Картотека бесед по социально-педагогической адаптации детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая, подготовительная группа)

Пинигина Ирина Владимировна

Картотека бесед по социально-педагогической адаптации детей старшего дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_po_sotsialnoy_adaptatsii.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Картотека бесед по социально-педагогической адаптации детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: социальный педагог

Пинигина И.В.

г. Надым, 2022г.

  1.  «Наши чувства и действия».

Цели:

-определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;

-обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй;

-корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий – «Не очень-то и хотелось».

Ход занятия.

1.Проблемная ситуация.

Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагается послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:

Девочка и пластилин.

Я леплю из пластилина-

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак…

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее Дуреха,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его Дурак.

Подошли ко мне два брата и говорят:

-Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь грубовато,

Ты сама же виновата,

А никто не виноват…(Н.Матвеева)

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Кого лепила из пластилина девочка?

Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна – Дураком? (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки).

Почему так грубо назвала свои игрушки девочка? (Разозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо).

Что почувствовала девочка, когда увидела, что игрушки у нее получились плохо?

По окончании обсуждения проблемы предложить детям послушать концовку стихотворения:

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко…

Я леплю из пластилина,

Приговариваю так:

- Если кукла выйдет плохо,

Назову ее – Бедняжка,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его - Бедняк.

Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо…»

Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (Волнение, гнев, досаду, обиду и т.п.)

Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо,

Расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?

Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у детей в сложных для них ситуациях.)

Взрослый обобщает ответы детей и отмечает, что все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны понимать, что при этом они не должны вредить другим.

Чтение письма друзей Незнайки.

«Здравствуйте, ребята! Нам хочется дать вам совет, как избавиться от своих неприятностей с помощью рисования:

Если мучают страхи, то возьмите карандаши и нарисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх – вы почувствуете облегчение;

С помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать все, что о нем думаете;

С помощью рисунка можно пофантазировать, исполнив все свои желания, мечты».

Незнайка в конце занятия рассказывает историю о том, что он очень любит купаться в море, а исполнить это желание не всегда возможно. От этого возникает чувство досады. Чтобы поднять себе настроение, он берет кисточку и рисует море… От этого на душе у него становится приятно и весело, как в стихотворении В.Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая!

Я сижу тихонько

Около прибоя –

Окунаю кисточку

В море голубое.

Незнайка предлагает помочь девочке Оле поднять ее настроение и нарисовать ей веселого клоуна и красивую нарядную куклу.

Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла».

Рисование осуществляется с помощью заранее приготовленных пиктограмм:

Что вы почувствовали, когда рисовали клоуна и куклу? Почему?

  1. «Зачем человеку чувство стыда?»

Цели:

-продолжить обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости;

-знакомить со способами релаксации для снятия напряжения;

- развивать волевую регуляцию поведения.

Ход занятия.

Проблемная ситуация.

В гости к детям приходит сказочный герой Незнайка. Он не может понять, почему так громко плачет мальчик Петя, о котором пишется в следующем стихотворении:

Мяч и Петя.

Мальчик Петя громко плачет.

Почему?

Мальчик Петя громко плачет

Потому,

Что у мальчика у Пети

Был большой красивый мяч

И от мальчика от Пети

Он удрал сегодня вскачь.

А удрал тот мяч от Пети

Почему?

А удрал тот мяч от Пети

Потому,

Что у мальчика у Пети

Этот мяч просили дети

Поиграть,

А в ответ на это Петя

Закричал:

-Не дам! Не смейте

Мяч мой брать!

Не понравилось такое

Поведение мячу:

-Я у мальчика такого

Оставаться не хочу

И от Пети ускачу!

И ускакал…

Вот мяча и нету, значит.

Мальчик Петя громко плачет.

Но подходят вскоре к Пете

Им обиженные дети:

-Мы нашли в кустах твой мяч.

На! Держи! Его! Не плачь!..

Мальчик Петя засмеялся

Почему?

Мальчик Петя засмеялся

Потому,

Что на Петю осерчавший,

Что от Пети ускакавший,

Где-то там, в кустах пропавший,

Возвратился мяч к нему!

И когда спросили дети:

-Можно в мяч нам поиграть?

-Да!- ответил детям Петя.

Почему?

А потому,

Что стало совестно ему! (В.Лившиц)

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Почему плакал мальчик Петя?

Отчего ускакал от Пети мяч?

Почему не дал Петя поиграть с мячом детям?

Что чувствовал в этот момент Петя?

А что чувствовали дети?

Что чувствовал Петя, когда дети помогли ему найти мяч?

Почему он разрешил им поиграть с мячом?

Беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?»

Взрослый обобщает детские ответы и подводит к выводу о том, что мальчику стало стыдно за свой поступок.

Незнайка задает детям вопрос: «А что такое «стыд»?» (Стыд – чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства).

Отчего вам бывает стыдно?

На что похож стыд?

Какого он цвета?

Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (Смущение, чувство позора).

Что вам хочется сделать в этот момент?

Для чего человеку нужен стыд?

Рисование на тему «Мой стыд».

Взрослый предлагает с помощью красок нарисовать свой стыд.

Беседа по содержанию рисунков:

Какие краски вы использовали для изображения стыда?

Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь.

Друзья прислали Незнайке несколько советов, которыми он делится с детьми:

Совет 1.Если ты совершил проступок, из-за которого самому стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе друзей и близких – признать свою вину и попросить прощения.

Совет 2. Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать:

Во время вдоха считать до пяти, во время выдоха – до семи. Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышится, и ты сразу успокоишься.

Взрослый предлагает запомнить эти советы и ощущения, когда ты представлял себя в лесу или на море, и вместе с детьми под спокойную музыку выполняет релакционные упражнения.

  1. «Учимся честно говорить о проступке».

Цели:

-развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность;

-продолжить обучение релаксации.

Ход занятия.

Проблемная ситуация.

Незнайка рассказывает детям историю, которая произошла с большим шалуном и проказником Володей из рассказа А.Ульяновой «Кто разбил графин?».

«Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

-Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

-Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тете. В Казани, в квартире тети, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тетя.

-Кто разбил графин, дети? – спросила тетя.

-Не я, не я, - говорил каждый.

-Не я, - сказал и Володя.

Он испугался признаться перед малознакомой тетей, в чужой квартире; ему, самому младшему из нас, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился. Прошло два или три месяца.

Володя давно уже уехал из Кокушкиноа и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

-Я тетю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тете Ане и что она, наверное, простит его».

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

Что почувствовал Володя, когда разбил графин?

Почему Володя, спустя время, решил честно признаться маме в совершенном проступке?

Отчего Володя расплакался ночью?

Взрослый предлагает детям вспомнить советы, которые могут помочь в трудную минуту.

Беседа на тему» Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»

Признать свою вину не всегда бывает легко.

Что мешает человеку честно признать свою вину? (Страх быть наказанным, потерять доверие, любовь, уважение и т.п.)

А как можно убедить себя сознаться в содеянном проступке?

Как понимать следующие высказывания:

- «тайное всегда становится явным»;

- «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Взрослый предлагает представить себя на месте мальчика Володи, который не решается сознаться в том, что разбил графин, и с помощью слов убедить себя сказать правду (проведение тренингового упражнения).

Что ты чувствовал, когда не решался признавать свою вину?

Что ты чувствовал, когда убедил себя сознаться, признав вину, и попросил прощения? (Облегчение, радость…)

Рисование на тему «Радость».

С помощью цветных красок взрослый предлагает детям изобразить чувство радости. По окончании рисования обсуждается цветовая гамма рисунков.

Незнайка продолжает знакомство с приемами самопомощи.

Совет. Чтобы успокоиться, нужно несколько раз утвердительно произнести: «Я спокоен».

Взрослый предлагает детям сесть так, чтобы спина не касалась спинки стула, расслабиться, закрыть глаза и несколько раз произнести: «Я спокоен».

По окончании релакционного упражнения можно спросить у детей, что они чувствовали.

  1. «Почему трудно признать свою вину?»

Цели:

-помочь детям осознать чувства страха, вины и действия, которые могут быть с ними связаны;

-расширить представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других;

-обучить способам снятия напряжения.

Ход занятия.

Проблемная ситуация

Незнайка рассказывает детям о своей проблеме: он нечаянно разбил мамину большую вазу, и, испугавшись, что его накажут, он переложил вину на своего кота Ваську. Сначала ему даже легче стало – здорово выкрутился! – но теперь он понял, что поступил некрасиво.

Взрослый предлагает послушать стихотворение, которое поможет Незнайке и детям найти правильное решение этой затруднительной ситуации.

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

-Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался. (А.Кушнер)

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Какая проблема возникла у мальчика?

Почему не сразу признался мальчик в том, что разбил вазу?

На кого хотел он переложить вину?

Почему мальчик решил сначала переложить свою вину на кошку?

Что помогло признаться мальчику? (Чувства сожаления и справедливости.)

Взрослый предлагает детям и Незнайке найти правильное решение проблемы: необходимо честно признаться маме, попросить прощения не только у нее, но и у кота Васьки, которому сейчас, наверное, очень обидно, тогда на душе у Незнайки станет радостно и приятно.

Доверительная беседа на тему «Почему мы перекладываем вину на другого?»

Взрослый предлагает детям вспомнить подобные ситуации, в которых они сами или кто-то другой перекладывал вину на другого, и рассказать об этом:

На кого ты переложил вину? Почему?

Что ты чувствовал в этот момент?

Кого наказали за проступок?

Как вы думаете, ребята, что чувствовал тот, которого незаслуженно обвинили?

Почему ему было обидно?

Какие слова примирения помогут восстановить дружеские отношения с тем, кого по вашей вине незаслуженно обидели?

Рисование на тему «Мое настроение»

Взрослый предлагает с помощью цветных красок свое настроение. По окончании рисования детям предлагается рассказать о своем настроении.

4. Незнайка показывает детям конверт с письмом от своих друзей с советом о том, как улучшить свое настроение.

Игра «Цветной дождь»

«Мы слышали, что Незнайка пережил трудную ситуацию. Мы все можем ему помочь прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Незнайка должен стать в центр, а все ребята вокруг него. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы посмотрите на Незнайку и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают, подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, колокольчики, пионы и другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как сильно пахнут эти цветы. Быть может, Незнайка тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат (30-60 секунд)».

На роль Незнайки выбирается сначала ребенок, изобразивший в своем рисунке плохое настроение.

Инструкция для взрослых.

Необходимо следить за выражением лица ребенка и время от времени стимулировать процесс игры замечаниями типа: «Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Незнайка успел им нарадоваться». Можно спросить отдельных ребят, как выглядят их цветы, как они пахнут.

«Мне кажется, вы все очень здорово делаете, и Незнайка может полностью насладиться вашими цветами. Незнайка, не хочешь еще цветов?»

Завершается игра вопросом: «Достаточно ли цветов тебе подарили дети?»

«А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Незнайка может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места».

В конце игры взрослый выясняет, насколько улучшилось настроение у Незнайки и остальных ребят.

В завершение занятия, взрослый предлагает запомнить эту интересную игру, поиграть в нее дома с близкими и дарит детям еще один совет, как улучшить свое настроение.

Совет. Если у вас испортилось настроение, вы можете лечь, расслабиться, закрыть глаза и представить огромную поляну красивых цветов, «вдохнуть» их аромат и насладиться этим зрелищем.

  1. «Детские жалобы»

Цели:

-способствовать осознанию ребенком сути проблемы;

-формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребенок испытывает дискомфорт;

-корригировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки.

Ход занятия

Проблемная ситуация.

Незнайка показывает детям рисунок с изображением плачущей девочки и предлагает вместе узнать, что с ней могло произойти?

Сонечка

Тронь ее нечаянно-

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

-Ой, я укололась!-

Слышен Сонин голос.-

Мне попало что-то в глаз!

Я пожалуюсь на вас!-

Дома снова жалобы:

-Голова болит…

Я бы полежала бы –

Мама не велит…

Сговорились мальчики:

-Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы-

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко. (А.Барто)

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Что случилось с девочкой?

На что она жалуется?

Как вы думаете, почему Соня постоянно жалуется на всех и на все?

Чего испугалась Сонечка?

Взрослый обобщает детские ответы и подводит к выводу о том, что чем взрослее человек, тем он более становится самостоятельным, и ему нет необходимости обращать на себя внимание, капризничать. Он сам может решать возникшие проблемы или обратиться за помощью. Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.

Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение»

Взрослый предлагает сем детям представить, что у них плохое настроение, а к ним пришли гости:

Что вы ощущаете, когда находитесь в плохом настроении?

Что вам хочется сделать в этот момент?

К вам уже пришли гости - как вы себя будете вести?

Вы попытаетесь поднять свое настроение? Почему? (Чтобы не испортить настроение другим.)

Как вы сможете поднять свое настроение? (Закрепление советов, данных на предыдущих занятиях.)

Рисование на тему «Веселое и грустное настроение».

С помощью цветных клякс детям предлагается изобразить веселое и грустное настроение. По окончании рисования дети делают выставку работ и сравнивают краски, которые они использовали для изображения того или иного настроения.

Взрослый предлагает ответить на вопросы:

На какие рисунки приятнее смотреть?

Какие чувства вызывают рисунки с изображением веселого настроения?

Как вы думаете, почему нам иногда бывает грустно?

Взрослый обобщает детские ответы и отмечает, что справиться с проблемами и возникающими трудностями человеку веселому, жизнерадостному гораздо легче, чем тому, кто смотрит на мир сквозь черные очки и постоянно говорит: «Я ничего не могу сделать», «Все так плохо…».

Незнайка вспоминает о том, как у него во время прошлой встречи поднялось настроение, когда он представил цветочный дождь. Поднять настроение могут игры-шутки, а их Незнайка знает много и знакомит с одной из них, предлагая в нее детям сыграть.

Игра «Отыщи свою обувь»

Играющие становятся в круг и снимают с ноги (левой или правой) ботинок, тапочек или туфлю. Затем надевают на глаза повязки, несколько раз поворачиваются вокруг своей оси. В это время обувь перемешивают в общей куче. По команде ведущего игроки делают шаг к куче с обувью, ищут свою, становятся на место, надевают, зашнуровывают, застегивают свою обувь и только тогда снимают повязку с глаз. Побеждает тот, кто все сделал быстро и правильно.

  1. «Учимся справляться с чувством протеста»

Цели:

-осознавать протест как механизм защиты;

-корригировать подсознательную защиту детей за счет снижения значимости неудачных поступков и действий: «Не очень-то и хотелось».

Ход занятия

1.Проблемная ситуация

Незнайка приходит в грустном настроении. Взрослый предлагает определить настроение Незнайки и выяснить у него, что произошло. Незнайка рассказывает о ссоре со своими друзьями. Он решил, что лучше останется один, чем попросит прощения. А обиделся Незнайка на то, что друзья не дали ему в игре сделать первый ход, а ему очень хотелось.

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Из-за чего поссорились друзья?

Правильно ли поступил Незнайка, поссорившись с друзьями из-за очередности хода в игре?

Правильно ли поступили друзья Незнайки, не уступив ему в игре первый ход?

Что чувствовал Незнайка, когда друзья ему отказали в первом ходе?

Как бы вы поступили на месте его друзей?

Хорошо ли будет чувствовать себя Незнайка, оставшись один, без друзей?

Как помирить друзей?

Взрослый показывает детям иллюстрацию с изображением грустного мальчика, история которого очень похожа на Незнайкину, и читает стихотворение А.Барто «Одиночество»:

Нет, уйду я насовсем!

То я папе надоем-

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То «не спорь со взрослыми»!

Буду жить один в лесу,

Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется…

Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному»?

Хотелось ли вам когда-нибудь уйти от всех и остаться одному? Почему?

Что чувствует человек, оставшись один?

Хорошо ли быть одному, когда тебе никто не мешает, не делает замечаний, не спорит?

Взрослый предлагает послушать концовку стихотворения А.Барто и узнать, как долго мальчик смог бы быть один и что он чувствовал?

Буду слушать птичий свист

Утром, в перелеске,

Только я же - футболист,

А играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу.

Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем –

Приходите насовсем!

Взрослый обобщает детские суждения и говорит, что человек не может прожить в полном одиночестве, он может просто погибнуть. Но у каждого человека бывают случаи, когда ему хочется побыть одному, и он имеет на это право. В этом случае помогут следующие советы:

Совет 1. Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражен, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чем-то приятном.

Совет 2. Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надежному другу – животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним – и станет легче.

Совет 3. Если ты поссорился с родителями и не можешь сразу помириться, послушай музыку или посмотри любимый мультик. А когда немного успокоишься, то, не откладывая, поговори с родителями о том, что тебя мучает. Помни, что они тебя любят и всегда поймут, и помогут в трудную минуту.

Совет 4. Если тебе обидно, что твое желание не было выполнено, ты можешь о нем помечтать, пофантазировать и даже (что еще лучше) нарисовать свое желание – и, поверь, станет легче.

В конце занятия можно сыграть в «Короля».

Цели: эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участники чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в классе.

Инструкция: кот из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т.д. Кто хочет первый стать королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За одно занятие в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

Анализ упражнения:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли тебе было отдавать приказы окружающим?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

  1. «Учимся справляться с чувством обиды»

Цели:

-помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;

-формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;

-познакомить со способами управления негативными эмоциями;

- учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

Ход занятия

Проблемная ситуация

У Незнайки испорчено настроение – его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В.Орлова:

-Кто кого обидел первый?

-Он меня.

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый?

-Он меня.

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили…

-Я дружил.

-И я дружил.

-Что же вы не поделили?

-Я забыл.

-И я забыл.

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка?

Почему они обиделись друг на друга?

Почему друзья забыли причину своей ссоры?

Доверительная беседа на тему «Что такое обида»?

Что такое обида? (Чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи и участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которым связано это чувство, тем сильнее обида.)

На что она может быть похожа?

Из-за чего люди обижаются друг на друга?

Приходилось ли вам обижаться?

Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?

Тренинговое упражнение

Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роли обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются ролями. По окончании упражнения предложить ответить на следующие вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?

Что вам хотелось сделать?

Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?

Что вам хотелось сделать?

Какая роль вам понравилась больше?

Взрослый обобщает детские суждения и подводит к выводу:

-Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.

-Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздраженным.

-Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть и разрушить доброжелательные отношения.

-Человек, который попадает под власть таких негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

Рисование «обиды»

Детям под музыку спокойного «печального» характера предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду. По окончании рисования спросите, помогли ли музыка и рисование почувствовать себя лучше?

Знакомство с новым советом, который дает Знайка

Совет. Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви!

Взрослый обращает внимание на то, что обида – сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение помогут следующие упражнения, которые разучиваются с детьми на занятии.

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способам релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.

Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.

Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Сделайте паузу и сосчитайте до 5.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое легкое – надутый шарик.

Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.

Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.

Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. (Время проведения упражнения – 1 минута.)

Упражнение «Небо»

Цель: обучение расслаблению, переживание ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.

Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги.) Закройте глаза.

Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.

Вы ощущаете покой, тишину и радость.

Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте. (Время проведения упражнения – 5 минут.)

  1. «Мама – надежный защитник»

Цель:

-учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях; использовать для решения конфликтных ситуаций социально приемлемые поведения: «прошу прощения», «говорю правду», «сплю», «рисую».

Ход занятия

Проблемная ситуация

Незнайка поссорился со своей мамой. К ней в гости пришла подруга. Взрослые разговаривали на свои темы, а Незнайке стало скучно, и он стал вмешиваться в разговор старших, перебивать их. И вот теперь… Читаем стихотворение:

Я не плачу

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

-Ну, прости, в последний раз! –

Я не плачу – слезы сами

Так и катятся из глаз. (Г.Ладонщиков)

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

Почему заплакал Незнайка?

Взрослый подводит детей к оценке реакции героя стихотворения – слезам. Слезы в нашей духовной жизни – это сильная эмоциальная разгрузка, защита от стресса. Слезы могут возвышать человека, если они являются проявлением таких качеств, как доброта, отзывчивость, сочувствие.

Что можно сказать о Незнайке и его слезах? (Он добрый, и ему стыдно за свой проступок.)

Что чувствует человек, когда плачет?

Доверительная беседа на тему «Когда мы ссоримся с родителями?»

Почему дети ссорятся с родителями?

Что ты чувствуешь, когда ссоришься со своими родителями? (Обиду, злость, вину, стыд.)

Что тебе хочется в этот момент сделать?

Что ты делаешь для того, чтобы почувствовать себя лучше и изменить ситуацию?

Для чего человеку нужна мама? (Мама – защитник, мама – утешение, мама – друг.)

Тренинговое упражнение «Мамин голос» (выполняется под спокойную музыку»

Закройте глаза, прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он такой знакомый, ласковый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки…

Прочитайте вместе с детьми стихи Э. Мошковской:

Обида

Я маму мою обидел.

Теперь никогда-никогда

Из дома мы вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Возьму я палку покрепче-

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…

И вот, будет вечер зимний,

И вот, пройдет много лет.

И вот, в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рождения

Тот самолет полетит!

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит…

Рисование на тему «Моя мама»

По окончании рисования взрослый обращает внимание на яркость красок, которые дети использовали для изображения своей любимой мамы – самого близкого человека, к кому можно обратиться за помощью в любую минуту.

Взрослый предлагает детям посоветовать Незнайке, как помочь себе в трудных ситуациях. (Закрепление ранее изученных способов управления своим состоянием и поведением в психотравмирующих ситуациях.)

Новые советы

Если ты чувствуешь свою вину или страх быть наказанным взрослыми за совершенный проступок, то умение вовремя попросить прощения или честно сказать о содеянном поможет тебе сохранить добрые отношения и почувствовать облегчение.

Прижмись к маме, расскажи ей о случившемся – она умеет хранить тайны.

Сон – прекрасное средство защиты от неприятных переживаний. (Утро вечера мудренее)

  1. «Когда опасен гнев?»

Цели:

-помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения;

-учить детей конструктивным замещающим реакциям.

Ход занятия

Проблемная ситуация

Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.

Взрослый предлагает представить детям себя на месте мальчиков и выбрать, с помощью чего они решили бы этот спор:

Кулаков;

Спокойного тона;

Крика;

Насмешки;

Топанья ног.

Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами, которых так высмеивает поэт В.Берестов:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться-

Можно перышек лишиться-

Нечем будет петушиться!

Доверительная беседа на тему «Почему человек злится?»

В каких ситуациях может злиться человек?

На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнию, дикое животное…)

А вам приходилось когда-нибудь злиться?

Что вы чувствовали в этот момент?

Что хотелось сделать?

Человек испытывает чувство злости, когда он бессилен удовлетворить свое желание.

Гнев - естественная эмоциональная реакция человека, сигнализирующая о том, что возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия, изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль или неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные действия, в угрозах, оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои чувства, не причинив вреда окружающим людям.

Взрослый предлагает детям почувствовать ощущение гнева с помощью небольшого этюда.

Тренинговое упражнение «Сердитая старуха»»

Дети разыгрывают эпизод встречи старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина:

…Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась,

Опять к рыбке старика посылает:

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилась пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мной,

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь – поведут поневоле»…

Дети мимикой и движениями изображают старика и старуху, а затем участники игры меняются ролями.

Вопросы для обсуждения

Что вы чувствовали, побывав в роли «сердитой старухи»?

Что вы чувствовали, побывав в роли «старика»?

Хотелось бы вам в реальной жизни испытывать такие же переживания? Почему?

Незнайка, вступая в спор, часто считает, что спор можно решить только с помощью силы. Рассказ К.Ушинского «Ветер и Солнце» поможет найти детям правильный ответ.

«Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

-Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подпоясался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

-Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».

По окончании чтения рассказа необходимо уточнить у детей, чем можно заменить гнев?

Рисуем гнев

С помощью цветных клякс дети изображают гнев, затем анализируют со взрослым цветовую гамму и свои ощущения в процессе рисования.

Советы по управлению гневом:

Поиграть с мячом, скакалкой или боксерской грушей;

Побегать или попрыгать;

Покричать;

Станцевать «буйный танец»;

Заняться уборкой в комнате (трудотерапия);

Принять душ.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний.

Процедура игры: звучит веселая музыка, дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот увертывается от нее. Во время игры необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга.

  1. «Всегда ли мы поступаем правильно?»

Цели:

-формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому».

Ход занятия

Проблемная ситуация

Незнайка рассказывает детям случай, произошедший с ним давно, но который его до сих пор беспокоит. Возвращаясь как-то домой, он нечаянно споткнулся о камень. Ему стало очень больно. В это время к нему подбежал котенок, и Незнайка пнул его ногой. Теперь он об этом очень сожалеет, ему стыдно и неприятно.

Чтобы помочь Незнайке, взрослый предлагает послушать рассказ В.Осеевой «Кто всех глупее»:

«Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку – мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня-хозяйка, трогать нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила перышки; хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:

-Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.

-Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

-Есть глупее меня, - говорит пес и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

-И глупее меня есть, - говорит и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня – сзади никого.

«Неужели я самый глупый из всех?» - подумал Ваня.

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

А как вы считаете, ребята, кто самый глупый в рассказе В.Осеевой «Кто всех глупее»?

Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?

Что хотела сделать Таня, рассердившись?

Почему она ударила ногой собаку?

Доверительная беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»

Далее детям предлагается рассказать о случаях, похожих на те, о которых они только что узнали. Взрослый выслушивает ответы детей, обобщает и задает вопросы:

Как вы думаете, правильно ли мы поступаем, когда, рассердившись или разозлившись, вымещаем свой гнев на тех, кто слабее: безобидных животных, людях?

Как чувствует себя обиженный человек (животное)?

Что чувствует человек, когда кого-либо незаслуженно обидел?

Рисование

С помощью красок детям предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо. По окончании рисования дети обсуждают цветовую гамму, которую они использовали в своих рисунках.

Незнайка говорит, у него на душе стало немного легче от того, что он смог поделиться своей проблемой и чувствами со своими друзьями и выразил душевную тревогу в рисунке.

Взрослый знакомит детей с рядом советов, которые могут пригодиться в тех случаях, когда нам бывает трудно, и мы не можем честно и открыто сказать о своих чувствах.

Советы:

Если ты чувствуешь, что совершил что-то нехорошее и ты не можешь честно об этом сказать, то вырази свои чувства в своем дневнике, в котором ты можешь записывать самые сокровенные мысли (срабатывает эффект исповеди, когда, раскаиваясь, человек получает физическое и эмоциональное облегчение и воссоздает полную картину того, что произошло, многое для себя проясняя).

Умей признать свою вину или ошибку и постарайся ее исправить: извинись за совершенное необдуманное действие, утешь обиженного.

Если ты разгневан, то лучше ударь по подушке или боксерской груше, и ты почувствуешь облегчение.

Чтобы почувствовать себя лучше, нужно заняться своим любимым делом (хобби).

Игра с подушками – «Выбивание пыли».

Детям предлагается выбить пыль из подушки. «Наша подушка запылилась. Давайте поможем ей снова стать чистой и пушистой». Дети выбивают подушку, тем самым, снимая свое мышечное напряжении.

  1. «Можно ли справиться со злом?»

Цели:

-формировать осознание последствий агрессивных способов защиты;

-обучить способам снятия напряжения;

-воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Ход занятия

Проблемная ситуация

Друг (подруга) забыл вернуть книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь… Что ты скажешь в данной ситуации?

Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить два типа ответов. Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать…» Уверенный: «Я считал, что мы договорились, и ты вернешь книгу сегодня». При проигрывании упражнения необходимо следить, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.

Какие чувства вызывают разные типы ответа?

Подвести к выводу о том, что злость вызывает только злость.

Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!»

«Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят «куличи», строят что-то из еловых шишек. Ерунда в общем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать.

Когда Федор что-нибудь подводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко – стесняется…

Но сегодня Татьяна победила Федора.

Строил Федор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок-сеноносец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

-Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?

Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду, задумался – что ему сделали те, которые меньше него и слабей?»

Вопросы для обсуждения:

Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто – нет? Почему?

Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?»

Назовите слова и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.

Почему люди обижают слабых?

Кто надежнее: добрый или злой?

Можно ли справиться со злом?

Как вы понимаете смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди?», «Без добрых дел нет доброго имени?»

Взрослый предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников. Дети делятся на две команды. Им предлагается черно-белое изображение злого персонажа, которого они, пририсовывая, дорисовывая детали, используя разные цвета и др., должны превратить в доброго персонажа.

Притча про Змею и Мудреца

«Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться.

Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал:

-Дорогая, я просил, чтобы ты перестала обижать людей, но не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Вопросы для обсуждения:

Нравятся ли вам злые люди?

На кого похож злой человек?

Как вы поняли совет Мудреца?

От чего человек вынужден защищаться?

Как можно защитить слабого?

Игра «Я могу защитить…»

Участники игры образуют круг. Ведущий из центра подбрасывает мяч и предлагает по-разному закончить фразу: «Я могу защитить…», «Я могу защитить, потому что…»

Подвижная игра «Ястреб и птицы»

Ястреб, выбранный жеребьевкой, прячется от птиц. Когда они приближаются к нему, он выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится ястребом. Игра повторяется. В игре можно использовать грузинскую песню «Ястреб»:

Ястреб, ястреб! Кыш, злодей!

Все кричите посильней,

Чтобы выпустил цыпленка

Злой разбойник из когтей!

Человек, который не в состоянии справиться со злыми чувствами, сам нуждается в помощи, потому что в порыве злобы часто не думает о своих словах и поступках, за которые потом ему самому станет стыдно, но признаться в этом сложно. Как ему помочь? Есть очень интересное упражнение с зеркалом, которое можно ему предложить, но сначала давайте сами его разучим. Для выполнения этого упражнения необходимо зеркало. Итак, глядя в зеркало, скажите:

-Я совсем не хотел (а) тебя обидеть.

-Извини (те) меня, пожалуйста, я очень был (а) расстроен (а).

-Извини (те), пожалуйста, я погорячился (лась).

Понаблюдайте за выражением своего лица – оно может быть растерянным, смущенным, но извинение принесет облегчение и вам и тому человеку, которому вы причинили боль.

Советы:

Учитесь преодолевать плохое состояние, настроение.

В каждой тревожной и печальной ситуации пытайтесь уловить юмористические нотки, посмотрите на себя со стороны.

Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, попытайтесь успокоиться и разобраться в их причинах.

Можно написать гневное письмо, и пусть оно останется неотправленным, или высказать «все, что ты думаешь», но наедине, мысленно представляя себе противника.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»,

Помогает исправить плохое настроение секрет-правило: подумай о хорошем, и будет хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста...

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

картотека бесед по профилактике травматизма у детей старшего дошкольного возраста

картотека бесед по профилактике травматизма у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека бесед по нравственному воспитанию у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...

Картотека дидактических игр,бесед по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни, повышение интереса к своему здоровью, дать информацию о ЗОЖ, развивать интерес к окружающему миру....

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма....