Программа 2 младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Мишина Татьяна Сергеевна

разработка программы для воспитателей 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osn_variant.docx103.26 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

 Заведующий МАДОУ «Детский сад №1 «Лесная полянка»

__________________О.В. Бирюкова

Приказ № ____от «____»_______2022г.

Рабочая программа педагогов
в младшей группе
на 2022-2023 учебный год

                                                        Воспитатели:

Мишина Татьяна Сергеевна

Шамонова Ольга Викторовна

г. о. Зарайск, 2022г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Целевой раздел образовательной программы.

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации программы

Принципы и подходы к формированию программы

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения программы

Содержательный  раздел программы

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область«Познание»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Организационный раздел.

Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Организация развивающей предметно- пространственной среды

Двигательный режим

Сетка занятий

Комплексно-тематическое планирование

Перспективное планирование НОД

Работа с родителями

Режим дня

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога младшей группы на 2022– 2023 уч. год (далее Программа) разработана в соответствии с  Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №1 «Лесная полянка» с учетом следующих программ и методик:

Основная часть Программы (не менее 60 %):

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", авторы  Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 3-е издание, 2015.

Вариативная часть Программы (не более 40%):

  • Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС»,2018г.
  • Анисимова М.С., Хабарова.  Т.В. Двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016г

Срок реализации Программы: 2022 – 2023 уч. год.

Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основной базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Приоритетные задачи реализации Программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала,  позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающее умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения

Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы формирования Программы (в соответствии с ФГОС ДО):

  1. полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество дошкольной организации с семьёй;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы разработки Программы (в соответствии с ПООП ДО «От рождения  до школы»):

  1. Развивающее обучение
  2. Научная обоснованность и практическая применимость
  3. Полнота, необходимость и достаточность
  4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач
  5. Принцип интеграции образовательных областей
  6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
  7. Построение образовательного процесса с учётом форм работы, соответствующих возрасту дошкольников
  8. Целостность педагогического процесс

Технологии:

1. Проектная: Деркунская В.А. "Проектная деятельность дошкольников" ЦПО 2012г

2.Здоровьесберегающая: Юматова Д.Б. "Развивающая двигательно коммуникативная деятельность младших дошкольников" М., Ювента., 2013г

3 Игровая: Деева Н.А. "Игровые здоровьесберегающие технологии: упражнения, сказки пьессы в стихах с 3-7 лет" -Волгоград, Учитель 2019г.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы-ступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Содержание Программы

Содержание образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  5. Формирование готовности к совместной деятельности.
  6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

«Познавательное развитие»

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

«Речевое развитие»

  1. Владение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

«Художественно - эстетическое развитие»

  1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

«Физическое развитие»

  1. Развитие физических качеств.
  2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
  3. Правильное выполнение основных движений.
  4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  5. Овладение подвижными играми с правилами.
  6. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  7. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Содержание образовательно-воспитательной работы в младшей группе по образовательным областям
 «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» ( кроме области ознакомления с природой), полностью соответствует Примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы", авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 3-е издание, 2015.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
   Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
     Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
 Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
   Воспитание культурно-гигиенических навыков.
   Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
    Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.  
   Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
    Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Содержание психологопедагогической работы
СОЦИАЛИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
   Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
    Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
   Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
    Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
РЕБЕНОК В СЕМЬЕ И СООБЩЕСТВЕ
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
    Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окрас ку строений.
      Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
      Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.    Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.    Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества
САМООБСЛУЖИВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
    Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурногигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
   Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
   Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
    Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
     Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
      Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
   Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
   Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
    Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
    Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
 Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основные цели и задачи
    Формирование элементарных математических представлений.
 Формирование элементарных математических представлений, первичных  представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
       Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. 65 Содержание психолого-педагогической работы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
   Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
    Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».    Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
   Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
   Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.    
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
   Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
    Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
    Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).    
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
   В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
  Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
  Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.
   Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
  Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
  Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
  Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.
    Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Основные цели и задачи
    Развитие речи
. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
   Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
     Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Содержание психолого-педагогической работы

Развитие речи
    Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).  Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
   В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
   Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.    
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дуб-ленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
       Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
     Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
    Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
   Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
    Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Приобщение к художественной литературе
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.
    Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
   Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
    Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цели, задачи и содержание Программы.

Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной и конструктивно-модельной деятельностей  

Задачи:

  • формировать духовный мир ребенка посредством творческой деятельности,  пробуждать в нем эмоционально-творческое начало.
  • обогащать детей яркими впечатлениями от знакомства с разнообразными природными явлениями и предметами рукотворного мира.
  • развивать эстетическое восприятие, воображение дошкольников, побуждать к самостоятельному творческому познанию.
  • обогащать художественный и социально-нравственный опыт детей, способствовать воспитанию личностной культуры, используя изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность, произведения искусства, музыки, литературы.
  • развивать любознательность, сообразительность, логическое мышление, стремление добиваться результатов.
  • интегрировать виды продуктивной деятельности; учить изображать по-разному одни и те же предметы и явления, используя различные изобразительные средства и материалы.
  • побуждать к экспериментированию, в ходе которого дети познают богатые изобразительные возможности используемых материалов.
  • развивать воображение, способность к пространственному, абстрактному, аналитическому, ассоциативному мышлению.
  • учить планировать деятельность, понимать несложные чертежи, строить схемы. моделировать , создавая несложные композиции. разнообразные сооружения, конструкции, поделки и пр.

Содержание:

Художественная деятельность

Побуждать интерес у детей к изобразительной деятельности, к образному отражению несложных предметов, понятных им явлений действительности. Давать представление о форме, величине, строении, оформлении  предметов, которые вызвали у ребят интерес и эмоциональный отклик. С помощью изобразительных средств упражнять в передаче относительного сходства, используя цвет как основной признак  в выделении главного в предмете.

Упражнять в изображении конкретных предметов исходя из обобщенных округлых форм и цветовых пятен, передавая характерные детали. Знакомить с расположением изображения на бумаге.

Развивать воображение, способствовать проявлению творчества, фантазии. Формировать интерес к цвету, форме, материалу, умение передавать форму как основу для построения изображения, видеть некоторые средства выразительности (цвет, ритм, объем). Способствовать интересу к изобразительным материалам, их свойствам. Побуждать к самостоятельности в продуктивной деятельности.

Рисование.

Упражнять в изобразительных навыках: ритмично наносить штрихи, мазки; проводить в разных направлениях прямые линии ( длинные, короткие, наклонные), пересекать их сочетать, изображать округлыми и прямоугольные формы.

Лепка.

Знакомить со свойствами глины, пластилина, упражнять в изобразительных навыках (скатывать в шарик, расплющивать, соединять в кольцо, делать углубления, защипывая края, соединять части, пользоваться стекой). Учить лепить не сложные предметы посуды, игрушки из нескольких частей конструктивным способом.

Аппликация.

Побуждать детей создавать образы, узоры из готовых элементов на разных геометрических фигурах и других формах. Через игры-фантазии давать представления о свойствах бумаги, технике обрывания, скатывания в комочки, наклеивания. Побуждать к совместной деятельности (цветной коврик, лоскутное одеяло и т.д.)

Конструирование
Рассматривать с детьми элементарные постройки, выделяя их частях. Учить рассказывать, из каких деталей построена  каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма. Способствовать овладению элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно друг к другу и на определенном расстоянии; создавать постройки с внутренними свободным пространством (будка, сарай, домик). Учить изменять постройки способом надстраивания (в высоту, длину, ширину), заменять детали, различать части построек по величине (большая- маленькая, высока- низкая,  длинная- короткая, узкая широкая). Развивать элементарные навыки пространственной ориентации (в, около, за, далеко, близко, и т.д.), умение соотносить нарисованные детали с реальными. учить строить элементарные постройки по рисунку чертежу; из кирпичика и кубика - стул, машину; из 5-6 одинаковых или чередующихся деталей -заборчики, башенки.
Развивать представления о форме, величине, цвете. Побуждать строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их. Побуждать к совместным играм. Учить сооружать постройки из песка и снега.

Образовательная область "Физическое развитие"

Работа в области физического развития осуществляется  в соответствии с парциальной программой Анисимовой М.С., Хабаровой. Т.В.

 Цель: приобретение опыта в следующих видах деятельности, двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладению подвижными играми с правилами, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становлению ценностей здорового образа жизни, овладение ее элементарными нормами и правилами.

Задачи:

1 Развитие у детей потребности в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

2. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними, содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.

3 Развивать умение одеваться и раздеваться при незначительной помощи. ухаживать за своими вещами. 

Содержание психолого-педагогической работы
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

   Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
    Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
     Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
      Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
   Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.  Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
    Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места;
    Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании.

Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
    Обучать хвату за перекладину во время лазанья.

Закреплять умение ползать.    

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.     Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.
   Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами.

Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
    Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ осуществляется в соответствии с парциальной программой Воронкевич  О. А. «Добро пожаловать в экологию!»

Цель: Развитие логического мышления детей, умение устанавливать простейшие причинно следственные связи, акктивизация словаря детей и развитие познавательных психологических процессов

Задачи : Расширять представления детей о растениях и животных
    Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).
    Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
     Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
     Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
   Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
 
Планируемые результаты освоения Программы

«Социально-коммуникативное развитие»

Проявляет интерес к сверстникам и взрослым, умеет налаживать с ними контакт, пользуясь речью. Объединяется со сверстниками в группу из двух-трёх человек для игр, выбирает роль в сюжетно-ролевой игре, взаимодействует со сверстниками в процессе игры. Адекватно реагирует на замечания и просьбы взрослого, на эмоции других людей. Называет воспитателя по имени и отчеству.

В основном соблюдает элементарные правила поведения в ДОО. При помощи взрослых соблюдает элементарные правила бережного отношения к природе и животным. На улице при содействии взрослого может показать элементарные знания правил дорожного движения.

Называет своё имя и возраст. В случае опасности просит о помощи взрослого.

 Знает:

 — о простейших правилах поведения во время еды;

 — о предметах личной гигиены (зубная щётка, полотенце, носовой платок, расчёска);

— о необходимости соблюдать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского сада, убирать после игры игрушки и строительный материал;

 — о некоторых профессиях, с которыми сталкивается в быту (воспитатель, врач, продавец);

— состав семьи;

 — виды транспорта, на которых ездит ребёнок и которые функционируют в данном населённом пункте.

Имеет представления:

— о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;

— о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, полицейский, пожарный, строитель, водитель, парикмахер) и результатах их трудовой деятельности;

 — об основных правилах гигиены в режиме дня;

— о себе, составе семьи;

— об элементарных правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в транспорте).

Может:

— аккуратно есть;

— самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться носовым платком, обращаться за необходимой помощью к взрослым;

— замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослых;

— выполнять элементарные поручения взрослых (убрать игрушки и строительный материал; разложить материалы к занятиям; помочь накрыть стол к обеду);

— назвать несколько профессий, с которыми сталкивался в быту;

— поддерживать порядок в игровом уголке.

«Познавательное развитие»

Знает:

— свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;

— части тела и лица (количество и название);

— названия детёнышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (медведь, волк, лиса, заяц) животных;

— названия двух деревьев и двух травянистых растений данной местности;

— основные детали одежды, мебели, посуды.

Имеет представления:

— обо всех временах года и их характерных особенностях;

— об основных домашних животных, диких зверях и птицах;

— о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;

Может:

— различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;

— различать основные цвета;

— различать эмоции человека;

— различать зверей и птиц;

— различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространённые в данной местности;

— пользоваться обобщёнными словами.

Различает понятия «один», «много», «по одному», «ни одного».  Группирует фигуры по одному признаку: по цвету, по форме, по величине. Находит лишний предмет, отличающийся только одним признаком от данных. Составляет из двух-трёх частей простые фигуры. Проявляет элементы творческого мышления: называет, на что похожа фигура, как можно поиграть предметом, составляет из фигур и палочек простые картинки.

«Речевое развитие»

Называет слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «кто это?», «что это?».

Называет слова, обозначающие признаки и качества предмета и отвечающие на вопросы «какой?», «какая?».

Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «что делает?», «что можно с ним делать?».

Употребляет обобщающие слова (одежда, игрушки).

Понимает противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять). Образовывает названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Согласовывает имена существительные и имена прилагательные в роде и числе.

Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Произносит звуки родного языка, чётко артикулирует их в звукосочетаниях и словах.

Отчётливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет короткий рассказ совместно со взрослым. Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки.

Составляет рассказы из своего личного опыта. Пользуется словами, обозначающими речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»).

Слушает сказки, рассказы, стихи. Следит за развитием действий. Повторяет запомнившиеся песенки, образные выражения.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развит  интерес у детей к изобразительной деятельности, к образному отражению несложных предметов, понятных им явлений действительности.

Дети имеют начальные  представления о форме, величине, строении, оформлении  предметов. Дети с помощью изобразительных средств передают  относительное сходство, используя цвет как основной признак  в выделении главного в предмете.

Дети  имеют первоначальные навыки в  изображении конкретных предметов исходя из обобщенных округлых форм и цветовых пятен, передавая характерные детали. Дети знакомы  с расположением изображения на бумаге.

У детей развито воображение, проявляется творчество, фантазия. У детей сформирован интерес к цвету, форме, материалу. У детей развито первоначальные умения передавать форму как основу для построения изображения, видеть некоторые средства выразительности (цвет, ритм, объем). Дети проявляют  интерес к изобразительным материалам, их свойствам.

Дети владеют  элементарными конструкторскими навыками, умеют создавать постройки с внутренним свободным пространством.

У детей развиты элементарные навыки пространственной ориентации. Дети умеют соотносить нарисованные детали с реальными, строить элементарные постройки по чертежу;  сооружать постройки из песка и снега. У детей развиты представления о форме, цвете, величине.

«Физическое развитие» »(в соответствии с парциальной программой Анисимовой М.С.

Умеет:

 — строится в круг, колонну, парами, находить свое место;

— бегать, не опуская головы.

Может:

-Ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди

-отбрасывать мяч. поражая вертикальные и горизонтальные цели

— ползать на четвереньках;

— лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке приставным шагом;

— катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м;

— метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Имеет представление о полезной и вредной пище.

Различает и называет органы чувств (глаза, рот, нос, уши), имеет представление об их роли в организме и о том, как беречь и ухаживать за ними

Модель соотношения образовательных программ по реализации задач образовательных областей.

Образовательные области

Программы

                      Обязательная часть

-Социально-коммуникативное развитие -познавательное развитие  (Ознакомление с окружающем миром)            

-речевое развитие

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2015 г, 3-е изд.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

(вариативная часть Программы)

Физическое развитие:

  • Физическая культура

Анисимова М.С., Хабарова.  Т.В. Двигательная деятельность детеймладшего дошкольного возраста. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016г.

Познавательное развитие:

  • Ознакомление с природой

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2018г.

Формы реализации вариативной части Программы

Программа

Образовательная область, раздел

Форма реализации

Анисимова М.С., Хабарова.  Т.В. Двигательная деятельность детеймладшего дошкольного возраста. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016г.

Физическое развитие

-Физическая культура

НОД

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2018г

Познавательное развитие:

Ознакомление с природой

НОД


Вариативная часть Программы, реализуемая в непрерывной образовательной деятельности:

Непрерывная образовательная деятельность

Недельная нагрузка

Процент от общей недельной нагрузки НОД

Ознакомление с природой

1раз в 2 недели не более 15минут  

   

5%

Физическая культура

3 раз в неделю не более 15 минут

30%

 

Формы взаимодействия с семьей:

Индивидуальные:

1.Индивидуальные консультации

2.Индивидуальные беседы

Групповые:

1.Родительские собрания

2.Совместные развлечения

Наглядно-информационные

1.Родительские уголки

2.Выставки (фото)

3.Буклеты памятки

4.Папки передвижки

Задачи взаимодействии с семьей

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2.Обеспечение информационно просвятительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической  позиции по отношению к собственному ребенку.

3.Повышение уровня компетентности родителей.

 Сетка совместной деятельности

Понедельник

КМДК

15.35

Вторник

Коммуникативная деятельность

15.35

Среда

Развлечение

15.35

Четверг

Познавательно исследовательская деятельность

15.35

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд

15.35

 План недельной образовательной программы

        Организованная образовательная деятельность

Кол-во

Физическая культура

3 раза в нед

Лепка/Аппликация

Рисование

1 раз в 2 нед

1 раз в нед

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в нед

Развитие речи/ Приобщение к художественной литературе

1 раз в 2 нед

Музыка

2 раза в нед

Ознакомление с окружающим миром / Ознакомление с природой 

1 раз в 2 нед

Формы, средства и способы  реализации Программы.

Виды детской деятельности

Формы активности ребёнка

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры. Театрализованные игры. Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.  Дидактические игры. Подвижные игры. Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, театрально-постановочные. Проектная деятельность.  Игровые упражнения. Ситуативное общение. Досуги и развлечения. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями.

Коммуникативная деятельность

(со взрослыми, сверстниками)

Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.). Театрализованные по сказкам.  Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом. Дидактические словесные (в том числе народные) игры. Проектная деятельность. Игровые упражнения. Беседы. Наблюдения. Ситуативное общение. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями.

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание, обследование, наблюдение. Решение занимательных задач, проблемных ситуаций. Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.). Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательной литературе и детских иллюстрированных энциклопедиях. Создание тематических альбомов. Оформление тематических выставок. Оформление уголка природы. Дидактические игры, развивающие игры. Сюжетно-ролевые игры.. Поисково-исследовательские проекты. Наблюдения. Конкурсы. Целевые прогулки (экскурсии, походы). Опыты. Экспериментирование. Проектная деятельность. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Восприятие литературных произведений с последующими:

— свободным общением на тему литературного произведения;

— решением проблемных ситуаций;

— дидактическими играми по литературному произведению;

— художественно-речевой деятельностью;

— придумыванием и рисованием собственных иллюстраций;

— просмотром мультфильмов;

— созданием этюдов, сценариев для театрализации;

— театрализованными играми;

— оформлением тематических выставок (например, «Сказки К.И. Чуковского» и др.).

Проектная деятельность. Игры. Игровые упражнения. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями.

Самообслуживание и элементарный труд

Проектная деятельность. Игры. Игровые упражнения. Беседы. Наблюдения. Трудовые поручения. Дежурства. Совместные формы труда (труд рядом, труд вместе, общий труд, коллективный труд). Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями.

Конструирование

Конструирование из строительного материала и деталей «конструктора»:

 — по образцу;

 — по условиям;

 — по замыслу.

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега). Игры. Игровые упражнения. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Рисование различными материалами, лепка из различных материалов, аппликация:

— по замыслу;

— на заданную тему.

Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.):

— украшения к праздникам;

— поделки для выставок детского творчества;

— подарки, сувениры;

Мастерская. Организация и оформление выставок. Проектная деятельность. Игры. Игровые упражнения. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями.

Двигательная деятельность

(овладение основными движениями)

Физические упражнения. Физминутки и динамические паузы. Гимнастика (утренняя, после дневного сна, дыхательная). Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Игры-имитации, хороводные игры. Народные подвижные игры. Пальчиковые игры. Спортивные упражнения: катание на санках, скольжение, катание на велосипеде. Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке. Игры. Игровые упражнения. Индивидуальная работа. Сотрудничество с семьями

Организационный раздел

Режим дня в младшей группе в соответствии с  ФГОС ДОна холодный период года

2022 – 2023 учебный год

Режимные моменты

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Приём, игры, самостоятельная деятельность

07.30 – 08.10

Утренняя гимнастика        

08.10– 08.20

Возвращение с прогулки

--------------

Подготовка к завтраку

08.20 – 08.25

Завтрак

08.25 – 08.50

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к непрерывной образовательной деятельности

08.50– 09.00

Непрерывная образовательная деятельность

09.00 – 09.15

09.25 – 09.40

Игры, самостоятельная деятельность, конструктивно-модельная, коммуникативная деятельность

-------------------

Второй завтрак

09.40 – 09.50

Подготовка к прогуле, прогулка (игры, самостоятельная деятельность, наблюдения)

09.50 - 11.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.30 – 11.40

Подготовка к обеду

11.40 – 11.45

Обед

11.45 – 12.10

Подготовка ко сну (чтение художественной литературы), сон

12.10– 15.10

Подъём, воздушно-водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.10 – 15.25

Подготовка к непрерывной образовательной деятельности

------------------

Непрерывная образовательная деятельность

------------------

Игровая, трудовая, кружковая, самостоятельная творческая деятельность (музыкальная, изобразительная, конструктивно-модельная и др.)

15.25 – 16.00

Подготовка к ужину

16.00 – 16.05

Ужин

16.05 – 16.25

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность, уход детей домой

16.25 – 18.00

* - на открытом воздухе в весенне-осенний период

Сетка непрерывной образовательной деятельности в младшей группе

на 2022-2023  учебный год

Младшая группа

Время

Понедельник

1. Познавательное

развитие.

Ознакомление с окружающим миром / Ознакомление с природой

2. Физическое развитие.

Физическая

культура

9.00-9.15

9.25-9.40

Вторник

1.Художественно-эстетическое развитие.

Лепка/

Аппликация

2. Художественно-эстетическое развитие

Музыка

9.00-9.15

9.25-9.40

Среда

1.Познавательное

развитие.

Формирование элементарных математических представлений

2. Физическое развитие.

Физическая культура

9.00-9.15

9.25-9.40

Четверг

1. Речевое развитие.

Развитие речи/ Приобщение к художественной литературе

2. Физическое развитие.

Физическая

культура

9.00-9.15

9.25-9.40

Пятница

1. Художественно-эстетическое развитие.

Рисование

2. Художественно-эстетическое развитие.

Музыка

9.00-9.15

9.25-9.40

Перспективный план работы с родителями в младшей группе

Тема родительских собраний на 2022-2023 учебный год

Месяц

Сентябрь

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Май

Итоговое родительское собрание на тему: « Какими мы стали»

 

Консультации для родителей на 2022-2023 учебный год

Октябрь

Консультация "Организация детского эксперементирования в домашних условиях"

Ноябрь

Консультация «Метод проектов в ДОУ как способ развития

познавательных интересов детей».

Декабрь

Консультация «Зачем читать детям книги?»

Январь

Консультация «Опыты со снегом"

Февраль

Консультация «Играя пальчиками, развиваем речь»

Март

Консультация «Физическое развитие как метод всестороннего развития ребенка"

 Апрель

Консультация «Как развивать коммуникативные навыки у детей младшего дошкольного возраста»

Май

Консультация «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшей группы

Предлагаю  вашему  вниманию  рабочую  программу  младшей  группы, построенной  по  принципу  основной  общеобразовательной  программы  дошко...

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"

Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием.   «Малютка»   МДОУ   Д/с  № 27 «Чеб...

Рабочая программа младшая группа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области  «Согласовано» Председатель методическ...

Рабочая программа младшая группа

разработана на  основе  программы  "Детство"...

Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...