Рабочая программа музыкального руководителя
рабочая программа

Гурская Наталья Георгиевна

рабочая программа музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.odt77.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад №322 «Морозко»________________________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Принято с учетом мнения                                                           Утверждено:

Совета педагогов                                                                            К.А.Мухаматгалеева____________              

Протокол №1                                                                                   «2»сентября 2024г.

От «2» сентября 2024г.

Рабочая программа музыкального руководителя МОДОУ№ 322

по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

на 2023-2024 учебный год для детей дошкольного возраста

(3-7 лет)

                                                                                  Составитель:

                                                             Гурская Наталья Георгиевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории;

г. Красноярск

Разделы программы

Содержание

Стр.

I.Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

4

1.2.        Планируемые результаты        освоения Программы

4

II.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребѐнка в области музыкального развития, с учетом используемых вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

6

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

7

2.3.Способы        и        направления        поддержки детской инициативы

9

2.4.        Особенности        взаимодействия        с семьями воспитанников

10

2.5.        Иные        характеристики        содержания Программы

11

III.Организационный раздел

3.1.        Описание        материально-технического обеспечения образовательной Программы

12

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

12

3.3. Распорядок и/или режим дня

12

3.3.1.        Организация        образовательной деятельности

13

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

17

  1. Целевой раздел

   

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа образовательной деятельности общеразвивающей направленности на 2024-2025 год (далее- Рабочая программа ) разработана в соответствии с адаптированной  образовательной  программой дошкольного образования    дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 322 «Морозко», ФАОП ДО, в соответствии Уставом ДОУ, требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155).

Рабочая программа предназначена для детей 3-7 лет, составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляют систему, рассчитанную на один учебный год, что соответствует комплексно- тематическому планированию Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. А также программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, Программы «Синтез» К.В.Тарасовой и Т.Г. Рубан;

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

  1. 1. Цели и задачи реализации Программы

        Целью реализации Программы является: развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей.

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется реализация Программы.

Задачи реализации Программы:

      Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

       Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

           

Приобщить к музыкальному искусству; формировать основы музыкальной культуры; знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

          Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этой деятельности; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том             числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  •  формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • формирование у детей предпосылок к становлению основ гражданственности и патриотизма, на основе приобщения к национальным и социокультурным ценностям Красноярского края, города Красноярска.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы Принципы к формированию Программы:
  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. принцип комплексно - тематического планирования;
  3. поддержка инициативы, формирование познавательных интересов  и познавательных действий ребенка в процессе организации музыкальной деятельности;
  4. сотрудничество с семьей по вопросам музыкального воспитания;
  5. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  6. учет этнокультурной ситуации развития детей.
  7. принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
  8. принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем
  1. Подходы к формированию программы:

Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «… процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский).        Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным        образом        происходит        за        счет        его        личностного        развития.        В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а поэтому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по  Л.С. ВыготскомуА.Н. Леонтьеву, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконину, А.В. Запорожцу).

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, А.В. Запорожцу, В.В. Давыдову).

Полихудожественный подход связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.

  1. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития дошкольного возраста (см.

Приложение 1)

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

К целевым ориентирам Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;

ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкальной деятельности;

ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в действии;

у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской музыкально-художественной деятельности;

Планируемые  результаты  освоения  Программы  по  возрастам    (см.

  1. Приложение 2).

II.Содержательный раздел

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в области музыкального развития, с учетом используемых вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство, ритмика, музыкально-театрализованная деятельность, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • восприятие музыкальных произведений (слушание);
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения;
  • игра на детских музыкальных инструментах.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

«Музыкальные шедевры» О.П. Радынова, М.: «Издательство Гном и Д», 2000г.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика (программа по ритмической пластике для детей). - С-П, 2000г.

О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997г.

  • Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика- синтез, 2001.
  • Петрова В.А. Музыка малышам (1-3 года). М., 2001.
  • А.Н.Зимина. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г.
  • Н.А.Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду // Москва, «Просвещение», 1981г.
  • Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ - 3 –е изд., стереотип. – М.: Издат.центр «Академия», 200-.

– 240с.

  • Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши! Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001,

О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.

«Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.

Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995. Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки.  Пятый год жизни. – М.: Центр

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Детская деятельность в образовательном процессе

Деятельность

Виды деятельности

Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инструментальное): пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Творчество(вокальное, инструментальное): пение, музыкально – ритмические движения, музыкально – игровая деятельность, игра на  музыкальных инструментах.

 Слушание. Исполнение.        Импровизация. Экспериментирование. Музыкально – дидактические игры.

Раздел (направление) музыкальной деятельности

Содержание деятельности

Восприятие музыкальных произведений (слушание)

-ознакомление        с        музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности        формирование музыкального вкуса.

Пение

-формирование у детей певческих умений  и навыков;

-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Музыкально-ритмические движения

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и  в связи с этим ритмичности движений;

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности,                        развитие пространственных        и        временных ориентировок;

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

-развитие        художественно-творческих способностей.

Игра        на        детских        музыкальных инструментах

  • совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
  • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
  • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
  • развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Конкретизация        содержания        деятельности покаждому направлению по возрастам (см. Приложение 3)

Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность состоят из трех частей:

Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

 Цель — настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

  1. Основная часть. Слушание музыки. Цель — приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель — развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть непосредственно образовательной деятельности включаются музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

  1. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.

На занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка, а также могут использоваться коллективные и индивидуальные методы обучения.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы.

В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
  • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  • своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • «дозировать» помощь детям (если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае);поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы;
  • создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; опираться на их желание во время занятий; включать музыку;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
  • поощрять занятия музыкальной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка; отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьёй и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью необходимо знакомить родителей   с   динамикой   развития   музыкальных   способностей   детей, с достижениями в

области        музыкального        развития,        с        репертуаром, осваиваемым детьми в ДОУ (по желанию родителей).

  1. Формы взаимодействия с семьёй ребёнка:

1.Индивидуальные беседы с родителями.

2.Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

3.Выступление на родительских собраниях ДОУ с докладами о музыкальном образовании детей.

4.Открытые музыкальные занятия для родителей (с последующим обсуждением).

5.Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей.

6.Анкетирование. Опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье.

7.Занятия-практикумы для родителей, с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми.

Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

  1. Иные характеристики содержания Программы

Программа обеспечивает учет условий, в которых осуществляется образовательная деятельность:

национально-культурные:

  • общечеловеческие ценности (любовь, доброта, дружба);
  • национальные традиции (соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем;

и климатические.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • «Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (физкультурно-оздоровительные технологии).
  • «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.
  • «Познавательное развитие» - расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, развитие познавательно – исследовательской деятельности через исследования свойств музыки окружающего мира.
  • «Художественно – эстетическое развитие» - использование средств продуктивных  видов  деятельности  для  обогащения  содержания   области

«Музыка», закрепления результатов восприятия музыки.

  • «Физическое развитие» - использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
  • «Речевое развитие» - использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности ребенка: наряду с обучением различным видам музыкальной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию музыкальных способностей (общих и специальных, творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов), воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ музыкального искусства.

  1. III. Организационный раздел

Музыкальный репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий.

  1. Описание материально-технического обеспечения

Программы.

В детском саду созданы все условия для развития ребенка- дошкольника. Состояние материально - технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.

  • Музыкальный зал
  • Музыкальный центр в группе

  1.   Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (см. Приложение 4)

4.1Распорядок ,или режим дня.

  Правильный распорядок дня -это продолжительность и чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Основой здорового образа жизни и полноценного развития детей в ДОУ является режим дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.

  1. 3.3.1. Организация музыкальной деятельности.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий эмоциональный фон

8:00–8:30

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный

Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная деятельность

Содержание деятельности педагога

Активная

Познание; игровая;

музыкально-художественная; двигательная; коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки,        ее        образно- эмоциональное содержание, средства                выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая; познание; продуктивная;

восприятие художественной литературы; коммуникативная

Педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит  негромко,  как бы на втором плане.

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы организованной музыкальной образовательной деятельности

Форма музыкальной деятельности

2 мл. группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов. Группа

Организованная образовательная деятельность эстетической направленности

Продолжтельность

в неделю

в год

Продолжи- тельность

в неделю

в год

Продолжи- тельность

в неделю

в год

Продолжительность

в неделю

15

2

72

20

2

72

25

2

72

30

2

Праздники и развлечения

25-30

30-35

35-40

40-45

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

1.Музыкальные занятия;

2.Использование музыки в повседневной жизни ДОУ:

  • пение песен;
  • слушание музыки;
  • танцевальные и игровые паузы;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • музыкальные и хороводные игры;
  • театрализованные игры;
  • танцевальная импровизация;
  • народные, хороводные игры;
  • ритмические игры;
  • музыкотерапия;
  • хореография;
  • просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;
  • совместные подвижные, хороводные, народные игры:
  • встреча с интересными гостями;
  • просмотр видеофильмов, слайдов;
  • самостоятельная досуговая деятельность;
  • слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов;
  • музыкальные подвижные игры;
  • интегративная детская деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • музыкально-художественная        деятельность        (в        разных        видах самостоятельной детской деятельности);
  • создание соответствующей предметно-развивающей среды;
  • музыкальные сюжетные игры.

3. Праздники и развлечения; 4. Итоговое мероприятие;

5. Музыкальное образование в семье.

Каждая из этих форм обладает своей спецификой.

 Продолжительность НОД:

Во 2-ой младшей группе (дети от 3 до 4 лет) - 15 минут;

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) – 20 минут;

В старшей группе (дети от 5 до 6 лет) – 20-25 минут;

В подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) – 30-35 минут.

Учебный год составляет 32 учебные недели (с 01.09 по 25.05). С 09 по 15 января – каникулярная неделя.

  1. Комплексно-тематический план (см. Приложение 5).

Модель организации двигательной деятельности в ДОУ

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни:

-Другие занятия

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

  • рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

-Игры, хороводы

  • Празднование дней рождения

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

  • на музыкальных занятиях;
  • на других занятиях
  • во время умывания
  • на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
  • во время прогулки (в теплое время)
  • в сюжетно-ролевых играх
  • перед дневным сном
  • при пробуждении
  • на праздниках и развлечениях

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья; для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки

и т.д.). Создание для детей игровых творческих ситуаций

(сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Экспериментирова ние

со звуками,

Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты

родителей для детей, совместные выступления

детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр)

Создание наглядно- педагогической пропаганды

для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки).

Посещения детских музыкальных театров

используя музыкальные игрушки

и шумовые инструменты Игры в

«праздники»,

«концерт» Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей:

-песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкально- дидактические игры

3.4.Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Особенности организации предметно-развивающей среды в музыкальном зале детского сада в том, что среда должна стимулировать музыкальную активность детей, присущее им желание совершенствоваться  в приобретенных музыкально-ритмических и танцевальных навыках, пении, игре на музыкальных инструментах, познавать, побуждать применять свое умение в играх и самостоятельной деятельности. В ходе игр, в том числе игровых упражнений, дети должны иметь возможность использовать музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты игровые атрибуты и т.п.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика особенностей музыкального развития

детей 2 младшей группы (3-4 лет), задачи музыкальной образовательной деятельности

    В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения.

      На четвертом году жизни у детей появляется дифференцированное восприятие музыки. У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых поется в песне, они чувствуют радость при исполнении веселого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колыбельной. Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры.    Совершенствуются    музыкально-сенсорные    способности, которые проявляются при восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2-3 детских музыкальных инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и восьмые).

   Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание в его первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется протяжность звучания. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар отличается доступностью текста и мелодии. Проводится работа над правильным произношением слов. Малыши осваивают простейший ритмический рисунок мелодии. Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей этого возраста (ре1 — ля1).

   Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.

   Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической  деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену динамики. Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях используют предметы: погремушки, флажки, платочки. Они более самостоятельны в свободной пляске.

 На музыкальных занятиях уделяется внимание игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

 Задачи: воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, замечать изменения в звучании; поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра; учить различать звуки по высоте (в пределах октавы, септимы); тембр 2—3 музыкальных инструментов, передавать разный ритм (шаг и бег), узнавать знакомые песни и пьесы, уметь вслушиваться при исполнении песни, точно ее воспроизводить, формировать протяжность звучания, навык коллективного пения, развивать согласованность движений с музыкой на основе освоения детьми несложных гимнастических, танцевальных, образных движений.

Характеристика особенностей музыкального развития детей

средней группы (4-5 лет), задачи музыкальной образовательной деятельности

Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на содержание музыкального произведения.

    Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыку веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; наличие в пьесе двух частей (одна быстрая, а другая медленная); на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

    Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1 — си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.

   Движения  ребенка  недостаточно скоординированы, он еще не в полной  мере овладел навыками свободной ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.

Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих  играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне.

Задачи: Воспитывать    слушательскую  культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. Воспитывать интерес к музыке, отзывчивость, развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. Развивать музыкальный слух – интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки: естественное звучание певческого голоса, без крика. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных  инструментах. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях; стимулировать желание ребенка заниматься музыкальной деятельностью.

 

Характеристика особенностей музыкального развития детей

старшей группы (5-6 лет), задачи музыкальной образовательной деятельности

        На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным замятиям. Они не только предпочитают тот   или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у них появляются любимые песни, игры, пляски.

     Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений: «Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня. «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно»,— говорит ребенок. На основе опыта слушания музыки ребята способны к некоторым обобщениям. Так, о музыкальном вступлении они говорят: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь, не начали танцевать».

   Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре1 — си1, хотя у отдельных детей хорошо звучит до2.

Задачи: Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки; накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности; развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Развивать певческие умения - правильное звукообразование, чистоту интонации; формировать танцевальные исполнительские навыки, выразительность ритмических движений под музыку; стимулировать освоение умений приемов игры на детских музыкальных инструментах. Развивать творческую активность, стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации попевок, плясовых движений, инсценировок. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Характеристика особенностей музыкального развития детей подготовительной к школе группы (6-7 лет), задачи музыкальной деятельности.

         На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6—7 лет могут не только ответить на вопрос, но и самостоятел-ьно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке.

         Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Благодаря этому дети действуют в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.

         Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, в связи с чем, охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а диапазон постепенно расширялся — ре1 – до2.  В певческих голосах семилеток проявляются напевность и звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор звучит еще недостаточно устойчиво и стройно.

      Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст. Они овладевают основными движениями (ходьбой, бегом, прыжками), выполняемыми под музыку, элементами народных плясок, простейшими движениями бального танца, умело ориентируются в пространстве при перестроении в танцах, хороводах.

        Уровень развития музыкального восприятия позволяет ребенку выразительно, ритмично передавать характер музыки, отметить в движении некоторые ее выразительные средства, изменить характер движений в соответствии с формой произведения, его частями, предложениями, фразами. Дети инсценируют в движении песни, варьируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы.

        В этом возрасте ребенок легко овладевает приемами игры не только на ударных, но и на клавишных (металлофоны, баяны), духовых (триола) и струнных (цитра) инструментах, они играют по одному, небольшими группами и всем коллективом.

 Задачи:  Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.  Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. Развивать умения чистоты интонирования в пении, учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп; петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкальных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, исправлять ошибки в пении. Формировать танцевальные исполнительские навыки, выразительность ритмических движений под музыку. Стимулировать самостоятельную деятельность по сочинению танцев, игр, оркестровок. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

 

 

 

                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2

               Планируемые результаты освоения программы:

  Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения раннего возраста ребенка.

         Целевые ориентиры музыкального образования детей 4-5го года жизни при реализации Программы:

- проявляет интерес к песням и сказкам, эмоционально откликается на музыкальные произведения;

- подражает  эмоциям взрослых и детей,  проявляет  радость и эмоциональный комфорт от музыкально-ритмической  активности; проявляет сочувствие   к   близким   людям,   привлекательным   персонажам;

- умеет воспринимать и передавать выразительные игровые и музыкальные образы в пении, музыкально – ритмических  движениях, а также игре на музыкальных инструментах;

- радуется, когда звучит веселая музыка; с удовольствием  двигается под неё; может  импровизированно двигаться в различных образах :(зайчик, мишка, ветерок, мячик  и.т.д.);

- узнает знакомые мелодии и прислушивается к незнакомым;

-  отличает музыку контрастного темпа, динамики, может отражать это в своем движении (ходить, прыгать, бегать – остановиться);

- любит слушать песенки в исполнении педагога и с удовольствием подпевает в песне музыкальные фразы, хлопает в ладоши;

- повторяет простейшие ритмы с речевой поддержкой;

- проявляет сформированность  двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

 -  проявляет активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности, импровизации.

Целевые ориентиры музыкального образования детей 6-го  года жизни при реализации Программы:

- контролируют слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

- следят за развитием сюжета в музыкальных играх с пением, движением (2-3 куплета), выполняют все правила;

- передают  выразительные игровые и музыкальные образы в пении, музыкально – ритмических  движениях, а также игре на музыкальных инструментах, исполняя в детском оркестре несложное жанровое произведение.

-  проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям.

-  слушают внимательно и заинтересованно  незнакомое произведение  продолжительностью 20 - 30 секунд;

- Согласуют движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняют более сложные по координации  ритмические движения, могут исполнять различные элементы народных и современных танцев («ковырялочка»,  «присядка», «приставной шаг» и др.)

- выполняют движения с различными атрибутами, ориентируясь  на схему танца в пространстве, по показу взрослого.     -  проявляет активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности, импровизации.

Целевые ориентиры музыкального образования детей 7-го  года жизни при реализации Программы:

-проявление инициативы, самостоятельности и творчества в различных видах музыкальной деятельности;

-обладание установкой положительного отношения к миру;

-сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

-наличие умения передавать выразительные музыкальные образы;

-обладание развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;

-наличие умения передавать игровые образы, используя песенные, -танцевальные импровизации;

-развитие крупной и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими;

-восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;

-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обеспечение раздела Программы «Музыкальное воспитание» методическими материалами, средствами обучения и воспитания

Предметы материальной культуры:

  • музыкальные инструменты (электронное пианино, синтезатор)
  • детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, свирели, треугольники, колокольчики, ложки деревянные, румба, бубны, трещотки, маракасы, тарелки, бубенцы);
  • детские музыкальные игрушки (балалайки, детское пианино, горны, дудочки, гармошки, аккордеон, труба, кларнет, саксофон, арфа, скрипка, барабаны, погремушки, свистульки);
  • атрибуты к танцам и играм (маски животных, растений, платочки, колечки, султанчики, веночки, корзиночки, лошадки);
  • театрализованные игрушки: куклы — куклы бибабо; настольный театр, наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория; театральная ширма;
  • детские игрушки (мягкие зверушки, куклы, персонажи сказок)
  • наглядность (репродукции картин, пейзажные картинки, с изображением животных, иллюстрации к праздникам);
  • дидактические пособия (игры на развитие музыкальных сенсорных способностей: различение регистров звучания, динамики, тембров, звуковысотности, ритмического чувства, обогащение слушательского опыта; карточки с изображением музыкальных инструментов, отображающих музыкальные жанры, виды искусства)

Технические средства:

Экран и мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр .

Средства методического обеспечения:

- электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный образовательный материал, необходимый для реализации Программы:

- тематические презентации, развивающие компьютерные игры; конспекты Interwrite;

- учебное видео, подборка мультфильмов, фонотека;

- методическое обеспечение (конспекты музыкальных занятий, праздников, досугов, развлечений и др.);

- учебные пособия и другие тексты (методическая литература, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду

Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....

Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет

Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...

Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...

Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)

Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...