Рабочая программа НОД "Познавательное развитие" образовательная область "Познание"
рабочая программа
Рабочая программа для разновозрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для разновозрастной группы | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего общего образования»
Рассмотрено | «Утверждаю» |
на заседании педагогического совета «30» августа 2023 г. Протокол № 1 | Директор МБОУ «ОШИСОО» «30» августа 2023 г. _____________Е.В. Сергеева Приказ № 182 от 30.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
непосредственной образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
образовательная область «Познание»
разновозрастной группы
на 2023 – 2024 учебный .год
Куртямовой Вероники Тимофеевны
Рабочая программа составлена на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
с. Овгорт
2023 г.
Пояснительная записка
В общеобразовательной программе выделено четыре направления в развитии познавательной активности детей:
1. Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.
2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.
4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.
- Передавать детям информацию новым для них способом познания – через слово.
- Накапливать и обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
- Помогать детям упорядочивать, полученные и накопленные сведений о мире через понятие последовательности и целевые связи.
- Формировать у детей бережное отношение к миру.
- Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
- Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.
Представленное планирование позволяет создать в группе предметно – развивающую среду, дети успешно усваивают определенные представления о предметах и явлениях окружающего мира на занятиях и вне занятий. Реализация основных задач осуществляется через организованную образовательную деятельность, через создание предметно-развивающей среды, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности, а также через увеличение «территории познания» ребенка.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Предметное и социальное окружение. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе. Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с природой. Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Развивать умение детей замечать изменения в природе. Рассказывать детям об охране растений и животных. В течение года предусмотрены рассказы педагога о своих детях и семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях с близкими людьми, о городе, крае в котором мы живем. Традиционными стали беседы о людях разных профессий. Детей знакомят также со свойствами и качествами разных рукотворных материалов через коллекции «Бумага», «Ткань», «Стекло» и т.п. В повседневной жизни педагоги рассказывают о своих домашних питомцах, о любимых цветах, об интересных встречах, о природе и обитателях тех мест, где бывали.
В ходе мероприятий по созданию целостных систем детских представлений о мире решаются различные задачи развития:
- расширение кругозора детей;
- упорядочивание накопленных сведений о мире; утверждение ребенка в его позиции созидателя;
- формирование у него осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к рукотворному миру.
Возрастные и индивидуальные особенности детей
среднего дошкольного возраста
Познавательное развитие
В познавательном развитии 4-5 - летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Программное содержание | Задачи |
1 | 07.09.23 | «Детский сад наш так хорош- лучше сада не найдешь». | Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. |
2 | 14.09.23 | «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
3 | 21.09.23 | «Мои друзья». | Формировать понятие «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. |
4 | 28.09.23 | «Петрушка идет трудиться». | Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. |
5 | 05.10.23 | «Прохождение экологической тропы». | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. |
6 | 12.10.23 | «Моя семья». | Внести понятие «семья». Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. |
7 | 19.10.23 | Целевая прогулка «Что такое улица». адрес. | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой |
8 | 26.10.23 | «Расскажи о любимых предметах». | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. |
9 | 02.11.23 | «Петрушка- физкультурник». | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. |
10 | 09.11.23 | «Дежурство в уголке природы». | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными |
11 | 16.11.23 | «Петрушка идет рисовать». | Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность. |
12 | 23.11.23 | «Узнай все о себе, воздушный шарик». | Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью. |
13 | 30.11.23 | «Замечательный врач». | Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним. |
14 | 07.12.23 | «В гости к деду природоведу» (экологическая тропа зимой). | Расширять представления детей о зимних явлениях природы.Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. |
15 | 14.12.23 | «В мире стекла». | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. |
16 | 21.12.23 | «Рассматривание кролика». | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. |
17 | 28.12.23 | «Посадка лука». | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения ( почва, влага, тепло и свет ). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. |
18 | 12.01.24 | «В мире пластмассы» | Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. |
19 | 18.01.24 | «Наша армия». | Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие « защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) |
20 | 25.01.24 | «Почему растаяла Снегурочка?» | Расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи:снег в тепле тает ,на морозе вода замерзает. |
21 | 02.02.24 | «Мир комнатных растений». | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. |
22 | 08.02.24 | «В гостях у музыкального руководителя». | Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему. |
23 | 15.02.24 | «Путешествие в гости кресла». | Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). |
24 | 22.02.24 | «Поможем Незнайке вылепить посуду» (лепка из глины). | Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представление о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения лепить из глины. |
25 | 29.02.24 | Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки) | Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. |
26 | 07.03.24 | «Моё село». | Продолжать закреплять названия родного села, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за родное село. |
27 | 14.03.24 | «Путешествие в прошлое одежды». | Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. |
28 | 21.03.24 | «Стайка снегирей на ветвях рябины». | Расширить представление детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. |
29 | 28.03.24 | Знакомство с народной культурой и традициями Традиции и обычаи народов России | Познакомить с традициями и культурой народов Севера.представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о традициях и обычаях народов России, в т.ч. и народов Севера.. Формировать бережное отношение к народной культуре. |
30 | 04.04.24 | «В гости к хозяйке луга». | Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. |
31 | 11.04.24 | «Экологическая тропа весной». | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать представления о взаимосвязи человека и природы. |
32 | 18.04.24 | «Наш любимый плотник». | Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника). (Профессия плотника в детском саду необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке.) Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. |
25.04.24 | Мониторинг | ||
04.05.24 | Мониторинг | ||
11.05.24 | Работа по закреплению пройденного материала. | ||
18.05.24 | Работа по закреплению пройденного материала. |
Список литературы
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.- 699 с.
- СоломенниковаО.А. Ознакомление с природой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...