Консультация для педагогов. Развитие речи с помощью предметно — развивающей среды
консультация

Карпова Анастасия Юрьевна

Цель: развитие речи посредством предметно — развивающей среды.

Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности и интересы детей, оборудованы следующие уголки:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи с помощью предметно — развивающей среды.

Актуальность:

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Цель: развитие речи посредством предметно — развивающей среды.

Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности и интересы детей, оборудованы следующие уголки:

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Речь- ведущая средство общения сопровождает все виды деятельности

 Группы детского сада оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Так же педагоги уделяют большое внимание речевым уголкам оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей.

Речевой уголок.

В речевом уголке находятся:

1. Игры для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй.

2. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа».

Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по картинкам с фабульным развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа.

3. В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один – много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком»;, «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино.

Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.

Книжный уголок

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.».

Театральный уголок

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, кукольный, схемами-сценариями детских постановок). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

Строительный уголок

Строительный уголок также используется для  речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят.

Проводим такие игры, как «Построй домик для куклы», «Профессия строитель», «Спланируй город», «Построй гараж для машины». Воспитатель при помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развивает умение составлять творческие рассказы, развивает фантазию, в процессе таких игр дети учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).

Уголок изодеятельности

Этому уголку отведено светлое в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, бумага разной фактуры, картон и т. д.

Дети вначале выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения

Уголок оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки.

Были приобретены дидактические игры «Внимание дорога!», «Лото: Дорожные знаки» Эти дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Также проводим беседы, такие как, "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, бордюр, пешеходный переход и т. д.); "Светофор" (как правильно переходить дорогу) и т. д.

При этом формируется навык составления короткого рассказа, развивается у детей память, мышление, воображение.

Физкультурно-оздоровительный уголок

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Много в этом уголке сделано воспитателями и родителями детей:

Дорожка

Используется для закрепления понятий: «правая нога», «левая нога», «правая рука», «левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.

«Султанчики»

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.

Спортивные мешочки

Изготовлены из плотной ткани, и наполнены пшеном, горохом. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.

В картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, такие как, «Два Мороза», «Мы – весёлые ребята», «Краски», «Почта».

Такие игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

Уголок природы

В каждой группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Здесь продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания

Уголки «Сюжетно – ролевых игр»

Созданы все необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Больница», «Семья», «Магазин», «Почта», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Уголок «Больница»

В игровом уголке «Больница» собраны разнообразные материалы: коробочки, грелки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лора врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами.

В уголке «Магазин»

В этом уголке дети с удовольствием играют.

В этом возрасте дети уже умеют распределять роли продавца и покупателя, водителя, который привозит продукты. Во время игры составляем с детьми рассказы на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Проводим беседы о поведении в общественных местах.

Уголок «Семья»

Здесь решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома»(забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Всё это служит развитию связной речи.

Уголок с настольными играми и игрушками

Уголок с игрушками (мягкими, деревянными, пластмассовыми) мы используем для составления рассказов. С помощью специально организованной проблемной ситуации активизируем речь детей; вызываем желание проявлять заботу о своих друзьях-игрушках; уточняем представления о месте обитания различных животных.

Таким образом, предметно-развивающая среда построена с учетом развития всех речевых параметров и является эмоционально-комфортной и насыщенной разнообразным развивающим оборудованием и материалами и служит для разностороннего развития личности дошкольника, в соответствии с возрастными особенностями.

Отсюда можно сделать выводы, что взаимодействие предметно-развивающей среды и  детей является самым необходимым компонентом для развития речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»

Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»...

консультация для педагогов "Методические рекомендации к организации предметно-развивающей среды ДОУ"

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образ...

Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация для педагогов Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Консультация для педагогов «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

   Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходим...

Консультация для педагогов Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...