Протокол заседания от 23.10.2024 № 7 Мастер класс: «Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Юный Айболит».
материал



Предварительный просмотр:
Доклад подготовила воспитатель Родюкова Н.А.
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему внимаю опыт работы по проекту «Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Юный Айболит».
1 слайд
Актуальность проекта:
Знакомство воспитанников в дошкольном возрасте с трудом людей разных профессий и представление о строении человеческого тела и функциях всего организма, рассматривается нами как одно из сторон развития познавательной активности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте представления ребёнка о профессиях ограничены достаточно небогатым жизненным опытом – он знает о работе мамы и папы, воспитателя, профессиях летчика, водителя, продавца и еще немногих. Знания эти порой ограниченны и поверхностны.
Однако ориентация в безграничном мире человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Проект «Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Юный Айболит» создал условия для закрепления и систематизации полученных детьми знаний, по программе «Юный Айболит».
2 слайд
Гипотеза
Если организовать процесс ознакомления дошкольников с человеческим организмом и с профессией врачей, с участием педагогов ДОУ, родителей, детей то:
1. Уровень знаний и представлений об организме человека (о строении собственного тела), о профессии врачей, у детей возрастёт.
2. Возникнет интерес и потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
3 слайд
Цель проекта: Формирование интереса к профессии врача посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников медицинских учреждений.
Создание условия для закрепления и систематизации полученных детьми знаний по программе «Юный Айболит».
4 слайд
Задачи проекта:
Для детей
Обогатить представления детей о медицинских профессиях.
Формировать интерес к деятельности медицинских работников.
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его, и вести здоровый образ жизни.
Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии из окружающей действительности.
Для педагогов
Создать условия для формирования знаний о профессии врача (медицинской сестры) и познавательной активности детей в ходе проекта.
Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с профессиями взрослых.
Для родителей
Оказывать содействие в организации экскурсий и других мероприятий проекта.
5 слайд
Участники проекта:
воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: социальный, информационный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
(сентябрь 2023– май 2024)
6 слайд
Интеграция образовательных областей
Развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
7 слайд
Виды деятельности: Игровая Познавательная Продуктивная
Коммуникативная, Чтение художественной литературы
Работа с родителями.
8 слайд
Формы работы: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, фотовыставки.
9 слайд
Игровая ситуация: Дети пришли на экскурсию в медицинский кабинет. Людмила Ивановна измерила рост, вес детей. Пригласила на прививки. Незнайка, который сидел в уголке тихонько, вдруг закричал « Я хочу делать прививки детям, мне это очень нравится». Дети начали объяснять Незнайке, что прежде чем работать медицинским работником, нужно учиться, так как здоровье - это самое дорогое, что есть у человека
10 слайд
Дети пригласили Незнайку в свой кабинет «Юного Айболита». Увиденное заинтересовало его. Макеты органов человека, скелет, приборы для исследования.
11 слайд
«Кто нам помогает, когда мы заболеваем?» Рассматривая плакаты «Врачи наши помощники» вместе с детьми, дети и Незнайка узнал, что врачи бывают разных специальностей. Например: врач, который лечит зубы называется стоматологом и т. Д.
Дети вместе с Незнайкой пришли к выводу: «Врачи наши помощники»
12 слайд
Первый доктор детей – это педиатр, а у взрослых – это терапевт. Призадумался Незнайка. А кем же ему быть? Цель: Сформировать у детей представление о профессии врача и медицинской сестры, их сходстве и различии.
13 слайд
Обследуя руками макеты органов человека, дети запоминали их. Так прозвучала тема: «Из чего мы состоим», целью которой было сформировать у детей представление о частях тела человека.
Чтение детских энциклопедий «Мое тело» помогало расширению представлений воспитанников о своём организме и его строении
14 слайд
Рассматривая себя и друг друга, дети пришли к выводу «Все люди разные». Цель этого занятия: Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям телосложения, роста могут отличаться цветом кожи, формой ушей, носа и т.д.; что в природе существуют люди двух полов – мужского и женского.
15 слайд
Встреча с врачом стоматологом из поликлиники, раскрыла тему «Мои зубки». Она помогла сформировать представления детей о профессии стоматолог, познакомила с профессиональными инструментами, их назначением.
16 слайд
Беседа на тему: «Каждый твой глаз - удивительная камера. Офтальмолог». Цель: Познакомить детей с профессией «Офтальмолог». Развивать правильное понимание значения очков в жизни человека, правилами пользования.
17 слайд
При посещении кабинета доктора Айболита, дети с Незнайкой выясняли «На чём всё держится? Скелет и мышцы»
Цель: Дать представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела.
18 слайд
Исследования в играх «Дыхание», «В Стране Лёгких, или Путешествие Воздушных человечков» помогло познакомить с таким органом как легкие.
«Вдыхаем полной грудью. Врач - Пульмонолог» Цель: Познакомить детей с профессией «Пульмонолога», формировать представления об органах дыхания; познакомить детей со строением и значением дыхательной системы.
-Знакомство с понятием «флюорография».
19 слайд
Рассматривание макета сердца, нахождение его у себя и других ребят, помогло педагогу раскрыть тему «Сердце и кровообращение. Цель: дать детям представление о значении и устройстве системы кровообращения в человеческом организме. Познакомить детей с профессией «Кардиолога». Сформировать представления о работе сердца; значении сердца и крови для жизни человека; ее количестве у ребенка и взрослого, формирование навыков оказания первой медицинской помощи.
20 слайд
Беседуя на тему: «Пищеварительная система. Врач-Гастроэнтеролог», педагог познакомила детей с профессией «Гастроэнтеролога». Рассказала о пути, который пища проходит в организме человека.
-Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Уточнили значение витамин в питании человека.
21 слайд
Заболел Незнайка. Что делать? Кто виноват? Решение этой проблемы находили в игровой ситуации «Проделки Королевы Простуды».
Цель: Сформировать представление о том, как вести себя во время болезни: не делать того, что может ухудшить самочувствие: находится на холоде; заниматься спортом; есть и пить холодное; слушать громкую музыку и т.п.
22 слайд
Беседуя с детьми «Откуда берутся болезни», «Загадочная страна Микробия», помогло педагогу дать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).
23 слайд
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций эти методы раскрыли еще одну тему «Профилактика заболеваний» Цель: расширять знания о профилактике заболеваний; Сформировать представление о том, как вести себя во время болезни.
Это был ответ Незнайке на его вопросы, почему он заболел и что делать. Профилактика заболеваний. Эта тема всегда закреплялась при закреплении культурно-гигиенических навыков.
24 слайд
«Калейдоскоп вредных привычек» Цель: Познакомить детей с полезными и вредными привычками. Изготовление панно совместно с детьми по данной теме помогло закрепить знания о полезных навыках и вредных привычках.
25 слайд
«Здоровое питание». Что нужно есть, чтоб быть здоровым? Ответ на этот вопрос педагог вместе с детьми искали в совместной деятельности, составляя список полезных блюд.
Цель: формирование представления о здоровом питании, о здоровом образе жизни.
26 слайд
«Режим дня и гигиена». Объясняя Мойдодыру, как важна чистота и режим дня, дети закрепляли знания о функциях организма, осознанного отношение к своему здоровью.
27 слайд
Разыгрывание игровой ситуации «Оказание первой медицинской помощи» помогли довести до понимания детей, что оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Уточнили, как они могут помочь друг другу.
28 слайд
Закрепление знаний. Сюжетно – ролевая игра «Медицинский центр», «Медицинский осмотр».
Игровая ситуация: Дед Мороз прислал письмо ребятам, где сообщил, что плохо себя чувствует и не сможет присутствовать на празднике. Ребята расстроились, ведь тогда не исполнятся их желания и предложили Деду Морозу пройти медицинский осмотр в их центре.
В процессе профориентационной сюжетно – ролевой игры имитируется производственные сюжеты, ситуации, профессиональная среда, модели профессионального поведения.
В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых, преобразуется в доступный для ребенка опыт, Дети с большим интересом давали профессиональные рекомендации Деду Морозу для сохранения здоровья.
29 слайд
Экзамен у доктора Айболита. Незнайки рассказал, что он благодарен ребятам и теперь знает, как действовать, чтобы не заболеть, какие витамины есть. Цель: Систематизировать полученные детьми знания по изучению тела человека.
30 слайд
Результаты проекта:
Дети:
- Обогатились представления о профессии врача
- Научились различать функциональные обязанности врача.
- Сформирован интерес к деятельности медицинских работников.
- Стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «Больница», с большим интересом и успехом играть в неё.
- Развиты любознательность, наблюдательность, творческие способности в процессе совместной деятельности
Взрослые:
- Укрепились детско-родительские отношения.
- Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из беседы с родителями на данную тему.
- Родители стали равноправными участниками совместной организованной образовательной деятельности.
Совместно с педагогами подобрали материал для оформления лэпбука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».
.Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанн...

« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo; Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...
Статья на тему "Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста"
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых...

« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...

« Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo; Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...