ИОМ
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ППк Директор МДОАУ
протокол № 1 д/с «Золотой ключик»
«___» ________ 20__ г ______________Г.В. Юркова
СОГЛАСОВАНО:
с родителями (законными представителями)
ребенка ____________/____________________/
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка, посещающего группу комбинированной направленности
от 6 до 7лет «Василек»
как часть адаптированной образовательной программы для детей
Задержка психического развития
(название программы по нозологии)
Сомсиков Александр
(фамилия имя ребенка)
Срок реализации 2023-2024 учебный год
Пыть-Ях
2023
- Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка | Сомсиков Александр Евгеньевич |
Дата рождения | 17.09.2016г |
Группа/Воспитатели | ГКН «Василек»/ Билалова Э.М и Ширяева А.Е |
Ф.И.О. родителей (законных представителей) | Сомсиков Евгений Юрьевич Сомсикова Гульназ |
Характеристика ребёнка | Характер и способ общения: В контакт вступает легко, проявляет заинтересованность, охотно подчиняется. За помощью к взрослым обращается при необходимости. Реакция на одобрение адекватная, радуется похвале и ждёт её. На замечания реагирует спокойно, исправляет поведение в соответствии с замечанием. Присутствует осознание своих неуспехов. Мышление (преобладающий тип: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает частично. Недостаточность словесно-логических операций. В активном словаре имеются простые звукоподражания. Связная речь не сформирована. Развитие мыслительных операций не соответствует возрасту. Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы. Понимает обращенную речь. В активном словаре имеются простые звукоподражания. Специфические трудности формирования учебных навыков. Необходим индивидуальный подход и внешний контроль со стороны взрослого. Средний уровень интеллектуального развития. (интерес к игрушкам, самостоятельные действия, отсутствие игры и др.) В совместную деятельность с взрослыми включается, проявляет самостоятельность. Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов, использует в соответствии с их назначениями. В подвижные игры играет с удовольствием, правила старается не нарушать. |
Протокол ТПМПК | № 15 от «23» января 2019года |
Рекомендации ТПМПК | Рекомендовано направления коррекционной работы: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. |
- Информация о специалистах, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника
Сопровождение ребёнка осуществляют следующие специалисты:
Воспитатель: Билалова Эльмира М. Ширяева Анастасия Е.
Учитель-логопед: Дорожинская Наталья Сергеевна
Педагог-психолог: Сугундукова Евгения Сергеевна
Инструктор по физической культуре:
Учитель-дефектолог:Лихенко Неля Сергеевна
Специалист сопровождения | Количество занятий | Продолжительность | Форма организации |
Педагог-психолог | |||
Педагог-психолог | |||
Учитель-логопед | |||
Учитель-дефектолог: | |||
Воспитатель | |||
- Карта показателей индивидуального развития ребенка
Показатели развития | Диагностика | Оценка динамики индивидуального развития | ||
Входящая | Промежуточ ная | Итоговая | ||
Речевое развитие | 1 | 2 | ||
Психическое развитие | 2 | 2 | ||
Навыки самообслуживания | 2 | 3 | ||
Навыки коммуникации | 1 | 2 |
0 - отсутствие навыков и умений
1 – низкий уровень (выполнение и понимание предлагаемого материала затруднено, запас знаний и умений значительно ниже возрастной нормы)
2 - ниже удовлетворительного (выполнение и понимание предлагаемого материала со значительной помощью взрослого, запас знаний и умений ниже возрастной нормы)
3 – удовлетворительный (развитие незначительно ниже возрастной нормы)
4 – высокий (соответствие возрастной норме)
Динамика: при оценке 0-1 – отсутствует, при оценке 2 – незначительная, при оценке 3-4 – положительная.
- Содержание ИОМ
Организация работы учителя-логопеда по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления лого-коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
Организация работы педагога-психолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционно-развивающей работы | Консультации для родителей | Консультации для воспитателей | Специальные условия | Планируемые результаты |
Испытывает трудности эмоционально-волевой сферы и общения. | Коррекция компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы: совершенствование навыков продуктивного общения и взаимодействия с окружающими; формирование представления о своих границах, и границах другого человека; обучение соблюдению дистанции при общении; профилактика дезадаптивных форм поведения во взаимоотношениях со сверстниками; формирование умения распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, адекватного выражения собственных переживаний; воспитание положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. Совершенствование навыков произвольной регуляции деятельности и поведения, психологическая подготовка к обучению в школе: формирование учебных и познавательных мотивов деятельности; формировать способность принимать и удерживать учебную задачу; обучение способам, позволяющим решать ряд практических и познавательных задач, выделять новые связи и компоненты; развитие навыков самостоятельности в нахождении способов выполнения практических и познавательных задач; обучение умению действовать по инструкции, в соответствии с образцом; развитие произвольного внимания, мышления; развитие мелкой моторики рук; формирование позитивного самопредставления; создание ситуации успеха. | Консультации по итогам диагностики (входящей, промежуточной, итоговой). «Нейропсихологические упражнения для развития внимания». «Психологическая готовность к школьному обучению». Консультации (по запросу). | «Нейропсихологические игры и упражнения для развития произвольности поведения». «Игры и упражнения для подготовки к школе». Консультации по итогам диагностики (входящей, промежуточной, итоговой). Консультации (по запросу). | В соответствии с АОП для детей с ЗПР | Повышение объема внимания, усидчивости и целенаправленности деятельности. Развитие зрительной памяти и наглядно-образного мышления соответствует возрасту. Сформирована способность к согласованному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Наличие устойчивых познавательных интересов. Сформирована внутренняя позиция школьника. |
Организация работы учителя-дефектолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
Организация работы воспитателя по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Педагогические задачи | Содержание коррекционно-развивающих занятий | Специальные средства, методы, методические приемы | Специальные условия | Планируемые результаты*** | ||
Ккоммуникативная активность снижена, но по инициативе педагогического работника включается в сотрудничество, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны; редко обращается с просьбой, по своей инициативе, не включается в диалог и в совместную деятельность с другими детьми; ребенок понимает обращенную речь, ориентируется в ситуации, но выполняет только несложные инструкции, активный словарь ограничен, выражены недостатки слоговой структуры слова и звуконаполняемости, пытается объединять слова во фразы, но затрудняется в словоизменении; не вникает в элементарные правила игр; не умеет различать на слух речевые и неречевые звучания. | Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогическим работником: поддерживать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу и положительное взаимодействие обучающихся друг с другом в разных видах деятельности; -формировать основы нравственной культуры; -формировать тендерную, семейную, гражданскую принадлежности: формировать идентификацию обучающихся с членами семьи, другими детьми и педагогическим работником, способствовать развитию патриотических чувств; -формировать готовность к усвоению социокультурных и духовно-нравственных ценностей с учетом этнокультурной ситуации развития обучающихся | Активное общение с педагогическим работником на уровне внеситуативно-познавательного общения, способность к внеситуативно-личностному общению. Самостоятельно придумывать новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражать в игре широкий круг событий. Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействовать с детьми по игре ,стремиться договориться о распределении ролей. (уметь возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться воспитателю). | Программа построена на реализации технологии деятельностного метода «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых ребенок сталкивается с затруднениями, фиксирует то, что у него пока не получается, выявляет причины затруднений. а затем в активной деятельности делает свои первые «открытия». При этом педагог становится организатором, помощником. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени. Кпростым формам относятся: - беседа, -рассказ, эксперимент, наблюдение, дидактическая (или любая другая игра, возникающая по инициативе педагога) Составные формы состоят из простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях. К составным формам относятся:игровые ситуации, - игры-путешествия, творческие мастерские, -детские лаборатории, творческие гостиные,творческие лаборатории, -целевые прогулки,экскурсии, образовательный челлендж, интерактивные праздники. | -активное включение разнообразных игр; -создание образовательной ситуации, направленной на стимулирование потребности ребенка в общении; -обогащение сенсорного опыта; -руководство предметно-игровой и речевой деятельности; -короткие и четкие инструкции педагога, четкое артикулирование во время речи, глядя в глаза ребенку | Учитывая коммуникативные трудности ребенкка, взрослые создают условия для развития у детей эмоционально-личностного, ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и предпосылок для внеситуативно-личностного общения. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний,предупреждает возникновение у ребенка эмоционального дискомфорта, исключая крик, громкую речь. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Взрослый постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудностиоказывает дозированную помощь | подбор доступного речевого материала; -созда-ние специальной РППС для ЗПР | Освоить внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению, проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, проявлять инициативу и самостоятельность в игре и общении, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к коллективной игре, сниженная выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты, оценивает поступки других людей, литературных и персонажей способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми; стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником. |
Примечание:
⃰ Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования
**В индивидуальном образовательном маршруте обозначены только те образовательные области, освоение которых ребенком, по результатам диагностики, требует более пристального внимания педагога.
- Взаимодействие с семьей
№ | Содержание деятельности | Срок | Ответственный |
1 | -размещение на официальном сайте ДОО информации для родителей по вопросам воспитания; | октябрь | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
2 | -проведение консультаций специалистов для родителей по вопросам воспитания; | декабрь | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
3 | -привлечение родителей к участию в проектах (вместе с детьми), конкурсах, соревнованиях, спектаклях, праздниках и др.; | февраль | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
4 | Консультации и памятки | май | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
- Ожидаемые результаты
Социально-коммуникативное развитие: Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники.
Речевое развитие: ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.
Познавательное развитие: ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.
Художественно-эстетическое развитие: ребенок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок.
Физическое развитие: ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.
Предварительный просмотр:
Образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ППк Директор МДОАУ
протокол № 1 д/с «Золотой ключик»
«___» ________ 20__ г ______________Г.В. Юркова
СОГЛАСОВАНО:
с родителями (законными представителями)
ребенка ____________/____________________/
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка, посещающего группу комбинированной направленности
от 6 до 7лет «Василек»
как часть адаптированной образовательной программы для детей
Тяжелое нарушение речи
(название программы по нозологии)
Земцова Екатерина
(фамилия имя ребенка)
Срок реализации 2023-2024 учебный год
Пыть-Ях
- Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка | Земцова Екатерина Андреевна |
Дата рождения | 22.03.2017 г. |
Группа/Воспитатели | ГКН группа «Василек» Билалова Э.М. и Ширяева А.Е. |
Ф.И.О. родителей (законных представителей) | |
Характеристика ребёнка | Характер игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, содержание, длительность и др.) Мальчик чаще играет один. Может придумать простой сюжет игры, правила игры понимает. Поведение в группе и общение со взрослыми (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях и в играх с детьми) полностью выполняет требования воспитателя. Стремится к общению с ровесниками, со взрослыми общается по настроению. Работоспособность___средняя__ те утомляемость_средняя, иногда перескакивает с одной деятельности на другую. Социально-бытовые навыки (самообслуживание, помощь воспитателю и детям, опрятность) культурно-гигиенические навыки сформированы хорошо. Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука, владение ножницами, карандашом, кисточкой) Координация движений не нарушена, ведущая рука правая, карандашом и кистью работает хорошо Эмоциональное состояние в различных ситуациях адекватные, общий эмоциональный фон положительный, может проявлять упрямство. Индивидуальные особенности ребенка. Плохо контактирует с другими детьми, при индивидуальной беседе со взрослыми хорошо идет на контакт. |
Протокол ТПМПК | № 217 от 26.05.2021года. |
Рекомендации ТПМПК | Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжелым нарушением речи Воспитателям группы и родителям работать над произвольностью познавательных процессов. Учитель- логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи. Педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции пространственных представлений, игровой деятельности. |
2.Информация о специалистах, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника
Сопровождение ребёнка осуществляют следующие специалисты:
Воспитатель: Билалова Э.М. и Ширяева А.Е.
Учитель-логопед: Копысова Нина Викторовна
Педагог-психолог: Цицулина О.М.
Специалист сопровождения | Количество занятий | Продолжительность | Форма организации |
Педагог-психолог | |||
Педагог-психолог | |||
Учитель-логопед | |||
Учитель-дефектолог: | |||
Воспитатель | |||
- Карта показателей индивидуального развития ребенка
Показатели развития | Диагностика | Оценка динамики индивидуального развития | ||
Входящая | Промежуточ ная | Итоговая | ||
Речевое развитие | 3 | |||
Психическое развитие | 4 | |||
Навыки самообслуживания | 4 | |||
Навыки коммуникации | 3 |
0 - отсутствие навыков и умений
1 – низкий уровень (выполнение и понимание предлагаемого материала затруднено, запас знаний и умений значительно ниже возрастной нормы)
2 - ниже удовлетворительного (выполнение и понимание предлагаемого материала со значительной помощью взрослого, запас знаний и умений ниже возрастной нормы)
3 – удовлетворительный (развитие незначительно ниже возрастной нормы)
4 – высокий (соответствие возрастной норме)
Динамика: при оценке 0-1 – отсутствует, при оценке 2 – незначительная, при оценке 3-4 – положительная.
- Содержание ИОМ
Организация работы учителя-логопеда по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления лого-коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
Организация работы педагога-психолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционно-развивающей работы | Консультации для родителей | Консультации для воспитателей | Специальные условия | Планируемые результаты |
Организация работы учителя-дефектолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
Организация работы воспитателя по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Педагогические задачи | Содержание коррекционно-развивающих занятий | Специальные средства, методы, методические приемы | Специальные условия | Планируемые результаты | |
Речевое развитие: | ||||||
- Затрудняется в употреблении слов, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; - затрудняется в составлении описательного рассказа; - не владеет простыми формами фонематического анализа. | Создание условий для:
| Ребенок учится вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения; - воспитатель стимулирует желание ребенка свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения; - направляет внимание на формирование у ребенка устойчивого эмоционального контакта с другими детьми; - воспитательучитывает особенности развития его игровой деятельности | - Активное включение разнообразных игр; -создание образовательной ситуации, направленной на стимулирование потребности ребенка в общении; -обогащение сенсорного опыта; -руководство предметно-игровой и речевой деятельности; -короткие и четкие инструкции педагога, четкое артикулирование во время речи, глядя в глаза ребенку. | -Подбор доступного речевого материала; -создание специальной РППС | - Понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; - с помощью воспитателя составляет описательный рассказ, по вопросамориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; владеет простыми формами фонематического анализа. | |
Познавательное развитие: | ||||||
- Затрудняется устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональнымисвойствами; - не имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков; - не ориентируется во временах года и частях суток. | Создание условий для: - развития интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; - формирования первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
| В процессе разнообразных видов деятельности ребенок узнает о функциональных свойствах и назначении объектов, учится анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами; - в форме увлекательных игр, экскурсий, в режимных моментах у ребенка обогащаются и закрепляются представления о себе и об окружающем мире ; - воспитатель продолжает формировать экологические представления ребенка, знакомит его с функциями человека в природе. | - Активное включение разнообразных игр; -создание образовательной ситуации, направленной на стимулирование потребности ребенка в общении; -обогащение сенсорного опыта; -руководство предметно-игровой и речевой деятельности; -короткие и четкие инструкции педагога, четкое артикулирование во время речи, глядя в глаза ребенку | - Подбор доступного речевого материала; -создание специальной РППС | -Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); - узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток. |
Примечание:
⃰ Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования
*В индивидуальном образовательном маршруте обозначены только те образовательные области, освоение которых ребенком, по результатам диагностики, требует более пристального внимания педагога.
4.Взаимодействие с семьей
№ | Содержание деятельности | Срок | Ответственный |
1 | Анкетирование | октябрь | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
2 | Консультация «Речевое развитие ребенка с 6 лет» | декабрь | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
3 | Родительское собрание «Как развивать способности ребенка дома» | февраль | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
4 | Памятка «Развиваем речь детей через художественной литературы» | май | Билалова Э.М. Ширяева А.Е. |
5.Ожидаемые результаты:
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;
- передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;
- проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим работником, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
- занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.);
- имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
- изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;
- знает основные цвета и их оттенки;
- сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
- внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
- выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
- описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли;
- самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.