Педагогическая диагностика обучающихся ДОО
консультация
Педагогическая диагностика обучающихся ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostka.iom_.docx | 44.01 КБ |
pedagogicheskaya_diagnostika.pptx | 160.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика в ДОУ направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в дошкольной группе. Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые результаты освоения Программы заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей (законных представителей) по организации образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной деятельности. Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций. При необходимости используются специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог может установить соответствие общих планируемых результатов с результатами достижений ребенка в каждой образовательной области.
В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка, критерии их оценки. Фиксация данных наблюдения позволят педагогу отследить, выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, которые позволяют выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и др.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и др.). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
Чек-лист «Правила проведения педагогической диагностики
Воспитателем группы ДС»
- Подбирайте и проектируйте педагогическую диагностику в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Фиксируйте все проявления ребенка, а не только те, которые подтверждают ваши предположения и суждения о нем.
- Сопоставляйте полученную информацию с данными других взрослых ( педагогов, родителей).
- Изучайте проявления обучающихся в их динамике, не ограничивайтесь однократным наблюдением и фиксацией фактов.
- Учитывайте индивидуальные особенности воспитанников и их социальную ситуацию развития, в том числе социокультурные особенности.
- Постоянно контролируйте свои переживания, эмоции, симпатии и антипатии, которые могут повлиять на объективность вашего восприятия; развивайте педагогическую рефлексию.
- Делайте выводы и принимайте решения только по тем вопросам, в которых компетентны и имеете специальную профессиональную подготовку.
Алгоритм проведения базовой диагностики
- Выписать планируемые результаты из ОП ДО
- Определить критерии и показатели, по которым будете оценивать степень достижения этих результатов (один из значимых – способность ребенка самостоятельно действовать при осуществлении деятельности)
- Подберите или спроектируйте диагностический инструментарий (методики, карты наблюдений, диагностические ситуации, вопросы беседы и т.п.)
- Практически проведите диагностику
- Проанализируйте собранную информацию , сопоставьте полученные результаты с возрастной нормой и предыдущими достижениями планируемых результатов (что достигли, что не смогли реализовать, какие причины этого)
- На основе выводов сформулируйте дальнейшие задачи образовательной работы с детьми, а при необходимости внесите изменения в образовательные условия.
Алгоритм подготовки и проведения наблюдения
- Определить цель наблюдения
- Составить план наблюдения, в котором указываются показатели, время и место проведения наблюдения
- Определить способ фиксации данных при проведении наблюдения (стенографирование, заполнение форм и протоколов, ведение дневников, ауди- и видеозапись, фотографирование и т.д.)
- Выбрать ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать детские проявления в соответствии с поставленной целью, не нарушая естественного течения образовательного процесса
- Определить 5- 7 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
- Проведите наблюдение, собрав необходимую базу для анализа. Проанализируйте полученную информацию, сделайте выводы.
Индивидуальный образовательный маршрут.
Новый подход к дошкольному образованию, установленный ФГОС ДО, требует, чтобы воспитатели использовали все педагогические ресурсы для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста. И здесь возникает одно затруднение. Стандартная образовательная программа ориентирована на «средних» дошкольников. Более способные дети могут слишком быстро усваивать ее, а слабые, наоборот, отставать. В итоге и те, и другие теряют мотивацию к обучению. Чтобы этого не произошло, воспитатели должны находить персональный подход к своим подопечным и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты развития дошкольников (ИОМ).
Что же такое ИОМ? Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника разрабатывается для того, чтобы:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- помочь ему освоить образовательную программу;
- обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант;
- добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь.
Индивидуальный маршрут обучения позволяет раскрыть и развить у конкретного воспитанника все его способности. Сегодня по отношению к детям широко используется термин «особые образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. К детям с ООП относятся:
- дети с ОВЗ и инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения (дети, находящиеся по диспансерным наблюдением, в том числе, часто болеющие дети);
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ОП, в развитии, социальной адаптации;
- одаренные обучающиеся
В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система обучения;
- содержание индивидуально-групповых занятий;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Что входит в индивидуальный образовательный маршрут дошкольника?
В структуре индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста выделяют компоненты:
- диагностический — определяет методы обследования ребенка для составления и корректировки ИОМ;
- целевой — заключается в постановке конкретных целей согласно требованиям ФГОС ДО;
- организационно-педагогический — устанавливает способы и условия достижения поставленных целей;
- содержательный — включает сведения о работе педагога по каждому предмету образовательной программы;
- технологический — описывает, какие технологии, методы, приемы будут использованы в работе с ребенком;
- результативный — содержит финальные результаты развития ребенка, которых нужно достичь к моменту перехода из детского сада в школу.
Как составляется индивидуальный образовательный маршрут дошкольника в ДОУ?
Первый этап – подготовительный. Воспитатель собирает информацию о ребенке, необходимую для составления ИОМ:
- общие сведения (ФИО, пол, возраст и т. д.);
- характеристику семьи;
- особенности физического развития и здоровья;
- особенности моторики;
- уровень развития познавательной сферы;
- уровень развития речи;
- уровень знаний по предметам образовательной программы ДО;
- отношение к занятиям;
- наличие сложностей в общении со сверстниками, взрослым и т. д.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:
- учитель – логопед,
- психолог,
- воспитатели,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физической культуре
Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени.
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
- Ступенчатая диагностика.
- Индивидуальный подбор педагогических технологий.
- Систематический контроль и корректировка.
- Наблюдение.
- Пошаговая фиксация.
Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:
- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ.
- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования образовательного процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
- Сетка занятости ребенка;
- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия.
- Рекомендации по работе с родителями.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда
ПАМЯТКА по составлению индивидуального образовательного маршрута
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута
Этап сопровождения ребёнка | Содержание работы |
I этап - Подготовительный. | Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. |
II этап – Комплексной диагностики. | Выявление особенностей физического, личностной и познавательной сферы ребенка, выявление особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса. |
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута | По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. | Индивидуальные и групповые занятия со специалистами, с воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. |
V этап – Промежуточная диагностика. | Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут. |
VI этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков. |
VII этап – Итоговая диагностика. | Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута. |
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с ООП, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чек-лист «Правила проведения педагогической диагностики воспитателем группы ДС» Подбирайте и проектируйте педагогическую диагностику в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Фиксируйте все проявления ребенка, а не только те, которые подтверждают ваши предположения и суждения о нем. Сопоставляйте полученную информацию с данными других взрослых ( педагогов, родителей). Изучайте проявления обучающихся в их динамике, не ограничивайтесь однократным наблюдением и фиксацией фактов. Учитывайте индивидуальные особенности воспитанников и их социальную ситуацию развития, в том числе социокультурные особенности. Постоянно контролируйте свои переживания, эмоции, симпатии и антипатии, которые могут повлиять на объективность вашего восприятия; развивайте педагогическую рефлексию. Делайте выводы и принимайте решения только по тем вопросам, в которых компетентны и имеете специальную профессиональную подготовку.
Алгоритм проведения базовой диагностики
Алгоритм подготовки и проведения наблюдения
Индивидуальный Образовательный Маршрут Результативный Диагностический Технологический
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....
Консультация для воспитателей «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования...
Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам педагогической диагностики
Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам педагогической диагностики...
Диагностика обучающихся с применением дистанционных форм обучения
Диагностика обучающихся 1 и 2 года обучения с применением дистанционных форм обучения....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатовдеятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе инфор...
Мониторинг. Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Мониторинг.Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаДиагностика театрализованной деятельности детей, посещающих кружок «...
- Мне нравится (3)