Выступление на педсовете«Soft skills:что это и зачем развивать у ребёнка?»
рабочая программа

Азарова Кристина Владимировна

Выступление на педсовете«Soft skills:что это и зачем развивать у ребёнка?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soft_skills.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Выступление на педсовете

«Soft skills: что это и зачем развивать у ребёнка?»

Подготовила: Азарова К.В.

Воспитатель МДОУ

г. Надым, 2022г.

Soft skills: что это и зачем развивать у ребёнка?

1 вопрос: что такое soft skills?

Успех человека как специалиста в какой-то области зависит от 2-х типов навыков: hard skills и soft skills.  По-русски: жесткие навыки и мягкие или гибкие навыки.

Hard skills – узко специализированные знания и умения. Их человек получает и развивает в колледже/вузе/на курсах/тренингах и использует в своей профессиональной деятельности. Например, умение пользоваться фотошопом для фотографа или дизайнера.

Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется в решение разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. Определяют эффективность современного специалиста.

Гибкие навыки – набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, умение слушать и договариваться, управление людьми, эмоциональный интеллект. Предлагать идеи, мыслить нестандартно, грамотно распределять время, управлять своим временем, планировать, достигать результаты, соблюдать сроки, быть инициативным, уметь ставить цели.

Точного перечня гибких навыков нет, проще считать ими все, что не связано с конкретной предметной сферой. Например, знать время года и дни недели - твёрдый навык, а умение задать правильный вопрос или играть в команде – мягкий.

Мягкие навыки нужны в жизни в целом.

База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни.

Что говорят образовательные стандарты о гибких навыках:

ФГОС дополнительного образования требуют развивать ребёнка в детском саду сразу в нескольких сферах: физической, познавательной, социальной и других. Если внимательно посмотреть на навыки, которые нужно развивать в каждой сфере, то среди них окажутся и жёсткие, и гибкие. Например, интерес к учению и любопытство — это гибкие навыки.

Все «взрослые» гибкие навыки имеют свои эквиваленты на уровне детского возраста.  

Педагоги должны обладать мягкими навыками, чтобы передавать его детям.                        

Тест для педагогов в гугл формах:  

необходимо проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения.

Что относится к мягким навыкам?

Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.

Коммуникативные:

  • Устанавливать контакт и организовывать диалог с разными людьми.
  • Оказывать влияние и вести эффективные переговоры.
  • Понятно, убедительно говорить, писать, владеть различными форматами делового общения.
  • Презентовать (себя, дошкольное учреждение, продукт и т.д.).
  • Уметь слушать и слышать.

Список социальных навыков Soft Skills:

  • Гибко переключаться между ролями (значит уметь и руководить, и подчиняться, и быть на равных в зависимости от ситуации, не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т.п.).
  • Устанавливать связи и позиционировать себя в сообществе.
  • Работать самостоятельно и в команде.
  • Управлять конфликтами.
  • Обладать эмоциональным интеллектом.
  • Соблюдать трудовую этику.

Self-management (или проще – саморегулирование):

  • Умение управлять своим временем, ресурсами.
  • Глубокое знание себя, своих особенностей и умение эффективно социализироваться в различной среде с учетом этих обстоятельств.
  • Адаптивность к изменяющимся условиям.
  • Способность учиться, «разучиваться» и переучиваться.
  • Поддержание себя в «рабочей форме», самомотивация, профилактика выгорания и т.п.
  • Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).

Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:

  • Анализировать и прогнозировать.
  • Создавать и модернизировать системы.
  • Принимать решения.
  • Способность мыслить нестандартно.
  • Искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода.
  • Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.

У кого какие затруднения в гибких навыках?

Для информации:

Какие Soft Skills самые важные и почему? 

Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:

  • Умение адаптироваться, меняться, действовать в условиях частичной неопределенности.
  • Способность к эффективной коммуникации в разных форматах и на различных уровнях.
  • Самоорганизация.
  • Аналитические способности.
  • Навык командной работы.

С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.

Как можно развивать Soft Skills? 

Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.

  • Творческий потенциал можно развивать решением ТРИЗ-задач, головоломок, периодическим использованием неведущей руки, занятиями, связанными с искусством.
  • Развитию мягких навыков целеполагания и принятия решений способствует овладение методиками СМАРТ, матрицы Эйзенхауэра, квадрата Декарта и т.п.
  • Исследовательский потенциал прирастает при использовании на практике инструментов подобных матрицам БКГ, Ансоффа, SWOT-анализа.
  • Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. 

Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов.

Спортивные, деловые, социально-ролевые, интеллектуальные игры – великолепный полигон для развития Soft Skills.

Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля.

Как пользоваться квадратом Эйзенхауэра

Матрица выглядит как квадрат с четырьмя отделами. Между ними нужно распределить важные и срочные, несрочные важные, неважные срочные и несрочные неважные дела.

Чем раньше ты научишься управлять своим временем, тем легче тебе будет совмещать учёбу, работу, личную жизнь и хобби. Чтобы совладать с распорядком дня, не нужно изобретать велосипед. За тебя всё придумал 34-ый президент США Дуайт Эйзенхауэр. Поможем разобраться с принципами планирования дел и квадратом эффективности Эйзенхауэра.

Совет № 1: Выполняй важные и срочные дела в первую очередь

Выдели из своего перечня задачи, которые обязательно нужно выполнить сегодня. Из-за пропущенных важных и срочных дел бывают неприятные последствия. Лучше не оставлять такие занятия на конец дня. Берись за задачи класса А в первую очередь и не накапливай их. Иначе придётся понервничать, разгребая завалы. Для удобства можно пометить в ежедневнике важные и срочные дела буквой А.

Совет № 2: Не откладывай в долгий ящик несрочные, но важные дела

Дели на кусочки долгосрочные важные задачи и уделяй им немного времени каждый день. Если постоянно откладывать их на потом, не заметишь, как они превратятся в срочные: затянул до последнего подготовку к экзамену — придётся ночами сидеть за учебниками. В планере напротив важных несрочных дел указывай букву В.

Совет № 3: Делегируй неважные, но срочные дела

В этот квадрат определяй задачи, которые не принесут тебе ощутимого результата. Например, навязанные внезапные встречи, бесцельные разговоры по телефону, бронирование билетов и т. д. Если возможно, попроси кого-нибудь помочь тебе с такими делами. Можно отложить их на вечер или выходные. В ежедневнике маркируй их буквой С.

Совет № 4: Откажись от несрочных и неважных дел

Как правило, делами из этой графы больше всего хочется заниматься. Тебе стоит отметить «пожирателей времени» буквой D и не отвлекаться на них. От совсем бесполезных занятий стоит отказаться навсегда. Составь их список и озаглавь «Я никогда это не буду делать…». Приятные сердцу занятия, от которых ты не готов отказаться, попробуй дозировать или объединить с другими задачами. Например, сериал можно глянуть во время уборки комнаты, а проверить соцсети по дороге в школу.

Первое время пользоваться матрицей Эйзенхауэра будет сложновато. Но спустя пару недель ты научишься распределять ежедневную нагрузку быстрее. Поставь себе цель держать квадрат «важно и срочно» как можно чаще пустым. Это реально, если ты будешь вовремя и регулярно уделять внимание важным несрочным делам. 

2 вопрос: зачем развивать soft skills у детей?

Развитые soft skills – залог профессионального успеха в 21 веке и основа гармоничной личности.

Успех человека в профессии на 85% зависит от мягких навыков (доказано исследованиями учёных).

Изменчивый мир требует быстрой адаптации человека к новому. Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребёнка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.

Если у ребёнка развиваются мягкие навыки,  то и  удовлетворяются его потребности.

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

Быть принимаемым – ребёнок играет с другими детьми, ощущает себя нужным и полезным.

Быть независимым – ребёнок понимает, что может что-то поменять, если этого захочет. Например, поставить по-своему игрушки или выбрать одежду.

Быть успешным и компетентным – ребёнок знает, что если перед ним ставят сложную задачу, он с ней справится. Нужно относиться к ребёнку, как к полноценному человеку.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребёнок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Главная цель развития мягких навыков с раннего детства – это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Родители и педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребёнка.

3 вопрос: как развивать soft skills у дошкольников?

Пример и вовлечённость взрослого. Ребёнок следует примеру авторитетных взрослых. Сначала это родители, потом педагоги. Причём для развития гибких навыков пример важнее объяснения. Если педагог учит сочувствию, но сам равнодушен к чувствам детей, то он вряд ли научит их этому навыку.

Кружки и секции.

Ролевые игры. У дошкольников эмпатия развивается легче. Причём для этого достаточно ролевой игры. Некоторые педагоги считают, что даже в игре ребёнка необходимо учить эмпатии, например, показывать, как успокаивать мишку. Но согласно теории научения, если родитель или педагог сочувственно относятся к ребёнку, он потом отрабатывает тот же навык в игре, сначала с игрушками, затем со сверстниками, а позже переносит его в реальную жизнь.

Вызывать интерес. Любопытство сложно развить, если из-под палки гнать ребёнка на экскурсии и в библиотеки. Интерес нужно разжечь.

Создавать гибкую развивающую среду. Ребенку предлагают разные предметные зоны, в которых ребёнок занимается разными делами.

Атмосфера взаимоуважения и возможности самовыражения. 

Объединять детей разного возраста. Так ребёнок легче учится новым навыкам. Он видит, как старшие дети ухаживают за собой и другими и тянется за ними. Старшие учатся ответственности за младших, учатся лидерству и инициативности.

Мотивировать детей на творчество. И не только на художественное. Творчество это, в первую очередь, гибкость по отношению к себе и миру. Если ребёнок сбился, рассказывая сказку и придумал новую — это творчество. Если ребёнок умеет завязывать шнурки тремя способами, а в случае чего, может их просто запихать за борта ботинок — это тоже творчество. Приучайте ребёнка быть разным и гибким, это важнее, чем учиться рисовать кружки и писать буквы.

Проводить метапредметные занятия. Они помогают находить неочевидные связи между предметами и развивают исследовательские навыки. Например, можно соединить музыкальное занятие с изучением окружающего мира — петь песни про каждую птицу, встреченную на улице или искать ноты в названиях птиц.

Развивать умение эффективно учиться.

Допустим, у вас спрашивает ребёнок: «Какая температура за окном?».

 Вы можете предложить ему несколько вариантов.

Первый — просто сказать.

Второй — попросить посмотреть на термометре.

Третий — предложить узнать прогноз погоды.

Четвертый — отправить на улицу, чтобы он предположил по своим ощущениям. Когда мы учим ребёнка самостоятельности, мы превращаем его из объекта в субъект образования, в активное, мыслящее начало.

Развивать эмоциональный интеллект

Научите ребёнка осознавать и понимать эмоции. Это поможет направить энергию на мотивацию, на поддержание своих стремлений. Нужно уметь взаимодействовать с другими детьми, проявлять внимание и терпение.

Развивать креативность

Это навык, который нужно и можно развивать. Это способность придумывать, генерировать идеи, вариативность мышления, свобода. Есть ещё термин «латеральное мышление». Его придумал Эдвард де Боно. Латеральное мышление — это умение нестандартно подходить к решению задач. РАЗВИВАЙТЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ МЫСЛИТЬ НЕ ПО ШАБЛОНУ, НЕ КАК ВСЕ. 

Разрешайте  ребёнку свободно мыслить, высказывать мнение, обсуждать и обосновывать, быть индивидуальным. 

Поддержка ребёнка. Будьте открыты, покажите свою заинтересованность. В решении каких-то жизненных задач покажите, как разделить проблему на части, подскажите, но предоставьте возможность решить всё самому. Относитесь к ребёнку серьёзно, спрашивайте его мнение, предоставляйте выбор.

Обязательно научите ребёнка себя занимать. Покажите, что одиночество — это не про страдания, а про то, чтобы подумать и поразмышлять. Предоставьте ему свободное время, к примеру, один час в неделю, попросите, чтобы он поиграл сам. Пусть учится самостоятельности и не страдает от этого.

Фразы и вопросы, которые помогут в общении с детьми:

ОШИБКА — ЭТО ТОЖЕ ШАГ ВПЕРЁД!

КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ПО-ДРУГОМУ?

А ТЫ КАК ДУМАЕШЬ?

ОБОСНУЙ.

ДАВАЙ ВМЕСТЕ!

ПОРЕШАЕМ?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Чему можно научить ребёнка дошкольного возраста? 

ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ 

РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ

НАЙТИ ИНТЕРЕСНОЕ ДЕЛО

СОСТРАДАТЬ

БЫТЬ ТЕРПИМЫМ

БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ

БЫТЬ АДАПТИВНЫМ

НАХОДИТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ФИЛЬТРОВАТЬ ЕЁ 

РАЗВИВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Примеры игр.

Коммуникативные навыки.

Игра «Археолог».

  1. Составьте компанию малышу, пусть это будет ваша небольшая исследовательская группа, распределите роли. Он – главный археолог, вы выполняете его указания. Спросите его, с чего лучше начать и почему.
  2. Попросите комментировать все действия, чтобы вам был понятен ход его мыслей.
  3. Предложите пофантазировать, что вы древние люди, говорите на непонятном языке и вам нужно договориться о чем-то.
  4. Вместе напишите письмо в прошлое древнему человеку (придумайте ему имя), пусть малыш расскажет, что изменилось в мире, задаст ему свои вопросы. Будет интересно, если спустя время вы подготовите ответ на это письмо и напишете его от имени древнего человека.

Навыки самоорганизации.

Игра «Инженер».

Глубокое погружение в игру обеспечивает всестороннее развитие и как простимулировать умение управлять своим временем.

  1. Представьте, что вы работаете в инженерной лаборатории и вам поступило важное задание: воссоздать макет древней катапульты и разработать модель механической руки (задания набора).
  2. Объясните, что сначала нужно составить план работы. Пусть ребенок выстроит последовательность действий.
  3. Спрячьте какую-либо либо деталь. Когда малыш обнаружит нехватку, объясните, что важно выполнить задачу в срок, поэтому нужно найти альтернативу (например, вырезать из картона). Когда вы увидите, что ребенок без паники смог самостоятельно найти решение, можно вернуть деталь на место.
  4. Спросите, что бы он предложил для усовершенствования модели древней катапульты. Объясните на этом примере, что инициативность улучшает конечный результат.

Мышление.

Игра «Учёный».

  1. Представьте себя работниками секретной лаборатории.
  2. Во время совместной сборки электрической цепи (задание набора) намеренно сделайте ошибку. Попросите ребенка найти и исправить неполадку.
  3. Когда будете создавать электрического монстра (задание набора), предложите малышу дать ему имя и придумать его сверхсилу.
  4. Скажите, что руководство лаборатории требует предоставить результаты опытов с полимерами. Попросите его записать или зарисовать последовательность действия, изменения, что получилось в итоге.

Управленческие навыки.

Игра «Врач».

Если результаты теста выявили, что лидерские компетенции пока проявляются слабо, то можете усилить их с помощью набора «Врач».

  1. Вообразите, что вы работаете в отделении скорой помощи: ребенок – доктор, а вы – медсестра/медбрат. Объясните, что в каждой работе существует иерархия: руководитель распределяет задачи и контролирует исполнение, подчиненные выполняют поручения.
  2. Вместе с малышом поставьте диагноз по рентгеновскому снимку, а потом подскажите, что обязательно нужно проверить его правильность, чтобы не было ошибки.
  3. После наложения гипса (задание набора) попросите ребенка составить памятку аккуратного поведения, которая поможет избежать переломов.
  4. Когда «доктор» поставит пломбу на слепок зубов (задание набора) и узнает о причинах появления кариеса, попросите его рассказать о них другому члену семьи. Пусть малыш устроит мини-лекцию и мастер-класс по правильной чистке зубов.

4 вопрос: Оценка уровня развития гибких навыков у детей.

Гибкие навыки сложнее измерить, чем жёсткие. Они поддаются оценке только в деятельности. Сложно придумать тест, с помощью которого можно понять, как хорошо общается человек, но можно наблюдать за его общением.

  1. Диагностика детей старших и подготовительных групп  по двум методикам (см.в Приложении).

По результатам диагностики разработана памятка для родителей.

  1. Опрос родителей по теме «Гибкие навыки Вашего ребёнка».
  2. Анализ занятий воспитателей.

       Примерные вопросы для рефлексии педагогов:

- Что оказалось самым ценным в материалах педагогического совета для вас?

- Будете ли использовать новые методы и приемы в образовательном процессе детей?

- Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответов по проблеме педагогического совета?

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем развивать мелкую моторику у ребенка?

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей "Зачем развивать мелкую моторику у ребенка?"

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка...

Зачем развивать мелкую моторику дошкольнику?

Развитие мелкой моторики у дошкольников- важная ступень в подготовке ребёнка к школе....

Зачем развивать мелкую моторику дошкольнику?

Развитие мелкой моторики у дошкольников- важная ступень в подготовке ребёнка к школе....

Как и зачем развивать фонематический слух ребенка

Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибол...

Как и зачем развивать творческие способности у детей

Творческие способности – это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков и свойств. Чтобы творческие ...

Soft skills: что это и зачем развивать у ребёнка?

С точки зрения корпоративной эффективности – Умение адаптироваться, меняться, действовать в условиях частичной неопределенности. Способность к эффективной коммуникации в разных формата...