Весь мир начинается с семьи
методическая разработка

Наталья Анатольевна Кочетова

В современном мире родителей необходимо учить быть родителями.В настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм организации работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, обусловленный особенностями современного общества. Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. В статье представлен опыт работы МОУ "Центр развития ребенка № 12 Волгограда" по работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves_mir_nachinaetsya_s_semi.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Весь мир начинается с семьи: современные формы

работы с родителями

            автор: Кочетова Наталья Анатольевна

Старший воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка № 12 Советского района Волгограда”

«Все мы родом из детства».

Нам доверяют самое дорогое, самое важное в жизни- ДЕТЕЙ. Все и плохое и хорошее человек получает в семье. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности ребенка.

Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закрепленных в Концепции государственной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р.

Приоритетной задачей «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, является обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

В современном мире родителей необходимо учить быть родителями. К концу ХХ века в связи с политическими и экономическими изменениями в России особенно ярко проявился кризис семьи. В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв связи между поколениями. Семья, ее уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью.

В дошкольных образовательных организациях работа по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей сведено до минимума либо проводится формально. У мам и пап значительно снизилась потребность в знаниях детско-родительских отношениях, о возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего реального участия в становлении личности ребенка.

Статья 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на

– решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из требований Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В связи с этим, требуется системная и качественная реконструкция организации работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по повышению их педагогической культуры.

В настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм организации работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста, обусловленный особенностями современного общества. Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии технические средства являются составляющей частью практически всех сфер жизни общества. Поэтому наряду с традиционными формами организации работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста актуальны и различные формы с применением дистанционных образовательных технологий.

Взаимодействие с родителями всегда была одной из приоритетных направлений работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка № 12 Советского района Волгограда».

На протяжении многих лет (а именно с 1996г) педагогический коллектив  МОУ ЦРР № 12 работаем над  поиском инновационных форм  сотрудничества с родителями. В создании союза родителей и педагогов  важнейшая роль принадлежит конечно, педагогам. К сожалению, не все родители откликаются  на стремление  педагогов к сотрудничеству, проявляют  интерес к объединению усилий по воспитанию дошкольников. Мы – нашли тот заветный ключик, который помогает нам в процессе сотрудничества и дает эффективные результаты.

В своей работе мы используем как хорошо известные, традиционные формы работы с семьёй, так и новые, найденные в результате творческого поиска педагогической команды.

       – анкетирование родителей;

– вечера вопросов и ответов;

– встречи за круглым столом;

– проведение различных акций в т.ч. благотворительных;

– совместная организация предметно-пространственной среды;

– участие в конкурсах и выставках;

– проведение Дней открытых дверей;

– участие родителей в педагогических советах;

 – совместное проведение праздников;

 – презентация семей;

 – встречи в Семейной гостиной; в клубе Семейная Академия

 – совместное проведение Дня семьи;

 –  на приёме у руководителя лучших семей, лучших пап;

– организация работы «Семейного театра»;

 – функционирование Арт-студии «Платье из ничего», «Театр шляп», Анимационной студии «Пластилиновый мир»

Традицией учреждения стало празднование дней рождения детей, а так же  поздравление  от администрации  их родителей. Это сближает, учит делать приятное близким и знакомым людям, испытывать радость от процесса «дарения» друг другу подарков.

Но не только дни рождения в группах радуют детей. Стало традицией на протяжении 28 лет устраивать  праздник «День рождения учреждения». К нему готовятся все: и дети, и родители, и педагоги. На празднике можно увидеть много интересного и оригинального: выступление пап, исполняющих танец матрёшек; мам, танцующих вместе с детьми цыганский танец; бабушек, поразивших своим художественным талантом и кулинарным искусством. 

Совместно с педагогом – психологом старший воспитатель детского сада организует Встречи в Семейных гостиных для родителей. Темы этих встреч самые разнообразные. Целью этих встреч является развитие педагогической компетентности родителей; помощь семье в нахождении ответов на интересующие вопросы  в воспитании детей.

В учреждении  проводятся презентации семей. В каждой семье существуют свой уклад, свои обычаи, своя родословная. Во время презентации семья представляет своё генеалогическое древо, знакомит всех с семейными традициями, любимыми песнями, семейным архивом, бережно хранящим память о родных, близких. Родители совместно с детьми готовят семейные плакаты, гербы, пишут речёвки и стихи о своей семье. Например, на территории вы могли увидеть выставку семейных гербов, на которых  с помощью QR-кодов можно познакомиться с семьей.

Ещё одним из любимых мероприятий детского сада стало проведение осенней Ярмарки. Это не только весёлое, захватывающее мероприятие , но и  возможность  каждой группе  заработать  дополнительную финасовую помощь. Ярмарка – это совместная деятельность воспитанников, педагогов и родителей. Всегда наши ярмарки начинаются она с весёлых сценок ярмарочного гуляния. Потом всех гостей приглашают на ярморочные гуляния, где есть покупатели и продавцы.В роли продавцов всегда выступают родители. Чего здесь только не продают: сладости, домашнюю выпечку,  поделки, утварь. Особым спросом  пользуются блины. В копилку каждой группы в результате   веселой продажи  поступает от 5000 рублей.

Родители наших воспитанников очень любят участвовать в конкурсах Так, самым ярким в нашем учреждении  стал конкурс «Родитель года» среди семей разных групп. Любой конкурс включает проведение различных испытаний. И одним из таких испытаний является представление своей семьи. Нас удивили и порадовали родители своей изобретательностью, находчивостью, оригинальностью и творчеством. Членами жюри выступили представители родительской  общественности.

А еще наши родители  – опора в организационных вопросах и  союзники в проектировании развивающего взаимодействия с ребенком. Так, предлагая  родителям разные задания, мы часто вовлекаем их в «детские проекты».  Родители, участвуя в проектной деятельности являются не только источником  информации и помощником в реализации проекта, но и становятся непосредственными участниками. 

Традицией стали встречи на приёме у руководителя лучших семей и лучших пап, где в непринуждённой обстановке они могут задавать вопросы заведующему о воспитании детей, их достижениях и успехах, а так же обсуждать трудности возникающие в семейном восптании. Во время проведения таких встреч, конечно же не проходит без внимания детей, они с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты, совместно с родителями играют и пьют чай. В конце мероприятия самым лучшим родителям вручаются грамоты, благодарственные письма и памятные подарки.

Каждый год в детский сад приходят новые дети, и нам, конечно же хочется  побольше о них узнать. Для этого после адаптационного периода в младших группах проводится конкурсная программа «В гостях у домовёнка Кузи», на которых семьи делятся своими традициями, семейными увлечениями, угощают выпечками, показывают выступления. 

На протяжении  нескольких лет в учреждении функционирует анимационная студия «Пластилиновый мир». Руководителями студии являются родители воспитанников и педагог по изобразительной деятельности. Здесь дети совместно со взрослыми сочиняют мультфильмы, лепят героев, создают декорации и снимают мультфильмы. нами создано более 10 мультипликационных фильмов на различные темы, например, «На беседу к логопеду», «Мой край родной – Волгоград», «Моя семья». «Физкульт-ура» и др. Все совместно проводимые мероприятия помогают сближению детского сада с семьёй воспитанников. Родители говорят, что детский сад  стал домом радости не только для их детей, но и для них самих. Для нас же – это лучшая оценка наших усилий!

Мы нашли еще одну новую форму взаимодействия– Родительское самоуправление которая позволяет расширить представления родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОО. Данная форма  дает  родителям возможность  увидеть, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями,  чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.  В этот деть родители   полностью  выполняют обязанности воспитателя, помощника воспитателя, заведующего, инструктора по физической культуре, а вот педагоги- лишь выступают в роли помощников и консультантов.

Каково было  наше удивление, когда мы  пригласили их на педагогическое совещание, где родители хором сказали, как они устали!!! И все разом  легли на ковер!

Мы шагаем в ногу со временем! Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. В данном контексте для нас актуальным стало использование дистанционных образовательных технологий, которые помогли  создать уникальную среду интерактивного взаимодействия родителей и педагогов независимо от их места нахождения. 

Мы разработали совместный проект «Виртуальный детский сад», в котором создали виртуальную образовательную среду, открыли вкладку на официальном сайте, разработали новые формы организации работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).

Так,  одной из форм стал       телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи. В ближайшее время планируем проведение онлайн-конкурса в сообществе ВКонтакте.

Дистанционные родительские собрания проводятся как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.

Выпуск он-лайн журнала «Дошкольный вестник». Каждый номер журнала посвящен определенной проблеме воспитания, развития и обучения ребенка в семье и дошкольном учреждении.

«Виртуальная приемная», позволяет задать вопрос непосредственно специалисту дошкольной образовательной организации. 

На электронном ресурсе «Виртуальный детский сад» созданы различные вкладки:

-Виртуальная библиотека, в которой собраны электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и др.

-Игротека – подборка развивающих игр для детей дошкольного возраста.

– Советы специалистов.

– Шпаргалки для родителей  и другое.

Анкетирование, проводимое среди родителей, подтвердило, что работа Совета детского сада является наиболее эффективной в управлении дошкольного образовательного учреждения, способствует созданию единого образовательного пространства всех участников образовательного процесса, развитию материально-технической базы – не только внутри учреждения, но и на ее территории.

Наш опыт работы с родителями показал, что целостного развития личности ребёнка можно достичь лишь совместными усилиями образовательного учреждения и семьи. Родители быстро откликаются  на усилия образовательного учреждения сделать жизнь детей эмоциональной и насыщенной. Они доверяют педагогам, советующимися с ними, интересующимися семейными традициями, внимательно относящимися к кажущимся мелочам. Поэтому с огромным желанием стремятся быть полезными коллективу детского сада, а так же  стать членами Совета  детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Конкурс чтецов "Весь мир начинается с мамы!"

Конкурс чтецов для воспитанников старшего дошкольного возраста...

«Весь мир начинается с мамы…»

laquo;Весь мир начинается с мамы…»Сколько б ни было нам лет,Мама – это солнца свет.Это нежность алых роз,Красота родных берёз,Речки синей широта,Мудрой сказки доброта.Это глубь озё...

Совместный досуг мам и детей второй младшей группы к 8 марта «Весь мир начинается с мамы!»

Сценарий будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям для подготовки к празднику день Матери или 8 марта с детьми трёх лет...

Сценарий праздника к 8 марта " Весь мир начинается с мамы"

Создать для детей и родителей атмосферу радости и праздника....