Педсовет «Шанс на индивидуальность»
план-конспект занятия

Утробина Ольга Валерьевна

«Что же такое индивидуализация»? Согласно энциклопедическому словарю «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». А безразличие - это большая проблема для современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ «Шанс на индивидуальность»

Повестка педсовета:

1.Организационный момент.

- просмотр короткометражного мультфильма

- психологическая разминка «У каждой проблемы есть решение».

2. Основная часть.

  • Актуальность темы «Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО» -  зам. завед по ВМР Утробина О.В.
  • Презентация «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ» - зам. завед по ВМР Утробина О.В.
  • Организация образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей дошкольников - учитель-логопед Лубяко Л.В.
  • Блиц-опрос (подобрать определение к термину)
  • Деловая игра «Индивидуальность и индивидуализация. В чем разница?»
  • Упражнение «Определи ребенка по темпераменту» - педагог-психолог Самойлова Н.Н.

3. Заключительная часть технология «Снежный ком»

4. Рассмотрение положения  о группе комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Солнышко».

5. Рассмотрение положения о дошкольной разновозрастной группе МБДОУ «Солнышко».

6. Рассмотрение положения о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ «Солнышко».

7. Рассмотрение программы «Противодействия коррупции в МБДОУ «Солнышко».

8. Рассмотреть Правила внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ «Солнышко».

9. Разработка и принятие решения педагогического совета.

Ход педсовета

1.Организационный момент.

- просмотр короткометражного мультфильма «Alike» от двух испанских аниматоров Daniel Martínez Lara и Rafa Cano Méndez – о том, чему мы учим детей и на что они обречены, если идут исключительно «правильным» путем. Работа уже удостоена 64 наград по всему миру.

Слайд 2. Повестка дня

Слайд 3.

Старший воспитатель. Посмотрев мультфильм, мы еще раз задумались над тем «Что же такое индивидуализация»? Согласно энциклопедическому словарю «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». А безразличие - это большая проблема для современного общества. Но у каждой проблемы есть решение. Предлагаю всем встать в круг.

Слайд 4Психологическая разминка «У каждой проблемы есть решение».


Игра «Мысли» как известно, чтобы стоящая идея появилась на свет, для этого мысль человека проделывает небывалую работу: А чтобы понять  и даже увидеть как это происходит  мы с вами сейчас сыграем в игру, которая так и называется мысли.  Все мы с вами и каждый в отдельности мысли одного взятого человека.  Я буду произносить текст, ваша задача- следовать ему. Подключайте свое воображение.

  1. Исходная позиция любая статичная поза тела. В начале  мысль зарождается.  Появившись,   она начинает свое хаотичное путешествие, мысль начинает двигаться,  блуждая пока еще в пространстве неопределенности,  скорость мысли постепенно начинает увеличиваться. Они то скачут и прыгают, то останавливаются  и, представляя себя главной и единственной верной, вновь начинают перемещаться, окружаться, роятся  и порой  то и дело наталкиваются друг на друга, изменяя свое направление.
  2. Совершая хаотичные движения, мысли образуют пары (продолжают двигаться уже в парах). А мысль в паре это уже некое подобие идеи. Они то скачут и прыгают, то останавливаются  и представляя себя главной и единственной верной, вновь начинают перемещаться, окружаться, роятся  и порой  то и дело наталкиваются друг на друга присоединяться  уже  к  следующей паре соратников.  
  3. Далее наши мысли уже имеют очертания некой идей, они по -прежнему двигаются хаотично, скачут,  кружатся, меняют свое направление присоединяясь к подобным группам мыслей. И так  продолжается до тех пор, пока  все мысли  не станут одним целым. И теперь мысли на ваших глазах объединяются в одно цело – так появилась творческая идея, готовая к воплощению- одна мысль в океане идей всегда  остается одна, а мысли собранные во едино рождают творческие идеи.

Вывод: умение мыслить во едино, непременно поможет нам сегодня решить все поставленные задачи.

  1. Основная часть.

Слайд 5. 

Изменения в системе дошкольного образования  и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные изменения в деятельность ДОО. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.

Слайд 6. 

В общих положениях Стандарта

Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

 Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

Слайд 7. 

П.3.2.5. Условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей

  • Создание условий для свободного выбора   детьми деятельности; участников совместной деятельности;
  • Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.);
  • Развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

Слайд 8. 

Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует в выборе его содержания. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.

Слайд 9. Практика показывает, что педагоги уделяют недостаточное внимание вопросам поддержки индивидуальности и инициативы детей:

  • в группах отсутствуют условия для создания социальной ситуации развития детей;
  • дошкольники не проявляют инициативу и самостоятельность в процессе различных видов деятельности.

Поэтому встал вопрос, как организовать работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Слайд 10.         Реализация принципа индивидуализации в ДОУ (схема)

Слайд 11.

Планируем образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей детей.

Слайд 12.     ИОМ  (Лубяко л.В.) 

Организация  образовательной  деятельности на основе индивидуальных особенностей дошкольников

Так, в сентябре согласно принятой в ДОО системе мониторинга, следует выявить уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных необходимо заполнить индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями. Затем составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.

Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.

Слайд 13. Создаем условия для выражения детьми мыслей и чувств

Следующий этап – создать условия для выражения детьми чувств и мыслей. Динамичный ритм дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия.

Например, в группе должен быть уголок, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гипер активным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, потребуется технологическая карта. Это даст возможность совместно определить условия для самовыражения воспитанников в конкретной группе.

Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятельности. Для этого можно провести конкурс уголков для творчества. В процессе подготовки к нему педагоги вместе с воспитанниками обновят и обогатят развивающую предметно-пространственную среду в группах.

Можно проводить занятия с открытым концом. Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.

Слайд 14. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности

Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Сложнее обеспечить самостоятельное объединение детей в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.

С помощью упражнения «Синтез идей» можно создать каталог форм выбора деятельности в группе и объединения детей в микрогруппы.( «Синтез идей». Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.)

Самое главное: помогать детям объединяться в группы лучше не прямыми указаниями, а с помощью игровых ситуаций. Для этого педагогам следует использовать различный дидактический материал. Принцип такой: материал лежит изображением вниз, дети наугад берут одну картинку, по сигналу собирают из частей полное изображение. В этом случае возникает момент целенаправленной обращенности детей друг к другу.

Также используйте традиционный расчет на «первый-второй» и считалочки. Считалочки в виде схем держите в группе, тогда дети будут применять их в игровой деятельности.

Слайд 15

Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создавать условия для планирования предстоящей деятельности. Подумайте какие формы позволят воспитанникам доступным для их возраста способом запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. Это могут быть различные доски выбора:

_ олицетворенные ромашки и заготовки с магнитной основой в каждом уголке;

_ морфотаблица с набором схематично изображенных видов детской деятельности – по горизонтали и личными метками – по вертикали.

Слайд 16. Используем приемы оказания не директивной помощи и поддержки

Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя, если подбадривают – он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности.

К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного слушания и применения техники «Я-сообщений», принятие негативных проявлений y воспитанника и т. д.

Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, вы можете в ходе самообразования.

Слайд 17. Взаимодействуем с родителями (По результатам тематического контроля РППС)

Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:

  • часто используют приказной тон,
  • остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;
  • не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.

Чтобы решить эту проблему можно использовать эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы. Можно предложить родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге. Они поймут, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и будут стремиться выполнять рекомендации воспитателей и специалистов.

Слайд 18. Блиц-опрос (подобрать определение к термину) деление на 2 команды по цвету на сигнальной карточке в определении.

Для того чтобы выстроить образовательный процесс с учетом принципа индивидуализации, педагог должен владеть определенными понятиями.(определения должны быть напечатаны на 2х разных листах разного цвета)

  • Индивидуальность
  • Индивидуализация
  • Индивидуализация образования
  • Индивидуализм
  • Индивидуальный
  • Индивид

Слайд 19. Деловая игра «Индивидуальность и индивидуализация. В чем разница?»

Участвует 2 команды.

Задание 1: на столах по листу, разделенному на 2 половины. На одной написано «Индивидуализация образования», на другой – «Индивидуальный подход». Каждая группа должна подобрать определения к данным понятиям и наклеить в соответствии с пунктами:

  1. Определение понятия.
  2. Определение ключевого слова (индивидуальность, индивидуализация).
  3. Цель.
  4. Способы общения.
  5. Тактика.
  6. Убеждение.

(время работы 15 минут).

Затем команды проверяют друг друга и сравнивают полученный результат с изображением на слайде.

Слайд 20  Таблица для проверки

  • Индивидуальный подход
  • Индивидуализация образования

Задание 2. Кто главное лицо (или от кого идет образование?)

1 команда подбирает определения – «от педагога» (индивидуальный подход)

2 команда подбирает определения «от ребенка» - (индивидуализация образования)

Слайд 21   Портрет «Хороший ребенок»

Индивидуализация образования.

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

Индивидуальный подход в образовании

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

 

Слайд 22    Задание 3    “Креативный педагог – креативный ребенок

Чтобы развивать ребенка как индивидуальную творческую личность, мы с Вами должны быть не менее творчески развитыми личностями. Ведь недаром существует пословица «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри

1 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).

Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.

Возможные варианты ответов:

  • группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
  • группа: транспорт (машина, лодка)
  • группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
  • группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
  • группа: предметы металлические (машина, ведро)
  • группа: могут плавать (рыба, лодка)
  • группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
  • группа: предметы природы (рыба, ель)

2 задание “Реклама” 

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

Предлагаемые предметы:

  1. пустая консервная банка;
  2. перегоревшая лампочка
  3. лопнувший воздушный шарик;
  4. катушка от скотча;
  5. сломанный зонт

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

3 задание “Неизвестное животное”.

Ведущий называет каждой команде слова, обозначающие неизвестные науке животных и просит нарисовать и описать их. На выполнение задания дается 2 минуты.

  • Бируанг (малайский медведь),
  • Альпака животное семейства верблюжьих.
  • Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

4 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” 

(развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений). Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

5 задание “Придумай рассказ”

Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).

Примеры слов:

  • грязь, театр, хлеб, ручка;
  • фонарь, лодка, соль, кирпич;
  • молоко, компьютер, зонт, утюг

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

Вывод:

При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности ,потребности ,сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности, позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так же поможет детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Слайд 23- 27 Упражнение «Определите по тексту темперамент ребенка».

Итоги тематического контроля

Слайд 28. Технология  «Снежный ком» (Рефлексия).

На стикерах пишут три проблемы. Выбирают по 1 значимой, группируются с коллегами, выбирают еще по 2 значимых от стола, затем еще по 1 и до тех пор, пока не останутся несколько самых значимых. С ними и работают. «Не значимые» стикеры прикрепляют куда – либо для работы в будущем.

3. Заключение.

- Принятие решения педсовета.

Проект решения педсовета:

  1. Оценить работу учреждения в 2019 – 2020 году по организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях дошкольного образования по итогам тематического контроля удовлетворительно.
  2. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса систематически использовать в организованной образовательной деятельности игровые приемы активизации самостоятельного мышления детей, качественную рефлексию деятельности детей.

Срок: постоянно

Ответственные: педколлектив

  1. Использовать эффективные педагогические технологии, методы и формы работы, способствующие индивидуализации образовательного процесса.

Срок: постоянно

Ответственные: педколлектив

  1. Продолжать цикл методических мероприятий, направленных на непрерывное повышение компетентности воспитателей в данном направлении.

      Срок: в течение учебного года        

Ответственные: старший воспитатель

  1. Принять к использованию в работе предложенные рекомендации по результатам тематической проверки ««Состояние работы в ДОУ по организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях перехода к  ФГОС  дошкольного образования»».

 Срок: постоянно

Ответственные: педколлектив

  1. Планирование индивидуальных траекторий развития детей осуществлять с учетом представленного на педсовете варианта.

Срок: постоянно

Ответственные: педколлектив

  1. Создать условия для свободы выбора детьми вида и способа деятельности, путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах.

Срок: постоянно

Ответственные: педколлектив

  1. С целью построения конструктивно-партнерского взаимодействия детского сада и семьи каждого воспитанника создать систему обратной связи с родителями, внедрять нетрадиционные формы сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей.

Срок: постоянно

Ответственные воспитатели.

  1. Положение  о группе комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Солнышко» принять.
  2. Положение о дошкольной разновозрастной группе МБДОУ «Солнышко» принять.
  3. Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ «Солнышко» принять.
  4. Программу «Противодействия коррупции в МБДОУ «Солнышко» принять.
  5. Правила внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ «Солнышко» принять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Дать шанс здоровью сможешь только ты!

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Дать шанс здоровью сможешь только ты!"

Не откладывайте начала занятий физкультурой на завтра, начните заниматься прямо сейчас!...

Что можно предпринять до землетрясения, чтобы увеличить свои шансы на спасение?

Здесь перечислены основные правила, которые следует выполнять взрослым в сейсмозоне, чтобы увеличить  шансы уберечься во время землетрясения....

Вторая жизнь ненужных вещей-шанс сохранить чистоту природы

Материал о привитии экологической культуры у дошкольников....

Памятка ОНИ ПРОСТО ДРУГИЕ, ИМ ТОЖЕ НУЖНО ДАТЬ ШАНС ЛЮБИТЬ, МЫСЛИТЬ, УЧИТЬСЯ, МЕЧТАТЬ!

Памятка знакомит родителей с категорией детей аутистов, их особенностями....