Зачем нужно сенсорное развитие
Сенсорное развитие ребенка предполагает формирование правильного восприятия внешних свойств различных предметов:
формы;
цвета;
размеров;
запаха;
положения в пространстве;
вкуса.
Именно сенсорное развитие считается инструментом познания окружающего мира. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих трудах рассматривали сенсорное восприятие, как один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее.
Сенсорное развитие — это базовый компонент для освоения множества навыков:
познавательная активность;
мышление;
коммуникация;
эмоциональный интеллект;
воображение;
память и концентрация внимания.
В дошкольном возрасте любая деятельность ребенка — игровая, познавательная, физическая — требует базового сенсорного развития. К примеру, чтобы сложить пирамидку, нужно понимать разницу в размерах сегментов, а чтобы играть с конструктором, нужно понимать взаимоотношение и перспективное сочетание деталей.
Сенсорное развитие и речь
Учеными доказано, что управление мелкой моторикой рук задействует центры головного мозга, которые отвечают и за речь. Это определяет ведущую роль осязания, как инструмента познания внешних характеристик предметов, в процессе освоения речевого аппарата.
Поэтому развивая сенсорное восприятие ребенка, мы улучшаем его речевые навыки.
В каком возрасте начинать
Многочисленные исследования показали, что наиболее активно процесс сенсорного восприятия формируется с 2 до 4 лет. На основании опросов родителей удалось выяснить: дети, с которыми проводились занятия по сенсорному развитию, заметно опережают своих сверстников в интеллектуальном плане. Они более пытливы и активны, легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью.
Однако развивать сенсорное восприятие можно и раньше — существуют методики раннего развития детей от 1 года и даже раньше.
Нормы сенсорного развития ребенка
Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы сенсорного развития:
✓ 6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на ощупь.
✓ 2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам.
✓ 4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов.
✓ 5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие.
Существует 4 системы чувственного восприятия. Рассмотрим каждую из них:
1. Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.
Как развивать:
давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);
одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;
делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);
рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;
развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).
2. Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.
Как развивать:
много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;
окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);
давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского;
учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;
тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.
3. Обоняние и вкус. Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша.
Как развивать:
побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;
пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;
вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;
объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;
соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;
давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.
4. Слух. Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.
Как развивать:
говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;
читать сказки, имитируя говор персонажей;
включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
петь колыбельные;
во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;
познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;
продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;
учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.
Дома или в развивающем центре?
Сегодня недостатка в специалистах по сенсорной интеграции нет. Развивающие центры, коррекционные учреждения, детские клубы, психопедагогические клиники. предлагают различные программы сенсорного развития для детей 1-6 лет.
Преимущества их услуг:
Специалисты с подтвержденной квалификацией: психологи, педагоги, коррекционные педагоги, логопеды и пр.
Материально-техническая база для комплексного сенсорного развития.
Индивидуальный подход к потребностям и навыкам каждого ребенка.
Возможность групповых занятий, когда сенсорное восприятие тренируется в процессе коллективной игры.
Профессиональная диагностика способностей ребенка и оценка достигнутого прогресса.
Однако если у вас нет возможности посещать такие занятия, не беда. Практически все виды сенсорного развития можно реализовать в домашних условиях. В помощь вам методическая литература и специальные приспособления.
Что вам понадобится
Примерный список приспособлений для сенсорного развития ребенка 2-3 лет:
товары для рисования;
музыкальные инструменты;
тесто для лепки, мягкая глина, разноцветный песок;
сортеры, книжки с вкладышами, пирамидки, матрешки;
детские книги, журналы;
сенсорные коврики (нашить на полотенце каштаны, бобы, грецкие орехи, пуговицы, бусины, пайетки);
кусочки тканей разных цветов и фактур;
мозаики, конструкторы («липучки», магнитные);
кубики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
предметы из разных материалов: дерево, глина, солома, фетр, сталь, стекло, пластик.
Книги, которые стоит почитать
Правильное построение занятий невозможно без методологической подготовки. Как проводить тренировки, как заинтересовать ребенка сенсорным развитием и как выполнять задания в процессе игры, читайте в специализированной литературе.
Вот несколько книг, которые будут вам полезны:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей» (Елена Янушко).
«Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие» (Наталья Боброва).
«Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины» (Э. Г. Пилюгина).
«Школа раннего развития. Лучшие задания для начала обучения» (И. Е. Светлова).
«Песочная терапия в развитии дошкольников» (Ольга Сапожникова).