Рабочая программа кружка "Мастерилочка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_masterilochka.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения “Детский сад №88 “Мечта” города Смоленска
по ручному труду: “Мастерилочка”
для подготовительной группы
на 2023-2024 учебный год
Составитель: воспитатель Пахомова Т.С.
2023 г.
Пояснительная записка
Кружок «Мастерилочка» рассчитан на детей дошкольного возраста 6 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использование различных материалов и техник.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский)
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле, является художественный труд.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Цель кружка:развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Основные задачи:
Обучающие:
- формировать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
Развивающие:
- развивать интерес к художественно-конструктивной деятельности;
- развивать художественный и творческий потенциал;
- развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.
Воспитывающие:
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
- развивать интерес у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.
Формы и методы работы
Для реализации задач кружка используются различные формы и методы обучения и воспитания. Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, игра. Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика. В ходе занятия проводятся физкультминутки.
Структура и этапы реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия проводятся в пятницу, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. В группе 12 детей.
Программа кружка «Умелые ручки» построена на основе программ по конструированию и художественному труду, авторами которых являются Л.В.Куцакова и И.А.Лыкова.
Содержание занятий кружка состоит из нескольких разделов:
- работа с бумагой и картоном;
- работа с бросовым материалом;
- работа с нитками и тканью
- работа с природным материалом
- работа с пластилином
Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Материально-техническое обеспечение
В процессе образовательной деятельности используются ТСО, наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, бросовый материал, пластилин, диски, яйца «Киндер», различный природный материал, нитки, ткань, салфетки, пуговицы и т.д).
Правила техники безопасности на занятиях по художественному труду
Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком):
Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
Использовать режущие инструменты только по назначению.
Правила безопасной работы с жидкими веществами ( клеем).
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.
3. Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
4. При работе с клеем использовать кисточку, если это необходимо.
5. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.
6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
8. Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
9. По окончании работы клей закрыть, вымыть кисть для клея вымыть посуду,
Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.
1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
4. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
6. Нельзя краски пробовать на вкус.
7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Формы проведения итогов реализации программы
Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Диагностика в начале года проводится с целью определения имеющихся у ребенка навыков и умений к художественному и ручному труду.
Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Качества оцениваются по трем уровням:
- высокий;
- средний;
- низкий
Ожидаемые результаты реализации программы:
В конце учебного года дети могут:
владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами);
выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
разрезать бумагу по нанесенным метка;
изготовлять поделки из природного материала;
переводить рисунок на бумагу, картон;
участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);
эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет;
использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество);
реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте.
Организация работы с родителями
Ознакомление родителей с программой кружковой работы, ее целями и задачами.
Участие родителей в заготовки и приобретении необходимого для работы материала.
Участие родителей в организации выставок детских работ
Посещение выставок детских работ.
Посещение открытых занятий кружка
Перспективный план кружка
Название занятия | Содержание |
Сентябрь | |
1. “Компот из фруктов” | Создание композиции из пластилина. Продолжать учить выбирать цвет для создания объема фруктов. Закрепление отдельных приемов лепки. |
2. «Осенние картины» | Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций. |
#1055;анно«Анютины глазки» | Создание композиции из природного материала (высушенные листья и цветы). Учит детей аккуратно работать с высушенным материалом. Развивать чувство композиции. |
4. «Лягушка» | Создание поделки с использование бумаги и картона. Закрепить некоторые навыки в работе с бумагой и картоном. Продолжить учить детей выполнять работу согласно инструкции. |
Октябрь | |
1. «Паучок» | Создание композиции из природного и бросового материала (нитки, осенние листья, грецкий орех). Учит сочетать в работе различный материал. Закрепить навыки работы с ним. Развивать аккуратность и точность при выполнении работы. |
2. «Птица счастья» | Продолжить учить детей складывать бумагу гармошкой, проявляя точность и аккуратность при складывании. |
3. «Божья коровка» | Создание поделки из природного материала (грецкий орех). Учить красить орехи. При помощи краски и пластилина передать образ насекомого. |
4. «Осенний пейзаж» | Создание картины из сухих осенних листьев. Продолжить учить работать с природным материалом (сухие листья), аккуратно наносить клей. Развивать фантазию и индивидуальность в работе. |
Ноябрь | |
1. «Нарядное платье для мамы» | Изготовление подарка из ткани для мамы к Дню Матери. Продолжить учить работать с тканью. Развивать фантазию и индивидуальность при оформлении платья. |
2. «Веселые страусы» | Продолжить учить складывать бумагу гармошкой. Закрепить определенные навыки работы с бумагой. Учить передавать характер и особенности птиц. |
3. «Любимый котик» | Создание композиции с использование крупы (рис, гречка, пшено). Передавать индивидуальные чертв героя через использование различных видов круп. |
4. «Балерина» | Создание композиции из бросового материала (стружка от цветных карандашей).продолжить учить работать с данным матеиалом. Развивать у детей фантазию и индивидуальность в работе. |
Декабрь | |
1. «Елочные украшения» | Создание объемной елочной игрушки из бумаги. Закрепить умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Продолжить учить выполнять работу по инструкции. |
2. «Долгожданная гостья» | Создание композиции елки из фетра и цветных пайеток. Продолжить учить работать с фетром. Проявлять аккуратность при наклеивание пайеток. |
3. «Объемные снежинки» | Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческоевоображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
4. «Лоскутный коврик» | Создание поделки из ткани. Закрепить свойства ткани, умение резать и наклеивать ткань. Развивать фантазию и индивидуальность при выполнении работы. |
Январь | |
1. «Зимняя сказка» | Создать коллективное панно. Учить детей мять маленькие кусочки бумаги, приклеивать их на шаблоны тем самым развивать мелкую моторику рук, развивать творческоевоображение, фантазию, использовать разную техникуработы с бумагой, ватой. Закреплять у детей полученные ранее навыкиработы с бумагой, клеем, ножницами. |
2. «Пингвин на льдине» | Создание поделки из природного материала (шишки). Продолжать учить использовать пластилин для завершения образа. Закрепить некоторые приемы лепки. |
3.«Моя первая закладка» | Развивать мышление, пространственноевоображение, память, мелкую моторику и речь Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей,образец. |
4. «Забавные снеговики» | Создание поделки из бумаги. Продолжить учить детей делать фигуру из узких полосок бумаги, склеивать их аккуратно и в определенной последовательности. |
Февраль | |
1. «Пчелиная семья» | Создание коллективной композиции. Продолжать использовать в работе яйца «киндер». Познакомить с новым материалом для работы – макаронами, его свойствами и способами работы. |
2. «Царевна- лягушка» | Продолжить работать в технике пластилинографии. Учить использовать различные цвета для передачи сказочного образа героя. |
3. «Открытка к 23 февраля» | Создание объемной аппликации к празднику. Закрепить навыки работы с бумагой, клеем и ножницами. |
4. «Лошадка» | Создание композиции из бросового материала (спички). Закрепить навыки работы с бумагой и пластилином. |
Март | |
1. «Ваза для цветов» | Создание поделки с использование бросового материала (крупы, бусинки). Продолжить учить детей наносить пластилин на основау (банку) тонким слоем. Проявлять фантазию пр украшении вазы. |
2. «Веточка мимозы» | Создание композиции из природного материала (кукуруза). Использование в работе бумаги, клея ПВА. Создание праздничной картины для мамы. |
3. «Мы построили скворечник» | Создание композиции из пластилина, салфеток и спичечных коробков. Формировать у детей желание ярко и красочно выполнять работу и доводить ее до конца. |
4. «Совята» | Создание поделки из природного материала (шишки). Продолжить использовать пластилин для завершения образа. |
Апрель | |
1. «Ветка сакуры» | Создание композиции из пластилина и салфеток. Показать красоту данного дерева. Учить передавать цвет при помощи пищевых продуктов (чай каркадэ) |
2. «Золотой петушок» | Продолжить работать в технике пластилинографии. Учить использовать различные цвета для передачи сказочного образа героя. |
3. «Яичко расписное» | Создание поделки из ткани с использованием бросового материала для украшения. Развивать у детей фантазию и индивидуальность в работе. |
4. «Аист» | Создание композиции из крупы и природного материала (соломы). Передавать при помощи материала характерные особенности птицы и места его проживания. |
Май | |
1. «Гвоздики к 9 мая» | Познакомить детей с гофрированной бумагой, ее свойствами. Учить создавать объемные цветы. |
;Бабочка» | Создание поделки из полос бумаги. Закрепить умение нарезать тонкие полоски, аккуратно их складывать и наклеивать. |
3. «Лев – король зверей» | Создание поделки из бумаги и картона. Закрепить умение работать с бумагой, клеем и ножницами. |
4. «Земляника» | Создание поделки из природного материала (грецкие орехи).Закрепить навыки работы с пластилином. Проявлять аккуратность в работе и выполнять согласно инструкции. |
Список использованной литературы
1. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
3. Цветные ладошки Е.Лыковой
4. Ручной труд под редакцией И.Климовой, Москва «Мозаика-Синтез, 2006г
5.Чудеса для детей из ненужных вещей, М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
6. Мозаика из круп и семян Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
7. Смешные игрушки из пластмассы, Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез, 2012г
8. Поделки из природного материала»/авт.-сост. О.В. Белякова. – АСТ Москва, 2009г
9. О.Соболева Фигурки и игрушки из бумаги и яиц
10. Аппликация из ткани/автор-сост.С.С. Пискултга, . – Волгоград, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...