Консультация для педагогов (из опыта работы) на тему «Решения интегративных задач на физкультурных занятиях с дошкольниками»
консультация

Мулокаева Анжела Валерьевна

              КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 (из опыта работы)

на тему

                     «РЕШЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАДАЧ

НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования

«Холмский городской округ» Сахалинской области

                       

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(из опыта работы)

на тему

«РЕШЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАДАЧ

НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Подготовила

 инструктор по физической культуре: Мулокаева А.В.

г. Холмск


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Решение интегративных задач на физкультурных занятиях с дошкольниками»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. А ведь доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые предметы и их свойства.  И, наоборот, чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и физическое его развитие. Именно поэтому необходимо сочетание умственной и физической нагрузки, что в настоящее время позволяет реализовать основополагающий принцип ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы принцип интеграции образовательных областей.

Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Цель интегрированных занятий:

Достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

В ходе обучения физической культуре в контексте дошкольного образования необходимо обратить внимание на социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка.

Социально-коммуникативное развитие выражается в становлении навыков безопасного поведения в ходе подвижных и спортивных игр, в безопасном использования спортивного инвентаря в процессе той или иной игры. А так же в развитие нравственных качеств детей, таких как: честности, проявлений смелости, находчивости, выносливости, поддержки друг друга. И что немаловажно развитие у детей самооценки и способности оценить действий и поведения своих сверстников.

Познавательное развитие выражается в использовании упражнений на ориентировки в пространстве, в активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких кубиков, матов, подготовка скакалок, мячей и так далее, а также  участие дошкольников в уборке  и расстановке спортивных принадлежностей после окончания занятий («Труд»). Просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка на занятиях физкультурой в дошкольном образовании осуществляется в ходе проговаривании  действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры, проводятся разнообразные дидактические игры, например: «Найди игрушку»; «Кто больше увидит и назовёт»; «Что за предмет?» и т. д.  На этих занятиях совмещают физические и речевые упражнения. Ритм речи, стихов, поговорок, пословиц, используемые во время деятельности, способствуют развитию общей моторики. Вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память. Такая деятельность способствует формированию у детей физических качеств, развитию координаций движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которое наиболее часто нарушено у дошкольного возраста, правильному дыханию, развитию фонетического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Проводятся спортивные занятия с использованием музыкального сопровождения, игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек (По ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два!); считалок (Катилось яблочко по огороду…), сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение. Всё это создает положительный эмоциональный фон занятий, развивает артистические способности детей  в подвижных, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов и т.д.

Привлекаем внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформляем помещения; (флажки, картинки,  рисуем мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр.

Интеграция физкультурных и музыкальных занятий создает положительный эмоциональный фон спортивного занятия, помогает дошкольникам запомнить спортивные движения.

Педагогу следует организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

   

             Примеры игровых приемов с математическим содержанием:

  Счет:

- подсчет воланов в подвижной игре «Бросай и считай!»;

 Эстафеты с пирамидками, кубиками и мячами разных размеров (Дети по очереди подбегают к однородным, но разным по размеру предметам и выбирают самый большой или самый маленький из оставшихся(в зависимости от задания)). Закрепление понятий больший, меньший.

- обратный счет от 10 до 1 в подвижных играх вместо слов «раз, два, три, беги!», адресованных водящему.

- считалки: «Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть!

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

На удачу не надейся,

А надейся на себя,

Выбираю я тебя!»;

     Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:

Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;

Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

Посчитать количество прыжков до кубика;

Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;

Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Форма: «Найди и коснись»; «Угадай фигуру по описанию».

Сравнение: «Кто больше соберет?».(Одна команда детей собирает в корзину большие по размеру мячи/кубики, вторая команда собирает меньшие);

Ориентирование в пространстве: «Шаг влево, шаг вправо!»

Ориентирование во времени: «Время суток»(игра «День-ночь»); «Дни недели»; «12 месяцев», «Время года» - по порядку.

Формируя навыки основных видов движений в среднем и младшем возрасте, детям предлагается: посчитать количество прыжков до ориентира; подпрыгнуть и дотронуться до геометрической фигуры определенного цвета; пройти сначала по узкой дорожке, затем – по широкой; проползти под низкой (высокой) дугой.

Большой интерес вызывают игры-пантомимы по типу «Что мы делаем не скажем, что мы делаем - покажем» (части суток, геометрические фигуры).

Также проводится познание, сравнение величины предмета  с помощью движения. Например, понятие «длина» в младшем возрасте более естественно  познается ребенком путём прохождения по длинной или короткой дорожке; «ширина» -  путем перешагивания, перепрыгивания  «ручейка». Детям предлагается сравнить величины и определить, почему по одной дорожке идти дольше, чем по другой; какой ручеёк труднее преодолеть и почему.

      Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Эти занятия позволяют ребёнку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме, обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

Таким образом, интегрированные занятия  и интегративный подход в реализации задач по физическому  развитию, оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками, повышают уровень образованности, способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний, а значит, воспитанию здорового ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»

      Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....

доклад из опыта работы по теме : "Инновационные технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "

Доклад из опыта работы по теме: "Инновационные технологии в системе  физкультурно-оздоровительной работы"...

Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьями с целью решения образовательных задач по ОО "Речевое развитие""

Согласно ФГОС взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи...

Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»

laquo;Развитие   социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры»  «Игра – это огромное светлое окно...