Рабочая программа младшей группы «РЯБИНКА» на 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа младшей группы «РЯБИНКА» на 2021 – 2022 учебный год | 167.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании Педагогического совета Приказом директора
Протокол № № -од
МДОАУ ЦРР -
д/с «Фантазия»
________С.К.Дидик
«__»____________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РЯБИНКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила:
Воспитатель: Э.И.Чопанова
Пыть-Ях
2021г.
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.1. Пояснительная записка 3
Цели и задачи реализации рабочей программы 3
Значимые характеристики рабочей программы 4
Возрастные и индивидуальные особенности детей…………………………………………………...6
1.1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы…………………………… 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития 8
2.1.2. Формы, методы и средства реализации рабочей программы 23
2.1.3. Характеристика реализуемых программ 23
2.1.4.Особенности взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников…………….24
2.1.5.Проектная деятельность в образовательной организации……………………………25
2.2.Организация воспитательной работы………………………………………………....26
2.2.1. Уклад группы…………………………………………………………………………...26
2.2.2. Календарь праздников, событий, мероприятий в группе……………………………27
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.1.Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей в группе 27
3.1.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы 31
3.1.3. Здоровьесберегающие технологии 35
Целевой раздел
Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа 1 младшей группы «Рябинка» Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка - детского сада «Фантазия» разработана с учетом основой образовательной программы и рабочей программы воспитания МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия».
Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель: создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
Задачи:
- поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации;
- создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.);
- расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи;
- содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.);
- формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми);
- развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира
- организация условий для системного освоения детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии;
- поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности;
- создание условий для становления образа «Я», включающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях;
- развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и др.
Рабочая программа решает также задачи развития детей в соответствии с образовательными областями [Образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 1,5 лет до 3-х лет под редакцией Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Ушакова О.С.- обязательная часть].
Значимые характеристики рабочей программы
Приоритетом рабочей программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его [Образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 1,5 лет до 3-х лет под редакцией Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Ушакова О.С., рабочая программа воспитания МДОАУЦРР - д/с «Фантазия»].
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Кол-во всего детей в группе | Кол-во девочек | Кол-во мальчиков | Кол-во детей с 1 группой здоровья | Кол-во детей с 2 группой здоровья | Кол-во детей с 3 группой здоровья | ОВЗ Инвалидность Группа риска |
7 | 2 | 5 | 2 | 5 | – | – |
Особенности физического и психического развития
Дети первой младшей группы «Рябинка» продолжают активно осваивать пространство доступными способами (ходят, бегают, прыгают, переползают через предмет или подлезают под ним и др.), уверенно владеют своим телом. Они могут активно бодрствовать 6-6,5 часов, но все еще нуждаются в полноценном дневном сне, чередовании активности и отдыха. Дети продолжают с увлечением открывать мир предметов, людей, природных объектов и явлений. Они владеют многими предметными действиями - соотносящими и орудийными.
Соотносящие действия позволяют детям раннего возраста привести в определенные пространственные отношения несколько предметов или их частей (закрыть коробку подходящей крышкой, насыпав туда крупу или положив предмет; собрать и разобрать пирамидку).
Орудийные действия открывают детям возможность воздействовать одним предметом (орудием) на другой предмет или материал и тем самым расширять спектр действий, осуществляемых руками. При этом рука начинает выполнять роль «орудия орудий», становится более умелой. Орудийные действия - опосредованные, позволяющие ставить и достигать цели (достать предмет с помощью палочки, нарисовать картинку карандашом). Благодаря этому ребенок приобретает начальный опыт организации своей деятельности, начинает переносить освоенные способы в новые условия, применять их для решения новых практических задач. На третьем году жизни процесс освоения действий трансформируется: от совместного с взрослым к самостоятельному. Дети становятся все более активными, самостоятельными и умелыми. Появляется особая направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения. Наряду с развитием восприятия и памяти формируются основные компоненты мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Развитие образных форм мышления связано с появлением первых обобщений. Умение обобщать возникает сначала в действии (эмпирически), а затем закрепляется в слове. Начинается интенсивное накопление разнообразных представлений. Формируются первые представления об окружающем мире и наглядно проявляемых связях в нем. Зарождается знаковая(символическая) функция сознания, которая наиболее ярко проявляется в речи, игре (при использовании предметов-заместителей) художественной деятельности. Дети овладевают разными функциями речи: сигнальной, атрибутивной, номинативной (наименование предметов, качеств, действий), коммуникативной, информативной (вт.ч. обобщающей). Для них становятся значимыми содержание высказывания, диалога, литературного произведения. Появляются индивидуальные предпочтения в эстетическом восприятии мира (любимые игры и игрушки, книги с картинками, музыкальные произведения, красивые бытовые вещи). Дети способны эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические качества предметов и выражать свои впечатления в доступных видах художественного творчества. Расширяется и становится более избирательной сфера интересов, культурных практик.
Особенности социальной ситуации развития
Отношения ребенка с другими людьми расширяются, усложняются. Роль взрослого остается ведущей во взаимодействии, но при этом появляется потребность в самостоятельности и независимости, которая интенсивно развивается, достигая к концу третьего года жизни позиции «Я сам». Складывается «система Я», которая проявляется в стремлении к утверждению и реализации собственного «Я»:«Я сам(а)», «Я хочу», «Я могу». Наступает кризис третьего года жизни. Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. Центром внимания ребенка становятся близкие взрослые и их отношение к нему, к результатам его деятельности. Повышается потребность в признании близкими взрослыми новой позиции ребенка, что ведет к изменению сложившихся отношений. Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и поддержки со стороны окружающих. Формируются навыки самообслуживания и личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в познании окружающего мира и общении. Общение обогащается по содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации совместной деятельности. Ребенок начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе (можно, нельзя, правильно), и следовать им в своем поведении. Проявляет доброжелательность. Осваивает разные способы общения (преимущественно вербальные). По своей инициативе вступает в диалог, может составить совместно с взрослым небольшой рассказ-описание, рассказ-повествование. Охотно вступает в общение и совместную деятельность с детьми. При этом взрослый остается главным мотивом общения для ребенка третьего года жизни.
1.1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения рабочей программы следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающих направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры в раннем возрасте к трем годам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обязательная часть
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развитиядетей.
Общие образовательные задачи образовательных областей |
|
|
|
|
|
условия. |
|
|
Образовательные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание образовательной деятельности
Помогать детям, впервые приходящим в детский сад, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни; обеспечивать эмоциональную поддержку (внимание, заботу, ласку, одобрение) со стороны родителей и педагогов детского сада. Расширять и разнообразить связи ребенка с окружающим миром, поддерживать интерес к событиям социальной жизни в семье, детском саду, магазине, поликлинике, транспорте и др. Знакомить с элементарными правилами поведения в обществе (здороваться; прощаться; благодарить; не толкаться; не отнимать игрушки; разговаривать негромко, но внятно, обращаясь к собеседнику; выслушивать речь, адресованную ребенку). Поддерживать желание наблюдать за другими людьми (детьми и взрослыми), знакомиться, вступать в общение в разных ситуациях. Поощрять доброжелательные отношения с взрослыми и сверстниками. Продолжать формировать у ребенка представление о себе самом (имя, фамилия, пол, возраст, особенности внешнего вида, любимые занятия и др.). Воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении. Побуждать к управлению своими действиями, поведением. Уточнять и конкретизировать представления о семье: имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, семейная фамилия, родственные связи, род занятий родителей и их трудовые обязанности в семье, семейные увлечения и традиции, отношения в семье. Систематизировать представления о детском саде. Учить узнавать свой детский сад, ориентироваться в пространстве своей группы и на участке; знать имя и отчество воспитателей, имена детей своей группы; рассказывать о занятиях, играх, отношениях. Знакомить с трудовыми действиями взрослых (воспитателя, повара, дворника): название профессии, форма одежды, предметы труда и действия, социальная значимость труда (воспитатель заботится о детях, любит их, учит играть и дружить, помогает узнать много нового). Расширять представления о своем населенном пункте: название города (деревни, поселка), названия улиц, на которых находятся родной дом и детский сад, основные достопримечательности. Содействовать становлению сюжетно отобразительной игры, зарождению ролевой игры. Вызывать интерес к игровому взаимодействию. Поддерживать желание отражать впечатления о мире в игре. В наглядной форме знакомить с построением игрового сюжета. Создавать условия для выбора и обыгрывания роли, поощрять обозначение замысла игры словом, рассказом, элементарным словесным планом («Я - бабушка. Пеку пирожки. Буду внуков угощать» и т.п.). Познакомить с разными способами решения игровой задачи: предметно-игровых действий, мимики, жестов, тактильной коммуникации, речи. Поощрять самостоятельный выбор игрушек, игрового оборудования и предметов-заместителей для игры. Побуждать к переносу игровых действий в другие сюжеты и новые условия(в группе, на прогулке, дома). Содействовать появлению элементарного игрового взаимодействия «рядом», вдвоем и небольшой группой (в конце года).
Образовательные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание образовательной деятельности
Продолжать расширять представления об окружающем мире - предметном, социальном, природном (в их взаимосвязи). Учить выделять качественные (форма, цвет, фактура) и количественные характеристики предметов (величина, вес, количество), определять их положение в пространстве, устанавливать взаимосвязи и обозначать соответствующими словами (названия - существительными, качества и свойства -прилагательными, действия - глаголами, взаимосвязи - предлогами и местоимениями). Показать связь между реальными объектами (игрушками, бытовыми предметами, людьми, животными, растениями, орудиями труда и др.) и их обозначениями (словами), изображениями на картинках и фотографиях. Дать начальное представление о временных отношениях, последовательности действий, процессов и событий (последовательность в одевании и раздевании, режим дня, смена времен года, очередность эпизодов в сказке). Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения (идет дождь –нужно надеть плащ и резиновые сапожки, взять зонт; заболел - нужно вызвать врача). Формировать способы речевого общения для расширения кругозора и познавательного развития. Расширять представления о людях (имена, родственные связи, возраст, профессии, увлечения) и отношениях между ними. Знакомить с правилами поведения в обществе (здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи, откликаться на просьбы других людей). Рассказывать о правилах безопасного поведения в помещении, на улице, в общественных местах. На основе сопоставления живых объектов с их изображениями и игрушками (образными, зоологическими) формировать первоначальное представление о «живом». Рассказывать о том, что животные и растения нуждаются в поддержании их жизни (кормлении, поливе и пр.) и осторожном, бережном обращении с ними. Развивать понимание и реальное воплощение на практике разных видов деятельности с живыми и неживыми объектами природы: предметы (образы животных, игрушки) можно брать в руки, играть и манипулировать ими; за живыми объектами можно наблюдать и ухаживать. Поддерживать и развивать эмоционально положительное реагирование (радость восприятия) на объекты природы - красоту растений, плодов, их композиций в помещении и на улице, красоту облика и движений животных. Обеспечивать целенаправленное сенсорное развитие и воспитание. Формировать эмпирические обобщения. Расширять диапазон предметных действий. В совместной с ребенком предметной деятельности создавать условия для развития сенсорных ориентировок: выделение сенсорных свойств предмета, выполнение соотносящих действий сначала зрительно-двигательным, а затем зрительным способом. Учить соотносить предметы по одному или двум-трем сенсорным свойствам; соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков; в дидактических играх соотносить предметы по цвету, форме, величине, фактуре, количеству и др. признакам. Напоминать способы употребления разных предметов и простейших орудий труда (разными щетками чистить зубы, вещи, одежду; салфеткой вытирать рот после еды; губкой мыть посуду; веником подметать пол), знакомить с новыми на примере имитационных игрушек (черпак, грабли, сачок). Создавать условия для экспериментирования с предметами, близкими по сенсорным характеристикам и функциям. Показать возможность применения вспомогательных средств (лента, тесемка, шнурок, палка, колесо), с помощью которых можно изменить положение предмета, выполняя действия притягивания, подтягивания, перемещения каталки с помощью рукоятки. Поощрять перенос освоенных способов в новые ситуации и условия. Учить сравнивать предметы по величине, форме, количеству, положению в пространстве. Поощрять инициативу детей в выборе темы, сюжета, правил зарождающейся игры. Создавать условия для переноса полученных представлений в свободные игры, которые становятся более развернутыми и многокомпонентными (готовят еду, накрывают на стол, приглашают и угощают кукол). Продолжать знакомить с книгой: слушать, понимать содержание, называть и описывать персонажей, запоминать сюжет и последовательность действий, пересказывать с помощью взрослого, обыгрывать наиболее яркие фрагменты, сочувствовать героям, переносить информацию, полученную из книги, в реальную жизнь (в разговоры, игры). Обсуждать, что делать, если игрушка сломалась, а книжка порвалась. Поддерживать интерес к конструированию разных построек на основе представления о строении предметов и сооружений (стол, диван, кровать, дорожка, заборчик, башня). Учить соотносить форму строительных деталей с реальными предметами и их образами (н-р, кубик - домик, брусок - кроватка). Побуждать называть и описывать постройки. Создавать условия для их обыгрывания.
Образовательные задачи |
|
|
|
|
|
Содержание образовательной деятельности
Обогащение пассивного и активного словаря
Знакомить детей с разными предметами, игрушками в процессе активных действий с ними; побуждать к называнию и элементарному описанию качеств (цвет, форма, величина, характер).Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений разными словами: существительными, обобщающими словами (игрушки, посуда, одежда, мебель, животные, транспорт); глаголами (в настоящем, прошедшем и будущем времени); прилагательными (описывающими объекты по форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, принадлежности); местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).Развивать понимание того, что одним и тем же словом можно называть разные объекты (пушистый шарф, цветок, одуванчик)и что один и тот же предмет можно описать разными словами (мяч красный, большой, звонкий, веселый, новый, мой). Уточнять представления о действиях людей, движениях животных и соотносить их с глаголами. Обогащать словарь названиями бытовых предметов, продуктов питания, одежды, мебели, транспорта, животных и их детенышей, растений, некоторых профессий людей (воспитатель, врач, шофер), частей и деталей предметов (колеса и кузов у машины), вещей (карман, рукав, воротнику рубашки и др.).
Формирование грамматического строя речи
Знакомить с пространственными и временными отношениями в окружающем мире и побуждать детей передавать свои представления в речи.(Солнце высоко, дерево далеко, рыба в воде, собака в конуре).Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными; использовать в речи предлоги (в, на, за, под), союзы (потому что, чтобы); употреблять вопросительные слова (Кто? Что? Куда? Где? и др.). В звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторону слова (мяу-мяу - мяукает, ку-ка-ре-ку - кукарекает, кря-кря-кря - кря-кает). Содействовать изменению слов в единственном и множественном числе (кот - коты, книга - книги), по падежам (это лопатка, дай лопатку, нет лопатки), в настоящем и прошедшем времени (гуляем, гуляли).
Воспитание звуковой культуры речи
Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата. Для становления речевого дыхания в игровых упражнениях учить детей производить выдох через рот плавно и протяжно, говорить внятно, не торопясь, достаточно громко. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах. Учить узнавать животных и персонажи любимых литературных произведений по звукоподражанию. Формировать интонационную выразительность речи.
Развитие связной речи
Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и др.); стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх. Поддерживать желание слушать и пересказывать сказки (совместно с взрослым - подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, во второй половине года). Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному с взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития интереса к чтению художественной литературы. Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несет книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).Инициировать становление и развитие связной речи. Важнейшим условием освоения вербальных способов общения является четкая, ясная, грамотная, выразительная речь людей из ближайшего окружения. Образец речевого общения взрослого, простые по содержанию, лаконичные и доступные по словарному составу и предложениям пояснения, вопросы, комментарии, целенаправленная активизация в речи детей словаря, простых предложений, незаметное для ребенка упражнение в их применении – важная составляющая содержательного взаимодействия с детьми. Успешное решение задач речевого развития немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу. На этой основе нужно содействовать самостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок.
Образовательные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание образовательной деятельности
Художественная литература и фольклор | Продолжать знакомить с разными жанрами фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, загадки, народные сказки) и детской художественной литературы (стихи, короткие рассказы, авторские сказки). |
Побуждать к выражению индивидуального эмоционального отклика на описываемые события, характер и действия персонажей, красоту слова, ритм и мелодикупоэтического произведения. | |
Знакомить с книгой как предметом культуры (люди придумали сказки, поэты сочинили стихи, художники нарисовали картинки, чтобы мы радовались и узнали много нового). | |
Систематически читать детям книги и поддерживать чувство удовольствия, радости от слушания и рассматривания иллюстраций. | |
Вовлекать в совместное «чтение»: повторять слова и фразы, исполнять песенки, выполнять игровые действия, находить изображения, соответствующие тексту. Задавать вопросы по содержанию картинок (Кто это? Что это? Где мышка? Где у лисы хвост? и др.) и побуждать отвечать жестом, словом, самостоятельно или с помощью взрослого. | |
Подбирать тексты, в которых присутствуют диалоги персонажей, и вовлекать детей в обыгрывание, инсценировки. | |
Одни и те же потешки, стихи, сказки читать и затем рассказывать многократно, в разных образовательных ситуациях (на занятиях, прогулках, в инсценировках). | |
Предлагать для самостоятельного рассматривания книги, специально изданные для детей раннего возраста (картонные или из прочной бумаги, с достаточно большими, красочными, лаконичными иллюстрациями). | |
При выборе книг учитывать интересы и желания каждого ребенка. | |
Оставлять книги на столе для самостоятельного рассматривания картинок детьми. | |
Рассказывать о правилах обращения с книгой (не рвать, аккуратно листать странички, не выхватывать из рук другого ребенка, не бросать на пол). | |
Постоянно применять художественное слово в разных образовательных ситуациях и в повседневной жизни детей (гигиенические процедуры, прогулки, игры). | |
Включать имя ребенка в потешку или песенку, подходящую к конкретному моменту(«Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, мою Олю не пугай»). | |
Побуждать узнавать героев известных произведений в образных игрушках, на картинках, называть их, используя фольклорные или устойчивые литературные обороты («котенька-коток», «зайчик-побегайчик», «петушок – золотойгребешок», «птичка-невеличка», «солнышко-колоколнышко»). | |
Советовать родителям иметь дома иллюстрированные книги, адресованные детям раннего возраста (народные и авторские сказки, стихи, потешки), показывать мультфильмы по сюжетам литературных произведений. | |
Изобразительная деятельность и конструирование | Обогащать художественные впечатления детей. Знакомить с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) и книжной иллюстрацией(на примере творчества Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Лебедева,Е. Рачева, П. Репкина и др.). |
В бытовых ситуациях использовать красивые, эстетично оформленные предметы. | |
Проводить наблюдения за природными объектами (цветок, дерево, жук, бабочка, птичка) и явлениями (дождь, снег, ветер, листопад) для обогащения зрительных впечатлений. | |
Развивать ассоциативное восприятие, устанавливать связи между объектами окружающего мира и их изображениями. | |
Инициировать переход каждого ребенка сдо изобразительного этапа на изобразительный. | |
Учить «входить в образ», выбирать тему рисунка и постройки. группы. Оформлять выставки для родителей. | |
Создавать условия для освоения способов изображения на основе доступных изобразительно-выразительных средств (цвет, пятно, линия, форма, ритм). | |
Поддерживать художественное экспериментирование с различными материалами (глина, пластилин, тесто, краски, бумага, ткань, фольга, снег, песок), инструментами для изодеятельности (карандаш, фломастер, маркер, кисть, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве художественных инструментов (ватная палочка, зубная щетка, губка и пр.). | |
Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Грибная полянка», «Праздничная елочка», «Солнышко в окошке» и др.).Интегрировать виды художественной деятельности (рисование и аппликация, лепка и конструирование). | |
В лепке продолжать знакомить детей с разнообразием пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто), знакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, масса, объем). Активизировать базовые способы лепки шара и цилиндра (валика, столбика). Показать способы их преобразования: шара в диск (сплющивание в лепешку),цилиндра в тор (замыкание в кольцо) и др. Поддерживать интерес к лепке фигурок, состоящих из двух-трех частей (грибок, птичка, самолет). | |
В рисовании обеспечить переход от каракулей к осмысленному изображению различных линий и форм для отражения впечатлений о мире (дорожка, травка, солнышко). Учить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок, палочку и создавать изображение на разных поверхностях (лист бумаги, песок, снег, доска, асфальт и др.). Знакомить с красками и способами живописного изображения (цвет, пятно, силуэт). | |
В аппликации знакомить с бумагой и ее свойствами (тонкая, белая или цветная, мягкая или жесткая, «послушная» - можно рвать, сминать, складывать). Инициировать создание образов из бумажных кусочков и комочков, фантиков, силуэтов, вырезанных воспитателем из одноцветной и многоцветной бумаги. | |
В конструировании знакомить детей с основными видами строительных деталей (кубик, кирпичик, полукуб, призма) и способами конструирования (выкладывание на поверхность, наложение, приставление, размещение деталей впритык и на некотором расстоянии). Показать варианты построек: линейных и замкнутых, горизонтальных и вертикальных. Помочь установить связь между постройками и реальными объектами (стол, стул, диван, дорожка, мостик, поезд, заборчик, дом, башня и др.). | |
Музыка | Слушание музыки. Развивать у детей умение вслушиваться в музыку, запоминать, узнавать, эмоционально откликаться. Поддерживать интерес к слушанию песен (исполняемых взрослым), отдельных пьес изобразительного характера и рассказов, сопровождаемых музыкой. Давать слушать классические музыкальные произведения (см.Репертуар) и созданные композиторами специально для детей раннего возраста. Создавать условия для обогащения слухового опыта: слушать мелодии, звучащие на разных музыкальных инструментах и в ансамбле. В течение года рекомендуется 10-12 пьес, 3-4 песни для слушания и два-три рассказа, сопровождаемые музыкой. Длительность звучания от двух-четырех минут в начале года до пяти минут в конце года(с небольшими паузами). |
Пение. Вводить песню в жизнь детей. Предлагать слушать песни в исполнении взрослого (с показом и без показа игрушки, картинки) и поощрять подпевание. Учить запоминать слова песни и узнавать знакомые песни по инструментальному сопровождению (фортепьяно, металлофон, детский синтезатор). Поощрять подпевание, учить петь естественным голосом, без напряжения и выкрикивания звуков. Создавать условия для индивидуального, парного (вместе с взрослым) и группового пения: вовремя начинать и заканчивать пение; выдерживать паузы; слушать вступление и заключение. В процессе подпевания и пения поддерживать проявления индивидуальных особенностей развития и характера ребенка. В течение года рекомендуется предлагать для слушания до десяти песен. Песен, предназначенных для подпевания и пения, должно быть немного, чтобы можно было чаще их повторять, иначе дети не запоминают слова, а это тормозит развитие умения петь. Используя разнообразные методические приемы при исполнении песни, включая ее в различные моменты музыкальной и общей воспитательной работы, приучать детей вслушиваться в песню, с интересом повторять ее много раз, петь в самостоятельной игре и деятельности. | |
Музыкальное движение. Использовать музыкальные упражнения для решения разных задач: обучения новым движениям, различения особенностей звучания музыки (тихо - громко, быстро - медленно). Знакомить со следующими видами музыкальных движений: хлопать в ладоши; хлопать поколеням; притопывать одной ногой; притоптывать двумя ногамипопеременно; хлопать в ладоши и по коленям одномоментно; хлопать в ладоши и одновременно притоптывать одной ногой; делать «пружинку»; выполнять «пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево; бегать на месте на носочках; кружиться на носочках; делать шаг вперед - шаг назад на носочках; бегать и шагать по кругу, стайкой в одном направлении. Варьировать положение рук: обе руки на поясе; одна рука на поясе, другая поднята; руки разведены в стороны, ладони смотрят вверх; крутить«фонарики», медленно помахивать платочком, быстро стучать погремушкой об пол и др.Чередовать контрастные части музыкального произведения, чтобы дети легко воспринимали и радостно передавали эти контрасты в плясках. Учить связывать движения с характером музыки, не нуждаясь в показе взрослого. Создавать условия для свободных плясок, поощрять пляски под народную плясовую музыку. Для обогащения опыта использовать прямой показ движений, музыкальную подсказку. В течение года рекомендуется семь-десять разных плясок, исполняемых индивидуально, в парах, в кружочке, в свободном построении. | |
Музыкальная игра. Вовлекать детей в игры, сопровождаемые музыкой. Вызывать яркие эмоции, веселое настроение. Выступать инициатором и организатором игры, но при этом поддерживать инициативную активность детей. Помогать понять игровую ситуацию (птички летят, зайчики скачут, медведь бредет по лесу, шофер крутит баранку и управляет машиной). Поощрять развитие умения выполнять движения согласно с музыкой. Вводить образы знакомых фольклорных персонажей (зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка) для того, чтобы дети могли их изобразить в ходе игры. Использовать драматизацию песенки, сказки, потешки для развития эмоциональной отзывчивости; привлечения внимания детей к занятию, повышения их интереса к музыке; улучшению понимания слов, действий и общего содержания песенки (сказки); стимулирования музыкально-игровой активности детей. Применять драматизацию детских песен и сказок на занятиях и в режимных моментах. Стимулировать стремление детей к самостоятельному использованию театральных куколи атрибутов, элементов костюмов. В течение года проводятся три детских утренника: осенью(октябрь-ноябрь), зимой («Елка»)и весной (май). | |
Театрализованная деятельность | Проводить театрализованные игры и показывать небольшие сценки с фигурками на примере :би-ба-бо, с Петрушкой. |
Продолжать знакомить детей с пальчиковым, кукольным театром. | |
Начинать знакомство с театром теней. | |
Поддерживать театрализованную игру в форме индивидуального подражания (хорошо знакомые персонажи потешек, сказок, образы животных). | |
Инициировать участие ребенка в дидактических играх-драматизациях (искупаем куклу Олю, оденем куклу Машу, уложим спать куклу Дашу, покормим собачку и др.). | |
Помогать перенести опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самодеятельные игры |
Образовательные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание образовательной деятельности
Создавать условия для полноценного физического развития в разных ситуациях: на утренней гимнастике, в процессе занятий физической культурой, в подвижных играх, на прогулке - в естественной двигательной активности ребенка.
Обеспечивать развитие основных движений. Учить ходить и бегать по ограниченной площади: индивидуально, небольшими группами, затем всей группой в определенном направлении. Инициировать преодоление препятствий разными способами (подлезать, переползать, спрыгивать и др.). Усложнять и разнообразить способы управления мячом: бросание в заданном направлении, ловля, прокатывание. Упражнять в прыжках: подпрыгивание на двух ногах, перепрыгивание через линию или шнур, спрыгивание с невысоких предметов, мягко приземляясь. Создавать ситуации для развития умения ориентироваться в пространстве (в групповой комнате, в физкультурном и музыкальном зале, на прогулочной площадке, на улице). Учить ребенка согласовывать свои движения с движениями других играющих, двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Поддерживать проявления образной выразительности движений, подражание персонажам потешек, стихов, сказок, театральных постановок. При проведении общеразвивающих и игровых упражнений, подвижных игр на занятиях, гимнастике, прогулке решать следующие задачи.
Ходьба: ходить «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, меняя направление; перешагивая через линии, кубики; огибая предметы; парами; по кругу, взявшись за руки; переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе. Игры: «К куклам в гости», «По тропинке», «Догоните меня», «Принеси предмет», «Пузырь». Бег: бегать за воспитателем, убегать от него; бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом; догонять катящиеся предметы; пробегать между линиями (30–25 см), не наступая на них; бегать непрерывно в течение 30-40 секунд; пробегать медленно до 80 м. Игры: «Поезд», «Самолеты», «Догони собачку», «Догони мяч», «Курочка-хохлатка», «Автомобиль».
Прыжки: прыгать на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед; подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка; перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии (от 10 до 30 см); прыгать на двух ногах как можно дальше. Игры: «Подпрыгни до ладони»,«Позвони в колокольчик», «Прыгай, как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается».
Ползание: проползать на четвереньках 3–4 м; в вертикально стоящий обруч; подлезать под препятствия высотой 30–40 см.игры: «Доползи до погремушки», «Воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Обезьянки», влезать на лесенку-стремянку.
Бросание и ловля: скатывать мячи с горки; катание друг другу мячей, шариков, двумя и одной рукой; бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный воспитателем; бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) в горизонтальную цель (расстояние1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой. Игры: «Мяч в кругу», «Попади в воротики», «Лови мяч», «Целься верней», «Попади в корзину».
Скольжение: прокатывание детей по ледяным дорожкам взрослыми; скатывание с невысокой ледяной горки на картоне, фанере, клеенчатой подстилке с помощью взрослого. Катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки, сидя на санках; везение санок за веревку; катание игрушек на санках; попытки катания друг друга с помощью взрослого.
Езда на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; поддержка детских попыток передвижения и управления рулем.
Ходьба и бег в воде (если есть бассейн) глубиной по колено, по пояс друг за другом, парами, держась за руки.
Упражнения для рук и плечевого пояса: руки вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину; поднимать; сгибать и разгибать; размахивать вперед-назад; хлопать перед собой, над головой; сжимать и разжимать пальцы, захватывать пальцами мелкие предметы.
Упражнения для туловища: из положения стоя, сидя, лежа наклоняться вперед, в стороны; поворачиваться вправо, влево; переворачиваться со спины на живот и обратно.
Упражнения для ног: ноги вместе, слегка расставлены; сгибать и разгибать, приподниматься на носки; полуприседать с опорой; сгибать и разгибать стопы.
Становление образа и чувства своего тела (телесности). Поддерживать дальнейшее знакомство ребенка со своим телом (его строением, функционированием - в соответствии с возрастом), развивать ощущение своего тела (состояние здоровья, самочувствие, положение в пространстве, ощущение бодрости или, напротив, усталости, чувство сытости или, напротив, голода и др.). Обращать внимание на положение головы и осанку, частоту дыхания и окраску кожи лица; непроизвольные движения губ, рук и ступней ног ребенка; положение корпуса тела во время ходьбы, наличие личного пространства, расстояние между ребенком и другими детьми; владение внешними формами приветствия; образность, пластичность и ритмичность движений.
Телесно-ориентированные практики: дыхательные упражнения, зеркальное отражение, упражнения с образами, работа с жестами, мимикой, дыханием как выражением эмоций, выполнение упражнений в парах, подгруппами, контроль за самочувствием ребенка и др.
2.1.2 Формы, методы, и средства реализации Программы
Построение образовательной деятельности в 1 младшей группе основывается на методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется воспитателем самостоятельно.
2.1.3. Характеристика реализуемых программ
В первой младшей группе «Рябинка» по четвергам реализуется примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» под редакцией Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой.
Программа направлена на развитие целостной личности ребенка-его активности,самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В результате освоения программы ребенок к трем годам:
- Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, с удовольствием исследует их свойства.
- Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
- Знает названия окружающих предметов и игрушек.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются короткие отобразительные игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого.
- Возникают первые игровые замещения.
- Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
- С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).
2.1.4. Особенности взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников первой младшей группы основываются на партнерских взаимоотношениях в интересах развития детей. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения в процессе содержательного общения и предполагает взаимное воздействие, активность, и строится «от ребенка» и «на стороне родителей».
Родители (законные представители) в качестве равноправных партнеров принимают участие в образовательной деятельности.
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.«Возрастные особенности детей 2-3 лет»2021г. 2. Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей. 3. Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка» 4. Памятка «Как вести себя с ребенком в период адаптации» 5. Беседа «Одежда детей в группе и на улице» 6.Анкетирование родителей на тему: «Положительные эмоции ребенка» 7. Консультация «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш?» 5. Оформление наглядной агитации для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет» |
Октябрь | 1. Консультация «Что такое сенсорика» 2. Консультация «Одежда и обувь для детского сада, для прогулок» 3. Выставка поделок из природного материала «Дары осени» 4. Буклет «Привитие культурно-гигиенических навыков детям раннего возраста» 5.Консультация «Речь детей раннего возраста» 6. Консультация «Как подготовить ребёнка ко сну» |
Ноябрь | 1. Консультация «Помогите ребенку научиться дружить» 2. Консультация «Учим правила дорожного движения» 3.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 4. Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны сенсорные игры» 5. Изготовление подарков для мам. 6. Фотовыставка «Мамин день» 7.Оформление папки-передвижки «День матери» |
Декабрь | 1.Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам. 2.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для новогоднего праздника. 3.Участие в выставке «Новогодняя игрушка своими руками – 2022г.» 4.Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей» 5. Материал в уголок здоровья: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». |
Январь | 1. Консультация «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?» 2.В уголок для родителей поместить информационный материал: «Здоровье детей в наших руках». 3. Консультация «Как и чем занять ребенка дома?» 5. Беседа «Прогулки зимой - это здорово» |
Февраль | 1.Советы родителям«Воспитываем маленьких пешеходов» 2. Памятка «Учить цвета легко и просто» 3.Консультация «Ребёнок ведет себя агрессивно: ищем причину» 4.Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?» 5. Фотогазета «Самый лучший папа мой» |
Март |
|
Апрель | 1. Беседа «Учите детей общаться.». 2. Практические занятия с родителями «Рисуем без кисточки». 3. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке» 4. Фотовыставка «Прогулка - это здорово!» 5.Консультации для родителей «Ребёнок ведет себя агрессивно: ищем причину» 6. Консультации«Роль потешек в речевом развитии дошкольников» 5. Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании». |
Май | 1. Родительское собрание «Итоги работы и наши успехи за 2021-2022 учебный год» 2. Анкета «Что узнали и чему научились?» 3. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду» 4.Консультация: «Игры с песком и водой»; |
План работы с педагогами на 2021г-2022г
№ | Месяц | Тема консультации и активная форма работы |
1. | Сентябрь | Консультация «Игры и игрушки для детей раннего возраста». |
2. | Декабрь | Консультация «Снежные постройки» |
3. | Февраль | Консультация «Чудеса пластилинографии» |
4. | Апрель | Консультация «Роль пальчиковых игр». |
2.1.5. Проектная деятельность в группе
1. В группе реализуется проект для детей раннего возраста «Разноцветный мир». Проект направлен на всестороннее развитие детей раннего возраста посредствами сенсорного развития. Цель проекта: создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Срок реализации проекта: 01.09.2021 – 31.05.2022г.
В конце года дети научатся различать и правильно называть основные цвета, ассоциировать цвета с предметами, наблюдать, классифицировать предметы; родители получат необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Актуальность проекта: процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Участники проекта: дети ранней группы «Рябинка», воспитатель, родители (законные представители).
В конце года у детей сформируется:
1. умение различать цвета, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
2. зрительные способы обследования предметов;
3. зрительные реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
4. познавательные процессы;
5. развитие мелкой моторики.
2.Группа принимает активное участие в реализации обще садового проекта «Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы».
Цель проекта: формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях.
Актуальность темы: Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
В ходе реализации проекта у детей сформируется:
1) понятие «дружба»;
2) дети и родители приобретут навыки взаимопомощи;
3) закрепят навыки сотрудничества;
4) в группе будет создана положительная эмоциональная атмосфера, способствующая принятию каждого ребенка.
2.2. Организация воспитательной работы
Организация воспитательной работы в первой младшей группе «Рябинка» направлена на личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства входят следующие разделы:
- соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т.е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
- правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и другое;
- проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
- создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.
Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей в 1 младшей группы «Рябинка», имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден, для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
2.2.1. Уклад группы
Уклад группы направлен на создание системы ценностей и воспроизведение особо значимых видов совместной деятельности.
Ключевые элементы уклада группы | взаимодействие с родителями по вопросам воспитания |
утренний и вечерний круг чтение перед сном прослушивание колыбельных песен | |
обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды согласно возрасту, времени года, теме недели (тематические выставки, мини-музей, создание обучающих и развивающих игр и пособий для детей) | |
встречи с интересными людьми | |
детское портфолио | |
традиция празднования дня рождения ребёнка | |
общение старших и младших братьев и сестёр в группе детского сада | |
организация экскурсий (в природу) | |
участие родителей и детей в конкурсах, выставках образовательной организации (согласно годовому плану) |
2.2.2. Календарь праздников, событий, мероприятий в группе
Мероприятия | сроки |
Сезонные праздники | |
Здравствуй осень | Октябрь |
«День матери» | Ноябрь |
Новогодние утренники | Декабрь |
Развлечение «Папин праздник»23 февраля | Февраль |
Развлечение «Дорогая моя мамочка» | Март |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Обязательная часть
3.1.1.Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей в группе
Учебный план
В 1 младшей группе «Рябинка» занятия проводим в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения и максимально удовлетворяют потребности ребёнка в речевой или поведенческой самостоятельности (движения, действия и т. п.).
Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения. Проводим их индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Педагог сидит за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.
Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологические особенности развития детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления и др.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности в день
Возраст детей | Длительность НОД | Максимально допустимый объем нагрузки в I половине дня | Максимально допустимый объем нагрузки во II половине дня | Максимально допустимый объем нагрузки в день |
Первая младшая группа 2-3 года | 10 мин | 20 мин | – | 20 мин |
Количество и объем непосредственной образовательной деятельности в неделю
Приложение №1
Возрастная группа | Обязательная часть (кол-во), % (не менее 60) | Часть, формируемая участниками образовательных отношений (кол-во), % (не более 40) | Длительность (в мин.) | Недельная нагрузка | |
Кол-во | Время | ||||
1 младшая группа «Рябинка» | 9/90 | 1/10 | 10 | 10 | 1час 40 мин |
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательных отношений (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Совместная деятельность отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и ребенка, формой организации (возможности свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Организация самостоятельной деятельности
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы занимает в режиме дня не менее 3-4 часов:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Самостоятельная деятельность детей раннего возраста разнообразна: сюжетно – ролевые игры, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно – познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, самообслуживание, выполнение практических поручений взрослого.
В раннем возрасте, важным средством для обогащения содержания игры являются социально организованные воспитателем показы – инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и плохие.
Особое место в самостоятельной деятельности детей занимают сюжетные игры со строительным материалом. Наборы строительного материала желательно дополнять игрушками (куклы, животные, птицы, машинки). Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел. Этот вид деятельности используется также для ознакомления ребенка с формой предметов, для развития пространственных отношений. На ряду со строительным материалом детям раннего возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может делать несложные постройки, например башню из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления.
Режим дня (холодный период года)
Виды деятельности | Первая младшая группа |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 07.00 - 08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00 - 08.30 |
Самостоятельная деятельность, игры, общение | 08.40 - 09.30 (по подгруппам) |
Организованная детская деятельность, самостоятельная деятельность | |
Второй завтрак | 09.30 - 09.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09.40 - 10.50 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 10.50 - 11.20 |
Подготовка к обеду, обед | 11.20 - 11.50 |
Закаливающие процедуры, подготовка ко сну Дневной сон | 11.50 - 15.00 |
Постепенный подъем, взбадривающая гимнастика, самостоятельная деятельность | 15.00 - 15.15 |
Полдник | 15.15 - 15.25 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность, вечерний круг | 15.25 - 15.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 15.55 – 16.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин | 16.30 - 16.50 |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 16.50 - 19.00 |
Организация прогулки
Прогулку проводим 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна и (или) перед уходом детей домой (в летний период). При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с. прогулку не организуем.
Прогулка состоит из наблюдения, подвижных игр, трудовой деятельности, самостоятельной игровой деятельности детей, индивидуальной работы с детьми.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, заранее продумывается ее содержание. Одевание детей организуется так, чтобы не тратилось много времени. Дети первой младшей группы «Рябинка» учатся одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Приучаем малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали благодарить за оказанную услугу.
Организация питания
В первой младшей группе предусмотрено 5-ти разовое питание (между завтраком и обедом включен второй завтрак). Ежедневно в приёмных вывешивается ежедневное меню на день для ознакомления. Во время приёма пищи воспитатель следит за детьми. Для обеспечения преемственности родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Организация сна
Дневной сон начинается после обеда. Он предусматривает предварительную подготовку и сам отход ко сну.
Продолжительность дневного сна детей первой младшей группы составляет 2-2,5 часа.
3.1.2.Материально-техническое обеспечение Программы
Группа имеет возможность посещать необходимые помещения: как музыкальный зал, физкультурный зал. Для организации используются материалы и оборудование организации для полноценного развития, двигательной активности, комфортного, безопасного и эмоционально благополучного пребывания детей.
В группе имеются все необходимые помещения: приемная, спальня, групповая комната, буфетная, туалетная и умывальные комнаты.
Развивающая предметно-пространственная среда группы разделена на центры: центр кулинарии, центр искусства, театральный уголок, центр строительства (конструирования), центр математики, центр развития речи, музыкальный уголок, спортивный уголок патриотический уголок, уголок природы и уголок сенсорного развития. Все центры оборудованы необходимым материалом: пособия, конструкторы, развивающие игры, детская и художественная литература, методическая литература, предметы народно-прикладного искусства, атрибуты к различным играм, макеты, настольно-печатные и дидактические игры, спортивное и оздоровительное оборудование, театральные куклы, костюмы и декорации, игрушки, природный материал, предметы-заместители.
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Программно-методический комплекс обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области).
Направления развития | Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия | Рабочие тетради |
Социально-коммуникативное развитие | Богоявленская М.Е., Кларина Л.М., Шатова А.Д. Поддержка инициативы и самостоятельности в раннем детстве. Казунина И.И., Лыкова И.А., Шипунова В.А. Первые игры и игрушки. Игровая среда от рождения до трех лет. Касаткина Е.И. Игровые технологии в воспитании детей раннего возраста. Касаткина Е.И. Игровое общение в раннем детстве. Кошелева А.Д., Кулаковская В.И. Эмоциональное развитие враннемдетстве. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для малышей. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игры-забавы для малышей: методическое пособие. Лыкова И.А.Приобщаем малышей к народной культуре. Методическое пособие. Теплова А.Б. Народные игры в воспитании детей раннего возраста. Трифонова Е.В.Становление и развитие игры в раннем детстве. | Серия «Расскажи детям о…». Серия мир в картинках. Плакаты. Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП. Макет дороги из кавролина. Дорожные знаки. Светофор.Лепбук «ПДД». Картинки о правилах дорожного движения. Картотеки. Машины. Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей. | |
Познавательное развитие | Белая С.Г., Казунина И.И., Лукьяненко В.Н. Дидактическая кукла. Развивающие игры и упражнения для малышей. Методическое пособие. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей. Третий год жизни. Методическое пособие. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей. Первый и второй годы жизни. Методическое пособие. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира в раннем детстве. Методическое пособие. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей. Третий год жизни. Методическое пособие. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей. Первый и второй годы жизни. Методическое пособие. Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Урунтаева Г.А., Файзуллаева Е.Д. и др. Сенсорное развитие и воспитание ребенка в первые годы жизни. Учебно-методическое пособие. Кривенко Е.Е. Удивляем и развиваем. Лайфхаки для малышей. Методическое пособие. | Серия «Расскажи детям о…». Серия мир в картинках. Плакаты. Сезонный материал. Дидактические игры по экологии. Дидактический материал по сенсорному воспитанию. Наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. Предметы народноприкладного искусства. Предметы культуры. | |
Речевое развитие | Ушакова О.С. Дидактические игры и упражнения для развития речи малышей. Методическое пособие. Ушакова О.С. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. Ушакова О.С. Речевое развитие детей второго года жизни. Методическое пособие. Ушакова О.С. Речевое развитие детей первого года жизни. Методическое пособие. Пантелеева Л.А., Суздальцева Л.В. Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями. Ранний возраст. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Двуязычие в раннем детстве. Парциальная программа «Многоязычный теремок» и методические рекомендации. Суздальцева Л.В. Поддержка семьи в речевом развитии детей раннего возраста. Методическое пособие. | Серия «Расскажи детям о…». Серия «Расскажи по картинкам». Серия мир в картинках. Дидактические игры по развитию речи. Настольно-печатные игры. Познавательный материал. Иллюстрации. Дидактические мешочки. Развивающие игры, речевые игры Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей. | |
Художественно-эстетическое развитие | Александрова Е.Ю., Воробьева И.Н., Кривенко Е.Е., Лаврентьева И.А., Лыкова И.А. и др. Арт-методики для развития малышей. Методическое пособие Буренина А.И. Музыкальные минутки: игры-забавы для малышей. Методическое пособие. Васюкова Н.Е. Детская литература и фольклор для детей раннего возраста. Методическое пособие. Корчаловская Н.В., Колтакова Е.Б. Художественное развитие малышей на основе интеграции искусств. Методическое пособие. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Второй год жизни. Методическое пособие. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Второй год жизни. Методическое пособие. Лыкова И.А. Художественное развитие детей первого года жизни. Книга для воспитателей и родителей. Лыкова И.А., Петрова Е.В. Художественно-дидактические игры для малышей. Файзуллаева Е.Д., Фицнер Т.Д. Шифоновая радуга, или Альтернативное рисование тканью. Методическое пособие. | Серия «Расскажи по картинкам». Серия мир в картинках. Детские музыкальные инструменты Музыкально-дидактические игры. Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные). Предметы народно – прикладного искусства.Элементы костюмов, головных уборов. Различные виды театров (в соответствии с возрастом). | |
Физическое развитие | Волошина Л.Н. «Мой веселый, звонкий мяч». Парциальная образовательная программа. Волошина Л.Н. Физическое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. Волошина Л.Н. Физическое развитие детей второго года жизни. Методическое пособие. Волошина Л.Н. Физическое развитие детей первого года жизни. Методическое пособие. Здоровый малыш: методическое пособие / Под редакцией Б.Б.Егорова. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Детская безопасность. Фатхи О.Г., Сундукова А.Х. Моторика и сенсорика. Упражнения для развития детей третьего года жизни. Фатхи О.Г., Сундукова А.Х. Моторика и сенсорика. Упражнения для развития детей первого и второго года жизни.. | Серия «Расскажи детям о…». Серия мир в картинках. Атрибуты к подвижным и спортивным играм. Нетрадиционное физкультурное оборудование. |
3.1.3.Здоровьесберегающие технологии
Ежедневно с детьми в группе проводится утренняя, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, взбадривающая гимнастики. Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем «ежики». В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхательную гимнастику, которые необходимы для восстановления дыхания. Очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями. Ежедневно после сна проводим взбадривающую гимнастику. При проведении взбадривающей гимнастики включаем спокойную музыку и сначала делаем упражнения на кроватках, а потом на полу. Для профилактических целей родителями были изготовлены коврики - дорожка с пуговицами. В период подъема инфекционных заболеваний в течение дня проводим лечебно-профилактические мероприятия: волшебная приправа (чеснок), чесночные ингаляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ На основе основной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой МЛАДШАЯ ГРУППА (срок реализации 2021-2022 учебный год)
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дош...
Рабочая программа старшей группы №11 на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа старшей группы дошкольного образовательного учереждения составлена с учетом особенностей деятельности нашего учереждения. Она отражает условия и специфику деятельности, к которым отн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "КОЛОКОЛЬЧИК" НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "КОЛОКОЛЬЧИК" НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа старшей группы "Пчелки" на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа старшей группы "Пчелки" на 2021-2022 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 12 на 2021-2022 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и ФЗ «Об образовании в РФ&raqu...
Рабочая программа средней группы №5 на 2021-2022 учебный год
Рабочая программасредней группы №5 на 2021-2022 учебный годРабочая программа разработана на примере основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Аистёнок», примерной основн...
Рабочая программа старшей группы №11 на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа для старшей группы дошкольного образовательного учреждения составлена с учетом деятельности нашего дошкольного учреждения.Она отражает условия и специфику деятельности, к которым отн...