Современные образовательнчые теxнологии
рабочая программа (средняя группа)
Современные образовательные технологии в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-dou.doc | 121.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в ДОУ
В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Существует классификация педагогических технологий.
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
•Концептуальность
•Системность
•Управляемость
•Эффективность
•Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
•Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
•Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
•Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии:
Здоровье сберегающие технологии - с целью укрепления здоровья детей Дыхательная гимнастика, ароматерапия, игровой и точечный массаж, динамические паузы
Технология проектной деятельности - использование метода проектов – недельное тематическое планирование.
Технология исследовательской деятельности - вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения
ИКТ - использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности
Личностно – ориентированная технология - направлена на развитие и саморазвитие личности ребёнка
Игровая технология - организованная образовательная деятельность, режимные моменты, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность.
Технология ТРИЗ Направленна на развитие творческих способностей
Технология проблемного обучения создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания
Технология развивающего обучения - направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения
Арт-технология совокупность методов, приемов и средств различных видов искусств
Технология портфолио - показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформированной личности
Здоровье сберегающие технологии
Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит:
•от типа дошкольного учреждения,
•от продолжительности пребывания в нем детей,
• от программы, по которой работают педагоги,
• конкретных условий ДОУ,
• профессиональной компетентности педагога,
•показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровье сберегающих технологий:
1.медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровье сберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4. здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.К числу здоровье сберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Я активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
•«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
•«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1.по доминирующему методу:
✓ исследовательские,
✓ информационные,
✓ творческие,
✓ игровые,
✓ приключенческие,
✓ практико-ориентированные.
2.по характеру содержания:
✓ включают ребенка и его семью,
✓ ребенка и природу,
✓ ребенка и рукотворный мир,
✓ ребенка, общество и его культурные ценности.
3.по количеству участников:
✓ индивидуальный,
✓ парный,
✓ групповой,
✓ фронтальный.
4.по продолжительности:
✓ краткосрочный,
✓ средней продолжительности,
✓ долгосрочный.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
✓ - эвристические беседы;
✓ - постановка и решение вопросов проблемного характера;
✓ - наблюдения;
✓ - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
✓ - опыты;
✓ - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
✓ - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
✓ - подражание голосам и звукам природы;
✓ - использование художественного слова;
✓ - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
✓ ситуации;
✓ - трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1.Опыты (экспериментирование)
✓ Состояние и превращение вещества.
✓ Движение воздуха, воды.
✓ Свойства почвы и минералов.
✓ Условия жизни растений.
2.Коллекционирование (классификационная работа)
✓ Виды растений.
✓ Виды животных.
✓ Виды строительных сооружений.
✓ Виды транспорта.
✓ Виды профессий.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
✓ идти в ногу со временем,
✓ стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
✓ наставником в выборе компьютерных программ,
✓ сформировать основы информационной культуры его личности,
✓ повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
✓ Исследовательский характер
✓ Легкость для самостоятельных занятий детей
✓ Развитие широкого спектра навыков и представлений
✓ Возрастное соответствие
✓ Занимательность.
Классификация программ:
✓ Развитие воображения, мышления, памяти
✓ Говорящие словари иностранных языков
✓ Простейшие графические редакторы
✓ Игры-путешествия
✓ Обучение чтению, математике
✓ Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
✓ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
✓ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
✓ движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
✓ обладает стимулом познавательной активности детей;
✓ предоставляет возможность индивидуализации обучения;
✓ в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
✓ позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
✓ Недостаточная методическая подготовленность педагога
✓ Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
✓ Бесплановость, случайность применения ИКТ
✓ Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
•гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в комнатах психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
•Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
•постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
•подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
•оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
•заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
✓ игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
✓ группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
✓ группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
✓ группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Игровые технологии – являются фундаментом всего дошкольного образования. Игровые педагогические технологии – это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Целевые ориентиры игровых технологий:
✓ Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);
✓ Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);
✓ Самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
✓ Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).
Реализация игровых ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
✓ - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
✓ - деятельность подчиняется правилам игры;
✓ - учебный материал используется в качестве ее средства;
✓ - в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
✓ - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
✓ - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
✓ - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
✓ - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. ;
✓ - группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять вымысел от реального.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.
Игровые технологии помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества.
Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Отличительной особенностью развивающих игр Воскобовича являются:
1. Многофункциональность.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Вариативность.
В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
3. Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»
4. Широта использования.
Уникальность развивающих игр Воскобовича состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в, коррекционных учреждениях, детских развивающих центрах, институте родителей.
5. Широта возрастного диапазона участников игры.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.
6. Универсальность использования
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д.
Игры, направленные на логико-математическое развитие: Эта группа, пожалуй, самая многочисленная и к ней можно отнести следующие игровые пособия: "Геоконт-конструктор", "Геовизор" и "Игровизор", "Квадрат Воскобовича", "Чудо-крестики" и "Чудо-соты", "Кораблик «Брызг-Брызг», Плюх-Плюх", "Математические корзинки", "Восьмерка", эталоны цвета "Лепестки" и эталоны форм "Фонарики" и другие.
Самой известной игрой этой группы считается "Геоконт-конструктор". Пособие представляет собой игровое поле, на которое нанесены лучи-оси и геометрические фигуры, имеющие буквенные обозначения. В точках их пересечений закреплены специальные пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка этой уникальной координатной сетки имеет свой буквенно-цифровой адрес. Натягивая разноцветные резиночки-паутинки, входящие в игровой комплект, на чудо-гвоздики, ребенок может экспериментировать, создавая всевозможные пространственные фигуры и силуэты. Делать это можно как следуя предложенным образцам, так и воплощая собственные задумки.
Такая нехитрая манипуляция с резинками и точками координат знакомит малыша с начальными геометрическими знаниями, развивает сенсорные и познавательные способности. Учит называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя, трансформировать сложные геометрические фигуры. Вариантов игры с этим пособием множество. Например, ребенок может создавать фигуры по шифру. Для этого, вы незаметно для ребенка создаете на Геоконте свой силуэт, и записываете на листочке его буквенно-цифровое обозначение. А ребенок, должен будет, ориентируясь по вашим координатам, воссоздать задуманное вами изображение.
Еще одна интересная игра - головоломка - Квадрат Воскобовича или как его называют "Вечное оригами". Это квадратная основа из ткани, с наклеенными на нее треугольниками из плотного картона. Складывая ее по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок может создавать различные фигуры.
Целью всех игр, объединенных в эту группу, является их направленность на развитие мыслительных операций. В ходе игры дети манипулируют свойствами предметов, геометрическими фигурам и цифрами.
Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны. Играя в них, дети становятся раскрепащенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Развивающие игры Воскобовича способствуют:
Эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
Творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
Развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
Социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.
Художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Игры Воскобовича необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми.
Технология «Развивающих игр Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором развиваются сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления.
Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Но важно правильно подобрать методику, которая помогла бы решить задачу по развитию интеллекта дошкольников и заинтересовать не только педагогов, но и детей.
Методика Татьяны Григорьевны Харько «Сказки Фиолетового Леса» (сама автор данной методики является генеральным директором ООО «Центр развивающих игр и методик») с использованием развивающих игр Воскобовича полностью разработана с учетом Федеральных образовательных стандартов. Она разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбирать подарок для своих друзей и знакомых, когда лучше приходить в гости, как себя вести за столом и т. д.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
•Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
•Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
•Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Технология развивающего обучения
Предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Арт-технология
В последнее время все чаще педагогами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.
Современная Арт-терапия включает в себя следующие направления:
- изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;
- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями) и др.
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка. Арт-терапия более направлена на сам процесс творения, чем на конечный результат.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
•диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
•творчески думающим,
•владеющим современными технологиями образования,
•приемами психолого-педагогической диагностики,
•способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
•умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
•Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
•образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
•трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
•повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
•копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
•наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
•дипломы различных конкурсов;
•другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
•материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
•материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
•сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
•анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
•материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
•материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
• материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• в неделях педмастерства;
•в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
• авторские программы, методические разработки;
•творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
•планы по организации предметно-развивающей среды;
•эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж. Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж.
На небольшой промежуток времени обращения к этому феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культуры предприятий, а тем более корпоративной культуры в обр...
Современные дети - современные игры
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.Особое значение в дошкольных учреждени...
Консультация для педагогов "Современные дети - современные игры"
Цель консультации - познакомить воспитателей с влиянием современных игрушек на развитие игрового сюжета дошкольников и выявить задачи по совершенствованию игровой деятельности детей...
Современный учитель в современной школе.
В этом материале я рассуждаю отех трудностях ,с которыми сталкивается современный учитель в современной школе . И речь идет вовсе не омолодых специалистах -учителях начальной школы . С этими трудностя...
Лозунг сегодняшнего дня – «Современному ребенку - современного воспитателя!»
Моя профессия – воспитатель! Взгляд изнутри....
Родительское собрание "Современные дети, современные игры"
В ходе собрания родители знакомятся с ведущим видом деятельности современного ребенка-дошкольника – игрой....
Эссе на тему: «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века? Какие сложности характерны для сегодняшних дошколят? Можно ли современных дошкольников научить дружить и сотрудничать? Какие проблемы испытывают современные родител
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....