РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ «Трудовое воспитание дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Шершнева Евгения Олеговна

Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа: Подготовка презентации слайдов «Цели и задачи трудового воспитания в ДОУ», подготовка памятки для родителей.

Материалы: Наборы слов для составления пословиц, картинки персонажей к сказкам «Морозко», «Маша и медведь», «Колобок», «Двенадцать месяцев», «Мужик и медведь», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Петушок и бобовое зернышко», «Федорино горе», карточки для составления план – схемы о профессии, предметные и сюжетные картинки о самых разных профессиях.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Знакомство с целями, задачами по трудовому воспитанию в ДОУ и видами труда (просмотр слайд - шоу).

3. Предложить памятки по трудовому воспитанию.

4. Заключительная часть. Домашнее задание: Работа над книгой «Все работы хороши»

5. Подведение итогов. Принятие решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch_trudovoe_vospitanie.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 196»

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

 «Трудовое воспитание дошкольников»

Подготовил:

воспитатель высшей кв. категории

 Шершнева Е.О. 

Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа: Подготовка презентации слайдов «Цели и задачи трудового воспитания в ДОУ», подготовка памятки для родителей.

Материалы: Наборы слов для составления пословиц, картинки персонажей к сказкам «Морозко», «Маша и медведь», «Колобок», «Двенадцать месяцев», «Мужик и медведь», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Петушок и бобовое зернышко», «Федорино горе», карточки для составления план – схемы о профессии, предметные и сюжетные картинки о самых разных профессиях.

План проведения: 

1. Вступительная часть.

2. Знакомство с целями, задачами по трудовому воспитанию в ДОУ и видами труда (просмотр слайд - шоу).

3. Предложить памятки по трудовому воспитанию.

4. Заключительная часть. Домашнее задание: Работа над книгой «Все работы хороши»

5. Подведение итогов. Принятие решения.

Ход собрания.

Вступительная часть

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время быть с нами.

Начинаем родительское собрание, а начать хочется со слов:

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.

Сегодня нам предстоит обсудить вопрос «Как вырастить ребёнка трудолюбивым?»

Труд - является основным видом деятельности человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.

Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых, включения ребёнка в посильную трудовую деятельность и такой организации деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

Основная Образовательная Программа детского сада, рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимание, сообразительности, творческого воображения, умение планировать свою работу.

Труд позволят сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формируют умение учиться. А чтобы ребенок научился трудиться, особое внимание уделяется принципу «сам». Ведь научиться чему- либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности.

Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи "сам».

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОВЫРАЖЕНИЕ

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

САМ САМОКОНТРОЛЬ

САМООЦЕНКА

САМООБУЧЕНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ

Показ презентации:

Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду.

Задачи: формирование предпосылок трудовой деятельности воспитание личности ребенка воспитание положительного отношения к труду взрослых Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. (Просмотр слайдов).

Воспитатель: Уважаемые родители, предлагаю вам игру.

1.Вопрос «Как в своей семье вы учите детей трудиться?». Рассказы родителей. Обмен опытом.

2. Задание. Из набора слов составьте пословицы о труде. Прочитайте.

• Над чем постараешься, тому и порадуешься.

• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

• Не стыдись не знать, стыдись не научиться.

• Делай хорошо, а плохо и само получится.

• Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.

• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

• Не говори, что делал, а говори что сделал.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

• Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

• Есть терпение, будет и умение.

3. Задание. Перед вами герои сказок. Какие трудовые обязанности или поручения были у героев сказок?

4. Задание. «Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять?»

Перечень поручений:

- Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

- Наводить порядок на своем столе и в своей комнате. Убирать игрушки.

- Убирать свою постель.

- Заботиться о младшем брате или сестре.

- Стирать свои мелкие вещи.

- Мыть чайную посуду.

- Следить за чистотой обуви.

- Выносить мусор.

- Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

- Ухаживать за растениями

- Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)

- Накрывать на стол и убирать со стола

- Подклеивать книги, коробки для настольных игр

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

  • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
  • труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
  • ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.

2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, в уголке природы.

3. Коллективный труд.

Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.

Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.

Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль , мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Труд в природе. Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других

Задачи трудового воспитания следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых.
2. Воспитание желания и умения трудиться.
3. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
4. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.


Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых.

Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Наша задача - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений. Другими словами - формировать положительное отношение к труду.

И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Но, однако, нужно признать, что последнее время трудовое воспитание в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье.

Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд.

Важная задача — приобщать детей к посильной для них трудовой деятельности.

Важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Систематическое включение к трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания повышает уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Уже в группах раннего возраста создаются уголки природы, в которых ребята, наблюдая за растениями, помогают за ними ухаживать, поливают растения, выполняют другие поручения воспитателя.

Обучение труду должно происходить не только в семье, но и в детском саду. И сейчас я кратко представлю вам нашу трудовую деятельность по каждому виду.

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой.

Ребенок помогает наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, в детском саду дошкольники трудятся коллективно, что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу.

Родителям дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем менее труд  должен связываться с игрой.

Дети, не привыкшие к труду, не знают, чем заняться. Отсюда склонность к праздности и леность.

Всякий труд требует от ребенка некоторых усилий, преодоления трудностей, эти усилия должны быть посильными, не вызывать переутомления,

Трудовые обязанности по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин

Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду.

Вывод:

Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод:

трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Физическое воспитание дошкольника"

Родительское собрание в детском саду для родителей воспитанников средней и старшей группы. В данном конспекте отражены аспекты организации режима дня дошкольника. В  материале содержатся полные в...

Родительское собрание "Экологическое воспитание дошкольников"

Обрание с родителями детей подготовительной группы...

Родительское собрание "Правовое воспитание дошкольников"

материал для родительского собрания по правовому воспитанию...

Родительское собрание НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.Умение п...

Родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольника в современной семье»

laquo;Экологическое воспитание дошкольника в современной семье»С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошк...