Методические рекомендации по созданию предметно – развивающего пространства в ДОУ.
учебно-методический материал
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_predmetno_razvivayushchego_prostranstva_v_dou.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по созданию предметно – развивающего
пространства в ДОУ.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды.
1.Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
2.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
3.В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
4.В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
5.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,
участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
6.Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Особенности организации предметно-пространственной среды.
Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно- пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
В соответствии с требованиями развивающая предметно- пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом с уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
– рабочую, – активную и спокойную зоны, и в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.
Насыщение группового пространства включает определённые центры развития.
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
направления | ||||
Речевое развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие | Социально- коммуникативное развитие | Художественно- Эстетическое развитие |
центры | ||||
Речевой центр Центр книги | Центр науки, экологии и | Центр двигательной | Центр игры Центр | Центр изодеятельности |
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности Центр «Здравствуй, книжка! » Центр «Будем говорить правильно» Логопедический уголок | экспериментир ования Центр «Мы познаём мир» или уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр математическо го развития Центр экспериментир ования | активности Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!» | безопасности (Центр ППД. Центр пожарной безопасности) Центр социально – эмоционального развития Центр труда, уголок дежурств Центр активности (центр сюжетно- ролевых игр) | и или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально- театрализованной деятельности |
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом
возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.
По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде).
Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями основной образовательной программы детского сада; продумать поло-ролевую направленность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек; выявить и удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности детей.
Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Размещение материалов в группе для детей младшего возраста:
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно- исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом.
Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Размещение материалов в группе для детей старшего возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно- знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы
Книжный уголок
Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.
Уголок природы
Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр
Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок ролевых игр
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие
«Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный уголок
Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации
Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества
Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Физкультурно-оздоровительный уголок
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей
Уголок безопасности
Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
- Центр ПДД.
- Центр пожарной безопасности.
Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
Хозяин – регулировщик или светофорик.
Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
Набор дорожных знаков.
Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.
Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Уголок занимательной математики
Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Уголок уединения
Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Уголок труда, уголок дежурств
Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
- Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда в уголке природы.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.
Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.
Центр Юный краевед
Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями родного края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях;
уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий;
мини - музеи: «Богатства родной земли», «Родной город», «Музей местных художников»;
макеты бора в зимнем и летнем вариантах;
уголок «космонавта», посвященный космонавтам родного края;
спортивный уголок с использованием фотографий знаменитых спортсменов родного города.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно- игровой среды и степень ее влияния на детей.
1.
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
2.
Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом
голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
3.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
4.
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций
и других продуктов создается детьми в течение дня.
5.
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Примерное содержание спортивного уголка во второй младшей группе (3- 4 года)
Спортивный уголок «Маленькие попрыгунчики»
1.Мячи большие, средние, малые.
- Обручи.
- Толстая веревка или шнур.
- Флажки.
- Гимнастические палки.
- Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания
- Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.
- Кегли.
- Мешочки с грузом малые (для бросания).
- Скакалка.
- Доска ребристая или дорожка ребристая.
- Нетрадиционное спортивное оборудование.
Примерное содержание спортивного уголка в средней группе (4-5 лет)
Спортивный уголок «Здоровячки»
1.Мячи большие, средние, малые.
- Обручи.
- Толстая веревка или шнур, скакалки.
- Флажки.
- Гимнастические палки.
- Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания
- Кольцеброс.
- Ленточки, платочки.
- Кегли.
- Мешочки с грузом малый и большой.
- Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.
- Нетрадиционное спортивное оборудование.
Примерное содержание спортивного уголка в старшей группе (5-6 лет)
«Здоровый дух в здоровом теле!»
1.Мячи большие, средние, малые.
- Обручи.
- Толстая веревка или шнур.
- Флажки.
- Гимнастические палки.
- Колцеброс.
- Кегли.
- «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
- Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на
«липучках».
- Детская баскетбольная корзина.
- Длинная и короткая скакалки.
- Бадминтон.
- Городки.
- «Летающие тарелки».
- Мешочек с грузом малый и большой.
- Серсо.
- Гантели детские.
- Нетрадиционное спортивное оборудование.
Примерное содержание спортивного уголка подготовительной группе (6- 7 лет)
«Выше, быстрее, сильнее! »
1.Мячи большие, средние, малые.
- Обручи.
- Толстая веревка или шнур.
- Флажки.
- Гимнастические палки.
- Колцеброс.
- Кегли.
- «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
- Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на
«липучках».
- Детская баскетбольная корзина.
- Длинная и короткая скакалки.
- Бадминтон.
- Городки.
- «Летающие тарелки».
- Мешочек с грузом малый и большой.
- Серсо.
- Гантели детские.
- Нетрадиционное спортивное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по созданию предметного пространства развивающей среды
О понятии и сущности развивающей среды, принципах построения предметно-развивающей среды. О внешнем интерьере детского сада и прилегающей территории. Предметно -развивающая среда нашего детского сада....
Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...
Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...
Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС
Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС...
Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в ДОУ
При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетиче...
«Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО»
Данный информационный материал составлен в виде консультации для педагогов ДОУ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ...