Педсовет "Работа с родителями"
консультация
Семья – это уникальная первичная среда, которая обеспечивает ребенку психоэмоциональную стабильность, безопасность и поддержку. Именно в семье закладываются базовые черты характера, взгляда на мир и общечеловеческие ценности маленького члена общества. Современность ставит перед подрастающим поколением серьезные задачи адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни. Сложные экономические ситуации, избыточный непрерывный поток информации, общая социальная нестабильность оказывают непосредственное влияние на семью, а через нее – и на ребенка.
Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/2lIfpD2F8Gew5g
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями и родительские собрания.
- Важность работы с родителями. Два весла лодки.
- Виды работы с родителями
- Наиболее распространенные формы работы с родителями в ДОУ
- Структура родительского собрания
- Разбор проблемных ситуаций
- Важность работы с родителями. Два весла лодки.
В последние годы наблюдается изменение отношения к дошкольному образованию и детству, что связано с динамичным развитием общества и изменениями в социальных отношениях, а так же новыми требованиями к подрастающему поколению. Современные детские учреждения не остались в стороне от обновления системы образования и изменения статуса дошкольного периода. В соответствии с современными тенденциями дошкольное образование стало одним из уровней общего образования, что привело к необходимости более тесного сотрудничества между детскими учреждениями и семьей.
Семья – это уникальная первичная среда, которая обеспечивает ребенку психоэмоциональную стабильность, безопасность и поддержку. Именно в семье закладываются базовые черты характера, взгляда на мир и общечеловеческие ценности маленького члена общества. Современность ставит перед подрастающим поколением серьезные задачи адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни. Сложные экономические ситуации, избыточный непрерывный поток информации, общая социальная нестабильность оказывают непосредственное влияние на семью, а через нее – и на ребенка.
Облегчить адаптацию можно, закрепив в ребенке прочные ценности и традиции, за которые он сможет держаться и на которые он сможет опираться, сталкиваясь с жизненными вызовами и трудностями.
Федеральная образовательная программа ДО имеет своей целью - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Работа по воспитанию детей дошкольного возраста ведется с двух сторон: со стороны семьи, с ее устоями и условиями, а так же со стороны дошкольного учреждения. Наиболее результативно она проходит в том случае, если направления работы сада и родителей совпадают. Когда налажен крепкий контакт педагога с семьями воспитанников. Если же действия воспитателя и родителей идут в конфликте, или односторонне, то и развитие ребенка проходит однобоко. Это как лодка с двумя, в лучшем случае, веслами, каждое из которых гребет в свою сторону. Детей, попадающих в эти условия, опытный педагог видит сразу. Им хуже дается адаптация в ясельном возрасте, у них бывает нестабильный эмоциональный фон, вспыльчивость, грубость, неусидчивость и так далее.
Грамотное включение семей в процесс воспитания – одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателями любых возрастных групп.
Речь идет об обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности, что напрямую прописано в Федеральной образовательной программе, обязательной к исполнению на территории РФ
- Виды работы с родителями
Формы работы с родителями достаточно разнообразны. Правда, их можно условно разделить на две основные группы: коллективная работа и работа индивидуальная.
Индивидуальные формы работы:
- Индивидуальные консультации.
Носят ознакомительный характер, помогают установить продуктивное взаимодействие родителей и педагога. В неформальной обстановке можно обсудить сведения о семье и ребёнке, его индивидуальных особенностях.
- Посещение семьи на дому.
Используется для выяснения условий домашнего воспитания: семейный климат, особенности взаимоотношений внутри семьи, позицию родителей по вопросам воспитания.
- Приглашение в образовательную организацию.
Родителей приглашают, когда хотят поделиться радостной новостью по отношению к ребёнку, например, по поводу успешного овладения учебным материалом или навыком.
- Переписка.
Подходит для связи с родителями, которые по различным обстоятельствам не имеют возможности лично посещать учебное заведение.
Коллективные формы работы с родителями:
- Родительские лектории.
Задачи лектория — познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы, дать практические рекомендации и советы по воспитанию ребёнка в семье.
- Тематические консультации.
Их рекомендуется проводить раз в квартал для всех желающих родителей. Организацией занимается детский сад, а проводят специальные эксперты (Педагог-психолог, логопед, медицинский работник и т. д.).
- Родительские вечера.
Непринуждённая беседа друг с другом, обмен опытом решения конкретных проблем, обсуждение обстановки в семье помогают по-другому взглянуть на ребёнка и процесс его воспитания, понять его особенности и расширить свои возможности в этом деле.
- Родительское собрание.
Универсальная и наиболее известная форма взаимодействия семей воспитанников с детским садом. На собраниях обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы, родительского комитета и детского сада в целом.
- Научно-практическая родительская конференция.
Сочетает в себе пропаганду педагогических знаний и практические навыки семейного воспитания. Инициатором проведения выступает родительский комитет.
- Наиболее распространенные формы работы с родителями в ДОУ
Наиболее плодотворными и распространенными можно назвать индивидуальные консультации и родительские собрания.
Особенность индивидуальной консультации и ее плюс перед другими видами – возможность глубокого, более подробного обсуждения проблем и достижений конкретного ребенка. Однако нужно помнить, что проводиться такая консультация должна в приватной обстановке, чтобы избежать случайных слушателей и бесконечных прерываний на, например, открывание дверей приходящим забирать своих чад другим родителям. То есть, короткая беседа в раздевалке, пока ребенок одевается, консультацией называться не может.
Чтобы охватить большее число родителей и донести до них важную информацию, используется родительское собрание. В этой форме работы с родителями – огромный простор для педагога:
- Можно провести групповую работу с выборочными родителями группы детей, объединенных одной проблемой. Например – только родителей мальчиков. Или – только родителей девочек.
- На родительское собрание можно пригласить отдельного специалиста, или представителя администрации, или педагога дополнительного образования, чтобы обсудить узко-специальные вопросы, которые часто бывают интересны родителям, но без возможности их задать и адресно обсудить, они слагаются на все лады в семье из-за недостатка информации.
- Кроме того, родительское собрание – прекрасная площадка для обогащения знаний родителей в вопросах воспитания, обучения и развития. То есть для решения стоящей перед педагогами детского сада задачи психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
И коллективная, и адресная работа с родителями воспитанников, кроме прочего, идут на пользу воспитателю и детскому саду, в целом. Сплочение родительского коллектива при грамотном подходе педагога приводит к большему участию родительской общественности в мероприятиях, в помощи саду, к лучшим отзывам о группе, о воспитателе. Так, сказать – реклама. Один сказал другому, другой – третьему, а четвертый выбрал наш сад, когда малыш подрос.
- Структура родительского собрания
Структура родительского собрания обычно включает три части:
Вводная часть.
В которой происходит организация родителей, настрой на доброжелательное продуктивное сотрудничество. Кроме оглашения повестки дня и заполнения списка присутствующих, рекомендуется в этой части родительского собрания упомянуть о достижениях деток, похвалить чад, выразить благодарность родителям за их прекрасных деток.
Основная часть.
В этой части излагается наиболее важная информация, происходит её коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Сюда же относятся выступления приглашенных специалистов или творческая работа, если родительское собрание проводится в форме лектория или круглого стола.
Заключительная часть.
Направлена на принятие решения и анализ происшедшего на собрании. По окончании собрания педагог подводит итог встречи, перечисляет принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, фиксирует всё в протоколе, обсуждает перспективы работы по выбранному направлению, выявляет новые проблемы и возможные пути их решения.
Рекомендуемая частота проведения родительских собраний – один раз в квартал. При этом, обязательный минимум – два раза в год: в начале учебного года, когда обсуждаются планы и перспективы работы, и по его окончании, для обсуждения достигнутых результатов.
В середине учебного года можно проводить родительские собрания тематические, образовательные, направленные на сплочение родительского коллектива, так сказать, тимбмлдинги.
- Разбор проблемных ситуаций.
Прежде, чем выходить на родительское собрание, стоит внимательно отнестись к вопросу содержания, заранее продумать, о чем вы хотели бы поговорить с родителями, что бы вы хотели до них донести, набросать план выступления, возможно даже написать свои слова заранее, чтобы, в случае чего, было, где подсмотреть подсказки, на что опереться, чтобы не сбиться.
Конечно, хочется, чтобы все прошло гладко, без сучка - без задоринки. Но, откровенно говоря, кто хочет предсказуемости и гладкости – не работает в образовании. На наши отработавшие смену головы во время родительского собрания приходят такие же уставшие и порою недовольные чем-то родители, сбивая нас с прекрасного настроя «нести доброе, светлое, вечное»
Предлагаю рассмотреть несколько проблемных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться.
Ситуация 1. Конфликтный родитель, стремящийся вывести педагога из себя.
Допустим, некий Дмитрий Павлович, отпахав весь рабочий день, получив нагоняй от начальника, посмотрев электронный дневник старшего ребенка и увидев там двойку, поссорившись, наконец, с женой из-за того, кто пойдет на родительское собрание, дошел-таки до сада и принес все свое «красочное и адекватное» настроение в группу. Ну как же не поделиться таким богатством?
Чего можно ожидать от такого посетителя?
(резкие комментарии по поводу и без, грубые ответы на посыл воспитателя, встревание посреди речи с требованием решить какой-то беспокоящий именно его вопрос)
Что предпринять и как реагировать?
(послать в лес, вежливо ответить на его вопрос, снивелировать ситуацию, поддакнуть)
Главное в этой ситуации – не вестись на провокацию и не переходить на личности. Важно понимать и помнить, что у вашей стратегии общения с родителями есть непреложные правила, которым, в первую и основную очередь, следуете именно вы:
- обращаться к родителю всегда по имени отчеству,
- что бы ни случилось, избегать скандала,
- стараться не повышать тон при решении конфликтной ситуации,
- решать личные вопросы в личной беседе.
Как предотвратить?
Конечно, проблему бывает легче предотвратить, чем решать. Что можно сделать, чтобы не допустить или минимизировать негодование уставшей, недовольной, а порой – и склочной общественности? - Радушный прием, правильный настрой в начале собрания (начинать с похвалы и успехов). Можно предложить чай, с печенькой, руководствуясь мыслью, что «Сытый взрослый - добрый взрослый». Поверьте, этот постулат верен не только для мужчин, но, в равной степени, и для женщин.
Ситуация 2. Провокационные вопросы.
Любознательность – прекрасное качество, которое мы старательно развиваем в детях. И выпускники уходят из сада в школу вполне заинтересованные учебой и получением знаний. Однако где-то между школой и родительством, порой, теряется адекватность задаваемых вопросов. Видимо, выпадает по пути, как ключи из кармана. Чего стоят перлы: «Внук сказал, что их сегодня не кормили и отдали всю еду старшей группе» Или просьба «Постирайте там ее платьице, дочка по дороге запачкалась».
Бывают и откровенно убойные вопросы, от которых воспитатели встают в ступор. Например: «Почему вы не вытираете детям попу влажными салфетками?» И это в старшей группе. И самый шик: «Можно я приведу Вам ребенка в шесть утра, к Вам домой?»
Как бы ни было смешно, а отвечать на вопросы родителей придется. Какими бы каверзными они ни были. И здесь быть готовым проще, чем предугадать настроение всяких пап.
Чтобы быть готовым к любым неожиданным запросам, нужно владеть информацией об образовательном процессе. Сюда входит и знание расписания детей, и правила внутреннего распорядка сада, нормы СанПиН, касающиеся нашей работы, и возрастные особенности детей. Вы должны быть готовы ответить на любой вопрос, касающийся вашей работы: «Почему в саду нет групп выходного дня?», «Почему я не могу привести ребенка в сад после тихого часа?», «Почему мои дети не выходят на прогулку?»
И лучше, если на эти вопросы ответим мы, а не комитет по образованию, до которого особо сердобольные родители могут дойти.
Если же вопрос и вправду не входит в вашу компетенцию, объясните родителю, что выясните подробности у руководства и обязательно сообщите ему позже.
Ситуация 3. Затягивание родительского собрания
Представьте себе, что на родительское собрание пришла обеспокоенная мамочка, которая все послушала, никого не перебивала, дождалась возможности задать вопрос, а может и не один. Задает, и задает, и задает. Остальные родители уже ерзают на сиденьях и посматривают на время, вы сами бы уже хотели завершить собрание и отпустить всех по домам, но дама не замолкает.
Как бы вы поступили в этой ситуации?
(предложила отложить вопрос на конец собрания и обсудить проблему, когда остальные родители разойдутся по домам)
То же касается и ситуаций глубоко личных. Вопросы личной гигиены, здоровья конкретного ребенка, поведение конкретного ребенка вне контекста поведения группы должны решаться в сугубо индивидуальном порядке, не зависимо от того, кто был инициатором беседы: вы или родитель.
Если же вопрос не личный и требует глубокого разбора, можно выделить его, как основной для следующей встречи, чтобы у Вас было время на подготовку.
Ситуация 4. «Зачем мы вообще приходили?»
Еще одна ситуация, которую хочется рассмотреть, касается родительских собраний, проводимых «для галочки». Пустые по своему содержанию собрания не приносят пользы ни родителям, которые, в итоге, впустую тратят драгоценное время, ни педагогу, теряющему таким образом свой авторитет.
Избежать потраченного впустую времени можно, внимательно отнесясь к планированию и наполнению родительского собрания. Оно должно быть достаточно информативным, но, при этом, не слишком затянутым. Хорошо, если основная часть собрания уложится в сорок минут - час, тогда останутся силы и время на обсуждение, ответы на вопросы и личные беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418288-1394631643.jpg)
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-573352-1425220711.jpg)
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-650406-1518262151.jpg)
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/24/picture-729316-1450942657.jpg)
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1281446-1721403867.jpg)
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...