РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
статья

чорная людмила станиславовна

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов, инициативы  и познавательной активности ребенка. Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая интерес ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Л.С.Чорная-методист, Е.В.Белова-воспитатель ГБДОУ детский сад № 123 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербург

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.

(Ш. Амонашвили.)

Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии с ФГОС. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым. ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:

  • Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
  • Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
  • Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.

Приоритетом для российской системы образования является качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Целевые ориентиры, которые ставит ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

  • склонен наблюдать, экспериментировать.

Начальная школа продолжает формировать способности учеников, развивать  инициативу,  самостоятельность,  творческий  потенциал. В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так у дошкольников формируются важные качества, облегчающие овладение учебной деятельностью, такие как инициативность. Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью. Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая интерес ребёнка. Разнообразие мира не может не поражать воображение детей, желающих получать ответы на множественные вопросы. Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. Наши ребята стали проявлять инициативу взглянуть на профессиональную деятельность родителей не поверхностно, а с любопытством, встретиться с носителем профессии вживую и понять, что каждая самобытна и обладает своими секретами. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в школе и далее во взрослой жизни, уже в дошкольном детстве его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых,   чей   труд   дети   наблюдают   изо   дня   в   день. В рамках преемственности ДОУ и СОШ по ранней профориентации ведётся системная работа с детьми и родителями (законными представителями), начиная с детского сада и заканчивая окончанием школы. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, мы пришли к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для поддержки инициативы у детей дошкольного возраста в формировании представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности. Начали мы погружение в профессии с фотовыставки «Родители на работе». В ходе выставки у ребят проявилась инициатива рассказать про специальности своих мам и пап: многие знали, где и кем работают мама и папа. Возникла проблемная ситуация        «Зачем        родители        ходят        на        работу?»

Семьи наших воспитанников выразили инициативу проследить связь поколений через профессию - создали древо профессий. От прародителей ребенок может узнать об истории своих предков, о детстве бабушек и дедушек, родителей, все это способствует формированию чувства семейной идентичности и традиций. Мы попросили родителей объяснить, чем они занимаются на работе. Предложили использовать алгоритм рассказывания. К. Д. Ушинский писал «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование моделирования облегчил процесс запоминания и усвоения информации о профессии родителей. Дети легко вспоминали картинку, а потом припоминали и соответствующую информацию. Ребята выяснили, что каждый человек, работая, приносит пользу другим людям. Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, поэтому мы используем такие формы работы как использование ИКТ технологий, встречи и онлайн-встречи с интересными людьми, представителями разных профессий. У одной девочки нашей группы папа работает в типографии: печатает этикетки для продуктов питания. Он прислал нам видеоролик с места работы – типографии, который мы с интересом посмотрели. На следующий день ребята принесли этикетки, мы создали коллекцию: рассматривали их, обсуждали, сравнивали,        придумывали        и        рисовали        свои. Культурная практика «Путешествие в Париж» возникла на основе подготовки праздника 8 марта, когда встал вопрос «А что же мы подарим мамам?». Ребятами было предложено подарить мамам билет в Париж. Это не случайно: родители одной девочки работают в туристической фирме, а другая недавно с семьей была в Париже. В ходе этой культурной практики дошкольники «примерили» на себя такие профессии, туроператор, дизайнеры, модельеры, художники, стюардессы, кондитеры.

Инициаторами проекта «Огород на окне» стали сами ребята: они принесли в группу семена разных растений, которые одно время выдавали в магазинах сети «Лента».

Зеленое царство вызывало огромный интерес детей, наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого  целиком  зависит  от  того,  получает  он  уход  или  нет. Так мы с ребятами «примерили» профессию сити-фермер: вырастили цветы луковичные, бархатцы, которые высадили на участке детского, подсолнухи, лук, чеснок, помидоры и огурцы и даже колоски пшеницы.

Сюжетно-ролевые игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия. Создавая своими руками атрибуты для игры, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

В играх с макетами дети решали проблемные ситуации, выполняли практические задания и воссоздавали их на макете: учились ориентироваться в городской среде, среди объектов и магистралей района, придумывали различные ситуации и прогнозировали их развитие.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, поэтому в своей работе по развитию инициативности детей мы используем метод экспериментирования.

В рамках недели «Юные исследователи» ребята пробовали свои силы в роли разных ученых: проводили эксперименты с растениями, водой, магнитами, почвой, воздухом, бумагой.

Сотрудничество с социальным окружением рождают у детей ощущение не обыденности, дают толчок для новых идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспоминать о событиях. Так после просмотра очередного кукольного спектакля, у детей возникла идея стать актерами, декораторами, сделать кукол своими руками. Несколько дней мы с ребятами трудились над созданием кукольного спектакля по сказке «Заяц- портной», потом его записали, озвучили и выложили для просмотра родителям в группе соц. сети. После посещения музея теней, где дошкольники познакомились с художниками техники шадоуарт, ребята в группе с удовольствием стали устраивать театр теней, придумывать загадки из теней.

Наши дети побывали в пожарной части, В процессе экскурсии дети получили возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий пожарного.

Участие наших «почемучек» в творческих городских проектах «Дети детям», «Фейерверк национальных культур», «Родина моя» дало возможность познакомиться с профессиями разных народностей и разных времен. Семьи наших воспитанников с интересом относятся к различным акциям: охотно принимают участие в экологическом проекте «Крышечки Доброты». Недавно встретились с экоспикером этого проекта. Дети вместе обсудили, какой бывает мусор, послушали про разные виды ресурсов и про то, как можно их экономить. Научились сортировать сырье по видам, а затем очень удивились тому, что из него может получиться после переработки! Во время карантина мы пригласили семьи к участию в акции

«Расскажи о своей любимой книге» в интервью, где ребята выступали и репортерами, и респондентами, и операторами.

Рассмотренные способы поддержки детской инициативы эффективно работают, это отражается в участии наших воспитанников и их семей в конкурсах различных уровней.

Каждый педагог, и детского сада, и школы, понимает, что «если хочешь воспитать в детях инициативность, самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы

искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

Реализация программы "Предшкола нового поколения" ( раздел "Развитие сенсорных эталонов и ЭМП") в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования.

Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, использование программы, реализующей ориентиры непрерывного образова...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....