Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
консультация

Анищенко Наталья Владимировна

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_ugolok_eksperimentirovaniya.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Уголок экспериментирования в детском саду»

        

         На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Цели создания, роль в процессе обучения

В соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС) ориентироваться в ходе экспериментальной работы надо на развитие инициативных качеств и стимулирование самостоятельности в действиях и решениях детей. Создать условия, которые благоприятствуют занятиям практической деятельностью, а также приобщить детей к осуществлению поиска информации на самостоятельной основе — именно это является конечной целью проведения экспериментаторских занятий.

В их ходе у дошкольников должны сформироваться те знания, умения и навыки, которые они будут использовать в дальнейшем, когда им придется решать стоящие перед ними проблемы.

К сведению. Принципиально важным фактором обустройства экспериментального уголка в детском саду является правильный подбор  материальной базы (ее нужно подобрать так, чтобы она максимально учитывала специфику возраста дошколят, была экологической, частично сделанной своими руками).

Задачи уголка экспериментирования

  • Развитие первичных естественнонаучных представлений
  • Развитие наблюдательности
  • Развитие любознательности
  • Развитие активности
  • Развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение)

Формирование умений комплексно обследовать предмет

Задачи по возрастным группам.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

(Слайд 10)

Требования к содержанию уголка

Дизайн экспериментального уголка в садике оформляется согласно ФГОС.

Согласно ФГОС уголок экспериментирования должен обладать следующими характеристиками:

  • надлежащее расположение (освещенность, наличие свободного пространства);
  • доступность (ребятам дается возможность взять необходимые для эксперимента материалы);
  • безопасность (необходимо проговорить технику безопасности, должна быть соответствующая визуальная информация, уголок необходимо безопасно оформить).

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

- Компонент дидактический

- Компонент оборудования

- Компонент стимулирующий

 Дидактический компонент (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

алгоритмы выполнения опытов;

карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;

правила поведения в уголке экспериментирования.

Компонент оборудования - приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий:

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Варианты наполнения экспериментального уголка по возрастным группам (слайд 16-20)

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть.

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• тематические альбомы;

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной,

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в средней группе должно быть.

• книги познавательного характера для среднего возраста

• тематические альбомы

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• песок, глина

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

• материалы для игр с мыльной пеной

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в старшей группе должно быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Дневник наблюдений

• Картотека опытов

• Схемы проведения опытов

• Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

В уголке экспериментальной деятельности в подготовительной группе должно быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")

• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Дневник наблюдений

• Картотека опытов

• Схемы проведения опытов

Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель ответственен за подготовку паспорта экспериментального уголка. В нем должны содержаться параметры оснащенности, расположения, наполнения, украшения, учитываться факторы развития исследовательского поведения ребенка, опыты должны быть подробно расписаны. Также паспорт должен содержать цели и задачи кружка, формы его проведения, а также те упражнения и эксперименты, которые в нем проводятся.

К сведению. В паспорте указываются на обязательной основе следующие данные: название, номер группы и возраст детей в ней, цели и задачи, меблированная оснащенность, материальная база, дидактические материалы, база данных опытов.

Название

Выбранное название обязательно должно быть близко и понятно детям. Оно должно быть связано с положительными эмоциями. Для малышей рекомендуется выбирать названия, связанные с их любимыми героями, для детей постарше — с научной тематикой.

К сведению. Лучше всего предоставить детям возможность выбрать название для экспериментального уголка самостоятельно. Классическими названиями служат следующие: «Хочу все знать!», «Знайка», «Познавайка» и другие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"

Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"...

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"

В этой статье подробно описаны важность процесса детского экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Сформулированы задачи уголка экспериме...

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

Одна из задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия....

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих ...