ИОМ
материал (подготовительная группа)

Билалова Эльмира Магомедшапиевна

ИОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИОМ35.71 КБ
Файл ИОМ33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

СОГЛАСОВАНО:                                                            УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

На заседании ППк                                                            Директор МДОАУ

протокол № 1 д/с «Золотой ключик»                              

«___» ________ 20__ г                             ______________Г.В. Юркова

СОГЛАСОВАНО:

с родителями (законными представителями)

 ребенка ____________/____________________/

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребёнка, посещающего группу комбинированной направленности

от 6 до 7лет «Василек»

как часть адаптированной образовательной программы для детей

Задержка психического развития 

(название программы по нозологии)

                                                        Сомсиков Александр

(фамилия имя ребенка)

Срок реализации 2023-2024 учебный год

Пыть-Ях

2023

  1. Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О. ребёнка

Сомсиков Александр Евгеньевич

Дата рождения

17.09.2016г

Группа/Воспитатели

ГКН «Василек»/ Билалова Э.М и Ширяева А.Е

Ф.И.О. родителей (законных представителей)

Сомсиков Евгений Юрьевич

Сомсикова  Гульназ

Характеристика ребёнка

Характер и способ общения: В контакт вступает легко, проявляет заинтересованность, охотно подчиняется. За помощью к взрослым обращается при необходимости.

Реакция на одобрение адекватная, радуется похвале и ждёт её. На замечания реагирует спокойно, исправляет поведение в соответствии с замечанием. Присутствует осознание своих неуспехов.  

Мышление (преобладающий тип: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает частично. Недостаточность словесно-логических операций.  В активном словаре имеются простые звукоподражания. Связная речь не сформирована.

Развитие мыслительных операций не соответствует возрасту. Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы. Понимает обращенную речь. В активном словаре имеются простые звукоподражания. 

Специфические трудности формирования учебных навыков. Необходим индивидуальный подход и внешний контроль со стороны взрослого. Средний уровень интеллектуального развития.

(интерес к игрушкам, самостоятельные действия, отсутствие игры и др.) В совместную деятельность с взрослыми включается, проявляет самостоятельность. Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов, использует в соответствии с их назначениями. В подвижные игры играет с удовольствием, правила старается не нарушать.

Протокол ТПМПК

№ 15 от «23» января 2019года

Рекомендации ТПМПК

Рекомендовано направления коррекционной работы: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

  1. Информация о специалистах, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника

Сопровождение ребёнка осуществляют следующие специалисты:

Воспитатель: Билалова Эльмира М.         Ширяева Анастасия Е.

Учитель-логопед: Дорожинская Наталья Сергеевна

Педагог-психолог: Сугундукова Евгения Сергеевна

 Инструктор по физической культуре:

Учитель-дефектолог:Лихенко Неля Сергеевна

Специалист сопровождения

Количество занятий

Продолжительность

Форма организации

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог:

Воспитатель

  1. Карта показателей индивидуального развития ребенка

Показатели развития

Диагностика

Оценка динамики индивидуального развития

Входящая

Промежуточ

ная

Итоговая

Речевое развитие

1

2

Психическое развитие

2

2

Навыки самообслуживания

2

3

Навыки коммуникации

1

2

0 - отсутствие навыков и умений

1 – низкий уровень (выполнение и понимание предлагаемого материала затруднено, запас знаний и умений значительно ниже возрастной нормы)

2 - ниже удовлетворительного (выполнение и понимание предлагаемого материала со значительной помощью взрослого, запас знаний и умений ниже возрастной нормы)

3 – удовлетворительный (развитие незначительно ниже возрастной нормы)

4 – высокий (соответствие возрастной норме)

Динамика: при оценке 0-1 – отсутствует, при оценке 2 – незначительная, при оценке 3-4 – положительная.

  1. Содержание ИОМ

Организация работы учителя-логопеда по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Основные направления

лого-коррекционной

работы

Содержание работы в

семье

Содержание

работы по

закреплению

материала в

группе

Специальные условия

Планируемые

результаты

Организация работы педагога-психолога по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Основные направления

коррекционно-развивающей

работы

Консультации для

родителей

Консультации

для

воспитателей

Специальные условия

Планируемые

результаты

Испытывает трудности эмоционально-волевой сферы и общения.

Коррекция компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы:

совершенствование навыков продуктивного общения и взаимодействия с окружающими; формирование представления о своих границах, и границах другого человека; обучение соблюдению дистанции при общении; профилактика дезадаптивных форм поведения во взаимоотношениях со сверстниками;

формирование умения распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, адекватного выражения собственных переживаний;

воспитание положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

Совершенствование навыков произвольной регуляции деятельности и поведения, психологическая подготовка к обучению в школе:

формирование учебных и познавательных мотивов деятельности;

формировать способность принимать и удерживать учебную задачу;

обучение способам, позволяющим решать ряд практических и познавательных задач, выделять новые связи и компоненты;

развитие навыков самостоятельности в  нахождении способов выполнения практических и познавательных задач;

обучение умению действовать по инструкции, в соответствии с образцом;

развитие произвольного внимания, мышления;

развитие мелкой моторики рук;

формирование  позитивного

самопредставления;

 создание ситуации успеха.

Консультации по итогам диагностики  (входящей, промежуточной, итоговой).

«Нейропсихологические упражнения для развития внимания».

«Психологическая готовность к школьному обучению».

Консультации (по запросу).

«Нейропсихологические игры и упражнения для развития произвольности поведения».

«Игры и упражнения для подготовки к школе».

Консультации по итогам диагностики  (входящей, промежуточной, итоговой).

Консультации (по запросу).

В соответствии с АОП для детей с ЗПР

Повышение объема внимания, усидчивости и целенаправленности

деятельности.

Развитие зрительной памяти и наглядно-образного мышления соответствует возрасту.

Сформирована способность к согласованному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Наличие устойчивых познавательных интересов.

Сформирована внутренняя позиция школьника.

Организация работы учителя-дефектолога по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Основные направления

коррекционной

работы

Содержание работы в

семье

Содержание

работы по

закреплению

материала в

группе

Специальные условия

Планируемые

результаты

Организация работы воспитателя по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Педагогические задачи

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Специальные средства, методы, методические приемы

Специальные условия

Планируемые

результаты***

Ккоммуникативная активность снижена, но по инициативе педагогического работника включается в сотрудничество,

жесты, интонации, но они недостаточно выразительны; редко обращается с просьбой, по своей инициативе, не включается в диалог и в совместную деятельность с другими детьми; ребенок понимает обращенную речь, ориентируется в ситуации, но выполняет только несложные инструкции, активный словарь ограничен, выражены недостатки слоговой структуры слова и звуконаполняемости, пытается объединять слова во фразы, но затрудняется в словоизменении;

не вникает в элементарные правила игр; не умеет различать на слух речевые и неречевые звучания.

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогическим работником: поддерживать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу и положительное взаимодействие обучающихся друг с другом в разных видах деятельности;

-формировать основы нравственной культуры;

-формировать тендерную, семейную, гражданскую принадлежности: формировать идентификацию обучающихся с членами семьи, другими детьми и педагогическим работником, способствовать развитию патриотических чувств;

-формировать готовность к усвоению социокультурных и духовно-нравственных ценностей с учетом этнокультурной ситуации развития обучающихся

Активное общение  с педагогическим работником на уровне внеситуативно-познавательного общения, способность к внеситуативно-личностному общению. Самостоятельно придумывать новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражать в игре широкий круг событий. Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействовать с детьми по игре ,стремиться договориться о распределении ролей. (уметь  возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться воспитателю).

Программа построена на реализации технологии деятельностного метода «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых ребенок сталкивается с затруднениями, фиксирует то, что у него пока не получается, выявляет  причины затруднений. а затем в активной деятельности делает  свои первые «открытия». При этом педагог становится организатором, помощником. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени.

Кпростым формам относятся:

- беседа,

-рассказ,

эксперимент,

наблюдение,

дидактическая (или любая другая игра, возникающая по инициативе педагога)

Составные формы состоят из простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях. К составным формам относятся:игровые ситуации,

- игры-путешествия,

творческие мастерские,

-детские лаборатории, творческие гостиные,творческие лаборатории,

-целевые прогулки,экскурсии, образовательный челлендж, интерактивные праздники.

-активное включение разнообразных игр;

-создание образовательной ситуации, направленной на стимулирование потребности ребенка в общении;

-обогащение сенсорного опыта;

-руководство предметно-игровой и речевой деятельности;

-короткие и четкие инструкции педагога, четкое артикулирование во время речи, глядя в глаза ребенку

Учитывая коммуникативные трудности ребенкка, взрослые создают условия для развития у детей эмоционально-личностного, ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и предпосылок для внеситуативно-личностного общения. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний,предупреждает возникновение у ребенка эмоционального дискомфорта, исключая крик, громкую речь. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Взрослый постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудностиоказывает дозированную помощь

подбор доступного речевого материала;

-созда-ние специальной РППС для ЗПР

Освоить внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению, проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, проявлять инициативу и самостоятельность в игре и общении, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к коллективной игре, сниженная выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты, оценивает поступки других людей, литературных и персонажей способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми; стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.

Примечание:

 ⃰ Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования

**В индивидуальном образовательном маршруте обозначены только те образовательные области, освоение которых ребенком, по результатам диагностики, требует более пристального внимания педагога.

  1. Взаимодействие с семьей

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

1

-размещение на официальном сайте ДОО информации для родителей по вопросам воспитания;

октябрь

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

2

-проведение консультаций специалистов для родителей по вопросам воспитания;

декабрь

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

3

-привлечение родителей к участию в проектах (вместе с детьми), конкурсах, соревнованиях, спектаклях, праздниках и др.;

февраль

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

4

Консультации и памятки

май

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

  1. Ожидаемые результаты

Социально-коммуникативное развитие: Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники.

Речевое развитие: ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Познавательное развитие: ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

Художественно-эстетическое развитие: ребенок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок.

Физическое развитие: ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.



Предварительный просмотр:

Образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

СОГЛАСОВАНО:                                                            УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

На заседании ППк                                                            Директор МДОАУ

протокол № 1 д/с «Золотой ключик»                              

«___» ________ 20__ г                             ______________Г.В. Юркова

СОГЛАСОВАНО:

с родителями (законными представителями)

 ребенка ____________/____________________/

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребёнка, посещающего группу комбинированной направленности

от 6 до 7лет «Василек»

как часть адаптированной образовательной программы для детей

Тяжелое нарушение речи

 (название программы по нозологии)

Земцова Екатерина

(фамилия имя ребенка)

Срок реализации 2023-2024 учебный год

Пыть-Ях

  1. Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О. ребёнка

Земцова Екатерина Андреевна

Дата рождения

22.03.2017 г.

Группа/Воспитатели

ГКН группа «Василек» Билалова Э.М. и Ширяева А.Е.

Ф.И.О. родителей (законных представителей)

Характеристика ребёнка

Характер игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, содержание, длительность и др.)  Мальчик чаще играет один. Может придумать простой сюжет игры, правила игры  понимает. 

Поведение в группе и общение со взрослыми (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях и в играх с детьми)  полностью выполняет требования воспитателя. Стремится к общению с ровесниками, со взрослыми общается по настроению.

Работоспособность___средняя__

те утомляемость_средняя, иногда перескакивает с одной деятельности на другую.

Социально-бытовые навыки (самообслуживание, помощь воспитателю и детям, опрятность) культурно-гигиенические навыки  сформированы хорошо.

Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука, владение ножницами, карандашом, кисточкой) Координация движений не нарушена,  ведущая рука правая, карандашом и кистью работает хорошо

Эмоциональное состояние в различных ситуациях адекватные, общий эмоциональный фон положительный, может проявлять упрямство.

Индивидуальные особенности ребенка. Плохо  контактирует  с другими детьми, при индивидуальной беседе со взрослыми хорошо идет на контакт.

Протокол ТПМПК

№ 217 от 26.05.2021года.

Рекомендации ТПМПК

Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с  тяжелым нарушением речи

Воспитателям группы и родителям работать над произвольностью познавательных процессов.

Учитель- логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.

Педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции пространственных представлений, игровой деятельности.

2.Информация о специалистах, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника

Сопровождение ребёнка осуществляют следующие специалисты:

Воспитатель: Билалова Э.М. и Ширяева А.Е.

Учитель-логопед: Копысова Нина Викторовна

Педагог-психолог: Цицулина О.М.

Специалист сопровождения

Количество занятий

Продолжительность

Форма организации

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог:

Воспитатель

  1. Карта показателей индивидуального развития ребенка

Показатели развития

Диагностика

Оценка динамики индивидуального развития

Входящая

Промежуточ

ная

Итоговая

Речевое развитие

3

Психическое развитие

4

Навыки самообслуживания

4

Навыки коммуникации

3

0 - отсутствие навыков и умений

1 – низкий уровень (выполнение и понимание предлагаемого материала затруднено, запас знаний и умений значительно ниже возрастной нормы)

2 - ниже удовлетворительного (выполнение и понимание предлагаемого материала со значительной помощью взрослого, запас знаний и умений ниже возрастной нормы)

3 – удовлетворительный (развитие незначительно ниже возрастной нормы)

4 – высокий (соответствие возрастной норме)

Динамика: при оценке 0-1 – отсутствует, при оценке 2 – незначительная, при оценке 3-4 – положительная.

  1. Содержание ИОМ

Организация работы учителя-логопеда по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Основные направления

лого-коррекционной

работы

Содержание работы в

семье

Содержание

работы по

закреплению

материала в

группе

Специальные условия

Планируемые

результаты

Организация работы педагога-психолога по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Основные направления

коррекционно-развивающей

работы

Консультации для

родителей

Консультации

для

воспитателей

Специальные условия

Планируемые

результаты

Организация работы учителя-дефектолога по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Основные направления

коррекционной

работы

Содержание работы в

семье

Содержание

работы по

закреплению

материала в

группе

Специальные условия

Планируемые

результаты

Организация работы воспитателя по решению коррекционно-развивающих задач

Характеристика

затруднений ребенка

Педагогические задачи

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Специальные средства, методы, методические приемы

Специальные условия

Планируемые

результаты

Речевое развитие:

- Затрудняется в употреблении слов, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

- затрудняется в составлении описательного рассказа;

- не владеет простыми формами фонематического анализа.

Создание условий для:

  • овладения речью как средством общения и культуры;
  • обогащения активного словаря;
  • развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развития речевого творчества;
  • знакомства с книжной культурой, детской литературой;
  • развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Ребенок учится вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения;

- воспитатель стимулирует желание ребенка свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения;

-  направляет внимание на формирование у ребенка устойчивого эмоционального контакта с другими детьми;

- воспитательучитывает особенности развития его игровой деятельности

- Активное включение разнообразных игр;

-создание образовательной ситуации, направленной на стимулирование потребности ребенка в общении;

-обогащение сенсорного опыта;

-руководство предметно-игровой и речевой деятельности;

-короткие и четкие инструкции педагога, четкое артикулирование во время речи, глядя в глаза ребенку.

-Подбор доступного речевого материала;

-создание специальной РППС

- Понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

- с помощью воспитателя составляет описательный рассказ,  по вопросамориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

владеет простыми формами фонематического анализа.

Познавательное развитие:

- Затрудняется устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональнымисвойствами;

- не имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков;

- не ориентируется во временах года и частях суток.

Создание условий для:

- развития интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации;

- формирования первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

  • формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В процессе разнообразных видов деятельности ребенок узнает о функциональных свойствах и назначении объектов, учится анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами;

- в форме увлекательных игр, экскурсий, в режимных моментах у ребенка обогащаются и закрепляются представления о себе и об окружающем мире ;

- воспитатель продолжает формировать экологические представления ребенка, знакомит его с функциями человека в природе.

- Активное включение разнообразных игр;

-создание образовательной ситуации, направленной на стимулирование потребности ребенка в общении;

-обогащение сенсорного опыта;

-руководство предметно-игровой и речевой деятельности;

-короткие и четкие инструкции педагога, четкое артикулирование во время речи, глядя в глаза ребенку

- Подбор доступного речевого материала;

-создание специальной РППС

-Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках);

- узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток.

Примечание:

 ⃰ Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования

*В индивидуальном образовательном маршруте обозначены только те образовательные области, освоение которых ребенком, по результатам диагностики, требует более пристального внимания педагога.

4.Взаимодействие с семьей

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

1

Анкетирование

октябрь

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

2

Консультация «Речевое развитие ребенка с 6 лет»

декабрь

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

3

Родительское собрание «Как развивать способности ребенка дома»

февраль

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

4

Памятка «Развиваем речь детей через художественной литературы»

май

Билалова Э.М.

Ширяева А.Е.

5.Ожидаемые результаты:

  • понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
  • использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
  • использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;
  • передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;
  • проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим работником, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
  • занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.);
  • имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
  • изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;
  • знает основные цвета и их оттенки;
  • сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
  • внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
  • выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
  • выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
  • описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли;
  • самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.