«Организация методического кабинета»
методическая разработка
Современный педагог должен на высоком уровне ориентироваться в области дошкольного образования, владеть педагогическими технологиями, методиками, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Поэтому предъявляемые требования к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, одним из которых является качество работы методического кабинета. Как старший воспитатель, осуществляю функционирование методического кабинета, планирую, организую, координирую деятельность педагогических работников дошкольного учреждения.
Содержание методического кабинета ДОУ направлено на оказание помощи педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса, взаимодействия с родителями, социальными партерами; повышение педагогического мастерства, обеспечение непрерывного саморазвития, обобщение инновационного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_metodicheskogo_kabineta.docx | 916.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
«Организация методического кабинета»
Старший воспитатель
Петрова Ольга Васильевна
г. Лесосибирск 2024
Современный педагог должен на высоком уровне ориентироваться в области дошкольного образования, владеть педагогическими технологиями, методиками, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Поэтому предъявляемые требования к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, одним из которых является качество работы методического кабинета. Как старший воспитатель, осуществляю функционирование методического кабинета, планирую, организую, координирую деятельность педагогических работников дошкольного учреждения.
Содержание методического кабинета ДОУ направлено на оказание помощи педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса, взаимодействия с родителями, социальными партерами; повышение педагогического мастерства, обеспечение непрерывного саморазвития, обобщение инновационного педагогического опыта.
Методический кабинет ДОУ имеет удобный график работы. Соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Для обеспечения успешной и целенаправленной деятельности педагогов в методическом кабинете оборудование и оснащение продумано и систематизировано. Имеющийся книжный фонд учитывается. Все пособия и материалы подобраны в соответствии с ФГОС и ФОП ДО. На всю методическую и детскую литературу составлена картотека, позволяющая выбрать и подготовиться к педагогическому совету, образовательной деятельности, родительскому собранию, семинару, для самообразования и др.
Информация о воспитательно-образовательном процессе, мероприятиях городского, регионального, федерального уровнях, аттестации, курсах повышения квалификации, конкурсах, проектах доводиться до педагогов через оформление информационного стенда и обновление на нем. Презентация пополнения фондов методического кабинета осуществляется на педагогических совещаниях, организуются выставки с рекомендациями по их применению.
Оборудование кабинета. Методический кабинет оснащен: шкафами для хранения и расположения методических материалов, письменными столами, стульями, оргтехникой.
Рабочее место старшего воспитателя – оснащено столом, персональным компьютером, так как деятельность предполагает большого объема методической документации, работа с сайтом, электронной почтой ДОУ, позволяющие оптимизировать управленческие процессы, образовательную и методическую деятельность.
Место для индивидуальной и подгрупповой деятельности педагогов: для индивидуальной и групповой работы имеются ноутбуки, сканер-принтер, что необходимо для организации работы воспитателя с материалами библиотеки, создание презентаций, работа с личными сайтами, индивидуальных консультаций для педагогов, проводимых старшим воспитателем; работы творческих групп.
В Кабинете обеспечен доступ к Интернет-ресурсам, что позволяет педагогам использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы. Созданы условия для прохождения педагогических работников процедуры аттестации в установленном порядке.
Для организации коллективной работы (педсоветов, семинаров, городских методический объединений, конференций) используется музыкальный зал. В котором имеются технические средства (музыкальный центр, проектор, ноутбук, обеспечен доступ к интернету), что позволяет проводить различного уровня мероприятия.
В методическом кабинете материал представлен следующими разделами:
1. Нормативные документы.
2. Учебно-методическое обеспечение.
3. Наглядно-иллюстративные материалы.
4. Литература педагогическая и детская, периодические издания.
5. Выставки.
6. Документация по содержанию деятельности ДОУ.
Нормативные документы. В методическом кабинете находятся дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми.
Локальныеакты регламентирующие деятельность ДОУ: «Положение о педагогическом совете», «Положение о родительском комитете», «Положение о проведение самообследования», «Положение о контроле ДО», «Положение о порядке проведения аттестации» и др.
Учебно-методическое обеспечение.
Включает: методические пособия в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, УМК по ОП ДО, региональному компоненту; рекомендации, опыт работы, сценарные разработки образовательной деятельности и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах.
Главным документом является образовательная программа ДОУ. Поэтому все материалы отражают специфику программы, в содержание входят рекомендации по каждому разделу программы, опыт работы, перспективные планы и т.д.
Документация по содержанию работы ДОУ строится на основании номенклатуры дел методического кабинета, материалы систематизированы и распределены по разделам:
- Годовой план.
- Образовательная программа дошкольного образования.
- Материалы по региональному компоненту.
- Материалы и протоколы педсоветов.
- Материалы и протоколы общих родительских собраний.
- Материалы заседаний, документация, протоколы ППк.
- Портфолио педагогов.
- Материалы по аттестации.
- Материалы консультационного пункта.
- План работы старшего воспитателя.
- Материалы городских методических объединений, консультаций, семинаров, открытых мероприятий, опыт работы по теме самообразования.
- Материалы оперативного, тематического и итогового контроля.
- Материалы по мониторингу.
- Материалы по взаимодействию с социальными партнерами: родителями, школой, музыкальной школой, библиотекой, музеем, выставочным залом.
- Материалы по наградным.
- Отчеты и запросы.
Наглядно-иллюстративные материалы располагаются по разделам и по видам, на стеллажной и передвижной полках, что позволяет учитывать принцип мобильности, доступности и многофункциональности в работе методического кабинета. Наглядно-демонстрационный материал по темам недели ОП ДО (игры, картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации; игрушки и игровые материалы для творческих игр; предметы народного декоративно-прикладного искусства, счетный материал и др.).
Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно-гигиенических требований часть наглядного материала (игрушки, костюмы, музыкальные инструменты, оформление к праздникам) рассредоточены по кабинетам специалистов, костюмерной. Составлена картотека с аннотацией, где располагается материал.
Материалы по региональному компоненту находятся методическом кабинете, в пространствах: «Культурное детство», «Предприимчивое детство», в которых сосредоточены основные фонды по изучению родного края, города, его особенностей, истории, культуры и традиций. Всё распределено по блокам, в соответствии с тематикой, назначением, задачами по разделам, экспозициям: «Лесосибирск – мой любимый город», «Люди разных профессий», «Флора и фауна Лесосибирска», «Культурное наследие». Размещены материалы по организации деятельности на видовых точках экологической тропы: «Бабушкин дворик»; «Чудесный огород»; «Зеленая аптека»; «Птичий дворик»; «Березовая аллея»; «Зеленые иголочки». Данный материал используется в соответствии с планом работы возрастных групп.
Технические средства обучения:
- оргтехника: компьютер, принтер, сканер, музыкальный центр, проектор, видеокамера, фотоаппарат, переносная колонка, микрофоны, ламинатор;
- видеотека: включает учебно-методические и научно-популярные фильмы для детей, используемые воспитателями при организации педагогического процесса; видеоматериалы, созданные сотрудниками ДОУ, детские праздники, открытые мероприятия;
- аудиотека: сборники детских песен, сказок, серия звуков природы.
Книжный фонд ДОУ условно разделен на книги для педагогов (методическая и справочная литература), книги для детей и периодические издания. В методическом кабинете ведется учет книжного фонда, для которого составлена картотека и книжные разделители.
Методическая и справочная: распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам образовательной программы ДО, парциальных программ, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.
Содержание воспитания составляет специальный раздел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу составляют: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.
В ДОУ накоплен большой информационный материал для педагогического просвещения родителей (рекомендации, памятки советы). Размещается на информационных стендах коридоров и в группах ДОУ. Это не только теоретический материал, но и практический.
В библиотечку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные образовательной программой ДО, учитывается региональный компонент. Это произведения писателей поэтов г. Лесосибирска, Красноярского края. Книги хранятся в папках в алфавитном порядке (по фамилиям авторов), а также подобраны по тематике: малые фольклорные жанры, познавательная литература, народные промыслы.
В методическом кабинете систематически организуются выставки, которые могут быть постоянно действующими и эпизодическими.
- «Готовимся к педсовету, семинару» - размещается материал, связанный с данной проблематикой: опыт работы педагогов ДОУ, картотеки, методическая литература, интернет-источники, рекомендации, наглядный материал, (перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, видеоматериалы).
- «Мастерилка» (материал для детского художественного творчества, пособия и дидактические игры).
- «Это интересно» - опыт работы по теме недели, который можно использовать в воспитательно-образовательном процессе, педагоги обмениваются своими наработками (картотеки, сценарные разработки, презентации и др.).
- Полка «Материалы-помощники» - где даны рекомендации по подготовке к написанию статьи, созданию презентации, оформлению конспектов, сценариев, протоколов родительских собраний, создание интерактивных игр.
Достижения ДОУ где хранятся грамоты, сертификаты воспитанников, педагогов, учреждения; публикуемые статьи в городской газете «Заря Енисея».
В соответствии с поставленными задачами, как старший воспитатель, осуществляю деятельность в методическом кабинете по четырём ведущим направлениям:
Научно-методическая деятельность:
1. Выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
2. Выявление затруднений методического характера в образовательном процессе, рекомендации по их устранению.
3. Создание системы непрерывного образования педагогов через проведение лекций, семинаров, организации курсов по вопросам использования, в воспитательно-образовательном процессе, современных средств обучения и воспитания, применения информационных технологий.
4. Адаптация и внедрение новых программ, инновационных педагогических технологий в связи с обновлением содержания дошкольного образования.
5. Делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развития учреждения.
6. Организация процессов аттестации педагогических работников ДОУ.
7. Аналитико-обобщающая, прогностическая деятельность образовательного учреждения, выявление наиболее значимых проблем, нахождение эффективных путей решения.
8. Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Информационно-методическая деятельность:
1. Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации.
2. Обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.
3. Содействие повышению квалификации и профессионального мастерства педагогических работников.
4. Формирование фонда обучающих видеофильмов и других аудиовизуальных средств обучения, по образовательным областям для проведения образовательной деятельности.
5. Создание электронных библиотек, учебных материалов и обеспечение доступа к ним.
6. Обеспечение фондов учебно-методической литературы.
Организационно-методическая деятельность:
1. Осуществление информационной, научно-методической и педагогической поддержки творческих поисков педагогов.
2. Подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства.
3. Оснащение методического кабинета современным оборудованием, наглядными пособиями, методической литературой, техническими средствами обучения.
4. Построение образовательного пространства ДОУ.
5. Организация тематических выставок по задачам годового плана, темам педагогических советов, новинкам литературы, творческих находок.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
7. Установление и регулирование связи ДОУ с различными образовательными и культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями.
8. Обобщение передового педагогического опыта педагогов и стимулирование профессионального развития посредством распространения (публикации, представление опыта на стажёрских площадках, ГМО, конференциях и др.).
9. Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров.
10. Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов ДОУ, оказание информационно-методической помощи в системе непрерывного образования.
11. Составление аннотаций по использованию материалов.
12. Разработка и оформление методических мероприятий в помощь воспитателям.
Диагностическая деятельность:
1. Осуществление контроля и анализ состояния воспитательно-образовательного процесса. Оценка результативности в ДОУ.
2. Изучение и анализ результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования.
3. Самообследование деятельности ДОУ за год.
4. Изучение, подбор и разработка материалов по диагностике деятельности педагогов и детей.
5. Изучение индивидуальных особенностей детей в процессе развития.
6. Комплексное оценивание педагогической деятельности, самодиагностика педагогов, выявление затруднений, потребностей.
7. Анкетирование родителей «Удовлетворенность деятельностью учреждения».
Весь материал в методическом кабинете важно не только подобрать и правильно разместить, а проанализировать его востребованность и применение в педагогической деятельности. Для этого используется журнал выдачи методических пособий, литературы.
В конце учебного года заполняется анкета. Все рекомендации по организации работы методического кабинета, его содержания учитываться в новом учебном году.
1. Как часто Вы пользуетесь материалами методического кабинета?
- часто;
- редко;
- не пользуюсь.
2. Удобно ли расположен материал (литература, пособия)?
- трудно найти сразу;
- удобно.
3. Материалами, каких разделов Вы пользуетесь чаще?
4. По каким разделам требуется дополнительный материал?
5. Удобен ли для Вас график работы кабинета?
6. Чтобы Вы изменили в размещении материалов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация методического кабинета в ДОУ
Для повышения эффективности работы воспитателей очень важна четкая организация методического кабинета как центра всей педагогической деятельности детского. Своим опытом оформления методического...
Современные подходы к организации методического кабинета
содержание методического кабинета...
Современные подходы к организации методического кабинета
Современные подходы к организации методического кабинета...
Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ
Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...
Организация методического кабинета в ДОО.
В статье подробно представлена организация методического кабинета в дошкольной образовательной организации....
Организация методического кабинета ДОУ
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. и презентация к теме....
Организация методического кабинета
Как организовать методический кабинет в ДОУ...