Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.
учебно-методический материал

Гнездило Юлия Викторовна

 

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keys.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

        Гнездило Ю.В.

Старший воспитатель МДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 139»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Название кейс - технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Дети должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого воспитателя. Это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

К кейс - технологиям  относятся:

  • Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,
  • ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-
  • иллюстрации);
  • Метод инцидента;
  • Метод ситуационно-ролевых игр;
  • Метод разбора деловой корреспонденции;
  • Игровое проектирование;
  • Метод дискуссии.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

В практике дошкольного образования можно широко использовать следующие методы из кейс – технологии:

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс - иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс - иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

 «Фото – кейс» в него входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Метод инцидента самостоятельный поиск информации, сбор, анализ и систематизация ее.

Метод дискуссии обмен мнениями в соответствии с правилами между детьми и взрослыми.

Игровое проектирование: Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Метод ситуационно-ролевых игр один из разновидностей метода инсценировки. Цель метода  в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Сущностью кейс - технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

В процессе освоения кейс - технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс – метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Вывод:

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Виды кейс – технологии:

- Кейс –стади (ситуации),

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Сегодня мы познакомимся с одним из видов кейс –технологий.

Технология «Кейс – стади ( ситуация).

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс – стади направлена на:

- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

Название этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2.Мозговой штурм

Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы.

3. Презентация

Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения.

Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

4. Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

 

            Цели кейса-стади — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Идеи технологии:

- предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

-акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем;

отличие данной технологии от традиционных технологий:

ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;

-результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;

-воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком; -творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-соответствовать чётко поставленной цели создания;

-иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным;

-иллюстрировать типичные ситуации;

-развивать аналитическое мышление;

-провоцировать дискуссию.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Выводы:

Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям ФГОС, нацелена на личностно- ориентированное деятельностное обучение. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала. Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение - альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность.

Примерные темы кейс - стадии:

Кейс «Разговор по телефону»

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Текст: Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа. - Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

- Почему?

- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

- Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс «Аленка потеряла куклу»

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст: Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.

Вопросы:

- Как бы вы поступили на месте Аленки?

Кейс «Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая»«поменьше»«маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст: Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть).

Вопрсы:

- Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

Кейс «Случай во время обеда»

Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.

Вопросы:

Почему у Пети не было ложки?

Кейс «В гости к медвежонку»

Цель: закрепить знания о длине.

Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.

Вопросы:

Почему так долго бежал волк?

Кейс «Кукла Катя встречает гостей»

Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет.

Вопросы:

Как бы вы поступили на ее месте?

Кейс «В магазине»

Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например«Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась.

Вопросы:

Как бы вы поступили на месте продавца?

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета

Кейс 1. «Знакомство»

Цели:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

- Что они должны были сделать?

- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Цели:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы:

- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

- Что она сделала неправильно?

- Как должна была поступить Даша?

- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

 Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Цели:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения; -воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Текст: Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?

- Почему?

- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыла Аня?

- Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону.

Разыграйте ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Цели:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

- Как вы думаете, как поступит Витя?

- Какой разговор возможен с мамой?

- Что Витя скажет ребятам?

 Как бы вы поступили в данной ситуации?

Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Цели:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

Текст: У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

-Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

 Как бы вы поступили в данной ситуации?

 Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Цели:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

Текст: Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

 Как бы вы поступили в данной ситуации?

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами.

Используемая литература:

1. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.

3. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических   технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способа...

Статья «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных новых педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими ставят современные ФГОС ДО.Одной из актуальн...

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

laquo;Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров до...

Метод кейс - технологии в дошкольном образовании

Выступление на педагогическом совете...