«Детский универсальный STEАM – кванториум: инновационные перспективы дошкольного образования»
материал

Михайлова Ирина Анатольевна

Не секрет, что новое поколение будет жить в мире искусственного интеллекта и роботов. Поэтому формирование современного человека необходимо начинать уже в дошкольном детстве, что требует изменения дошкольного образования и новых технологий обучения детей.

    Используемое и довольно популярное в современной системе технологий STEM-образование позволяет детским садам идти в ногу со временем и обеспечить качественное образование, выполнение Федерального государственного образовательного стандарта ДО и социального заказа родителей.

   В некоторых дошкольных учреждениях есть возможности. В которых, уже активно внедряется STEM-обучение, которое позволяет детям изучать мир в тесной взаимосвязи науки, технологий, инженерии и математики с юных лет. Что, несомненно, пригодится им в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_steam_-_kvatorum.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Ирина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Урмарского района

Чувашской Республики

 «Детский универсальный STEАM – кванториум: инновационные перспективы дошкольного образования»

Прежде чем говорить о STEAM-проектах в детских технопарках, необходимо определиться с понятиями и смыслами. Ответить на вопросы: что такое STEAM и кванториум?

Первая часть посвящена понятию "детский технопарк".

Детский технопарк - это проектная лаборатория, в которой школьники или дошкольники работают над конкретным реальным продуктом, проводят исследования с использованием современного оборудования.

   Наиболее известные детские технопарки - "Кванториумы". В Стандарте детского технопарка «Кванториум» отмечается, что "Кванториум" - это образовательная организация, осуществляющая обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, с целью формирования у детей изобретательского, креативного, критического, продуктового мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей. Цель детского технопарка: вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.

  Не секрет, что новое поколение будет жить в мире искусственного интеллекта и роботов. Поэтому формирование современного человека необходимо начинать уже в дошкольном детстве, что требует изменения дошкольного образования и новых технологий обучения детей.

    Используемое и довольно популярное в современной системе технологий STEM-образование позволяет детским садам идти в ногу со временем и обеспечить качественное образование, выполнение Федерального государственного образовательного стандарта ДО и социального заказа родителей.

   В некоторых дошкольных учреждениях есть возможности. В которых, уже активно внедряется STEM-обучение, которое позволяет детям изучать мир в тесной взаимосвязи науки, технологий, инженерии и математики с юных лет. Что, несомненно, пригодится им в будущем.

  Можно открыть  – лабораторию, которая работает по следующим образовательным модулям:

Образовательный модуль «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»;

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»;

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»;

Образовательный модуль ««LEGO - конструирование»;

Образовательный модуль «Математическое развитие»;

Образовательный модуль «Робототехника»

     STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Многие дети предпочитают интеллектуальные игрушки, которые отвечают их потребностям.

   Наиболее благоприятным периодом интеллектуального развития является дошкольный возраст. Первостепенное значение на этом этапе жизни ребёнка приобретает его интеллектуальное развитие как процесс сложного личностного образования, так как именно в этом возрасте ребёнок активно стремится к познанию всего нового, к достижению новых результатов, которые уже не укладываются в рамки ранее полученных знаний и представлений, овладевает способами анализа и решения разнообразных задач.

   Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

    Сегодня актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности в специально-организованной среде, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.

    В настоящее время приоритетной задачей образовательной деятельности с воспитанниками является развитие инженерно-технического мышления, формирование конструктивно-модельных, креативных способностей детей.

    Данные направления чётко обозначены в национальном проекте «Образование» (федеральный проект «Успех каждого ребёнка»). В связи с этим во многих ДОУ создаются кабинеты IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центры.

Цель STEАM – образования является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество с использованием современных информационно коммуникативных технологий.

   Меняется формат образования детей. Современные дети должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому новый вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM-образования.

Содержание STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, но в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база.

Учитывая обозначенные приоритеты образовательной политики, в ДОУ реализуется проект по внедрению STEM-подхода в педагогический процесс.

   В рамках данного проекта начала работу по усовершенствованию РППС группы. Разработала и создала мини-кванториум.

«Кванториум» - это инновационная среда для интеллектуально и творческого развития ребенка в соответствии с научным прогрессом.

В паспорте кванториума представлены цель, задачи, назначение и структурные компоненты.

   Цельсоздание инновационной среды для творческого и интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.

   Кванториум позволит обеспечить познавательно-исследовательскую деятельность, получение новых и объективных знаний в области природы, науки и техники. Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.

   Модель «мини-кванториум» предполагает познание природного мира, освоение детьми начальных навыков экспериментирования, формирования интереса к науке и технике, знакомство с элементами робототехники.

   Мини-кванториум позволит формировать у детей такие качества, как креативность, коммуникативность, критическое мышление, умение работать в команде.

   Обучение в мини-кванториуме происходит в игровых квантумах, которые соответствует важным направлениям инновационного развития нашей страны.

   Наша модель «мини-кванториум» включает в себя следующие творческие лаборатории для детей младшего дошкольного возраста:

   «Эксперкванториум» - опыты и эксперименты

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

   Опытно-экспериментальная деятельность с детьми планируется с учётом требований программы, возрастных особенностей. ООД включает в себя разнообразные методы и приёмы, развлекательные, подвижные и дидактические игры, динамические паузы, познавательные и дидактические беседы и т. д.

   «Биоквантум» - изучение мира природы

Цель: формирование у детей первоначальных экологических представлений.

В рамках ознакомления детей с окружающим миром, формирование основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру, гуманного отношения к живым существам, навыков ухода за ними организована работа с детьми в данном тематическом модуле.

   «Технокванториум» - изучение элементарных представлений о науке и технике.

Цельсоздание условий для внедрения технического конструирования, элементов робототехники в образовательную деятельность.

Ознакомление детей с основами робототехники происходит во всех режимных моментах. В данной возрастной группе дети знакомятся с игровым набором «Робомышь», с помощью которого дети начинают осваивать элементарные навыки программирования, изучение алгоритмов.

Также данный модуль представлен STEM конструкторами. Например, очень нравится детям современный многофункциональный конструктор «Полидрон».

    Использование современного конструктора «Полидрон», на наш взгляд, позволяет знакомить с геометрическими фигурами, с основным спектром цветов, кроме того, развивает творческие способности, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает мелкую моторику пальцев рук, благодаря необычному соединению, также формирует умение следовать образцу. Опыт работы по развитию конструктивных навыков детей дошкольного возраста через использование конструктора «Полидрон» показал, что использование данного инновационного оборудование позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность и формировать познавательный интерес детей. Кроме того, ООД с конструктором обеспечивает лёгкое знакомство, как с плоскостным конструированием, так и с объёмными фигурами.

   Каждый тематический модуль кванториума сопровождается комплексно-тематическим планированием с детьми 3-4 лет на учебный год, а также УМК: картотеки, дидактические игры, технологические карты и др.

   Таким образом, в едином образовательном пространстве группы мини-кванториум призван решать задачи развития инженерно-технического мышления, формирование навыков конструктивно-модельной деятельности, креативных способностей и элементарных навыков программирования, а также способствует развитию познавательной активности ребёнка и личности в целом.

   Считаю, что работа в этом направлении способствует активной совместной деятельность детей, родителей, педагогов и становится важной педагогической инициативой, способной привлечь внимание широкой общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Консультация для преподавателей на тему :"Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования". Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, несмотря на...

Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования

Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального  компонента, позвол...

Современные проблемы и перспективы дошкольного образования

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При это...

Презентация "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство МОСКВА - СИНТЕЗ, Москва, 2019

Презентация к докладу "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

«Детский универсальный STEАM – кванториум: инновационные перспективы дошкольного образования»

Не секрет, что новое поколение будет жить в мире искусственного интеллекта и роботов. Поэтому формирование современного человека необходимо начинать уже в дошкольном детстве, что требует изменения дош...