихся для окраски, так и называется - шаhан будг (астрагальная краска).
Общее название игры в альчики – шаhа наадн.
Существует множество видов игры в альчики, различающихся способом
игры, количеством игроков, правилами. В традиционном представлении каждый калмык должен был знать народные игры, поэтому с раннего детства детей обучали правилам игры. Игра нацеливала ребенка на будущее, являясь важным средством его социализации в обществе, мощным фактором его физического, умственного, нравственного, психологического развития. Подвижные игры развивали у детей выносливость, сноровку, ловкость, силу, меткость. У детей вырабатывались такие качества, как честность, дисциплинированность, выдержка, умение сконцентрироваться в нужный момент, ориентироваться в любой ситуации и быстро принимать правильное решение. Интеллектуальные игры способствовали развитию интуиции, логики, мышления.
Целью проекта является развитие физических качеств и познавательных процессов у дошкольников посредством калмыцких народных подвижных игр. Проект реализован посредством инновационных образовательных технологий, таких как социально – игровой метод, проектный метод, отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует у детей коммуникативные навыки, развивает сотрудничество и взаимопомощь в совместных играх.
Проект групповой, участвуют дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели. По продолжительности – краткосрочный.
Воспитывая у детей инициативность, самостоятельность, умения выполнять правила игры, мы способствуем тому, что дети приобретают важные качества, которые пригодятся им в будущем. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу. За время реализации проекта наши воспитанники ознакомились и разучили несколько калмыцких подвижных игр, которые применяют в своих играх на прогулке и во время свободной деятельности.
Для работы с детьми была изучена методическая литература, подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины калмыцких поэтов и художников, рассказывающие о жизни народа, научно - публицистическая литература, иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей степной зоны, картотека «Калмыцкие народные подвижные игры».
Проект на тему «Золотой родник. Калмыцкие народные подвижные игры»
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, социально -коммуникативный.
Продолжительность: 3 недели (03.02. – 21.02.2020г.)
Участники: дети средней группы «Солнышко», родители, воспитатели
Образовательные области:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Актуальность темы:
Важным компонентом народной педагогики является игра. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально - положительную основу для развития чувства любви к Родине. Калмыцкие народные игры для детей большей частью представляют собой подражание реальной жизни кочевника - скотовода. Существует множество различных игр, связанных с миром животных («Слепой коршун», «Верблюд и верблюжонок», «Загони овец в кошару), где дети знакомятся с повадками «братьев меньших», приучаясь оберегать их, любить и ценить. Данный проект направлен на поддержку изучения калмыцкого языка, на сохранение и развитие калмыцкого языка у детей средней группы посредством калмыцких подвижных игр. При выборе игр учитывалось соответствие с задачами физического воспитания детей 4 – 5 лет и с учетом тех двигательных навыков, которыми дети уже овладели, доступности предлагаемого материала, постепенности его усложнения, систематичности. Проект реализован посредством инновационных технологий, таких как социально – игровой метод, проектный метод, отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует у детей коммуникативные навыки, развивает сотрудничество и взаимопомощь в совместных играх.
Цель проекта: развитие физических качеств и познавательных процессов дошкольников посредством калмыцких народных подвижных игр.
Задачи:
- Формирование представлений о разнообразии калмыцких народных игр.
- Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре.
- Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста
- Развивать память, творческое воображение, познавательную активность.
- Воспитывать интерес к калмыцким народным подвижным играм.
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
1.Изучение, материалов по данной теме, изучение методической литературы,
просмотр сайтов в Интернете.
2.Подбор материала, игр по теме.
3.Составление картотеки «Калмыцкие народные подвижные игры»
2. Основной этап:
- Разучивание считалок
- Изготовление атрибутов к играм
- Ознакомление детей с калмыцкими народными подвижными играми:
- знакомство с содержанием игры;
- объяснение содержания игры;
- разучивание игр;
- проведение игр.
Работа с родителями
1. Консультация «Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры»
3. Заключительный этап:
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в группе и на прогулке.
- Оформление картотеки
- Досуг «Цаган Сарин байр»
Ожидаемый результат:
- Дети знают несколько подвижных игр, могут самостоятельно рассказать правила;
- Дети с желанием и интересом организуют игры в свободной самостоятельной деятельности в группе и на прогулке, активно участвуют в игре;
- Дети стали более ловкими, быстрыми, сообразительными;
- Дети знают историю возникновения калмыцких подвижных игр.
2. Основной этап. План реализации проекта
№ | Название мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения |
1. | Изучение литературы по теме проекта, подбор игр | Ознакомление с работами: Хургуновой О.Г. «Калмыцкие народные подвижные игры в детском саду»; Эрендженов К. «Народные игры / Золотой родник» | |
2. | Беседа «Калмыцкие народные подвижные игры». П/и «Альчики» | Знакомство с историей создания калмыцких народных игр, о явлениях и трудовых действиях, которые в них отражены | 03.02.2020 |
3. | Разучивание считалок на калмыцком языке | Показать разнообразие видов считалок, развивать активный словарь | 05.02.2020 |
4. | П/и с альчиками: «Извилистой дорогой», «Целься вернее», «Сбей альчики» | Развивать глазомер, меткость у детей, ориентировку в пространстве | 07.02.2020 |
5. | П/и «Бёк бяярлгн» | Развивать упорство, выносливость, следовать правилам игры | 10.02.2020 |
6. | Беседа «Одежда наших предков» | Знакомство с калмыцким национальным костюмом | 12.02.2020 |
7. | Разучивание скороговорок на калмыцком языке | Знакомить с игровым фольклором, развивать активный словарь | 14.02.2020 |
8. | П/и «Загони овец в кошару» | Развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. | 17.02.2020 |
9. | П/и «Пальцами ног» | Использовать для профилактики плоскостопия у детей | 19.02.2020 |
10. | П/и «Серебряный пояс» | Развивать волевые качества, присущие коренным народам: выносливость, быстроту. | 19.02.2020 |
11. | Пополнение предметно – развиваюшей среды | Составление картотеки «Калмыцкие народные подвижные игры» | В течение осуществления проекта |
12. | Досуг «Цаган Сарин байр» | Прививать детям любовь и уважение к традициям калмыцкого народа | 21.02.2020 |
13. | Работа с родителями. Консультация « Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры» | Развивать у детей интерес к калмыцким подвижным играм. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка. |
П/и «Извилистой дорогой»
1. Для игры необходимы 15 альчиков, которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см. друг от друга. Таким образом, получается как бы 5 башенок из альчиков. В двух шагах от первой башенки становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец линии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку, считается не выполнившим задание.
2. Можно сделать меньшее количество башенок (3-4).
3. Для младших групп можно провести игру, не завязывая глаза.
П/и «Целься вернее»
Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке альчик. В центре круга стоит ящик (в мл. группе расстояние до ящика не более 1,5-2м.). по сигналу воспитателя дети бросают альчики в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает альчик с пола и тоже встает в круг. Одновременно можно привлечь к игре 8-10 человек.
П/и «Сбей альчики»
На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре круга ставят на кон рядами альчики, каждый играющий – по одной или две штуки, как договорятся. Отойдя от круга на 5-10 шагов, играющие по очереди битой бьют по альчикам. У каждого по 2 биты. Тот, кто выбьет из круга 2-3 альчика, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон.
П/и «Пальцами ног»
В этой игре участвуют двое детей, оба босиком. Они сидят недалеко друг от друга на стульях так, чтобы стулья касались пола. Около каждого играющего на полу около ног стоят неглубокие тарелки. Около каждой тарелки лежат горкой по 5 альчиков. Участники игры пальцами правой ноги должны перенести альчики, лежащие около правой ноги, в тарелку у левой ноги и наоборот. При этом нельзя приподнимать, наклонять и двигать с места корпус тела, разрешается двигать только ноги.
П/и «Серебряный пояс»
Дети садятся на траву или пол по кругу так, чтобы им было легко подняться. Жеребьевкой определяется тот, кто должен начать игру. Водящий, взяв серебряный пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Затем незаметно кладет этот пояс за кем-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот за чьей спиной оставлен пояс, мгновенно вскакивает и пытается догнать и дотронуться до ведущего этим поясом. Если за три круга он не сможет этого сделать, он начинает вести игру, а убегающий занимает его место в кругу.
П/и «Загони овец в кошару»
Играют двое детей, в руке каждого герлыга (гимн. палка). Перед каждым по 5-7 «овец» (мячи или надувные шары). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» (обруч), лежащий на расстоянии 3-4-5 м. от игроков. Кто загонит быстрее своих «овец», тот и победит.
П/и «Бёк бяярлгн» (борьба)
Двое мальчиков становятся лицом друг к другу в начерченном кругу, кладут друг другу руки на плечи, упираются ногами в землю и пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Кто вытолкнет соперника из круга, удержавшись в кругу сам - тот и победитель.
Тоолдгуд (считалки)
1. Негн, негн, негн
Нярн тооhин экн.
Хойр, хойр, хойр
Ховчин нюдн сольр
2. Абчин, чибчин
Келмн, зелмн
Харда, барда
Чикин таш
3. Эр така эрт босна
Мадниг серюлня.
1, 2, 3
Мана наадн эклня
Дарджингуд (скороговорки)
1. Гаря, гар,
Галан гарг
2. Тогрун, тогрун
Тосан таш
3.Арлын
3. Заключительный этап:
1.Досуг «Цаган Сарин байр»
2.Подготовка презентации для выступления из опыта работы
3. Консультация для родителей «Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры»
Результат проектной деятельности:
- Повысился уровень познавательной активности, появился интерес к калмыцким народным играм, к истории их появления. В играх дети используют считалки на калмыцком языке.
- Дети умеют играть в калмыцкие народные подвижные игры, используя правила, в самостоятельной игровой деятельности.
- Дети овладевают различными двигательными действиями, стали более ловкими, сообразительными, а малоактивные дети стали проявлять больше активности.
Используемая литература:
1. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации – М: ТС Сфера, 2009
2. Эрендженов К. Народные игры / Золотой родник. Элиста, 1990
3. Хургунова О.Г.Калмыцкие народные подвижные игры в детском саду: Методические рекомендации – Элиста, 1995.
4. Ользеева С.« Народные обычаи калмыков». Элиста ,2000г.
Досуг в средней группе «Цаган – Сарин байр»
Под мелодию композитора П.Чонкушова «Степь» дети входят в зал.
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы все вместе отпразднуем наш национальный праздник - Цаган Сар! Цаган Сар – это один из самых любимых и почитаемых калмыками праздников, поистине народный. К этому празднику в калмыцких семьях готовились заранее: делали уборку в доме, шили и покупали новую одежду, приводили в порядок старые вещи, заготавливали продукты, резали скот и варили мясо. Встречаясь в дни праздника, калмыки спрашивают друг друга: «Хорошо ли перезимовали?». На что обычно звучит ответ: «Да, перезимовали хорошо» или «Хорошо. Скот тоже перезимовал без потерь». Важным моментом праздника было приготовление национального мучного блюда – борцоков. Их готовили из сдобного теста и жарили в кипящем жиру. Форма борцоков имела важное символическое значение. Борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода; «кит» - напоминала часть конских внутренностей, «овртя тохш» - символизировали крупный рогатый скот; «мошкур»-крученные, похожие на бараньи внутренности, символизирует «узел счастья».
( Дети рассказывают йорялы - благопожелания «Цагана йорял»)
Ведущий. Хождение в гости – важная часть праздника Цаган Сар. Считалось, что чем больше гостей посетит дом с пожеланиями благополучия, тем успешнее будут обстоять дела в этой семье. С поздравлениями шли вначале к эдже и авве, а затем навещали других родственников, друзей.
(Дети исполняют песню «Цаган Сар»)
Ведущий. Есть одно предание, что приход весны подсказывает свист маленького суслика. Многие не верили в него, ходили в степь проверить, и часто убеждались: суслик показывался из норки.
(Стихотворение о суслике)
Ведущий. С приходом весны дни и вечера все теплее и на улице весело играют дети, соревнуясь в силе, ловкости, быстроте, смелости.
(Проводятся калмыцкие народные игры)
- «Загони овец в кошару»
- «Кто сильный?» («Бёк бярлгн»)
- «Скачки»
Ведущий. Давайте с вами станцуем наш любимый танец «Чичердык»!
(Дети танцуют калмыцкий танец)
- Вот и закончился наш праздник! Еще раз от всей души поздравляем вас с праздником!
Пусть же в первый весенний праздник ваши лица сияют улыбками!
Пусть этот день не забывается целый год!
Беседа с детьми средней группы «Одежда наших предков»
Одежде калмыки придавали большое значение. Согласно калмыцким поверьям, присутствие души в одежде человека запрещало шить и дарить одежду заранее во избежание вселения в нее злых духов. Одинаковый покрой мужской и женской одежды создавал характерный запоминающийся грациозный силуэт с ярко выраженной линией плеча и тонкой талией, что соответствовало представлениям калмыков о красоте. Парадный женский ансамбль составляли верхняя безрукавка цегдг с крылообразной проймой и нижнее платье терлг с длинными рукавами и фигурной манжетой . Национальная радужная вышивка зег по краям и подолу безрукавки гармонировала с орнаментированной полочкой нижнего платья терлг, позументом и навесными серебряными и вызолоченными с камнем пуговицами отрезной по линии талии, с пышной юбкой цегдег завязывали на поясе декоративным шнуром с разноцветными кистями, оставляя открытыми богатую нагрудную вышивку нижнего платья и отложной воротничок рубашки. К платью в области пояса пришивали петли бель для носовых платков, кисета, кошелька, и продевания кос. В повседневном быту женщины носили простое, без вышивки и декора распашное платье с центральным V-образным запахом слева направо, из-под которого виднелась белая нательная рубашка киилиг с отложным воротником. Халат лавшг свободного кроя с широким длинными рукавами дополнял женский ансамбль. Цветовая гамма мужской одежды варьировалась от черного, серого, белого до ярких голубого, зеленого, даже пестрого с цветами, богатых праздничных одеяний. Сдержанный синий цвет преобладал в одежде простонародья. В знатных семьях мужчины носили бешмет, имеющий вместо галунов и чехлов для патронов нашивные карманы, и жилет камзал на манер кавказского платья. Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.
Знак социального статуса и кругообразный символ жизненного пути – пояс бюс – гордость, украшение и одновременно защита храброго воина-кочевника и юной владелицы. Потеря пояса была равнозначна потери чести и достоинства для мужчины. Покрытые растительным узором серебряные черненые пояса князей с выпуклыми сферическими пластинами – образцы высокого ювелирного мастерства калмыцких умельцев. На поясе слева кочевник подвешивал нож в серебряных или кожаных ножнах, пороховницу из воловьего рога, костяной мерный стаканчик для пороха, кожаный мешочек для дроби, ящичек кете для огнива и трута, трубку и кисет носил в кармане или за голенищем сапога. Особенность сафьяновых сапог калмыка-наездника состояла в креплении каблука: подошва нашивалась на него, предохраняя тем самым всадника от сцепления со стременем во время падения. Носок сапог загибали вверх во избежание «ковыряния» земли, запрещаемого добуддийскими верованиями калмыков.
Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета — улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.
Консультация для родителей средней группы «Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры»
Все дети любят играть в подвижные игры, так как в них требуется постоянное движение и проходят они, в основном, на улице. Калмыцкие подвижные игры укрепляют двигательную активность ребенка, являются замечательным средством закаливания. . По своему содержанию все калмыцкие подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребенку. Калмыцкие подвижные игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем нас мире, вызывают активную работу мысли. Так, например, есть калмыцкие игры, требующие умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, ответственности, внимания, выдержки, сообразительности, ловкости. А различные считалки и жеребьевки создают определенное эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Знакомя детей с подвижной калмыцкой игрой, следует рассказать о жизни, обычаях и традициях калмыцкого народа, играя с детьми регулировать взаимоотношения играющих, поощрять и активизировать застенчивого ребенка или показать на примере активного, как важно быть смелым, ловким.
Впечатления детства прочны и глубоки, именно они и составляют основу для развития нравственных качеств личности.
Подвижные игры, в которые можно играть дома с детьми.
Пальцами ног (профилактика плоскостопия)
В этой игре участвуют двое детей, оба босиком. Они сидят недалеко друг от друга на стульях так, чтобы ступни касались пола. Около каждого играющего на полу около ног стоят не глубокие тарелки. Около каждой тарелки лежат горкой по 5 альчиков (кости-астрагалы овцы). Участники игры пальцами правой ноги должны перенести альчики, лежащие около правой ноги, в тарелку у левой ноги и наоборот. При этом нельзя приподнимать, наклонять и двигать с места корпус тела, разрешается двигать только ноги. За один раз разрешается брать и переносить 2-3 альчика. Кто первым наполнит тарелки альчиками — тот считается выигравшим.
Целься вернее (развитие глазомера, меткости)
Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке альчик. В центре круга стоит ящик (в младших группах расстояние от детей не более 1, 5-2м). По сигналу воспитателя дети бросают альчики в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает альчик с пола и тоже встает в круг. Одновременно можно привлечь к игре 8-10 человек.
Передача альчиков (развитие кистей рук)
Игра развивает кисти рук и пальцев. Дети сидят на стульчиках кружком. Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по альчику и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда альчики встретятся, дети ударяют их друг о друга со словом «стукнулись», затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны. Прибежав к своим стульчикам, дети говорят «встретились» - и отдают альчики воспитателю. Он передает их другой паре детей, и игра повторяется. Эту игру можно проводить в степи, когда дети садятся на травку.
Собери по одному (быстрота, ловкость)
Три-четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчиков. Первым на расстоянии 1 м. от стартовой черты, 2-й-2м и т. д. с интервалом 1 метр. По сигналу игроки бегут, берут первый альчик, возвращаются и кладут его в тарелку, затем бегут за вторым и т. д. Побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку.
Примечание: Расстояние, рекомендуемое для дошкольников в челночном беге в сумме: средняя группа — 15м., старшая группа — 30м., подготовительная группа — 50м.
Сбей альчики (развитие меткости и глазомера)
Каждый из участников игры ставит условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной 1 м. и более. Игроки отходят (до 3-5м.) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик с его места. Тот, кто выбил 3 альчика подряд, считается выигравшим и забирает все альчики, которые он сумел выбить. Биту бросают поочередно. Если игрок не попадает, ход переходит к следующему игроку.
Нападение (ловкость, быстрота реакции, внимание)
Играющие становятся друг за другом, крепко держась за пояс впереди стоящего. Во главе колонны стоит самый крепкий ребенок — защитник. Нападающий атакует колонну и старается оторвать детей в одиночку или группами и так победить. Ведущий старается не дать разрушить цепочку и не допустить его с любой стороны. Если нападающий побежал, то они менялись с защитником местами.
Кружиться вокруг колышка (развитие ловкости и гибкости)
В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, одновременно пытаясь достать левой рукой правое ухо из под правой руки. Игра требует большой ловкости и гибкости. Выдержавшие 5-6 кругов считаются победителями.
Загони овец в кошару (развитие мышц рук и кистей)
Играет двое детей, в руке каждого герлыга (можно взять гимнастическую палку). Перед каждым 5-7 «овец» (надувные шары или мячи). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» - обруч, лежащий на расстоянии 5-6 метров от играющих. Загонять «овец» надо по одному. Кто раньше загонит «овец», тот и победит.
Соревнование «Набрось аркан на лошадь» (развитие глазомера и меткости)
На расстоянии для старшей группы 2-3м, для детей 6 лет 3-4м устанавливается стойка с головой «лошади» на длинной шее. Надо набросить кольца (Д 20-25см) пластмассовые или деревянные, различные по цвету для каждой команды, на шею «лошади». Каждому участнику дается равное количество колец, затем подсчитывают результат.
Волк и жеребята (быстрота реакции, внимание)
Площадка делится на две неравные части. Та, которая больше — луг; а меньше — загон для лошадей. Из числа детей выбирается волк, которому отводится место на другом конце луга, несколько лошадок, остальные жеребята. Лошади стоят на линии луга и загона, разведенными в сторону руками пытаются не пустить жеребят на луг, но и не задерживают их, когда те убегают на луг. По сигналу «Волк» выбегает на луг и ловит резвящихся жеребят, отводит их в свое «логово».
Борьба (сила, упорство, выносливость)
Чертят круг мелом Д 80-100 см. Внутри него становятся 2 мальчика лицом друг к другу, руки на поясе. Плечом или корпусом надо вытолкнуть соперника из круга, самому остаться внутри. Тот, кто удержится в круге — победитель. Вариант: крепко упираясь ногами, руки положить на плечи друг другу. Играют 2-3 пары. Если дети не сильно отличаются друг от друга по физическому развитию, можно поставить в пару детей разных групп.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, социально -коммуникативный. Продолжительность: 3 недели (03.02. – 21.02.2020г.) Участники: дети средней группы «Солнышко», воспитатели, родители Образовательные области : - познавательное развитие; - физическое развитие; - речевое развитие; - социально - коммуникативное развитие.
Актуальность темы : Важным компонентом народной педагогики является игра. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Данный проект направлен на поддержку изучения калмыцкого языка, на сохранение и развитие калмыцкого языка у детей средней группы посредством калмыцких подвижных игр. При выборе игр учитывалось соответствие с задачами физического воспитания детей 4 – 5 лет и с учетом тех двигательных навыков, которыми дети уже овладели, доступности предлагаемого материала, постепенности его усложнения, систематичности. Проект реализован посредством инновационных технологий, таких как социально – игровой метод, проектный метод, отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует у детей коммуникативные навыки, развивает сотрудничество и взаимопомощь в совместных играх.
Цель проекта: развитие физических качеств и познавательных процессов дошкольников посредством калмыцких народных подвижных игр. Задачи: Формирование представлений о разнообразии калмыцких народных игр. Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре. Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста Развивать память, творческое воображение, познавательную активность. Воспитывать интерес к калмыцким народным играм.
Этапы реализации проекта. 1.Подготовительный этап: 1.Изучение, материалов по данной теме, изучение методической литературы, просмотр сайтов в Интернете. 2.Подбор материала, игр по теме. 3.Составление картотеки «Калмыцкие народные подвижные игры» 2. Основной этап: Разучивание считалок Изготовление атрибутов к играм Ознакомление детей с калмыцкими народными подвижными играми: З накомство с содержанием игры; Объяснение содержания игры; Разучивание игр; Проведение игр. Работа с родителями 1. Консультация «Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры» 3. Заключительный этап: Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в группе и на прогулке. Оформление картотеки Досуг « Цаган Сарин байр » Ожидаемый результат: Дети знают несколько подвижных игр, могут самостоятельно рассказать правила; Дети с желанием и интересом организуют игры в свободной самостоятельной деятельности в группе и на прогулке ; В играх используют считалки на калмыцком языке Дети стали более ловкими, быстрыми, сообразительными; Дети знают историю возникновения подвижных игр.
2. Основной этап. План реализации проекта № Название мероприятия Цель мероприятия Сроки проведения 1. Изучение литературы по теме проекта, подбор игр Ознакомление с работами: Хургуновой О.Г. «Калмыцкие народные подвижные игры в детском саду»; Эрендженов К. «Народные игры / Золотой родник» с 03.02.2020 2. Беседа «Калмыцкие народные игры». П/и «Альчики» Знакомство с историей создания калмыцких народных игр, о явлениях и трудовых действиях, которые в них отражены 03.02.2020 3. Разучивание считалок на калмыцком языке Показать разнообразие видов считалок, развивать активный словарь 05.02.2020 4. П/и с альчиками: «Извилистой дорогой», «Целься вернее», «Сбей альчики» Развивать глазомер, меткость у детей, ориентировку в пространстве 07.02.2020 5. П/и «Бёк бяярлгн» Развивать упорство, выносливость, следовать правилам игры 10.02.2020 6. Беседа «Одежда наших предков» Знакомство с калмыцким национальным костюмом 12.02.2020 7. Разучивание скороговорок на калмыцком языке Знакомить с игровым фольклором, развивать активный словарь 14.02.2020 8. П/и «Загони овец в кошару» Развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. 17.02.2020 9. П/и «Серебряный пояс» Развивать волевые качества, присущие коренным народам: выносливость, быстроту. 19.02.2020 10. П/и «Пальцами ног» Использовать для профилактики плоскостопия у детей 19.02.2020 11. Пополнение предметно – развиваюшей среды Составление картотеки «Калмыцкие народные подвижные игры» В течении осуществления проекта 12. Досуг « Цаган Сарин байр » Прививать детям любовь и уважение к традициям калмыцкого народа 21.02.2020 13. Работа с родителями. Консультация « Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры» Развивать у детей интерес к калмыцким подвижным играм. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.
«Извилистой дорогой» 1. Для игры необходимы 15 альчиков , которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см. друг от друга. Таким образом, получается как бы 5 башенок из альчиков . В двух шагах от первой башенки становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец линии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку, считается не выполнившим задание. 2. Можно сделать меньшее количество башенок (3-4). 3. Для младших групп можно провести игру, не завязывая глаза. «Целься вернее» Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке альчик . В центре круга стоит ящик (в мл. группе расстояние до ящика не более 1,5-2м.). по сигналу воспитателя дети бросают альчики в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает альчик с пола и тоже встает в круг. Одновременно можно привлечь к игре 8-10 человек. «Сбей альчики » На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре круга ставят на кон рядами альчики , каждый играющий – по одной или две штуки, как договорятся. Отойдя от круга на 5-10 шагов, играющие по очереди битой бьют по альчикам . У каждого по 2 биты. Тот, кто выбьет из круга 2-3 альчика , имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон.
«Пальцами ног» В этой игре участвуют двое детей, оба босиком. Они сидят недалеко друг от друга на стульях так, чтобы стулья касались пола. Около каждого играющего на полу около ног стоят неглубокие тарелки. Около каждой тарелки лежат горкой по 5 альчиков . Участники игры пальцами правой ноги должны перенести альчики , лежащие около правой ноги, в тарелку у левой ноги и наоборот. При этом нельзя приподнимать, наклонять и двигать с места корпус тела, разрешается двигать только ноги. «Серебряный пояс» Дети садятся на траву или пол по кругу так, чтобы им было легко подняться. Жеребьевкой определяется тот, кто должен начать игру. Водящий, взяв серебряный пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Затем незаметно кладет этот пояс за кем-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот за чьей спиной оставлен пояс, мгновенно вскакивает и пытается догнать и дотронуться до ведущего этим поясом. Если за три круга он не сможет этого сделать, он начинает вести игру, а убегающий занимает его место в кругу.
«Загони овец в кошару» Играют двое детей, в руке каждого герлыга (гимн. палка). Перед каждым по 5-7 «овец» (мячи или надувные шары). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» (обруч), лежащий на расстоянии 3-4-5 м. от игроков. Кто загонит быстрее своих «овец», тот и победит. «Бёк бяярлгн » (борьба) Двое мальчиков становятся лицом друг к другу в начерченном кругу, кладут друг другу руки на плечи, упираются ногами в землю и пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Кто вытолкнет соперника из круга, удержавшись в кругу сам - тот и победитель.
Тоолдгуд (считалки) Негн , негн , негн Нярн тоо h ин экн . Хойр , хойр , хойр Ховчин нюдн сольр Абчин , чибчин Келмн , зелмн Харда , барда Чикин таш Эр така эрт босна Мадниг серюлня . 1, 2, 3 Мана наадн эклня
Повысился уровень познавательной активности, появился интерес к калмыцким народным подвижным играм, к истории их появления. Дети умеют играть в калмыцкие народные подвижные игры, используя считалки, в самостоятельной игровой деятельности Дети овладевают различными двигательными действиями, стали более ловкими, сообразительными, а малоактивные дети стали проявлять больше активности. Результат проектной деятельности
Предварительный просмотр:
(1 Слайд)
Проект на тему «Золотой родник. Калмыцкие народные подвижные игры»
МКДОУ д/с «Торга». Республика Калмыкия, п. Комсомольский. Воспитатель – Басхамжаева Надежда Бадма-Халгаевна
(2 Слайд)
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, социально -коммуникативный.
Продолжительность: 3 недели (03.02. – 21.02.2020г.)
Участники: дети средней группы «Солнышко», воспитатели
Образовательные области:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
(3 Слайд)
Актуальность темы:
Важным компонентом народной педагогики является игра. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально - положительную основу для развития чувства любви к Родине. Калмыцкие народные игры для детей большей частью представляют собой подражание реальной жизни кочевника - скотовода. Существует множество различных игр, связанных с миром животных («Слепой коршун», «Верблюд и верблюжонок», «Загони овец в кошару), где дети знакомятся с повадками «братьев меньших», приучаясь оберегать их, любить и ценить. Данный проект направлен на поддержку изучения калмыцкого языка, на сохранение и развитие калмыцкого языка у детей средней группы посредством калмыцких подвижных игр. При выборе игр учитывалось соответствие с задачами физического воспитания детей 4 – 5 лет и с учетом тех двигательных навыков, которыми дети уже овладели, доступности предлагаемого материала, постепенности его усложнения, систематичности. Проект реализован посредством инновационных технологий, таких как социально – игровой метод, проектный метод, отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует у детей коммуникативные навыки, развивает сотрудничество и взаимопомощь в совместных играх.
(4 Слайд)
Цель проекта: развитие физических качеств и познавательных процессов дошкольников посредством калмыцких народных подвижных игр.
Задачи:
- Формирование представлений о разнообразии калмыцких народных игр.
- Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре.
- Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста
- Развивать память, творческое воображение, познавательную активность.
- Воспитывать интерес к калмыцким народным играм.
(5 Слайд)
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
1.Изучение, материалов по данной теме, изучение методической литературы,
просмотр сайтов в Интернете.
2.Подбор материала, игр по теме.
3.Составление картотеки «Калмыцкие народные подвижные игры»
2. Основной этап:
- Разучивание считалок
- Изготовление атрибутов к играм
- Ознакомление детей с калмыцкими народными подвижными играми:
- знакомство с содержанием игры;
- объяснение содержания игры;
- разучивание игр;
- проведение игр.
Работа с родителями
1. Консультация «Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры»
3. Заключительный этап:
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в группе и на прогулке.
- Оформление картотеки
- Досуг «Цаган Сарин байр»
Ожидаемый результат:
- Дети знают несколько подвижных игр, могут самостоятельно рассказать правила;
- Дети с желанием и интересом организуют игры в свободной самостоятельной деятельности в группе и на прогулке, активно участвуют в игре;
- Дети стали более ловкими, быстрыми, сообразительными;
- Дети знают историю возникновения калмыцких подвижных игр.
(6 Слайд)
План реализации проекта
№ | Название мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения |
1. | Изучение литературы по теме проекта, подбор игр | Ознакомление с работами: Хургуновой О.Г. «Калмыцкие народные подвижные игры в детском саду»; Эрендженов К. «Народные игры / Золотой родник» | С 03.02.2020 |
2. | Беседа «Калмыцкие народные игры». П/и «Альчики» | Знакомство с историей создания калмыцких народных игр, о явлениях и трудовых действиях, которые в них отражены | 03.02.2020 |
3. | Разучивание считалок на калмыцком языке | Показать разнообразие видов считалок, развивать активный словарь | 05.02.2020 |
4. | П/и с альчиками: «Извилистой дорогой», «Целься вернее», «Сбей альчики» | Развивать глазомер, меткость у детей, ориентировку в пространстве | 07.02.2020 |
5. | П/и «Бёк бяярлгн» | Развивать упорство, выносливость, следовать правилам игры | 10.02.2020 |
6. | Беседа «Одежда наших предков» | Знакомство с калмыцким национальным костюмом | 12.02.2020 |
7. | Разучивание скороговорок на калмыцком языке | Знакомить с игровым фольклором, развивать активный словарь | 14.02.2020 |
8. | П/и «Загони овец в кошару» | Развивать волевые качества: быстроту, выносливость, умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. | 17.02.2020 |
9. | П/и «Пальцами ног» | Использовать для профилактики плоскостопия у детей | 19.02.2020 |
10. | П/и «Серебряный пояс» | Развивать волевые качества, присущие коренным народам: выносливость, быстроту. | 19.02.2020 |
11. | Пополнение предметно – развиваюшей среды | Составление картотеки «Калмыцкие народные подвижные игры» | В течении осуществления проекта |
12. | Досуг «Цаган Сарин байр» | Прививать детям любовь и уважение к традициям калмыцкого народа | 21.02.2020 |
13. | Работа с родителями. Консультация « Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры» | Развивать у детей интерес к калмыцким подвижным играм. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка. |
(7 слайд)
«Извилистой дорогой»
1. Для игры необходимы 15 альчиков, которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см. друг от друга. Таким образом, получается как бы 5 башенок из альчиков. В двух шагах от первой башенки становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец линии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку, считается не выполнившим задание.
2. Можно сделать меньшее количество башенок (3-4).
3. Для младших групп можно провести игру, не завязывая глаза.
«Целься вернее»
Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке альчик. В центре круга стоит ящик (в мл. группе расстояние до ящика не более 1,5-2м.). по сигналу воспитателя дети бросают альчики в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает альчик с пола и тоже встает в круг. Одновременно можно привлечь к игре 8-10 человек.
«Сбей альчики»
На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре круга ставят на кон рядами альчики, каждый играющий – по одной или две штуки, как договорятся. Отойдя от круга на 5-10 шагов, играющие по очереди битой бьют по альчикам. У каждого по 2 биты. Тот, кто выбьет из круга 2-3 альчика, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон.
(8 слайд)
«Пальцами ног»
В этой игре участвуют двое детей, оба босиком. Они сидят недалеко друг от друга на стульях так, чтобы стулья касались пола. Около каждого играющего на полу около ног стоят неглубокие тарелки. Около каждой тарелки лежат горкой по 5 альчиков. Участники игры пальцами правой ноги должны перенести альчики, лежащие около правой ноги, в тарелку у левой ноги и наоборот. При этом нельзя приподнимать, наклонять и двигать с места корпус тела, разрешается двигать только ноги.
«Серебряный пояс»
Дети садятся на траву или пол по кругу так, чтобы им было легко подняться. Жеребьевкой определяется тот, кто должен начать игру. Водящий, взяв серебряный пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Затем незаметно кладет этот пояс за кем-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот за чьей спиной оставлен пояс, мгновенно вскакивает и пытается догнать и дотронуться до ведущего этим поясом. Если за три круга он не сможет этого сделать, он начинает вести игру, а убегающий занимает его место в кругу.
(9 слайд)
«Загони овец в кошару»
Играют двое детей, в руке каждого герлыга (гимн. палка). Перед каждым по 5-7 «овец» (мячи или надувные шары). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» (обруч), лежащий на расстоянии 3-4-5 м. от игроков. Кто загонит быстрее своих «овец», тот и победит.
«Бёк бяярлгн» (борьба)
Двое мальчиков становятся лицом друг к другу в начерченном кругу, кладут друг другу руки на плечи, упираются ногами в землю и пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Кто вытолкнет соперника из круга, удержавшись в кругу сам - тот и победитель.
(10 слайд)
Тоолдгуд (считалки)
1. Негн, негн, негн
Нярн тооhин экн.
Хойр, хойр, хойр
Ховчин нюдн сольр
2. Абчин, чибчин
Келмн, зелмн
Харда, барда
Чикин таш
3. Эр така эрт босна
Мадниг серюлня.
1, 2, 3
Мана наадн эклня
Дарджингуд (скороговорки)
1. Гаря, гар,
Галан гарг
2. Тогрун, тогрун
Тосан таш
3.Арлын
3. Заключительный этап:
1.Досуг «Цаган Сарин байр»
2.Подготовка презентации для выступления из опыта работы
3. Консультация для родителей «Игры в семейном кругу. Калмыцкие подвижные игры»
(11 слайд)
Результат проектной деятельности:
- Повысился уровень познавательной активности, появился интерес к калмыцким народным играм, к истории их появления. В играх дети используют считалки на калмыцком языке.
- Дети умеют играть в калмыцкие народные подвижные игры, используя правила, в самостоятельной игровой деятельности.
- Дети овладевают различными двигательными действиями, стали более ловкими, сообразительными, а малоактивные дети стали проявлять больше активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во второй младшей группе «Солнышко» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры – ...
Проект во второй младшей группе «Солнышко» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры – ...
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Бельчата» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Бельчата» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»...
Калмыцкие национальные подвижные игры
Картотека калмыцких национальных подвижных игр...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Народные подвижные игры" (подготовительная группа)
Актуальность проекта:В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ре...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Народные подвижные игры" (подготовительная группа)
Актуальность проекта:В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ре...
Проект на тему «Народные подвижные игры северного Кавказа» в подготовительной группе» в подготовительной группе
Проект на тему «Народные подвижные игры северного Кавказа» в подготовительной группе...