Деловая игра "Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Детское экспериментирование влияет на развитие исследовательских способностей ребёнка. В условиях реализации ФГОС ДО поисково-исследовательской деятельности одна из важных задач современного образования. Знания, которые получают дети  в результате личного эксперимента, исследовательского опыта всегда интереснее и познавательнее, и с большим интересом воспринимаются детьми. То, что ребенок открыл собственным опытным путём ребенок не только запомнит, но и расскажет и покажет его своим сверстникам, родителям. А это будет способствовать развитию мыслительных, познавательных процессов у дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 27 «Петушок»

Деловая игра

«Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Петрова И.В.,

высшая квалификационная категория

Алтайский край

г. Камень- на -Оби

2024 г.

Цель: расширение знаний педагогов об организации детского экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

- расширить представления педагогов о различных методах  организации детского экспериментирования;

-способствовать развитию интереса педагогов к  детскому экспериментированию через практические умения;

- формировать умение у педагогов использовать методы, приемы  детского экспериментирования  в образовательном процессе с детьми.

Ход деловой игры:

-Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре. Работая в должности с воспитателя и выбирая направление своей работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно детское экспериментирование.  Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Детское экспериментирование  учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель. Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.

1. Что вы понимаете под термином «эксперимент»?

 Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».

Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение:

·        Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

·        Вообще опыт, попытка осуществить что-либо

  1.  Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

(Раздать разрезанные карточки.)

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне

исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих

организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной

деятельности детей в группах.

  1. Анализ и обобщение  экспериментирования.

3. Размышлялки

- Ответьте на вопросы:

  1.   Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

2. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

3. Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

4. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

5. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решенияразвивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

6. Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

7. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

8. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

9. Как необходимо выдвигать гипотезы?

(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)

  1. Узнай опыт по экспериментам.

А теперь следующее задание для наших команд  «Узнай  опыт по предметам» Каждой команде предлагается по несколько предметов для организации эксперимента (набор предметов выбирается с помощью жеребьёвки). Нужно подумать, какой опыт можно организовать и провести с их использованием, решить для какого возраста опыты. Сформулировать цель, составить план проведения и опыта и представить его педагогам.

1 команда:

Опыт 1. Стакан молока, стакан воды, камушки ,ракушки.

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с

водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баноч-

ке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода про-

зрачная». дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почемуих не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).

- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?» ( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Младший возраст:

Опыт 2.  Шарик, пластиковая бутылка.

Тема: «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.

2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.

3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.

4. Что заставило шарик надуться?

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

Средний возраст:

  Опыт 3. Тарелка с водой, магниты.

Старший возраст:

Тема: «Как достать скрепку из воды, не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Описание: Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как

детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что

магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь,

даже если они разделены с ним водой.

Опыт 4.

Оборудование: сода – 2 столовые ложки,- лимонная кислота -2 столовые ложки,- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

Опыт «Вулкан» подготовительная группа.

Опыт 5.  Семена фасоли. вода, сухие ватные диски.

Где прорастут семена? В воде-гниют,в сухих дисках- не прорастут,

Опыт 6  

Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)

Молодцы наши команды успешно справились с опытами.

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.         Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

 Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментируйте, изучайте, исследуйте вместе  с детьми!

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Эксперименты с красками,с различными источниками света и почвой, воздухом, водой и красками....

Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Эксперименты с красками,с различными источниками света и почвой, воздухом, водой и красками....

Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста ""

Юшкова Наталья АлександровнаМАДОУ «ДС №39 г. Челябинска»ВоспитательПлан проведения экспирементов в ДС...

Картотека игр - экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Использование картотеки поможет педагогам познакомить родителей с многообразием игр-экспериментов, способствующих развитию у детей познавательного интереса и воображения, а также формировать у родител...

Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста.

1.Тема и цель: "Рвем бумагу"Содержание и оборудование: дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию.2.Тема и цель: "Бумажные комочки" - познакомить де...

Опыты-эксперименты (для детей младшего дошкольного возраста)

Исследовательское поведения дошкольника – главный источник получение представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из о...

Картотека ЭКСПЕРИМЕНТОВ для детей младшего дошкольного возраста

Картотека ЭКСПЕРИМЕНТОВ для детей младшего дошкольного возраста...